itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Косячить — это легко! В любой отрасли можно устроить феерический провал, а потом судорожно делать вид, что ничего не было и «вам показалось». Авиация не исключение. В 70-х годах в США умудрились не только спроектировать, но и построить истребитель, который даже не мог взлететь.

/
14K
21
11
127

Косячить — это легко! В любой отрасли можно устроить феерический провал, а потом судорожно делать вид, что ничего не было и «вам показалось». Авиация не исключение. В 70-х годах в США умудрились не только спроектировать, но и построить истребитель, который даже не мог взлететь.

Количество против качества

На флоте всегда любили большие корабли (опустим шутку о компенсации). Сначала это были многопушечные парусные линкоры, потом броненосцы, дредноуты. Наконец, на Олимп взобрались авианосцы. Эти гиганты, настоящие плавучие острова, стали символом военной мощи США. Но к концу 60-х годов к ним стали возникать вопросы.

Первый атомный авианосец USS Enterprise CVN-65 в сопровождении атомных же ракетных крейсеров. Настоящий символ американской морской мощи
Первый атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) в сопровождении атомных же ракетных крейсеров. Настоящий символ американской морской мощи

Каждый авианосец — а тем более супер-авианосец с атомным «сердцем», стоил очень немаленьких денег. Настолько немаленьких, что даже США могли позволить себе не больше полутора десятков таких махин. А на подходе стояли ещё более гигантские «Нимицы».

Конечно, у каждого из супер-авианосцев была огромная боевая мощь, но пользы от неё ноль, если их просто не хватит для контроля мирового океана. Да и Советский Союз не пожалеет ядерных снарядов на крылатых ракетах, чтобы притопить авианосец, начнись серьёзная заварушка.

И тогда вспомнили о забытом, но заслуженном классе — эскортных авианосцах.

Один из основных вариантов корабля обеспечения контроля моря SCS
Один из основных вариантов «корабля обеспечения контроля моря» (SCS)

Эти маленькие, но совсем не бесполезные корабли отлично проявили себя в годы Второй мировой войны. Теперь предлагалось вернуть их к жизни под названием Sea Control Ship (SCS, «корабль обеспечения контроля моря»). SCS не заменяли, а дополняли больших братьев, беря на себя более простые, но важные задачи. Найти советскую субмарину, поддержать наземные силы, провести разведку, прикрыть конвой — вот поле боя для SCS. Идею поддержали многие высшие чины.

SCS в варианте SWATH Small Waterplane Area Twin Hull, двухкорпусное судно с малой площадью сечения по ватерлинии
SCS в варианте SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull, «двухкорпусное судно с малой площадью сечения по ватерлинии»)

Истребитель вертикального взлёта

К 1972 году общую конфигурацию SCS определили. Авианосец должен был нести чуть меньше двух десятков вертолётов для борьбы с субмаринами и четыре «Харриера» для иных задач. Именно последние вызывали больше всего вопросов.

Для своего времени «Харриер» был машиной революционной, но назвать его выдающимся самолётом никак нельзя. Он казался неплохим для нанесения ударов по земле и ведения разведки, но не больше.

Откровенно говоря, в качестве истребителя «Харриер» был совсем никудышным.

Военным же хотелось, чтобы при случае SCS мог дать отпор и авиации. Значит, требовалась новая машина вертикального взлёта и посадки.

Доведённая до абсурда идея малого авианосца. Проект авианесущего катера фирмы Боинг
Доведённая до абсурда идея малого авианосца. Проект авианесущего катера фирмы «Боинг»

В том же 1972 году моряки выпустили требования к новому самолёту. Вертикальный взлёт и посадка, скорость в два Маха (двойная скорость звука, то есть около 2500 км/ч у поверхности земли. — Прим. ред), возможность ведения манёвренного воздушного боя и приличная дальность. Задачка была не из лёгких, но и прибыль сулила немалую.

Предложения поступали даже из Канады и ФРГ. Среди спроектированных машин были самые диковинные конструкции, от взлёта и посадки из вертикального положения до размещения специальных выдвижных двигателей для вертикального полёта.

Различные варианты истребителей-СВВП на 1972 год
Различные варианты истребителей-СВВП на 1972 год

В лидеры выбились три проекта. «Макдонелл-Дуглас» в сотрудничестве с британцами представили проект развития «Харриера» — AV-16. Правда, островитяне пытались протолкнуть и собственный проект, но их быстро окоротили — США не собирались спонсировать исключительно иностранного производителя.

AV-16 был эволюционным развитием AV-8 «Харриер». Больше груз, больше дальность плюс унификация со старыми машинами. Вот только сверхзвук так и не появился, да и в качестве истребителя AV-16 был не лучше простого AV-8. Но за проект держались морпехи. Им как раз импонировала возможность таскать больше бомб — и к чёрту сложности.

AV-16 от Макдонелл-Дуглас
AV-16 от «Макдонелл-Дуглас»

Второй вариант — Model 200 от «Конвэйр». При внимательном взгляде на этот самолёт вдруг вспоминаются Як-141 и F-35. Ко второму он и правда имеет некоторое отношение, да и яковлевцы не могли не видеть рекламные материалы по Model 200. Поворотное сопло, подъёмный двигатель за кабиной пилота. Кроме того, самолёт был красивый, а «красивые машины лучше летают». Model 200 полностью удовлетворял требованиям моряков, но был дороговатым и сложным.

Model 200 от Конвэйр
Model 200 от «Конвэйр»

И наконец, третий — NR-356 от «Рокуэлл», более известный как XFV-12. У фирмы имелся немалый опыт в проектировании СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки). Изначально она была фаворитом гонки.

По заверениям создателей, XFV-12 ничем не уступал Model 200, но был в два раза дешевле. Достигалось это за счёт использования элементов от серийных самолётов А-4 и F-4, а также при помощи оригинальной компоновки. Для вертикального взлёта использовалось простое поворотное сопло, а стабильность и дополнительную тягу создавали при помощи целого набора маленьких дополнительных сопел на крыле.

Назвали это красиво — «активным крылом». Схема была новой и неизученной, но в случае успеха флот получил бы очень сильную машину.

Схема работы активного крыла
Схема работы «активного крыла»

Цена обещаний

Весь проект SCS непрерывно подвергался критике, потому выбить денег на постройку сразу двух прототипов не удалось. Пришлось выбирать.

Решение приняли в пользу XFV-12 — он и дешевле, и в перспективе гораздо лучше.

Проблемы начались почти сразу с начала проектирования.

Машину выполнили по схеме «утка» (схема, в которой горизонтальное оперение ставится не на хвосте самолёта, как обычно, а впереди крыла. — Прим. ред.) с таким большим передним оперением, что впору было назвать её тандемом. Это придавало конструкции дикую нестабильность, и пришлось установить мощные компьютеры для помощи пилоту. На это дело уходил полезный вес, а цена поднималась.

Внутреннее устройство XFV-12
Внутреннее устройство XFV-12

Обычно с размещением вооружения проблем нет, точки подвеса под крылом — вот выбор авиастроителя. С XFV-12 всё не так просто — крыло одновременно выполняло и роль сопла. Ни ракету, ни бомбу под ним не подвесишь. Пришлось извращаться и размещать крепления под фюзеляжем и на законцовках крыла. Понятное дело, это не удешевило проект, а заодно серьёзно ударило по возможностям бомбардировки наземных целей.

Сборка XFV-12. Хорошо видно конструкцию активного крыла
Сборка XFV-12. Хорошо видно конструкцию «активного крыла»

От унификации тоже осталось немного — по сути, лишь нос от штурмовика А-4. Цена на XFV-12 стала как у проекта Model 200. Но оставался последний аргумент. Продувка машины в аэродинамической трубе и расчёты обещали запредельные характеристики. Скорость не хуже, чем у F-4 — при манёвренности лучше, чем у МиГ-21.

Мечта, а не самолёт.

Прототип XFV-12 готовится к испытаниям
Прототип XFV-12 готовится к испытаниям

К 1977 году прототип был готов. Его поместили на специальный испытательный стенд и… оказалось, что мощности не хватает для вертикального взлёта даже пустой машины. «Активное крыло» создавало минимальную дополнительную тягу. Взлёт требовал неприлично длинного разбега, и ни о каком авианосном базировании не могло быть и речи.

Флот сразу же исключил программу из списков перспективных и сделал вид, что её и не было. Целых четыре года «Рокуэлл» пытались заставить машину взлететь, но безуспешно. Наконец, в 1981 году труп перестали мучить и свернули все работы. И ещё долго флотские не финансировали никаких новых работ по СВВП нового поколения, относясь к ним с подозрением.

Стенд для испытаний тяги на взлёте. Место, где закончилась история XFV-12
Стенд для испытаний тяги на взлёте. Место, где закончилась история XFV-12

«Крушение» XFV-12 ударило и по SCS. Да, за цену одного супер-авианосца можно построить восемь маленьких. Но какая от этого польза, если для их уничтожения хватит одного Ту-22, и защититься они не смогут? Официально работы над эскортными авианосцами нового поколения прекратили, но их отголоски нашли выражение в размещении СВВП на десантных кораблях. Дальний потомок Model 200 от «Конвэйр», F-35, рассматривают в качестве кандидата для базирования на них.

Недаром говорят, что история ходит по кругу.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

17K
62
32
684
Красный снег: странная победа 1812 года

Битва под Красным в ноябре 1812 года до сих пор остаётся каким-то потерянным ребёнком Наполеоники. Сражение, в котором французы потеряли десятки тысяч людей, одно из крупнейших во всей кампании, регулярно провозглашается то ли трагикомедией ошибок и упущенных возможностей, то ли вообще провалом русских войск и персонально Кутузова. Но что там вообще произошло?

14K
130
91
882
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

14K
37
1
460
Балатонские храбрецы: как советские артиллеристы остановили немцев

В марте 1945 года немцы начали последнее крупное наступление. В районе венгерского озера Балатон в атаку двинулась 6-я танковая армия СС. Своих танков у фронта Толбухина было мало, резервы требовались для движения на Вену. Останавливать немецкие танки выпало артиллеристам.

13K
66
31
793
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

11K
50
57
336
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

11K
50
38
367
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
42
32
163
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
63
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

230K
100
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
63
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

117K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
44
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346