История одного факапа: как построить бесполезный истребитель

Косячить — это легко! В любой отрасли можно устроить феерический провал, а потом судорожно делать вид, что ничего не было и «вам показалось». Авиация не исключение. В 70-х годах в США умудрились не только спроектировать, но и построить истребитель, который даже не мог взлететь.

/
13K
19
11
127

Косячить — это легко! В любой отрасли можно устроить феерический провал, а потом судорожно делать вид, что ничего не было и «вам показалось». Авиация не исключение. В 70-х годах в США умудрились не только спроектировать, но и построить истребитель, который даже не мог взлететь.

Количество против качества

На флоте всегда любили большие корабли (опустим шутку о компенсации). Сначала это были многопушечные парусные линкоры, потом броненосцы, дредноуты. Наконец, на Олимп взобрались авианосцы. Эти гиганты, настоящие плавучие острова, стали символом военной мощи США. Но к концу 60-х годов к ним стали возникать вопросы.

Первый атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) в сопровождении атомных же ракетных крейсеров. Настоящий символ американской морской мощи

Каждый авианосец — а тем более супер-авианосец с атомным «сердцем», стоил очень немаленьких денег. Настолько немаленьких, что даже США могли позволить себе не больше полутора десятков таких махин. А на подходе стояли ещё более гигантские «Нимицы».

Конечно, у каждого из супер-авианосцев была огромная боевая мощь, но пользы от неё ноль, если их просто не хватит для контроля мирового океана. Да и Советский Союз не пожалеет ядерных снарядов на крылатых ракетах, чтобы притопить авианосец, начнись серьёзная заварушка.

И тогда вспомнили о забытом, но заслуженном классе — эскортных авианосцах.

Один из основных вариантов «корабля обеспечения контроля моря» (SCS)

Эти маленькие, но совсем не бесполезные корабли отлично проявили себя в годы Второй мировой войны. Теперь предлагалось вернуть их к жизни под названием Sea Control Ship (SCS, «корабль обеспечения контроля моря»). SCS не заменяли, а дополняли больших братьев, беря на себя более простые, но важные задачи. Найти советскую субмарину, поддержать наземные силы, провести разведку, прикрыть конвой — вот поле боя для SCS. Идею поддержали многие высшие чины.

SCS в варианте SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull, «двухкорпусное судно с малой площадью сечения по ватерлинии»)

Истребитель вертикального взлёта

К 1972 году общую конфигурацию SCS определили. Авианосец должен был нести чуть меньше двух десятков вертолётов для борьбы с субмаринами и четыре «Харриера» для иных задач. Именно последние вызывали больше всего вопросов.

Для своего времени «Харриер» был машиной революционной, но назвать его выдающимся самолётом никак нельзя. Он казался неплохим для нанесения ударов по земле и ведения разведки, но не больше.

Откровенно говоря, в качестве истребителя «Харриер» был совсем никудышным.

Военным же хотелось, чтобы при случае SCS мог дать отпор и авиации. Значит, требовалась новая машина вертикального взлёта и посадки.

Доведённая до абсурда идея малого авианосца. Проект авианесущего катера фирмы «Боинг»

В том же 1972 году моряки выпустили требования к новому самолёту. Вертикальный взлёт и посадка, скорость в два Маха (двойная скорость звука, то есть около 2500 км/ч у поверхности земли. — Прим. ред), возможность ведения манёвренного воздушного боя и приличная дальность. Задачка была не из лёгких, но и прибыль сулила немалую.

Предложения поступали даже из Канады и ФРГ. Среди спроектированных машин были самые диковинные конструкции, от взлёта и посадки из вертикального положения до размещения специальных выдвижных двигателей для вертикального полёта.

Различные варианты истребителей-СВВП на 1972 год

В лидеры выбились три проекта. «Макдонелл-Дуглас» в сотрудничестве с британцами представили проект развития «Харриера» — AV-16. Правда, островитяне пытались протолкнуть и собственный проект, но их быстро окоротили — США не собирались спонсировать исключительно иностранного производителя.

AV-16 был эволюционным развитием AV-8 «Харриер». Больше груз, больше дальность плюс унификация со старыми машинами. Вот только сверхзвук так и не появился, да и в качестве истребителя AV-16 был не лучше простого AV-8. Но за проект держались морпехи. Им как раз импонировала возможность таскать больше бомб — и к чёрту сложности.

AV-16 от «Макдонелл-Дуглас»

Второй вариант — Model 200 от «Конвэйр». При внимательном взгляде на этот самолёт вдруг вспоминаются Як-141 и F-35. Ко второму он и правда имеет некоторое отношение, да и яковлевцы не могли не видеть рекламные материалы по Model 200. Поворотное сопло, подъёмный двигатель за кабиной пилота. Кроме того, самолёт был красивый, а «красивые машины лучше летают». Model 200 полностью удовлетворял требованиям моряков, но был дороговатым и сложным.

Model 200 от «Конвэйр»

И наконец, третий — NR-356 от «Рокуэлл», более известный как XFV-12. У фирмы имелся немалый опыт в проектировании СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки). Изначально она была фаворитом гонки.

По заверениям создателей, XFV-12 ничем не уступал Model 200, но был в два раза дешевле. Достигалось это за счёт использования элементов от серийных самолётов А-4 и F-4, а также при помощи оригинальной компоновки. Для вертикального взлёта использовалось простое поворотное сопло, а стабильность и дополнительную тягу создавали при помощи целого набора маленьких дополнительных сопел на крыле.

Назвали это красиво — «активным крылом». Схема была новой и неизученной, но в случае успеха флот получил бы очень сильную машину.

Схема работы «активного крыла»

Цена обещаний

Весь проект SCS непрерывно подвергался критике, потому выбить денег на постройку сразу двух прототипов не удалось. Пришлось выбирать.

Решение приняли в пользу XFV-12 — он и дешевле, и в перспективе гораздо лучше.

Проблемы начались почти сразу с начала проектирования.

Машину выполнили по схеме «утка» (схема, в которой горизонтальное оперение ставится не на хвосте самолёта, как обычно, а впереди крыла. — Прим. ред.) с таким большим передним оперением, что впору было назвать её тандемом. Это придавало конструкции дикую нестабильность, и пришлось установить мощные компьютеры для помощи пилоту. На это дело уходил полезный вес, а цена поднималась.

Внутреннее устройство XFV-12

Обычно с размещением вооружения проблем нет, точки подвеса под крылом — вот выбор авиастроителя. С XFV-12 всё не так просто — крыло одновременно выполняло и роль сопла. Ни ракету, ни бомбу под ним не подвесишь. Пришлось извращаться и размещать крепления под фюзеляжем и на законцовках крыла. Понятное дело, это не удешевило проект, а заодно серьёзно ударило по возможностям бомбардировки наземных целей.

Сборка XFV-12. Хорошо видно конструкцию «активного крыла»

От унификации тоже осталось немного — по сути, лишь нос от штурмовика А-4. Цена на XFV-12 стала как у проекта Model 200. Но оставался последний аргумент. Продувка машины в аэродинамической трубе и расчёты обещали запредельные характеристики. Скорость не хуже, чем у F-4 — при манёвренности лучше, чем у МиГ-21.

Мечта, а не самолёт.

Прототип XFV-12 готовится к испытаниям

К 1977 году прототип был готов. Его поместили на специальный испытательный стенд и… оказалось, что мощности не хватает для вертикального взлёта даже пустой машины. «Активное крыло» создавало минимальную дополнительную тягу. Взлёт требовал неприлично длинного разбега, и ни о каком авианосном базировании не могло быть и речи.

Флот сразу же исключил программу из списков перспективных и сделал вид, что её и не было. Целых четыре года «Рокуэлл» пытались заставить машину взлететь, но безуспешно. Наконец, в 1981 году труп перестали мучить и свернули все работы. И ещё долго флотские не финансировали никаких новых работ по СВВП нового поколения, относясь к ним с подозрением.

Стенд для испытаний тяги на взлёте. Место, где закончилась история XFV-12

«Крушение» XFV-12 ударило и по SCS. Да, за цену одного супер-авианосца можно построить восемь маленьких. Но какая от этого польза, если для их уничтожения хватит одного Ту-22, и защититься они не смогут? Официально работы над эскортными авианосцами нового поколения прекратили, но их отголоски нашли выражение в размещении СВВП на десантных кораблях. Дальний потомок Model 200 от «Конвэйр», F-35, рассматривают в качестве кандидата для базирования на них.

Недаром говорят, что история ходит по кругу.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

17K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

44K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

30K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

37K
53
75
1.7K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

20K
54
56
784
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

19K
38
28
279
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
22
502
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

18K
52
41
678
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
42
11
247
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

17K
47
52
1.5K
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

17K
56
25
543
Тест: кто вы в Тридцатилетней войне?

Эта война сотрясала Европу с 1618-го до 1648 года, унесла миллионы жизней, перепахала весь Старый Свет и превратила целые страны в разорённые пустоши. На её полях сражались армии всей Европы и даже литературные персонажи — от трёх мушкетёров и шевалье д’Артаньяна до капитана Диего Алатристе. Пройдите наш тест и узнайте, в какой армии вы могли воевать.

16K
11
25
375
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

64K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

50K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

190K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

102K
57
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679