Конституция США: менять нельзя оставить

Just do it

Как известно, США — республика президентская, и полномочия у президента весьма широкие. С него и начнём.

Президенту в Конституции США посвящена статья II. Её второй раздел говорит, что президент является главнокомандующим армией и флотом, а также милицией в некоторых штатах — в случае, если ту призовут на действительную службу.

Президент командует войсками, но войну объявляет конгресс. Неужели нельзя повоевать без формальностей и проволочек? В теории вопрос спорный. Строго говоря, объявления войны как такового давным-давно в мире нет.

Но на практике президент Трамп выпустил крылатые ракеты по целям в Сирии в апреле 2017 без одобрения двумя третями Конгресса. И он был далеко не первый. Президент Обама нанёс авиаудары по Ливии в 2011 году — точно так же, как и президент Рейган в 1986-м. В 1989 году президент Буш-старший «восстанавливал демократию» в Панаме.

Американские солдаты высаживаются в Сантьяго, Панама, 20 декабря 1989 года

Перечень можно продолжать долго.

Главная идея — президент США может отдать приказ о проведении военной операции, никого не спросив.

Почему? Потому что президент командует войсками как в военное время — когда конгресс объявляет кому-то войну, — так и в мирное. Войны нет, мы просто сбросим бомбы. Проблемы? Юридически никаких.

Командовать и распоряжаться войсками по своему усмотрению — конституционное полномочие президента США.

Keep it simple, stupid

Однако президент не всесильный и даже в Конституции стоит на втором месте. Статья I, самая объёмная, посвящена конгрессу. Особый интерес представляет раздел 8, согласно которому конгресс вправе объявлять войну. Но объявлял он её только пять раз. В 1812-м — Британии, в 1846-м — Мексике, в 1898-м — Испании, в 1917-м — Германии. Вторая мировая идёт «пакетом»: в 1941 году конгресс объявил войну Германии, Японии и Италии, а в 1942-м ещё и Венгрии, Болгарии и Румынии. С тех пор США войны больше не объявляли.

Ведь процедура объявления войны крайне обременительная. Среди прочего, она инициирует пакет законодательных актов, который должен позволить президенту руководить гражданской промышленностью, а также проводить интернирование (принудительное задержание, переселение или иное ограничение свободы передвижения) иностранных граждан.

Пока конгресс проголосует и одобрит, война может уже закончиться.

Поэтому есть упрощённая процедура. Конгресс может принять резолюцию, наделяющую президента правом отправлять за рубеж крупные военные формирования с целью «сделать всё необходимое». Примером является Тонкинская резолюция 1964 года, ознаменовавшая вступление США в конфликт во Вьетнаме.

Президент Линдон Джонсон подписывает Тонкинскую резолюцию в Белом Доме, 10 августа 1964 года (источник фото)

Также в полномочия конгресса входит формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот, а также издавать правила управления сухопутными и военно-морскими силами. Отдельные штаты не имеют права вести войну, содержать войска и военные корабли в мирное время без согласия конгресса.

Кстати, в статье III Конституции говорится, что ведение войны против США, а также присоединение к врагам США и их поддержка являются государственной изменой.

When reason fails, force prevails

В 1973 году, чтобы ограничить полномочия президента, конгресс принял Закон о полномочиях в условиях военного времени. В законе предусматривается, что президент должен отражать нападения на США, а также вправе направить вооруженные силы за границу в случае объявления войны, либо в случае «национальной чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие нападения на США, их территории, имущество или вооруженные силы».

В течение 48 часов президент обязан уведомить конгресс, что вооруженные силы были задействованы в той или иной операции — кстати, её длительность не должна превышать 60 дней (в исключительных случях — 90). Если требуется больше времени, необходимо согласие конгресса.

В 2001 году конгресс издал ещё один документ с названием «Разрешение на использование военной силы» с целью наказать организаторов теракта 11 сентября и любых «связанных с ними сил». Разрешение предоставило президенту право использовать всю «необходимую и надлежащую силу» против тех, кто «планировал, организовывал, совершал или помогал совершать» теракт или укрывает указанных лиц.

Объединённая сессия конгресса приветствует президента Джорджа Буша-младшего, 20 сентября 2001 (источник фото)

В декабре 2016 года администрация президента США опубликовала краткую интерпретацию акта — разрешение от конгресса на применение силы против «Аль-Каиды» и других террористических организаций. «Другие террористические организации» — отличный предлог, который использовали для ведения военных действий в десятке самых различных стран.

То есть попытки ограничения полномочий в результате обернулись их расширением.

Have it your way

Однако объявление войны — это ещё не все. Всё в том же восьмом разделе статьи I конгресс наделяется правом выдавать каперские свидетельства. Также конгресс сам устанавливает правила, касающиеся захвата трофеев на суше и на море.

Мимоходом отметим, что США не подписали ни Декларацию о принципах морского международного права 1856 года, в которой каперство запретили, ни Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Это стоит иметь в виду всем, желающим повоевать с США на море.

Сейчас каперские свидетельства не выдаются, но нет ничего, что могло бы формально помешать конгрессу выдать их завтра.

И такие идеи, кстати, озвучивались уже в XXI веке. Существовал законопроект, который в итоге не приняли — но он позволил бы президенту выдавать каперские свидетельства «частным лицам для захвата определенных лиц и их имущества за пределами территории США».

Напомним, каперство — это не пиратство. Про него в Конституции тоже упоминается, всё в том же восьмом разделе статьи I. Конгресс сам определяет, что является пиратством, а что нет. И как наказывать пиратов — тоже решает конгресс. Более того, он же взял на себя труд карать преступления, совершаемые в открытом море, хотя оно находится вне его юрисдикции.

An armed man is a citizen, an unarmed man is a slave

Милиция или ополчение, — отдельная, весьма популярная тема в США. В Конституции упоминается несколько раз и существует до сих пор.

Конституция уполномочила конгресс организовывать, вооружать и обучать эту национальную военную силу, которую можно использовать на службе Соединенным Штатам. Хотя за штатами остаётся право назначения должностных лиц милиции, общие требования к подготовке и дисциплине предъявляет конгресс.

Но Конституция 1787 года — это ещё далеко не всё. Её нельзя рассматривать без 27 поправок, первые десять из которых называются «Билль о правах».

Самая знаменитая из поправок, конечно же, вторая. Она разрешает хранить и носить оружие, а изначально задумывалась для организованной милиции, которая должна была защищать свободных американцев от… ну хотя бы от тех же британцев, которые только спят и видят, как бы напасть на США. Позже, когда окончательно выяснилось, что британцы ни о чём таком не мечтают, верховный суд постановил, что вторая поправка распространяется и на отдельных лиц, а не только на милицейские отряды.

Конституцию в США называют «живой» — то есть, она может меняться, подобно живому организму. Впрочем, с тем же успехом её можно назвать «резиновой» — превосходно гнётся под любую политическую конъюнктуру и может быть притянутой к любой ситуации.

Наверно, в этом и кроется секрет её «вечной молодости».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий