Великая Отечественная

Таллинская катастрофа: как балтийцы отступали к Кронштадту

Это рассказ об одном из самых драматичных эпизодов в истории советского флота. Когда плохо организованная эвакуация и ошибки командиров стоили тысяч жизней моряков-балтийцев и почти четверти вышедших в море кораблей. Потери Балтфлота в августе 41-го превзошли потери крайне неудачного для российского флота Цусимского сражения.
/
6.2K
16
16
111
Это рассказ об одном из самых драматичных эпизодов в истории советского флота. Когда плохо организованная эвакуация и ошибки командиров стоили тысяч жизней моряков-балтийцев и почти четверти вышедших в море кораблей. Потери Балтфлота в августе 41-го превзошли потери крайне неудачного для российского флота Цусимского сражения.

Положение дел летом 1941 года было хуже некуда. Стремительное наступление немецких войск привело к угрозе скорой потери всей Прибалтики. Самую большую опасность представляла утрата морской базы в Таллине, где находились основные силы Балтийского флота.

Опасения подтвердились. Уже 7 августа немцы дошли до берега Финского залива в районе Нарвы и отрезали сухопутное сообщение с Таллином, гарнизон которого всё ещё удерживал оборону вокруг города.

Эвакуация под огнём противника

То, что рубежи Таллина держались, было настоящим чудом. Войск для обороны города не хватало. Попытки использовать в качестве пехоты матросов оказались почти бесполезными: они были совершенно не обучены для действий на суше и потому несли тяжёлые потери. Фактически немцев останавливал только огонь крупнокалиберных орудий флота, но даже их мощь не могла долго сдерживать наступление врага.

26 августа командующий Балтфлотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил из Москвы приказ эвакуировать флот в Кронштадт. В данной ситуации это был единственно возможный выход. Финская база в Ханко ещё держалась, но не смогла бы принять все корабли. А других вариантов не было.

(Источник фото)

Командование предполагало, что будут сформированы три боевых отряда, которые прикроют отход четырёх конвоев. Планы операции составляли в спешке и проработали очень плохо. Более пятидесяти судов не попали в списки конвоев, хотя и участвовали в прорыве де факто. Некоторые корабли отходили полупустыми, в то время как на иных не хватало свободного места.

Эвакуация или бегство?

Эвакуация стартовала 27 августа. Одновременно с этим начали уничтожать оставляемое в Таллине имущество.

Налёты неприятельской авиации вызвали пожары, несколько кораблей балтийцы потеряли прямо у причалов.

В результате из-за спешки и неразберихи более одиннадцати тысяч солдат не погрузили на транспорты. Они остались на берегу и оказались взяты в плен.

Немецкое командование узнало об эвакуации, отдало приказ не допустить отступления в Кронштадт, а уничтожить советский флот в море соединёнными силами авиации и флота.

В отряде главных сил шли лучшие корабли Балтфлота — крейсер «Киров» и лидер эсминцев «Ленинград». На крейсере находилось командование флота, правительство Эстонской ССР и казна республики.

Лидер эсминцев Балтийского флота «Ленинград» (источник фото)

Остальные два отряда были слабее, но в каждом имелись эсминцы и катера. Каждый конвой дополнительно имел собственные силы охранения. Казалось, что совсем короткий морской путь такие силы пройдут без особых проблем. Тем более, что немцы тоже отличились неорганизованностью и не смогли обеспечить присутствие в районе должных сил своего флота. А вместо морской авиации на охоту за кораблями отправили обычные силы люфтваффе.

28 августа корабли конвоя вышли в море.

Флот попадает на мины

Неприятности не заставили себя ждать. Оказалось, что немцы успели незаметно заминировать подходы к Кронштадту. Другой проблемой стали атаки вражеской авиации и торпедных катеров.

Первые четыре корабля, в том числе штабное судно Балтфлота «Вирония», были потеряны ещё до наступления сумерек.

Если днём тральщики справлялись со своими задачами, то ночью обезвредить смертоносные «бочки» было сложнее. Корабли подошли к зоне плотного минного заграждения. А тральщики теряли тралы и уже не могли защитить конвой.

Во время перехода

Множество кораблей тонуло, находившиеся на них люди — сотни моряков-балтийцев — оказывались в воде. Двигающиеся в конвоях суда не могли остановиться, чтобы оказать им помощь. Да и многие капитаны боялись отойти в сторону от проложенного курса — ведь кругом мины.

Спасение тонущих поручили лёгким кораблям и катерам. Но бо́льшая часть моряков, находившихся на повреждённых кораблях, погибла.

Авангард флота потерян

Чтобы защититься от мин, матросам пришлось взяться за шесты и весла и ими отталкивать плавающую смерть от борта каждого судна. Это стало настоящим подвигом балтийцев. Но такой героизм не потребовался бы, если бы работа тральщиков оказалась хорошо организована.

Свою роль сыграли и опасения флотского командования за главный отряд и флагманский корабль. Отряд прикрытия основных сил вообще потерял свои тральщики и двигался вперед, положившись лишь на удачу. А его тральщики в это время остались «на усиление» защиты крейсера «Киров».

Арьергард, согласно плану перехода, вообще не получил тральщиков. Предполагалось, что он пройдёт по уже очищенному от мин пути. Но реальность в корне поменяла всё.

Когда стало ясно, что идти вперёд невозможно, корабли по приказу Трибуца встали на ночную стоянку.

Адмирал Владимир Трибуц

Часть кораблей, идущих в арьергарде, сделала остановку прямо посреди мин. Многие из которых были ранее срезаны тралами, но не обезврежены и свободно плавали по поверхности моря, угрожая взорваться от любого столкновения.

В результате, к ночи 28 августа арьергард фактически перестал существовать. Почти все его суда погибли.

Потери, которые понёс флот в первый день и ночь, были огромны: восемь эсминцев получили сильные повреждения, пять из них потеряли, затонуло множество других боевых кораблей и транспортов.

Люфтваффе начинает охоту за кораблями

С утра 29 августа выяснилось, что приказ остановиться был серьёзной ошибкой. Хотя советские корабли уже утром покинули зоны минных заграждений, они столкнулись с новой, не меньшей опасностью.

Немцы теперь отлично знали, где находятся советские корабли, и подтянули на побережье значительные силы авиации. На эвакуируемые боевые единицы начались непрерывные авианалёты.

Сил ПВО флота оказалось недостаточно для защиты — немецким лётчикам почти ничто не мешало топить суда, идущие по открытому морю.

Боевой порядок флота окончательно распался, и организованная эвакуация превратилась в бегство. Если 28 августа немцы потопили множество боевых кораблей, то 29 августа их основной целью стали транспорты, на которых ждали спасения тысячи людей.

Крейсер «Киров»

Не спасло ситуацию и вхождение кораблей в зону действия советской авиации. Истребителей для борьбы с силами люфтваффе было явно недостаточно, а советские лётчики сильно уступали в навыках немецким. За два дня непрерывных боевых вылетов нацисты потеряли всего два бомбардировщика.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Оценки немецких потерь разнятся. По одним данным, советскими моряками и лётчиками было уничтожено семь бомбардировщиков и три разведывательных самолёта. По другим — немцы потеряли всего три машины. Одну от корабельных зениток, одну в бою с советскими истребителями, и ещё одна разбилась при посадке (из-за чего в список боевых потерь часто не включается).

Спасение

К счастью, неподалёку от пути следования конвоев находилась советская база на острове Гогланд. Там удалось спастись более чем шести тысячам человек. Ещё девять тысяч подобрали в море уцелевшие корабли и катера.

Отряд главных сил во главе с крейсером «Киров» оторвался от преследования вражеской авиации и первым прибыл в Кронштадт днём 29 августа. К вечеру туда же пришёл отряд прикрытия. Транспорты же продолжали прибывать в порт до 30 августа. Всё это время в воздухе господствовала немецкая авиация.

Всего за время перехода балтийцы потеряли 62 корабля и около десяти тысяч человек. Потери флота в те дни превзошли утраты, понесённые в ходе крайне неудачного Цусимского сражения.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

В количестве людских потерь согласия между источниками нет. Фигурируют цифры от пяти до восемнадцати (!) тысяч погибших.

Несмотря на многочисленные ошибки и фактическое бегство с поля боя, адмирал Трибуц не понёс никакого наказания за Таллинскую катастрофу. Впрочем, Балтфлот сохранил боеспособность и вскоре принял участие в боевых действиях.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Зееловские высоты: наперегонки с янки
Путь в историю для Зееловских высот начался в конце марта 1945 года, когда в Кремле получили неожиданный ответ на вопрос «а что там у союзников?». Вместо привычного, успокаивающего «медленно, но уверенно», громом грянуло «янки несутся на всех парах к Берлину». Как Красная армия проломила последний рубеж обороны немцев — читайте в статье Алексея Исаева на WARHEAD.SU.
23K
52
26
582
Эти «жу-жу» — неспроста, или отчаянные самоходки под Берлином
Дебют лёгких самоходок СУ-76 в 43-м удачным назвать было сложно. В этом сыграли роль и техническая недоведённость первых машин, и неумение командиров применять лёгкие САУ. В результате прозвища «Жу-жу» или «Коломбина» стали одними из наиболее мягких и цензурных фронтовых кличек СУ-76. Но в 45-м всё уже было иначе…
34K
52
3
500
Павший за Прагу: вечно слушать звон
Перезвон колоколов с часовой башни Пражской Лореты звучит уже более 300 лет. Играл он и 9 мая 1945-го, под грохот стрельбы и разрывы снарядов. Бой за Прагу был недолог — уже к полудню выстрелы стихли. Но даже в коротком бою не обходится без потерь. Освобождавший город солдат Беляков, очарованный колокольным звоном, навсегда остался в Праге.
13K
21
0
357
Не надо так! Или лучший способ испортить День Победы
День Победы стоит особняком от всех праздников. Это очень горький, невероятно личный и в то же время объединяющий всех нас день. Однако для многих маркетологов 9 мая — это просто повод провести какую-нибудь акцию. WARHEAD.SU собрал примеры самых ужасных способов нажиться на празднике.
34K
33
38
598
День Победы: почему мы празднуем 9 мая, а не скорбим 8-го?
Весь мир 8 мая отмечает день памяти и скорби, и только мы — 9 мая и день Победы. Этот рефрен повторяется год за годом, и массовое непонимание растёт всё сильнее. Давайте тщательно разберём, что и к чему.
45K
44
25
1K
Финальная точка войны: штурмовые группы в Берлине
«Скажи, что это дерево — русский солдат, и немец по нему бьёт». Нацисты в Берлине готовились сражаться до последнего. Как их удалось победить? Как действовали штурмовые группы в столице Третьего рейха? И чем были вооружены? Сейчас расскажем.
32K
36
14
523
«Войско польско Берлин брало…», или польский вклад в Победу

«Войско польско Берлин брало, а российско помогало», — гласит старый ироничный стишок. Однако поляки действительно приняли самое активное участие и в Берлинской наступательной операции, и, собственно, во взятии столицы Третьего рейха. Польский солдат дошёл до Берлина вместе с русским и заслуженно поднял над городом свой флаг. Рядом с советским.

23K
28
16
394
Из двух столиц: куда поехать 9 мая?
Великая Отечественная вплотную подступила к Москве и Санкт-Петербургу, оставив после себя тяжёлую и зримую память. Сегодня можно с лёгкостью прикоснуться к истории — на том месте, где она творилась. Мы расскажем, куда на один день стоит поехать 9 мая, чтобы проникнуться духом дня Победы.
6.3K
7
2
108
Неочевидная Победа: почему мы не проиграли?
По формальным показателям Советский Союз должен был проиграть во Второй мировой войне. Но реальность оказалась совсем другой. Почему же наша страна вышла победительницей, опровергнув расчёты? Есть несколько причин.
49K
47
85
1.8K
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
517
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

22K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
443
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
145
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
52K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

46K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679