itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Таллинская катастрофа: как балтийцы отступали к Кронштадту

Это рассказ об одном из самых драматичных эпизодов в истории советского флота. Когда плохо организованная эвакуация и ошибки командиров стоили тысяч жизней моряков-балтийцев и почти четверти вышедших в море кораблей. Потери Балтфлота в августе 41-го превзошли потери крайне неудачного для российского флота Цусимского сражения.

Это рассказ об одном из самых драматичных эпизодов в истории советского флота. Когда плохо организованная эвакуация и ошибки командиров стоили тысяч жизней моряков-балтийцев и почти четверти вышедших в море кораблей. Потери Балтфлота в августе 41-го превзошли потери крайне неудачного для российского флота Цусимского сражения.
/
6.9K
18
16
111

Это рассказ об одном из самых драматичных эпизодов в истории советского флота. Когда плохо организованная эвакуация и ошибки командиров стоили тысяч жизней моряков-балтийцев и почти четверти вышедших в море кораблей. Потери Балтфлота в августе 41-го превзошли потери крайне неудачного для российского флота Цусимского сражения.

Положение дел летом 1941 года было хуже некуда. Стремительное наступление немецких войск привело к угрозе скорой потери всей Прибалтики. Самую большую опасность представляла утрата морской базы в Таллине, где находились основные силы Балтийского флота.

Опасения подтвердились. Уже 7 августа немцы дошли до берега Финского залива в районе Нарвы и отрезали сухопутное сообщение с Таллином, гарнизон которого всё ещё удерживал оборону вокруг города.

Эвакуация под огнём противника

То, что рубежи Таллина держались, было настоящим чудом. Войск для обороны города не хватало. Попытки использовать в качестве пехоты матросов оказались почти бесполезными: они были совершенно не обучены для действий на суше и потому несли тяжёлые потери. Фактически немцев останавливал только огонь крупнокалиберных орудий флота, но даже их мощь не могла долго сдерживать наступление врага.

26 августа командующий Балтфлотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил из Москвы приказ эвакуировать флот в Кронштадт. В данной ситуации это был единственно возможный выход. Финская база в Ханко ещё держалась, но не смогла бы принять все корабли. А других вариантов не было.

Таллинская катастрофа: как балтийцы отступали к Кронштадту
(Источник фото)

Командование предполагало, что будут сформированы три боевых отряда, которые прикроют отход четырёх конвоев. Планы операции составляли в спешке и проработали очень плохо. Более пятидесяти судов не попали в списки конвоев, хотя и участвовали в прорыве де факто. Некоторые корабли отходили полупустыми, в то время как на иных не хватало свободного места.

Эвакуация или бегство?

Эвакуация стартовала 27 августа. Одновременно с этим начали уничтожать оставляемое в Таллине имущество.

Налёты неприятельской авиации вызвали пожары, несколько кораблей балтийцы потеряли прямо у причалов.

В результате из-за спешки и неразберихи более одиннадцати тысяч солдат не погрузили на транспорты. Они остались на берегу и оказались взяты в плен.

Немецкое командование узнало об эвакуации, отдало приказ не допустить отступления в Кронштадт, а уничтожить советский флот в море соединёнными силами авиации и флота.

В отряде главных сил шли лучшие корабли Балтфлота — крейсер «Киров» и лидер эсминцев «Ленинград». На крейсере находилось командование флота, правительство Эстонской ССР и казна республики.

Лидер эсминцев Балтийского флота Ленинград
Лидер эсминцев Балтийского флота «Ленинград» (источник фото)

Остальные два отряда были слабее, но в каждом имелись эсминцы и катера. Каждый конвой дополнительно имел собственные силы охранения. Казалось, что совсем короткий морской путь такие силы пройдут без особых проблем. Тем более, что немцы тоже отличились неорганизованностью и не смогли обеспечить присутствие в районе должных сил своего флота. А вместо морской авиации на охоту за кораблями отправили обычные силы люфтваффе.

28 августа корабли конвоя вышли в море.

Флот попадает на мины

Неприятности не заставили себя ждать. Оказалось, что немцы успели незаметно заминировать подходы к Кронштадту. Другой проблемой стали атаки вражеской авиации и торпедных катеров.

Первые четыре корабля, в том числе штабное судно Балтфлота «Вирония», были потеряны ещё до наступления сумерек.

Если днём тральщики справлялись со своими задачами, то ночью обезвредить смертоносные «бочки» было сложнее. Корабли подошли к зоне плотного минного заграждения. А тральщики теряли тралы и уже не могли защитить конвой.

Во время перехода
Во время перехода

Множество кораблей тонуло, находившиеся на них люди — сотни моряков-балтийцев — оказывались в воде. Двигающиеся в конвоях суда не могли остановиться, чтобы оказать им помощь. Да и многие капитаны боялись отойти в сторону от проложенного курса — ведь кругом мины.

Спасение тонущих поручили лёгким кораблям и катерам. Но бо́льшая часть моряков, находившихся на повреждённых кораблях, погибла.

Авангард флота потерян

Чтобы защититься от мин, матросам пришлось взяться за шесты и весла и ими отталкивать плавающую смерть от борта каждого судна. Это стало настоящим подвигом балтийцев. Но такой героизм не потребовался бы, если бы работа тральщиков оказалась хорошо организована.

Свою роль сыграли и опасения флотского командования за главный отряд и флагманский корабль. Отряд прикрытия основных сил вообще потерял свои тральщики и двигался вперед, положившись лишь на удачу. А его тральщики в это время остались «на усиление» защиты крейсера «Киров».

Арьергард, согласно плану перехода, вообще не получил тральщиков. Предполагалось, что он пройдёт по уже очищенному от мин пути. Но реальность в корне поменяла всё.

Когда стало ясно, что идти вперёд невозможно, корабли по приказу Трибуца встали на ночную стоянку.

Адмирал Владимир Трибуц
Адмирал Владимир Трибуц

Часть кораблей, идущих в арьергарде, сделала остановку прямо посреди мин. Многие из которых были ранее срезаны тралами, но не обезврежены и свободно плавали по поверхности моря, угрожая взорваться от любого столкновения.

В результате, к ночи 28 августа арьергард фактически перестал существовать. Почти все его суда погибли.

Потери, которые понёс флот в первый день и ночь, были огромны: восемь эсминцев получили сильные повреждения, пять из них потеряли, затонуло множество других боевых кораблей и транспортов.

Люфтваффе начинает охоту за кораблями

С утра 29 августа выяснилось, что приказ остановиться был серьёзной ошибкой. Хотя советские корабли уже утром покинули зоны минных заграждений, они столкнулись с новой, не меньшей опасностью.

Немцы теперь отлично знали, где находятся советские корабли, и подтянули на побережье значительные силы авиации. На эвакуируемые боевые единицы начались непрерывные авианалёты.

Сил ПВО флота оказалось недостаточно для защиты — немецким лётчикам почти ничто не мешало топить суда, идущие по открытому морю.

Боевой порядок флота окончательно распался, и организованная эвакуация превратилась в бегство. Если 28 августа немцы потопили множество боевых кораблей, то 29 августа их основной целью стали транспорты, на которых ждали спасения тысячи людей.

Крейсер Киров
Крейсер «Киров»

Не спасло ситуацию и вхождение кораблей в зону действия советской авиации. Истребителей для борьбы с силами люфтваффе было явно недостаточно, а советские лётчики сильно уступали в навыках немецким. За два дня непрерывных боевых вылетов нацисты потеряли всего два бомбардировщика.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Оценки немецких потерь разнятся. По одним данным, советскими моряками и лётчиками было уничтожено семь бомбардировщиков и три разведывательных самолёта. По другим — немцы потеряли всего три машины. Одну от корабельных зениток, одну в бою с советскими истребителями, и ещё одна разбилась при посадке (из-за чего в список боевых потерь часто не включается).

Спасение

К счастью, неподалёку от пути следования конвоев находилась советская база на острове Гогланд. Там удалось спастись более чем шести тысячам человек. Ещё девять тысяч подобрали в море уцелевшие корабли и катера.

Отряд главных сил во главе с крейсером «Киров» оторвался от преследования вражеской авиации и первым прибыл в Кронштадт днём 29 августа. К вечеру туда же пришёл отряд прикрытия. Транспорты же продолжали прибывать в порт до 30 августа. Всё это время в воздухе господствовала немецкая авиация.

Всего за время перехода балтийцы потеряли 62 корабля и около десяти тысяч человек. Потери флота в те дни превзошли утраты, понесённые в ходе крайне неудачного Цусимского сражения.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

В количестве людских потерь согласия между источниками нет. Фигурируют цифры от пяти до восемнадцати (!) тысяч погибших.

Несмотря на многочисленные ошибки и фактическое бегство с поля боя, адмирал Трибуц не понёс никакого наказания за Таллинскую катастрофу. Впрочем, Балтфлот сохранил боеспособность и вскоре принял участие в боевых действиях.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Зееловские высоты: наперегонки с янки

Путь в историю для Зееловских высот начался в конце марта 1945 года, когда в Кремле получили неожиданный ответ на вопрос «а что там у союзников?». Вместо привычного, успокаивающего «медленно, но уверенно», громом грянуло «янки несутся на всех парах к Берлину». Как Красная армия проломила последний рубеж обороны немцев — читайте в статье Алексея Исаева на WARHEAD.SU.

25K
60
32
582
Тест: Хорошо ли вы знаете историю Великой Отечественной войны?

Праздничный тест WARHEAD.SU ко дню Победы! Небанальные вопросы, малоизвестные факты. Тест для настоящих знатоков военной истории!

32K
0
1
293
Эти «жу-жу» — неспроста, или отчаянные самоходки под Берлином

Дебют лёгких самоходок СУ-76 в 43-м удачным назвать было сложно. В этом сыграли роль и техническая недоведённость первых машин, и неумение командиров применять лёгкие САУ. В результате прозвища «Жу-жу» или «Коломбина» стали одними из наиболее мягких и цензурных фронтовых кличек СУ-76. Но в 45-м всё уже было иначе…

36K
63
5
500
Павший за Прагу: вечно слушать звон

Перезвон колоколов с часовой башни Пражской Лореты звучит уже более 300 лет. Играл он и 9 мая 1945-го, под грохот стрельбы и разрывы снарядов. Бой за Прагу был недолог — уже к полудню выстрелы стихли. Но даже в коротком бою не обходится без потерь. Освобождавший город солдат Беляков, очарованный колокольным звоном, навсегда остался в Праге.

14K
24
0
357
Не надо так! Или лучший способ испортить День Победы

День Победы стоит особняком от всех праздников. Это очень горький, невероятно личный и в то же время объединяющий всех нас день. Однако для многих маркетологов 9 мая — это просто повод провести какую-нибудь акцию. WARHEAD.SU собрал примеры самых ужасных способов нажиться на празднике.

35K
36
40
598
День Победы: почему мы празднуем 9 мая, а не скорбим 8-го?

Весь мир 8 мая отмечает день памяти и скорби, и только мы — 9 мая и день Победы. Этот рефрен повторяется год за годом, и массовое непонимание растёт всё сильнее. Давайте тщательно разберём, что и к чему.

48K
49
29
1K
Финальная точка войны: штурмовые группы в Берлине

«Скажи, что это дерево — русский солдат, и немец по нему бьёт». Нацисты в Берлине готовились сражаться до последнего. Как их удалось победить? Как действовали штурмовые группы в столице Третьего рейха? И чем были вооружены? Сейчас расскажем.

35K
40
14
523
«Войско польско Берлин брало…», или польский вклад в Победу

«Войско польско Берлин брало, а российско помогало», — гласит старый ироничный стишок. Однако поляки действительно приняли самое активное участие и в Берлинской наступательной операции, и, собственно, во взятии столицы Третьего рейха. Польский солдат дошёл до Берлина вместе с русским и заслуженно поднял над городом свой флаг. Рядом с советским.

26K
30
18
394
Из двух столиц: куда поехать 9 мая?

Великая Отечественная вплотную подступила к Москве и Санкт-Петербургу, оставив после себя тяжёлую и зримую память. Сегодня можно с лёгкостью прикоснуться к истории — на том месте, где она творилась. Мы расскажем, куда на один день стоит поехать 9 мая, чтобы проникнуться духом дня Победы.

6.6K
7
2
108
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

23K
117
72
896
«Атака мертвецов»: Sabaton о легендарной атаке защитников крепости Осовец

У защитников Осовца не было противогазов, поэтому взятие крепости после химической атаки виделось немцам лёгкой прогулкой. Но те, кого уже считали мертвецами, нашли силы, чтобы пойти в контратаку. Читайте новый выпуск «Истории с Sabaton» об одном из легендарных эпизодов Первой мировой. Как всегда, в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
28
21
181
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

15K
62
44
482
«Дотянулся товарищ Сухов»: как охотились на басмачей в Иране в 1945-м

Весна 1945 года. Отборные автоматчики на машинах гоняются за басмачами по иранской пустыне. Как СССР всё же добрался до старых врагов — в нашей статье.

13K
61
9
566
Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

13K
48
80
396
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

12K
65
52
434
Тест: сможете ли вы выиграть Аустерлиц?

Двадцатого ноября 1805 года близ города Аустерлица в Моравии сошлись войска трёх императоров: французского — Наполеона I, русского — Александра I и австрийского — Франца II. Это было решающее сражение войны Третьей антинаполеоновской коалиции, окончившееся победой французов. Но могло ли всё сложиться иначе? Пройдите наш тест и попытайтесь переиграть историю.

10K
14
19
405
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

111K
57
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

63K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

60K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

56K
53
42
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

222K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

119K
76
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

111K
57
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

92K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

87K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346