Железо

Приключения самолёта «Лави»: как израильский лев стал китайским драконом

Однажды в маленькой, но очень гордой ближневосточной стране — Израиле — решили сделать лучший в мире лёгкий истребитель. И таки сделали! На радость Китаю...
/
5.5K
14
3
50
Однажды в маленькой, но очень гордой ближневосточной стране — Израиле — решили сделать лучший в мире лёгкий истребитель. И таки сделали! На радость Китаю...

По три рубля, но маленькие…

Первую войну государство Израиль начало на следующий же день после своего провозглашения. Новорожденные ВВС Израиля не смогли сыграть в ней значимой роли — поскольку представляли собой коллекцию разнотипных машин, купленных ушлыми дельцами по всему миру и летающих «на честном слове и одном крыле».

Тем не менее, израильтяне прекрасно понимали значение господства в воздухе, а потому при дальнейшем строительстве ВВС старались упирать на создание качественного превосходства над арабскими соседями — как по уровню техники, так и по выучке пилотов.

Ну и по возможности начинать войну с удара по вражеским аэродромам — тоже святое дело.

Однако война 67-го и особенно 73-го очень наглядно продемонстрировали, что качество — это, конечно, хорошо, но и количеством пренебрегать тоже не стоит.

Уже во второй войне израильтянам пришлось прибегнуть к помощи «большого друга» из-за океана, чтобы срочно восполнить потери в авиатехнике. Кроме того, зависимость от иностранного поставщика «немного» нервировала — однажды Израиль из-за выкрутасов французского правительства лишился возможности закупать самолёты Мойши Блоха Марселя Дассо, англичане надули с «чифтенами». Да и американцы тоже временами вели себя как поцы — то начнут увязывать поставки с политическими уступками, то вообще денег захотят.

В итоге израильтяне решили сделать новый самолёт самостоятельно. Денег в казне на все хотелки традиционно не хватало. Вдобавок, ВВС мечтали закупать хороший, но дорогой как сволочь F-15. При этом министр обороны Эзер Вейцман (бывший лётчик-истребитель) хотел довести число боевых самолётов до 800. В честь этого решили, что новый самолёт будет как ёжик — сильный, но лёгкий (и дешёвый). Чтобы и самим можно было закупить побольше на остатки денег, и на экспорт железка хорошо расходилась.

Пусть он даст мне миллион! У него много миллионов…

Кое-какой опыт авиастроения в Израиле уже имелся. Раньше там строились «свои» самолёты «Нешер» («Орёл») и «Кфир» («Львёнок»). «Свои» в кавычках, потому что разработка «Орла» началась с кражи Моссадом комплекта чертежей «Миража-5», а «Львёнок» в девичестве был нарисованной по заказу Израиля же модификацией «Миража-3». Правда, движок всё же пришлось поставить американский, J79 от «Фантома-2», — не потому, что хороший, а просто на его производство имелась лицензия. Увы, сейчас этот номер повторить не удалось — того, что хотели израильтяне от проекта Lavi («Молодой лев»), в мире просто не было.

Имеющегося опыта хватило, чтобы прикинуть — расходы на разработку составят примерно 750 миллионов долларов.

Услышав эту сумму, представитель ВВС побледнел, схватился за кошелёк и сказал, что новый самолёт им, конечно, не помешает, но только если деньги найдутся где-нибудь ещё.

И они таки нашлись…

С конца 60-х годов цифры американской военной помощи Израилю начали ползти вверх, словно вьетнамский бамбук после дождя. В 1974 ежегодная цифра перевалила за миллиард и продолжала расти. Причём, если начинали янки с предоставления займов, то в дальнейшем всё больше вкусных и полезных зелёных денег поступало в Израиль под лозунгом: «Без-воз-мезд-но, то есть даром!»

Однако и в этом большом горшке заокеанского мёда нашлась ложка дёгтя. Часть денег, идущих по линии Foreign Military Sales — FMS, можно было потратить лишь на закупки… в самих США.

И тут очень удачно нарисовалась программа по созданию Lavi, для которого в Израиле не было своего подходящего двигателя, опыта в широком использовании композитов для силовых элементов, цифровой ЭДСУ (электродистанционной системы управления) и много чего ещё. Зато все это имелось или хотя бы проектировалось в США, где — вот совпадение! — в любом случае требовалось с пользой потратить кучу денег.

«Лави»

В один прекрасный весенний или осенний, а может и летний день, представители самого еврейского в мире государства пришли в Пентагон и со словами «мы тут хотим-таки немножечко поменять ваши старые „Скайхоки“ на это» выложили на стол рисунок будущего Lavi.

В Пентагоне задумались. Вообще, у них были очень серьёзные планы впарить Израилю побольше F-16, а еще лучше — флотского F-18. Большее количество заказов позволяло снизить стоимость одного самолёта в серии, а успехи на израильской службе стимулировали продажи. В том числе и сопредельным Израилю богатым арабам.

С другой стороны, израильтяне клялись на Торе, что им нужно лишь что-то вроде лёгкого штурмовика, который даже однодвигательному F-16 не будет конкурентом. Причём движок General Electric F404 возьмут как раз от F-18, так что и тот немного, но подешевеет.

Пентагоновцы на еврейскую схему не повелись до конца. Тогда Израиль пустил в ход самую тяжёлую артиллерию — Американскую ассоциацию по связям с общественностью Израиля (AIPAC). В итоге конгресс и сенат США совершенно волшебным образом одобрили использование денег FMC на проект «Лави» и передачу в рамках его лицензий запрещённых к экспорту «пентагоновских» технологий. Над «Молодым львом» пролился золотой, точнее, зелёный дождь.

Однако американские военные такой обходной манёвр не забыли и не простили — и, как показали последующие события, память у них была хорошая.

Большие, но по пять

Америка огромная страна — даже фирм, производящих авиадвигатели, там явно больше одной. Однажды к разработчикам «Лави» постучались представители фирмы «Праат-Уитни». Смысл их речей сводился к следующему: «Зачем вам брать это старьё от „Дженерал Электрик“? У вас же на F-15 и F-16 стоят наши F100, а мы тут как раз из него собрались делать ещё более замечательный PW1120, к 85-му году как раз допилим».

«Ой-вей, — ахнули разработчики, глянув на характеристики нового движка, — ну мы сейчас такого нарисуем!».

И понеслось.

К сожалению, запустившего проект Эзера Вейцмана уже давно выперли в отставку — так что когда из дешёвого самолёта весом до десяти тонн стали рисовать вундерваффе, способное завоёвывать превосходство в воздухе и доставлять за тысячу километров чашечку кофе и тонн пять-семь бомб, остановить рисовальщиков было уже некому.

Сборка прототипа «Лави» в цехах корпорации IAI

В общем, всё то же, что F-16 или F-20 Tigershark, только ещё лучше. При этом конкурент строился наполовину в США — на деньги американских налогоплательщиков.

Русские всего лишь противники, а настоящий враг — это флот

Кстати, о деньгах. Изначально цену программы озвучили в жалкие 750 миллионов, но когда начинаешь что-то пилить, особенно на чужие деньги… К 1986 году госконцерн Israeli Aircraft Industries (IAI) оценил общую стоимость уже в два с хвостом миллиарда. Впрочем, привлечённые Пентагоном эксперты Счётной палаты США сочли, что и тут израильтяне чего-то не договаривают, а реально и программа, и сам самолёт окажутся ещё дороже.

Кроме того, пентагоновцы начали всячески критиковать проект «Лави» в прессе. По их выкладкам получалось, что, покупая готовые F-16 или F-20, Израиль сэкономит пару миллиардов халявных долларов на что-нибудь полезное в хозяйстве. Например, на флот.

Для Израиля обновление корабельного состава в приоритетах не числилось, а из Пентагона мрачно намекали, что американцы вот-вот прекратят спонсировать «Лави» — и тогда моряки останутся без новых подводных лодок, танкисты — без «меркав», а мацу вообще будут выдавать по карточкам и только в субботу.

В итоге судьбу израильского истребителя решила… министр здравоохранения.

На состоявшемся 30 августа 1987 года заседании правительства Израиля по первоначальным расчётам силы были примерно равными — 12 министров за продолжение работ над «Лави», 12 против. Но после «убедительных уговоров» со стороны коллег по партии — особенно Шимона Переса — министр здравоохранения Шошана Арбели-Альмозлино при голосовании воздержалась. Именно её голоса не хватило для решения о продолжения программы.

Командующий ВВС Израиля Амос Лапидот представляет Lavi премьер-министру Шимону Пересу

Проект «Лави» закрыли.

От мёртвого осла уши

Израиль остался без нового самолёта — но не в убытке. По подсчётам американцев, только прямые инвестиции США в проект «Лави», ушедшие в Израиль, составили 1,5 миллиарда долларов. Ещё примерно 400 миллионов ушли на подчистку хвостов — разрыв контрактов с американскими субподрядчиками программы.

Специалисты IAI в ходе работ получили доступ к целому ряду секретных и ранее запрещённых к экспорту технологий — в двигателестроении, авионике… Более того — настояв на закрытии совместного проекта, США фактически лишились возможности контролировать использование и дальнейшее распространение этих технологий.

Китайский дракон расправляет крылья

Проект «Лави» закрыли в 1987 году. По странному совпадению, в следующем году в Китае начались работы над новым лёгким однодвигательным истребителем, получившим название J-10 Chengdu («Стремительный дракон»). Для доработки проекта китайцы привлекли также специалистов из ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) и опытно-конструкторского бюро «МиГ» — благо в начале 90-х с их наймом особых проблем не было.

J-10 «Чэнду»

В 1998 году состоялся первый полёт, ещё через пять лет самолёт начали поставлять для ВВС КНР. Экспортная модификация FC-20 появилась в 2016-м — ею заинтересовались Пакистан, традиционно закупающий китайское оружие, Иран, не любящий американцев, и… Аргентина, которой пришёлся по вкусу большой радиус действия самолёта. Однодвигательного, лёгкого и сравнительно дешёвого.

Как и мечтал Эзер Вейцман почти полвека назад.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
15K
19
2
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
41K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

20K
20
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
32
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
12K
19
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду
Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.
10K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!
В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.
11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант
На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.
9.5K
13
0
0
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
591
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

22K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
443
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
145
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
51K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

46K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679