Железо

Третья жизнь самолёта Ту-22: новый старый «убийца авианосцев»

В августе 2018 года на Казанском авиационном заводе выкатили новую версию бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М. С этой модификацией машина должна получить «вторую жизнь» и стать крутейшим инструментом воздушно-космических сил России! Мы выяснили, так ли это.
Михаил Котов
  • 4.9K
  • 16
  • 25
  • 123

Сын сверхзвука

Для начала стоит пояснить — Ту-22 и Ту-22М это разные машины. Пусть вас не смущает всего одна буква в названии, отличаются самолёты кардинально. Ту-22, пришедший в 1962 году на замену Ту-16, стал, по сути, тестовой версией будущего стратегического бомбардировщика Ту-22М. К сожалению, за время «пробного периода» потерялось огромное количество машин и погибло много пилотов.

«Шило» (так его прозвали из-за формы фюзеляжа) вообще считается одним из наиболее аварийных самолётов в истории СССР, за что он даже получил нелицеприятное прозвище «людоед». Меньше чем за первые полтора десятка лет в катастрофах потеряли пятую часть всех Ту-22 (разбилось около 70 штук). Поэтому создатели Ту-22М учли накопленный негативный опыт, что позволило изготовить самолёт на абсолютно новом техническом уровне — он стал гораздо более удобным в пилотировании и безопасным.

Ту-22

Ту-22М получил также улучшенный планер, крыло изменяемой стреловидности и ещё несколько тысяч больших и маленьких нововведений. За время использования Ту-22 оказалось, что высокая скорость — не панацея; требовалась машина, способная работать на разных скоростных режимах и высотах. Именно за счёт крыла изменяемой стреловидности эти качества и получил Ту‑22М.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Одним из важнейших нововведений можно назвать ещё систему аварийного спасения. На Ту-22 три катапультных кресла экипажа выбрасывало вниз, в открывающиеся в полу отверстия. При этом безопасная высота катапультирования варьировалась от 250 до 350 метров. Случись аварийная ситуация на взлёте или во время посадки — и у экипажа просто не будет шансов на спасение.

Ту-22М получил четыре катапультирующихся вверх кресла с возможностью как индивидуального, так и принудительного катапультирования. Даже если обесточенный самолёт будет стоять на земле, всё равно можно катапультироваться вручную — раскрыв створки люка. Только после этого сработает стреляющий механизм кресла.

Почти сразу Ту-22М составил «костяк» советской морской авиации. При помощи этих самолётов предстояло сражаться с авианосцами вероятного противника. Ещё у Ту-22 стояли на вооружении крылатые противокорабельные ракеты Х-22 «Буря». Ту-22М за счёт нововведений как в авионике, так и в электронике самолёта мог использовать их максимально эффективно.

Ту-22М и Х-22 «Буря»

Всего построили около пятисот тяжёлых бомбардировщиков Ту-22М2 и М3.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

О! Вспомнил! На Ту-22 применялось спиртовое испарительное охлаждение, причём в гораздо больших количествах, чем на «спиртовозе» МиГ-25Р. Для полной заправки система требовала — ни много ни мало — 460 литров спиртоводной смеси. И она все время испаря-а-а-а-ется… (мечтательно закатывает глаза)

Принудительная стерилизация

В восьмидесятых годах прошлого века с Ту-22М произошло страшное надругательство, и проблемой стали исключительно положительные качества самолёта. Ночью 14 мая 1976 года на серийном Ту-22М2 под командованием В. П. Борисова установили рекорд: с одной воздушной дозаправкой самолёт покрыл расстояние более чем в семь тысяч километров. Увы, противник бдил. На следующий день, на переговорах, посвящённых подписанию договора ОСВ-2 между СССР и США, перед лицом советской делегации махали картой вчерашнего полёта, требуя зачислить Ту-22М в стратегические бомбардировщики. Число которых подлежало ограничению.

Прикинуться шлангом не получилось.

По результатам договора у всех Ту-22М2 и Ту-22М3 демонтировали систему дозаправки в воздухе, кастрировав боевой радиус до не самых впечатляющих 2410 километров.

Ту-22М2 с ракетой Х-22, перехваченный норвежским F-16A (1988 год) (источник фото)

В таком урезанном виде самолёт дожил до нашего времени. На данный момент в запасниках министерства обороны находится более сотни машин — а теперь ещё вышел анонс новой модификации, до версии Т‑22М3М.

Что будет уметь новый самолёт? И как же быть с потерянным дозаправочным достоинством?

Танец с «кинжалами»

В версии Т-22М3М систему дозаправки самолёту вернут, а заодно проведут множество усовершенствований авионики, систем радиоэлектронной борьбы и добавят ракетоносцу новое вооружение. Предполагается обучить Ту-22М3М использовать Х-32 — современную версию крылатой противокорабельной ракеты с дальностью полёта до тысячи километров, а также включить в состав вооружения российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал» X-47М2.

Пуск «Кинжала» с МиГ-31

По идее, Ту-22 сможет нести четыре такие ракеты, что сделает его идеальным «скальпелем» — инструментом для нанесения хирургически точных ударов по позициям противника с безопасного расстояния.

А что же с договором СНВ‑3?

Усовершенствованный самолёт, скорее всего, включат в состав ядерных сил.

Тридцать модернизированных машин, по словам экспертов, «влезут» в выделенные России 700 развёрнутых носителей и 1550 боезарядов. Есть даже предположения, что Ту-22М3М может получить двигатели НК-32 — но это станет возможным, если их выпуск развернут к нужному сроку. Сейчас их хотят устанавливать на стратегические бомбардировщики Ту-160, возобновление производства которых анонсировали совсем недавно.

Так что уже в 2021–2022 годах в составе российских ВКС появится новый-старый «убийца авианосцев» и носитель гиперзвукового оружия. Можно ли желать для самолёта лучшей судьбы?

Подписки в соцсетях