Тысяча сто самолётов Мэри Эллис: памяти великой лётчицы

Детская мечта

Мэри Эллис не принимала участия в боях. И вообще, профессия у неё была самая мирная — перегонять самолёты. Вот только делать это надо было в военном небе, и летящее без вооружения воздушное судно было для вражеских истребителей законной и лёгкой целью.

И это ещё полбеды. Зачастую перегонять приходилось недоукомплектованные машины с одного завода на другой. Пилотировать такой полусамолёт само по себе — подвиг.

Из британских девушек, занимавшихся этой работой, погибла почти каждая десятая.

А начиналось всё возвышенно и красиво. В детстве маленькую Мэри отец взял на авиашоу, которое произвело на девочку неизгладимое впечатление. В 16 лет она записалась на лётные курсы. Получила лицензию пилота и летала для удовольствия до 1939 года, когда развлекательные полёты были запрещены в связи с начавшейся войной. В 1941 году она услышала по радио призыв к женщинам-пилотам записываться во Вспомогательную транспортную авиацию (АТА, Air Transport Auxiliary). Будучи гражданкой активной и сознательной, мисс Эллис так и сделала. Отец её в этом поддержал.

Мэри Эллис

Поскольку все мало-мальски опытные пилоты отправились сражаться с люфтваффе, транспортная и вспомогательная авиация остро нуждалась в любых лётчиках. Поэтому решили привлечь дам, чтобы они тоже отдали долг стране.

Мэри была одной из 168 британок, которым повезло стать пилотами транспортной авиации во время Второй мировой войны. Раньше женщин на такую работу не брали.

С ветерком

После первого же тестового полёта Мэри Эллис вместе с группой из восьми женщин-пилотов приняли на службу в АТА. Её обучили летать на истребителях «Харрикейн» и «Спитфайр», тренировочном самолёте «Гарвард» (под таким названием в Британии использовался американский T-6 «Тексан»), бомбардировщике «Веллингтон» и многих других. Затем Мэри зачислили в женскую эскадрилью под номером 15, которая располагалась в Гембле. Девушке предстояло пилотировать только сошедшие с конвейера машины на военные аэродромы — или на другие заводы для оснащения вооружением.

Самолёты, которые следовало перегонять в условиях радиомолчания, сильно отличались от нормальных. Их не только не оснащали оружием — многим из них не закрывали кабины. В условиях плохой погоды, особенно зимой, в таких «авиакабриолетах» было адски холодно.

Девушки утеплялись как могли. На снимке ещё одна лётчица транспортной авиации — Диана Уокер

С собой у пилотов были только карта и компас. Если погода резко менялась, они не могли сообщить диспетчеру о своих проблемах, а военное командование требовало доставлять самолёты любой ценой.

Радиомолчание ягнят

Несмотря на все сложности, Эллис обожала летать. Она всегда говорила, что любит самолёты. Впрочем, было одно исключение — «Валрус», разведывательный гидросамолёт, который активно использовали британские ВМС во время войны.

В июне 1945 года близкая подруга Эллис — Анна Дункан, пилотируя «Валрус», попала в аварию и чуть не погибла. Вылет из Гембла сопровождался сильным боковым ветром. Анна была опытным пилотом, даже имела опыт управления знаменитым транспортником   «Дуглас» DC-3, но не справилась с управлением и врезалась в хозяйственное строение возле аэродрома.

Её спасла именно открытая кабина.

Проезжавший мимо булочник увидел аварию и бросился на помощь. Самолёт охватил огонь, но мужчина сумел вытащить Анну из кабины. Будь та закрытой, итог был бы иным.

В 1945 году Эллис и сама чуть не погибла. Из-за плохой видимости она столкнулась с самолётом коллеги, Дороти Брэгг, когда выруливала на взлётную полосу. Обе девушки вели «спитфайры». Эллис успела выпрыгнуть из кабины в момент столкновения. Два истребителя пришли в негодность, но пилоты не пострадали.

Мэри Эллис (слева) на фоне «Спитфайра»

Пилотам АТА случалось бывать и под обстрелом. Но самым опасным эпизодом в карьере Эллис, по мнению её самой, стал другой случай. Во время перелёта на «Спитфайре» в аэропорт Литтл Риссингтон в Глостершире она оказалась на волосок от гибели: при заходе на посадку девушка чудом разминулась с тренировочным самолётом «Оксфорд».

Причиной была плохая видимость. В кабине отсутствовало радиооборудование, поэтому диспетчеры не могли сообщить Эллис, что неподалёку от неё пролетал другой самолёт. Как впоследствии вспоминал командир одной из расквартированных на этом аэродроме эскадрилий Том Нейл, он не мог поверить, что перегоняемые для ВВС самолёты не оснастили радиостанциями.

После войны

За время войны Эллис довелось пилотировать порядка 1100 машин 76 различных типов, из которых чаще всего ей «выпадал» «Спитфайр».

Эллис считала его символом свободы.

После войны Мэри стала первой в Европе женщиной-директором аэропорта. В аэропорте Сандан на острове Уайт она проработала 20 лет. Выйдя на пенсию, Эллис выступала на мероприятиях памяти жертв Второй мировой войны, написала книгу мемуаров и летала на самолётах аэроклуба, который сама же и основала.

Вспоминайте её иногда, когда смотрите в небо. Как и Марину Попович.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий