На честном слове и одном крыле: лучшие фильмы о «летающих крепостях»

Звёзды и самолёты

80 лет назад ещё не случилось Второй мировой войны, но в Голливуде уже вовсю снимали кино о том, что надо к ней готовиться. Один из таких фильмов — «Лётчик-испытатель» (Test Pilot, 1938). Сюжет простой — «крутые пилоты летают на самых крутых машинах, поэтому их любят очаровательные девушки».

Съёмки самолётов — лучшего качества, которое мог выдать тогдашний Голливуд.

В ролях — сплошь звезды: Кларк Гейбл, Мирна Лой и Спенсер Трейси.

Фильм стал премьерой для В-17, когда бомбардировщик ещё даже не запустили в серию.

Слева направо — Мирна Лой, Кларк Гейбл, Y1B-17 (прототип B-17)

Новинку показали во всех возможных и невозможных ракурсах. А гоночный самолёт с огромным мотором, на котором тоже летал Гейбл — переоборудованный истребитель P-35.

А вскоре началась война. Возникло «разделение труда» — британцы бомбили Германию ночью, американцы — днём, а заодно оттягивали на себя немецкие истребители с русского фронта.

Когда реальность сильнее выдумки

В 1944 году, после многих пропагандистских поделок, вышел документальный фильм «Мемфисская красавица» (The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress). Цветной! Режиссёр, майор Уильям Уайлер, позже снял «Римские каникулы».

Зрители увидели весь боевой вылет В-17F — одного самолёта из почти тысячи тех, что 15 мая 1943 года поднялись в небо.

Красоты Англии с воздуха. Чёрные облачка разрывов зениток. Бешеная кутерьма воздушных боев. «Крепости» одна за другой горят и падают. Но цель накрыта.

Выжившие возвращаются обратно.

При виде разорванных в клочья самолётов возникает только один вопрос: «Как они вообще сели на этом хламе?!».

Раненых достают из самолётов. Одному суют в зубы сигарету. А война продолжается.

Экипаж «Мемфисской красавицы» (источник фото)

Сначала Уильям Уайлер хотел снять фильм о самолёте Оскара О’Нила. Но его сбили над Бременом 17 апреля 1943 года. Тогда и выбрали «Мемфисскую красавицу» капитана Роберта Моргана — первый экипаж, который должен был сделать 25 боевых вылетов. И, желательно, выжить.

Для сорока минут фильма пришлось снимать несколько вылетов, часть — на других самолётах. В семи вылетах участвовал сам Уайлер. В итоге он оглох на одно ухо.

На случай, если «Мемфисскую красавицу» тоже собьют, была запасная группа, снимавшая самолёт «Hell’s Angels» («Ангелы ада»). Предосторожность была не лишней — одного из операторов фильма сбили и он погиб вместе со всем экипажем другого бомбардировщика.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Почётное звание тяжёлого бомбардировщика союзников, совершившего первым 25 боевых вылетов, оспаривают несколько машин. «Мемфисская красавица» совершила 25-й вылет 17 мая 1943 года. Но бомбардировщик «Ангелы ада» успел раньше — 13 мая. По некоторым данным, ещё 1 мая 25-й вылет успешно «разменял» самолёт «Delta Rebel II» («Мятежник Дельта II»). Ну а другие источники и вовсе утверждают, что первым был B-24 «Либерейтор» по имени «Hot Stuff» («Горячая штучка»), достигший заветного числа вылетов аж 7 февраля того же года.

Память о войне

А после войны, 70 лет назад, вышел фильм «Командное решение» (Command Decision, 1948) о том, каково это — быть командиром на войне.

1943 год. Вы командуете группами В-17 в Англии. Потери страшные. Пара вылетов — и вы угробили половину наличных самолётов.

Лётчики гибнут настолько быстро, что вы не успеваете их запомнить.

Вы посылаете людей на смерть. Им — гореть на ваших глазах. Вам — отвечать за решение.

Но немцы разработали новейший реактивный истребитель «Ланце-Вульф-1» (в реальности — Ме-262). Он с лёгкостью обгоняет все наши истребители и, если станет серийным, война полетит к чертям.

Надо разбомбить все заводы, выпускающие этот истребитель. Но немцы не дураки — они усиливают ПВО оставшихся целей. То есть потери будут ещё выше. А к вам уже едет комиссия из Вашингтона с вопросом: «Ты что, гад, творишь? За что гибнут наши мальчики?».

Главную роль сыграл Кларк Гейбл, который, с его репутацией голливудского плейбоя, во время войны сделал пять боевых вылетов на В-17 — воздушным стрелком и кинооператором. Просто посмотрите в его глаза на экране — человек знал, что такое воздушная война.

Одному — посылать на смерть. Другому — лететь в бой (источник фото)

А Кэмерон Митчелл, сыгравший бомбардира В-17, действительно воевал бомбардиром.

Чуть позже, в 1949 году, вышел «Twelve O’Сlock High», который у нас обычно называют «Вертикальный взлёт». Вот уж не повезло с переводом. На самом деле это «Прямо по курсу над нами» — направление на врага.

Грегори Пек, начинавший с роли советского партизана, «дорос» до командира группы В-17 генерала Сэведжа.

Из-за огромных и бессмысленных потерь лётчики на грани. И, вытерев кровь товарищей в самолёте, упорно не ходят идти в бой — кто пьян, кто свинкой болеет. Поэтому Сэведж устраивает им грандиозный разнос и собирает экипаж из самых отъявленных «уклонистов», которые полетят первыми. Командиром экипажа станет сам генерал.

Ветераны-лётчики считают этот фильм самым честным и реалистичным. Там есть всё — и воздушные бои на основе монтажа реальных плёнок, и гибель друзей, и чудовищная усталость экипажей.

Практически все персонажи фильма имеют вполне конкретных реальных прототипов, включая майора Тиббетса (один из лётчиков) — который позже сбросит атомную бомбу на Хиросиму. А сценарист фильма Сай Бартлетт первым из американцев сбросил бомбы на Германию.

В 60-е годы по мотивам «Twelve O’Clock High» сняли одноимённый сериал. Часть кадров фильма также использовали при съёмках «Возлюбившего войну» (The War Lover, 1962) — война глазами экипажа В‑17.

Вновь интерес к «крепостям» пробудился в 1990 году, когда вышел, пожалуй, самый известный публике фильм — «Мемфисская красавица» (Memphis Belle). Продюсировала его дочь создателя документальной ленты.

Киношники честно старались, но переплюнуть реальный боевой вылет 1944 года всё же невозможно. Хотя кино вышло хорошее. Да и настоящий В-17 в кадре — лучше любых спецэффектов.

С 17 мая 2018 года, после реставрации, ту самую «Мемфисскую красавицу» вновь показывают публике.

Так кино запечатлело героизм людей, отдававших свои жизни ради общей победы. Одной на всех.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий