Кино

На честном слове и одном крыле: лучшие фильмы о «летающих крепостях»

Многие думают, что американцы трусы. Однако были в США люди, которые не боялись раз за разом бросаться на «летающих крепостях» навстречу зенитному огню и асам-истребителям. О них сняли немало фильмов — и мы расскажем про самые лучшие.
Евгений Белаш
  • 5.3K
  • 19
  • 4
  • 106

Звёзды и самолёты

80 лет назад ещё не случилось Второй мировой войны, но в Голливуде уже вовсю снимали кино о том, что надо к ней готовиться. Один из таких фильмов — «Лётчик-испытатель» (Test Pilot, 1938). Сюжет простой — «крутые пилоты летают на самых крутых машинах, поэтому их любят очаровательные девушки».

Съёмки самолётов — лучшего качества, которое мог выдать тогдашний Голливуд.

В ролях — сплошь звезды: Кларк Гейбл, Мирна Лой и Спенсер Трейси.

Фильм стал премьерой для В-17, когда бомбардировщик ещё даже не запустили в серию.

Слева направо — Мирна Лой, Кларк Гейбл, Y1B-17 (прототип B-17)

Новинку показали во всех возможных и невозможных ракурсах. А гоночный самолёт с огромным мотором, на котором тоже летал Гейбл — переоборудованный истребитель P-35.

А вскоре началась война. Возникло «разделение труда» — британцы бомбили Германию ночью, американцы — днём, а заодно оттягивали на себя немецкие истребители с русского фронта.

Когда реальность сильнее выдумки

В 1944 году, после многих пропагандистских поделок, вышел документальный фильм «Мемфисская красавица» (The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress). Цветной! Режиссёр, майор Уильям Уайлер, позже снял «Римские каникулы».

Зрители увидели весь боевой вылет В-17F — одного самолёта из почти тысячи тех, что 15 мая 1943 года поднялись в небо.

Красоты Англии с воздуха. Чёрные облачка разрывов зениток. Бешеная кутерьма воздушных боев. «Крепости» одна за другой горят и падают. Но цель накрыта.

Выжившие возвращаются обратно.

При виде разорванных в клочья самолётов возникает только один вопрос: «Как они вообще сели на этом хламе?!».

Раненых достают из самолётов. Одному суют в зубы сигарету. А война продолжается.

Экипаж «Мемфисской красавицы» (источник фото)

Сначала Уильям Уайлер хотел снять фильм о самолёте Оскара О’Нила. Но его сбили над Бременом 17 апреля 1943 года. Тогда и выбрали «Мемфисскую красавицу» капитана Роберта Моргана — первый экипаж, который должен был сделать 25 боевых вылетов. И, желательно, выжить.

Для сорока минут фильма пришлось снимать несколько вылетов, часть — на других самолётах. В семи вылетах участвовал сам Уайлер. В итоге он оглох на одно ухо.

На случай, если «Мемфисскую красавицу» тоже собьют, была запасная группа, снимавшая самолёт «Hell’s Angels» («Ангелы ада»). Предосторожность была не лишней — одного из операторов фильма сбили и он погиб вместе со всем экипажем другого бомбардировщика.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Почётное звание тяжёлого бомбардировщика союзников, совершившего первым 25 боевых вылетов, оспаривают несколько машин. «Мемфисская красавица» совершила 25-й вылет 17 мая 1943 года. Но бомбардировщик «Ангелы ада» успел раньше — 13 мая. По некоторым данным, ещё 1 мая 25-й вылет успешно «разменял» самолёт «Delta Rebel II» («Мятежник Дельта II»). Ну а другие источники и вовсе утверждают, что первым был B-24 «Либерейтор» по имени «Hot Stuff» («Горячая штучка»), достигший заветного числа вылетов аж 7 февраля того же года.

Память о войне

А после войны, 70 лет назад, вышел фильм «Командное решение» (Command Decision, 1948) о том, каково это — быть командиром на войне.

1943 год. Вы командуете группами В-17 в Англии. Потери страшные. Пара вылетов — и вы угробили половину наличных самолётов.

Лётчики гибнут настолько быстро, что вы не успеваете их запомнить.

Вы посылаете людей на смерть. Им — гореть на ваших глазах. Вам — отвечать за решение.

Но немцы разработали новейший реактивный истребитель «Ланце-Вульф-1» (в реальности — Ме-262). Он с лёгкостью обгоняет все наши истребители и, если станет серийным, война полетит к чертям.

Надо разбомбить все заводы, выпускающие этот истребитель. Но немцы не дураки — они усиливают ПВО оставшихся целей. То есть потери будут ещё выше. А к вам уже едет комиссия из Вашингтона с вопросом: «Ты что, гад, творишь? За что гибнут наши мальчики?».

Главную роль сыграл Кларк Гейбл, который, с его репутацией голливудского плейбоя, во время войны сделал пять боевых вылетов на В-17 — воздушным стрелком и кинооператором. Просто посмотрите в его глаза на экране — человек знал, что такое воздушная война.

Одному — посылать на смерть. Другому — лететь в бой (источник фото)

А Кэмерон Митчелл, сыгравший бомбардира В-17, действительно воевал бомбардиром.

Чуть позже, в 1949 году, вышел «Twelve O’Сlock High», который у нас обычно называют «Вертикальный взлёт». Вот уж не повезло с переводом. На самом деле это «Прямо по курсу над нами» — направление на врага.

Грегори Пек, начинавший с роли советского партизана, «дорос» до командира группы В-17 генерала Сэведжа.

Из-за огромных и бессмысленных потерь лётчики на грани. И, вытерев кровь товарищей в самолёте, упорно не ходят идти в бой — кто пьян, кто свинкой болеет. Поэтому Сэведж устраивает им грандиозный разнос и собирает экипаж из самых отъявленных «уклонистов», которые полетят первыми. Командиром экипажа станет сам генерал.

Ветераны-лётчики считают этот фильм самым честным и реалистичным. Там есть всё — и воздушные бои на основе монтажа реальных плёнок, и гибель друзей, и чудовищная усталость экипажей.

Практически все персонажи фильма имеют вполне конкретных реальных прототипов, включая майора Тиббетса (один из лётчиков) — который позже сбросит атомную бомбу на Хиросиму. А сценарист фильма Сай Бартлетт первым из американцев сбросил бомбы на Германию.

В 60-е годы по мотивам «Twelve O’Clock High» сняли одноимённый сериал. Часть кадров фильма также использовали при съёмках «Возлюбившего войну» (The War Lover, 1962) — война глазами экипажа В‑17.

Вновь интерес к «крепостям» пробудился в 1990 году, когда вышел, пожалуй, самый известный публике фильм — «Мемфисская красавица» (Memphis Belle). Продюсировала его дочь создателя документальной ленты.

Киношники честно старались, но переплюнуть реальный боевой вылет 1944 года всё же невозможно. Хотя кино вышло хорошее. Да и настоящий В-17 в кадре — лучше любых спецэффектов.

С 17 мая 2018 года, после реставрации, ту самую «Мемфисскую красавицу» вновь показывают публике.

Так кино запечатлело героизм людей, отдававших свои жизни ради общей победы. Одной на всех.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях