Кто кого: британская подлодка против китайских пиратов

«Мы не бандиты, мы — благородные пираты»

Китай 20-х годов был тем ещё злачным местом. На берегах Южно-Китайского моря процветало натуральное пиратство. Особенно «славились» места северо-восточнее Гонконга — например, Биас Бэй. Грабили даже британские суда. Пираты проникали на борт под видом обычных пассажиров — а потом внезапно доставали оружие.

Британцы собирали совместные экспедиции флота и гонконгской полиции, громили пиратские логова… и буквально сразу же всё возвращалось на круги своя. Обычные корабли никак не могли застигнуть флибустьеров с поличным. И тогда англичане придумали хитрый план — использовать против них подлодки.

Вечером 20 октября 1927 года субмарина L4 во мраке ночи увидела судно, идущее без огней.

Подлодка L4, около 1922 года (источник фото)

Этим судном был пароход «Ирен» — 1343 тонны водоизмещения. Команда — обычный для тех мест интернационал: капитан норвежец, шесть офицеров-европейцев (из них три британца), флаг китайский.

Ночью 17 октября «Ирен» покинула Шанхай. На борту находились пассажиры-китайцы и груз. По дороге «Ирен» зашла в порт Амой (ныне Самынь), где приняла ещё пассажиров. Среди них оказалось семнадцать пиратов. Бандиты спокойно пронесли оружие под одеждой и в багаже и стали выжидать подходящего момента.

В осаде

Утром 19 октября на борту «Ирен» разыгралась сцена, достойная фильма «Пираты XX века» или «В осаде» (Under Siege). Вооружённые бандиты бросились на мостик и за несколько секунд овладели кораблём. Большинство офицеров тогда мирно завтракали. После захвата бандиты принялись грабить судно и пассажиров.

Весь этот и следующий день «Ирен» шла обычным курсом к Гонконгу. Мимо проходили другие суда и один британский корабль. Мичман судна педантично салютовал — внешне всё выглядело нормально. Никто не заподозрил неладного.

К ночи четверга 20 октября пароход подошёл к Биас Бэй. Тут пираты заставили команду судна погасить огни, изменить курс в сторону залива и готовить шлюпки к спуску. Грабители явно хотели сбежать с корабля вместе с добычей и ценными заложниками, предварительно устроив на борту пожар. Обычная тактика местных пиратов. Концы в воду, так сказать.

Карта мест, где разыгралась драма (источник фото)

Тут-то как нельзя кстати и появилась L4. Морякам стало ясно, что что-то нечисто. И подлодка сигнальным фонарём передала приказ остановиться. А затем осветила судно прожектором. Капитан «Ирен» подчинился и отдал по машинному телеграфу команду «стоп», но пираты пригрозили пристрелить механиков, если те сбавят ход. А после вообще начали пальбу по подлодке из автоматических пистолетов.

В ответ субмарина выстрелила холостым из 102-мм пушки — как предупреждение. Потом ещё раз. «Ирен» продолжала идти дальше.

Что делать? С одной стороны, у капитана подлодки приказ бороться с пиратами. С другой — на борту явно уйма невинных пассажиров. Стрелять по судну? Оно же потонет, и люди вместе с ним.

Тогда подводники выстрелили перед носом судна фугасом, который обдал «Ирен» фонтаном воды. Пароход упрямо продолжал путь.

Очень аккуратно прицелившись, артиллеристы влепили снаряд в корму. Выстрел вышел на редкость удачным. Боеприпас разорвался в машинном отделении и убил одного из морских разбойников наповал. Заодно оказался перебит паропровод, и судно встало.

«Так что ж вы ботик потопили?»

Этот же снаряд вызвал пожар. Началась паника, флибустьеры на палубе палили куда попало. Подлодка, несмотря на стрельбу, встала рядом с горящим пароходом. И одновременно вызвала по радио подмогу — подлодку L5, крейсер «Дели», тральщик «Магнолия» и эсминец «Штормклауд», плюс морской буксир.

Подводники, не покладая рук, вытаскивали на борт пассажиров и команду «Ирен». Включая дам — которые мало того, что были совсем неодетыми, так ещё и в истерике. Проблему решили просто — выловили несколько тюков шёлка, и выдали спасённым леди — обмотаться.

Заодно в обмотках они больше не могли панически бегать.

Среди поднятых на борт было четверо серьёзно пострадавших: раненый пиратами юнга и трое обожжённых пассажиров.

Выгоревший корпус «Ирен» (слева) (источник фото)

К 10 часам ночи «Ирен» пылала от носа до кормы. На палубе к этому времени уже никого не было. К трём часам утра L4 достала из воды всех уцелевших, и наконец-то на помощь подошли другие корабли. На лодке 70 м в длину скопилось 222 погорельца, не считая 36 человек собственной команды.

Из 258 человек, находившихся на борту несчастного парохода, пропали только 14. Британцы посчитали, что большинство сгинувших были пиратами — «чего их басурман жалеть?». Обнаруженных среди пассажиров бандитов судили и повесили.

Общим счётом за 1927 год в Китае казнили 15 пиратов.

Казнь пиратов, 1927 год

В благодарность китайская компания — владелец парохода «Ирен»… выкатила капитану L4 иск на 53 000 фунтов стерлингов (умножьте на шестьдесят для современных цен — и оцените жадность). Спустя 15 месяцев судебных тяжб китайцы отступились.

Позже некоторые очевидцы рассказывали, что выстрелов по пароходу было сделано больше. Но, за исключением первого, все выстрелы на поражение производились бронебойными снарядами — чтобы не зацепить пассажиров. Лодки L4 и L5, благодаря незаметности, зарекомендовали себя как отличное средство борьбы с пиратами.

В итоге капитан L4 Халахан получил от Британской империи Крест «За выдающиеся заслуги». А пираты нет-нет, да и грабят до сих пор — но чуть южнее.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий