Кино

Хорошее военно-историческое кино — миф или реальность?

Бывает ли хорошее военно-историческое кино? Чтобы и захватывающий сюжет, и качественные съёмки, и мельчайшие детали — и вообще всё на месте? Мы считаем — да, бывает. Специально для вас авторы WARHEAD.SU собрали подборку, может, не идеальных, но максимально достоверных фильмов.
Михаил КотовМихаил Поликарпов
  • 7.2K
  • 20
  • 37
  • 186

«Сумеречный самурай» (2002)

Немного устали от «вжух — и самурай полетел, вращая катаной, подобно вертолёту, и кроша своих врагов, как взбесившийся блендер»? Хотите кино, которое показало бы максимально реалистичный японский быт и настоящие сражения на мечах? Увы, но тут Куросава не поможет. Он, конечно, гений, но историчности в его фильмах немного.

Михаил Котов
Михаил Котов

В своё время удалось поговорить с японскими постановщиками боёв на мечах — в каком же фильме они ближе к реальности. Почти все единогласно говорят, что это «Сумеречный самурай» Ёдзи Ямады. Фильм, поставленный по историческому роману, показывает реальную и неприглядную жизнь небогатых самураев. Проблемы с деньгами, бытовые беды, а боевые сцены — корявые и некрасивые. Увы, в реальности всё было именно так.

В Японии ценят за историчность и две другие части самурайской трилогии — «Скрытый клинок» (2004) и «Любовь и честь» (2006).

«Лодка» (1981)

Удивительно, но о подводных лодках снимают едва ли не меньше, чем об авиации. «Охота за „Красным октябрём“», «Секретный фарватер» или, не к ночи будь помянут, «Первый после бога». Реалистичностью тут и не пахнет, увы. Чтобы понять всю сложность подводной пахоты и сжиматься от страха, ожидая новых взрывов глубинных бомб, придётся перейти на «тёмную сторону» — «Лодка» режиссёра Вольфганга Петерсена, снятая по одноимённому роману 1973 года Лотара-Гюнтера Буххайма.

293 минуты способны привить клаустрофобию самым крепким кинозрителям.

Кино ни в коем случае не прославляет кригсмарине. Скорее оно пытается максимально развеять весь романтический флёр, мифологизирующий немецких подводников. В фильме это просто горстка моряков, которые изо всех сил борются за спасение своих жизней.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Оригинальная версия фильма, показанная в 1981 году в кинотеатрах, была «всего» два с половиной часа (149 минут) длиной. Выпущенная в 1997 году режиссёрская версия имеет длину 208 минут. 293 минуты длится версия, именуемая «оригинальной необрезанной». А длиннее всего — сделанный из фильма телесериал, показанный в 1984 году. В нём 300 минут экранного времени — всё то же, что в «оригинальной необрезанной версии» плюс семь минут флэшбэков, напоминающих, что случилось в предыдущих сериях.

К слову, автор романа Лотар-Гюнтер Буххайм остался недоволен киноверсией. По его словам, в угоду саспенсу режиссёр уменьшил реалистичность. Так что если вам не понравится киношная «Лодка», то почитайте книгу — там никто не переигрывает и все болты и заклёпки на своих местах.

«Мост слишком далеко» (1977)

«Мост слишком далеко» — военно-исторический фильм, снятый по роману Корнелиуса Райана и посвящённый операции «Маркет Гарден» 1944 года в Нидерландах.

По плану три дивизии десантников должны были захватить ключевые мосты (операция «Маркет»), а по суше к ним пробивались основные силы союзников (операция «Гарден»). Командование союзников собиралось занять порты в Голландии, обойти линию Зигфрида и до 25 декабря 1944 года закончить боевые действия взятием Берлина.

Начало назначили на 17 сентября.

Зону высадки английских десантников выбрали в 12 километрах от Арнемского моста в Нидерландах — в ста километрах от линии фронта. Сухопутные силы должны были преодолеть это расстояние за 48 часов.

«Мост слишком далеко» — фильм о том, как смелые планы сталкиваются с реальностью.

Хотя немецкие ВВС не смогли помешать высадке, план-график операции оказался сорванным. Десантники подполковника Джона Фроста (Энтони Хопкинс) подошли вплотную к мосту в Арнеме, но так и не смогли его захватить. Снабжение по воздуху организовать не удалось. А войска к ним так и не пробились вовремя — мост был слишком далеко.

Фильм хорошо показывает как общий план операции, так и отдельные эпизоды.

Но придраться всегда можно. Например, если «шерманы» там настоящие, то в роли немецких танков выступают «леопарды».

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

«Шерманы» не все настоящие — часть представляют собой макеты. Настоящие же, кстати, были привезены из Израиля. Впрочем, если не считать условностей с бронетехникой (вполне простительных — в семидесятые не было возможности нарисовать себе каких надо танчиков при помощи компьютера), исторический реализм фильма практически безупречен. Есть лишь мелкие придирки — например, образ одного из героев «оживили» ярко-зелёным шарфом, а его вдова при просмотре фильма отметила, что именно этот цвет её покойный муж терпеть не мог.

«Операция „Валькирия“» (2008)

Американский фильм «Операция „Валькирия“» — ремейк немецкого фильма «Штауффенберг» (2004). Картина рассказывает о покушении высокопоставленных офицеров вермахта на Адольфа Гитлера летом 1944 года. Главу заговорщиков Клауса фон Штауффенберга играет Том Круз.

Чем закончился заговор, наверное, знают все. (Покушение оказалось неудачным, участники заговора были арестованы и казнены. — Прим. ред.)

Михаил Котов
Михаил Котов

Вот она, волшебная сила кино. Начиная смотреть «Операцию „Валькирия“» и зная историческую канву, к середине фильма переживаешь за героев изо всех сил. И да, на мой взгляд, это фильм, который чётко показал, что Том Круз вырос — на месте смазливого юноши появился серьёзный мужчина, способный бросить вызов Гитлеру и поставить на кон свою жизнь.

«Торпедоносцы» (1983)

В 1983 году режиссёр Семён Аранович снял один из наименее пафосных и наиболее приближенных к реальности советских фильмов о Великой Отечественной войне — «Торпедоносцы». Тут много повседневной жизни, настоящей и неприкрашенной, а каждый вылет — это всегда игра в рулетку со смертью.

Отдельно стоит сказать о технике, использованной для съёмок. Ил-4 собрали из найденных на Кольском полуострове сбитых машин. Он не мог летать, но выглядел, как и должен. Самолёт немецкого аса — «Мессершмитт Bf.109F4» — тоже настоящий, поднятый со дна Мотовского залива. Даже отверстия от пуль в нём не поддельные.

Михаил Поликарпов
Михаил Поликарпов

Вообще, есть правило. Периоды хорошего военного кино — когда снимают и снимаются люди, принимавшие участие в этих войнах. Они понимают, что такое война, и не пытаются выдумывать, заменяя историчность, военную проблематику и игру актёров зрелищностью.

Именно этим отличались многие советские фильмы про Великую Отечественную. Хотя реквизит был скудный, и «заклепочники» могут предъявить массу претензий — не те модели танков и так далее.

На мой взгляд, самый сильный советский фильм о Великой Отечественной — это «Отец солдата» (1964). Рассказ о пожилом грузине, который поехал проведать сына, лежащего в госпитале. Но тот уехал на фронт — и отец последовал за ним. Несмотря на возраст, он стал солдатом. Встретились они только в 1945 году в Берлине, где сын умер на руках отца.

На фоне советских военных фильмов большинство российских выглядят слабее. Поэтому порой говорят, что самое лучше, что мы можем сделать для ветеранов Великой Отечественной — это перестать снимать фильмы о ней.

Это справедливо процентов на 90. Хорошие фильмы, вроде «Сталинграда» или «Битвы за Севастополь», иногда получаются.

«Красивые деревни красиво горят» (1996)

А если говорить про фильмы о сравнительно недавних войнах? За редким исключением, американские фильмы о войне в Югославии — пропагандистские, ярко выраженной антисербской направленности.

Но можно порекомендовать сербский фильм «Красивые деревни красиво горят» («Лепа села лепо горе»). В основе фильма лежит реальная история той войны, когда группа сербских солдат оказалась заблокированной в туннеле. Оружие и форма правильные. Актёры тоже принимали участие в боях.

«Чёрный ястреб» (2001)

Однозначно отдаём голос за фильм Ридли Скотта «Чёрный ястреб», посвящённый октябрьским боям 1993 года в Могадишо. В фильме детально, без лишнего пафоса, показывается эта провальная военная операция. Американцы потеряли убитыми и ранеными около ста человек; сомалийцев погибло намного больше, но они победили.

Фильмом, правда, остались недовольны малайзийцы и пакистанцы, которые считают, что их роль в спасении американских солдат не раскрыли.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

«Заклёпочная» достоверность фильма практически идеальна, за исключением бронежилетов американских солдат — во время съёмок по какой-то причине использовалась заметно более поздняя модель, который в 1993-м банально не существовало.

«Уцелевший» (2013)

Американские военные фильмы про Афганистан и Ирак, наверное, внешне довольно точно представляют нам армию США. Солдаты вооружены правильным оружием, используют правильную военную технику и одеты в нужную форму.

Но точно ли эти фильмы отражают боевые действия в ближневосточных странах? К сожалению, американские военные фильмы, как правило, пропагандистские.

После провальной военной операции Red Wings (в Афганистане) в живых остался один «морской котик» — Маркус Латтрелл. По этому эпизоду в дальнейшем сняли фильм «Уцелевший» с Марком Уолбергом в главной роли.

Оценка числа талибов, участвовавших в столкновении с «котиками», варьируется от восьми-десяти человек (согласно книге военного журналиста Эда Дерака) до 20-30 (согласно отчёту Латтрелла об операции).

«Однако за время пути собака могла подрасти».

Позже в книге Латтрелла число бойцов «Талибана» возросло. И сценарий фильма описывает сцену с «не менее чем пятьюдесятью бойцами „Талибана“ на холме в боевом порядке». Коэффициент вранья — число «пи» — постепенно зашкаливает.

В самом конце операции не было никакого боя и авиация США не крушила талибов (как это показали в фильме).

Михаил Поликарпов
Михаил Поликарпов

После просмотри пафосного фильма Клинта Иствуда «Американский снайпер» я прочитал одноимённую книгу Криса Кайла — самого результативного американского снайпера. Именно она легла в основу кино. В фильме всё заметно приукрасили. Так, самый дальний успешный выстрел (1400 метров) был не по лежащему на крыше арабскому снайперу Мустафе, а сразу по трём арабским боевикам, которые стояли в полный рост, поскольку были уверены в своей неуязвимости. Самого же Мустафу убил на Крис Кайл, а кто-то другой. И — это обидно, но самые большие деньги арабы давали не за Кайла, а за кого-то ещё. Просто перепутали их фото в листовках.

Строго говоря, этими фильмами кинематограф не ограничивается. Существует иной взгляд на военные конфликты.

Фильм «Машина войны» (2017) показывает весь абсурд американской военной кампании в Афганистане.

Недавно вышел фильм «Шок и трепет» (2018) о подготовке американской агрессии против Ирака. Он рассказывает, как американские политики и спецслужбы занимались фабрикацией улик, чтобы получить повод для вторжения.

Михаил Котов
Михаил Котов

Отдельно хочется напомнить о минисериале «Поколение убийц» (2008), про вторжение в Ирак. Пикантность съёмкам придаёт то, что один из персонажей сыграл самого себя. И попробуйте угадать, кто это! Уверен, большинство зрителей решит, что «такого-то странного товарища наверняка выдумал сценарист». А в реальности он таким и был — и так себя играет.

Художественные пропагандистские фильмы, а также киноленты, представляющие критический взгляд на войну, — все они по-своему стараются создать некую объёмную картину конфликта.

Но объёмная — не значит объективная.

Подписки в соцсетях