Кто такие сапёры, минёры и … пионеры?

Зачем инженеры на войне?

Несмотря на желание полководцев устраивать генеральные сражения на идеально ровной местности с небольшим количеством высот (на которых так удобно размещать артиллерию), земной рельеф был и остаётся весьма несовершенным. Поэтому уже в древности солдатам приходилось засыпать овраги, срывать холмы — то есть всячески готовить поле боя к организованному кровопролитию.

Вдобавок довольно быстро военные обнаружили, насколько увеличивают боевую эффективность разнообразные полевые укрепления. Скрываясь за ними, меньший отряд может успешно сражаться с бо́льшим. Так на полях сражений появились рвы, заграждения, флеши, люнеты, реданы и прочие средства защиты войск.

И наконец, армия в походе нуждалась в ровных дорогах, которые порой приходилось прокладывать заново, а иногда очищать имеющиеся от завалов. Необходимы были и мосты, которые противник охотно разрушал при отступлении. Требовались временные переправы, защита войск от ловушек на дорогах.

Но кто будет выполнять всю эту работу, требующую особых навыков? Можно, конечно, поручать её самим солдатам. Но это отвлекает их от главной задачи — войны. Да и отсутствие специальной подготовки сказывается на эффективности.

Поэтому уже в армиях Древнего мира появились военные инженеры. Первоначально им поручались только самые важные задачи, требующие особого образования: строительство осадных орудий, обслуживание артиллерии, возведение мостов, осада крепостей. Вплоть до Нового времени инженеры были вольнонаёмными специалистами и в число военных не входили.

Постройка моста через Рейн по приказу Юлия Цезаря

С появлением регулярных армий ситуация резко изменилась, и инженерам пришлось встать в строй.

Бородачи в фартуках

В конце XVII — начале XVIII веков в армиях всех европейских стран начали появляться сапёры. За этим именем скрывались всё те же военные инженеры.

Первая сапёрная рота возникла во Франции, служившей законодателем военной моды XVII столетия. Подразделение было сформировано в 1678 году. А с 1766 года в каждой пехотной роте имелось двое сапёров, которые всегда сопровождали её, чтобы при необходимости разбирать преграды, устроенные противником на пути войска.

Характерным отличием этих военных стали длинные фартуки из толстой кожи и массивные топоры.

Если в армиях других стран инженеры брали топор и надевали фартук лишь во время работы, то французы с гордостью носили их даже на парад, сделав традиционным отличием сапёров.

Но зачем такие принадлежности военным инженерам? Всё просто: топор позволял быстро проделать брешь в завале, а фартук защищал красивый и дорогой мундир солдата во время этой грязной работы.

Сапёры французской армии, 1809

Но главной привилегией французских сапёров стала борода. Несмотря на то, что в армиях XVIII века строго следовали моде «галантного столетия» и в обязательном порядке гладко брили щёки, брутальным сапёрам разрешили не бриться вовсе. С тех пор у французов растительность стала не только отличием, но и предметом гордости. Сапёры даже соревновались, у кого из них борода окажется более длинной и окладистой.

Минёры, понтонёры и другие

Даже в XVIII веке положение военных инженеров было нестабильным. Среди некоторых полководцев существовало мнение, что сапёров надо набирать в армию лишь на время войны. А в мирное время они лишь зря едят королевский хлеб и пропускают вахтпарады. Ближе к рубежу XIX столетия ситуация стала меняться, и сапёрные части окончательно стали регулярными.

В это время возникло множество инженерных специализаций: минёры, пионеры, понтонёры, конные пионеры. Все они выполняли разные задачи. Например, минёры занимались обезвреживанием вражеских взрывных устройств, широко применявшихся при осаде крепостей, а также сами готовили и устанавливали мины и бомбы.

Понтонёры возводили понтонные мосты и паромные переправы. Пример их работы — Березина 1812 года. Тогда немногочисленные понтонные части наполеоновской армии буквально из ничего соорудили временные переправы, позволившие остаткам французской армии отступить и избежать полного разгрома.

Солдаты-понтонёры собирают понтонный мост на остров Лобау во время австрийской кампании, 1809 год

Пионеры — те же сапёры. Просто в некоторых странах (в том числе в России) их так назвали. А всё потому что именно эти солдаты считались настоящими военными первопроходцами (с французского слово pionnier переводится именно как «первопроходец». — Прим. ред.). Там, где велось наступление, впереди шли пионеры и обеспечивали путь для всей регулярной армии.

Стремление увеличить мобильность (характерное для армий со второй четверти XIX века) привело к появлению конно-пионерных эскадронов. Они занимались тем же самым, но для кавалерии. Ведь всадники двигались гораздо быстрее и до создания конных пионеров были вынуждены ждать, когда для расчистки пути подойдут пешие инженерные войска.

Отличия сапёров

Кроме знаменитых французских топоров, фартуков и бород, инженерные войска имели и другие отличительные черты. Причём свойственны они были всем европейским армиям.

Традиционно сложилось, что форма сапёров похожа на артиллерийскую. Это неудивительно, ведь инженерные войска чаще всего выделялись именно из артиллерии, а порой были составной частью артиллерийских формирований.

В России XVIII века инженерные войска тоже носили артиллерийскую форму: красный мундир с чёрной отделкой. Их униформа, начиная с правления Павла I, приобрела вид, сохранившийся надолго. А чёрный и красный цвета стали главным отличием сапёров.

Военнослужащие инженерных войск российской императорской армии: пионер (1790); обер-офицер (1797); рядовой пионерного полка (1812); обер-офицер лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона (1855); обер-офицер лейб-гвардии Сапёрного батальона (1911)

Чёрный бархатный воротник мундира с красной окантовкой в России XIX века называли «учёным» — потому что военные инженеры получали лучшее в армии образование. Ведь без знания математики, геометрии, фортификации и баллистики на поле боя им было делать нечего. Униформа инженеров имела характерные серебряные пуговицы, эполеты, погоны, и мундирное шитье.

Ну а память о французских топориках, ставших традиционным знаком военных инженеров, сохранилась в символике сапёров большинства армий мира.

Инженерные войска в России

В 1712 году Пётр I приказал быть минёрной роте, инженерной и понтонной командам в составе артиллерийского полка. Почему они появились там, понятно: где артиллеристы, там и порох, а следовательно, и минёры. Для организации переправы тяжёлых орудий нужны понтонёры, а для возведения укреплённых батарейных позиций — инженеры.

По штатам 1728 года в Инженерный корпус входили инженерный полк и отдельная минёрная рота. Самая большая заслуга в создании и развитии отечественной военно-инженерной школы принадлежит полководцу Бурхарду Миниху.

Интересно, что по его распоряжению русские солдаты на тяжёлых фортификационных работах не использовались. Там их заменяли каторжники и военнопленные.

Прорытие Ладожского канала

При Елизавете граф Пётр Шувалов установил новый штат инженерного полка в составе двух минёрных, двух пионерных и двух мастеровых рот.

Кстати, о мастеровых ротах. Это интересное военное формирование включало в свой состав специалистов-плотников, кузнецов, каменщиков и штукатуров — то есть военных строителей.

В 1797 году Павел I провёл большую реформу и создал двухбатальонный пионерный полк. Туда вошли десять пионерных рот и две роты минёров и сапёров, а также четыре понтонных депо, снаряжённых 50 понтонами каждое.

Отечественная война 1812 года показала: отсутствие в гвардейском корпусе собственных инженерных частей приводит к большим проблемам. Выводы сделали, и в конце года сформировался лейб-гвардии Сапёрный батальон. В 1817 году его шефом назначили молодого великого князя Николая Павловича — будущего императора Николая I — который на всю жизнь сохранил особый интерес к военным инженерам и часто носил инженерный мундир. По его инициативе в гвардии в 1819 году появился конно-пионерный эскадрон.

Конные пионеры, телеграфисты, железнодорожники и военные голуби

Авторитет шефа был столь велик, что Сапёрный батальон в дни мятежа декабристов оказался среди самых надёжных частей. Тогда военных инженеров использовали не по назначению — для охраны Зимнего дворца.

При Николае I сапёров опять реформировали: в 1844 году разнообразные наименования отменили и все инженерные части стали именоваться сапёрами.

В 1870 году чёрно-красный мундир надели и солдаты телеграфных частей, отвечавшие за военную связь. Ещё в 1851 году развитие железных дорог привело к появлению новой инженерной специальности — военных железнодорожников. В состав инженерных войск они вошли в том же 1870-м, что и телеграфисты. В каждом железнодорожном батальоне имелись две строительные и две эксплуатационные роты. Главная задача строителей — возведение и ремонт железнодорожных путей. А к эксплуатанционщикам относились машинисты паровозов и техники по обслуживанию оборудования.

Сапёрный батальон, 1862 год

С конца XIX века в числе военных инженеров побывали и такие экзотические войска, как военно-голубиные станции, учреждённые в 1887 году для оперативной связи в пограничных крепостях. На каждой станции, в зависимости от её размера, «проходили службу» от 250 до 1000 почтовых голубей.

Военные инженеры по сей день состоят на службе всех армий мира. Кое-где они сохранили свои исторические наименования и отличия, как, например, знаменитые сапёры Иностранного легиона Франции. Кое-где прошли через многочисленные реформы, став частью технических и вспомогательных родов войск. Но везде они с гордостью хранят традиции, идущие от первых сапёров XVII века, которые под пушечным и ружейным огнём прокладывали путь армии своими большими топорами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте об особых ополченческих частях >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий