Гарем вместо Берлина: как один боевой вылет закончил войну

«Чёртов парализатор»

Сидели однажды вместе три джентльмена. Капитан Мюррей Фрайзер Суэтер — начальник авиационного департамента британского Адмиралтейства, Фредерик Хендли Пейдж — глава авиафирмы имени себя (всего в тридцать лет) и Джордж Рудольф Волькерт — главный конструктор у вышеупомянутого Хендли Пейджа. На дворе была Первая мировая война.

Разговор шёл, как нетрудно догадаться, об авиации. Суэтер посмотрел на крохотные самолётики, которые ему предлагали, и сказал: «Слушайте, мистер Хендли Пейдж. Мне нужен чёртов парализатор (bloody paralyzer), а не игрушка». Пусть новый бомбардировщик поднимет дюжину стофунтовых (45-килограммовых) бомб — вот это будет что надо.

По другой версии, «чёртовым парализатором», предназначенным для того, «чтобы остановить гуннов» (то есть немцев), машину впервые назвал коммодор Чарльз Самсон в письме всё тому же Суэтеру.

Бомбардировщик «Хендли Пейдж», 1915 год

Как бы то ни было, ночью 9 декабря 1915 года эта грозная машина появилась на свет — прототип бомбардировщика «Хендли Пейдж Тип О». Биплан с тридцатиметровым верхним крылом (нижнее — 24 м) и двумя моторами «Роллс-Ройс» по 260 «лошадей» каждый, обтянутый некрашеным ирландским полотном.

Неделей позже, 17 декабря, крупнейший самолёт Британской империи впервые поднялся в воздух. Вскоре ему заменили закрытую застеклённую кабину на открытую и добавили оборонительное пулемётное вооружение. А с конца 1916 года уже серийные бомбардировщики пошли на войну, где действительно «парализовывали» по ночам германские заводы, станции железных дорог и базы подводных лодок.

Наиболее массово сбрасывали 50-килограммовые бомбы — до шестнадцати с одной машины. Модификация самолёта О/400 с новыми, более мощными моторами, появившаяся в 1918 году, могла поднять даже сверхмощную (по тем временам) бомбу SN в 748 кило (или 1650 фунтов). Одну.

«Хендли Пейдж» О/400 на фоне истребителя (источник фото)

Но военные хотели ещё большего. И тогда появился супербомбардировщик.

Дорога на Берлин

Новый самолёт должен был нести 28 50-килограммовых бомб — почти вдвое больше, чем вмещали прежние машины. 22 мая 1918 года V/1500 — прототип первого британского четырёхмоторного бомбардировщика — впервые поднялся в воздух.

Русские «Ильи Муромцы» и немецкие «гиганты» давно бороздили небеса, но новый самолёт затмил их всех. Размах крыла — чуть меньше, чем у американской «Летающей крепости» В-17, появившейся почти двадцать лет спустя. Скорость — около ста миль в час (159 км/ч).

13 июня 1918 года на авиабазе Бирхем Ньютон в Англии создали специальную эскадрилью — № 166 (но самолёты прибыли лишь в октябре). Задача авиачасти — бомбардировка глубоких тылов Второго рейха. И даже… Берлина.

Окончательно план операции был составлен поздней осенью 1918 года. Топлива до вражеской столицы вполне хватило бы. После бомбардировки машины сели бы в Праге, на территории уже нейтральной на тот момент Австро-Венгрии. Там им предстояло дозаправиться, восполнить боекомплект и на обратном пути в Британию отбомбиться по Дюссельдорфу.

«Хендли Пейдж» V/1500

9 ноября 1918 года три V/1500, с тысячей фунтов (чуть меньше полтонны) бомб на борту каждого, были готовы к вылету. Однако плохая погода заставила отложить рейд на два дня. Задержку использовали, чтобы заменить движки на новые.

11 ноября лётчики проходили последний инструктаж перед вылетом. «Крылатые монстры» готовы. Взлети они — и уже никто в мире не смог бы связаться с пилотами, пока они не вернулись бы.

Машины уже выруливали на взлётную полосу, когда пришла весть о перемирии.

Только представьте, как изменился бы мир, если бы курьер задержался всего на несколько минут и на Берлин всё-таки сбросили бомбы? Но для нескольких британских экипажей Первая мировая закончилась как нельзя некстати.

Монах и гарем

Сверхтяжёлые самолёты в мирное время никому не нужны. Секретный план налёта на Берлин даже опубликовали в газете «Дейли ньюс» 19 декабря 1918 года. Дескать, вот мы могли бы. Причём журналисты «увеличили» вес бомб до двух тонн.

«Не было бы счастья…» — 28 февраля 1919 года на престол в Кабуле взошёл Аманулла-хан. Новый хозяин Афганистана объявил, что британцам у них теперь не место.

Аманулла-хан (слева)

6 мая началась англо-афганская война. Уже третья.

Британцы решили воевать, как положено в двадцатом веке. «Где там у нас самолёты?»

В индийском Лахоре (ныне — территория Пакистана) со склада достали испытанный 0/400 за номером C9700 и послали в бой. Но увы — как только 13 мая он приземлился на аэродроме в Рисалпуре, налетела песчаная буря. Машину «немного» перевернуло и расплющило. К счастью, экипаж не пострадал — успел спрятаться.

И тогда англичане вспомнили о супербомбардировщике V/1500. В Индии как раз был один такой, со снятым вооружением. Носил имя собственное «Старый Картезианец» и катал публику из высшего общества.

«Картезианца» послали в Индию ещё в декабре 1918 года. Капитан Арчибальд Макларен пригнал его в Карачи в январе.

Теперь это был единственный самолёт во всей Индии, способный долететь до столицы мятежных афганцев.

«Старый Картезианец» (источник фото)

Машине быстро прикрутили бомбодержатели для четырёх 50-килограммовых бомб, снятые с бипланов B.E.2. Ещё 16 бомб в десять кило каждая положили просто внутрь — их и руками можно сбросить. Груз, конечно, курам на смех, но хоть как-то уязвить врага.

24 мая 1919 года, на День империи (Британской), капитан Роберт Хелли повёл воздушного гиганта на Кабул. С высоты пары сотен метров четыре бомбы из двадцати попали во в дворец Амануллы-хана, чуть не убив самого правителя. Одна из бомб обрушила стену гарема, обитательницы которого с криками разбежались по городу, посеяв панику среди жителей.

Шестичасовой полёт принёс Хелли наградную планку к кресту «За выдающиеся лётные заслуги».

Афганцы впечатлились ещё больше: уже 3 июня подписали договор о прекращении огня, а 8 августа заключили с британцами мир.

Супергиганту всё же удалось совершить единственный боевой вылет, который закончил войну. Пусть и не ту, что предполагалось.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий