WARHEAD.SU поясняет

Нештатная ситуация на орбите: почему случаются ошибки в космосе

Автор WARHEAD.SU поясняет, почему причиной нештатных ситуаций на орбите становятся работники космической отрасли на Земле.
Михаил Котов
  • 3.1K
  • 14
  • 18
  • 67

30 августа 2018 из-за микротрещины в космическом корабле «Союз МС-09» на МКС произошла утечка воздуха. Первоначально считалось, что разгерметизация произошла из-за попадания микрометеорита.

Согласно последней информации из «источников в ракетно-космической отрасли, знакомых с ситуацией» причиной трещины в бытовом отсеке космического корабля «Союз МС-09» стала халатность кого-то из сборщиков корабля на Земле. Нештатная ситуация, грозившая безопасности всей станции, случилась просто потому, что «дядя Вася» просверлил что-то не там и не сказал об этом никому. Как получается, что ошибки земных работников становятся главной проблемой российской космонавтики?

Земное головотяпство

На космодроме «Байконур», рядом с «Гагаринским стартом», на одном из зданий есть прекрасная надпись: «Безопасность в космосе начинается на Земле». Лозунг немного выцвел, а краска облупилась — но это не делает смысл фразы менее ценным и важным.

Увы, лозунг остаётся лозунгом, а небольшие по земным меркам косяки становятся причной катастроф на орбите.

Припой не той системы

В январе 2017 года «Роскосмос» сообщил, что Россия на время осталась без ракет вообще. Срочно требовалась проверка и замена двигателей Воронежского механического завода, используемых как в тяжёлых ракетах «Протон», так и в ракетах-носителях «Союз-ФГ» и «Союз-У».

Пуск РН «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-04» 1 декабря 2016 года (фото: Роскосмос)

Сыр-бор разгорелся после того, как 1 декабря 2016 года из-за проблемы с двигателем упал космический аппарат «Прогресс МС-04», для вывода которого использовалась ракета-носитель «Союз». Затем, уже во время проверки, в рулевых двигателях одной из ступеней ракеты-носителя «Протон» обнаружили мусор. И в завершение истории установили, что при пайке двигателей использовали припой другой марки (менее жаростойкий). Бракованными оказались более семидесяти двигателей.

Проблему объяснили отсутствием кладовщицы, так невовремя ушедшей в отпуск. А ведь её отдых грозил похоронить всю российскую космонавтику.

Сборка, разборка и проверка заняли несколько месяцев. А сколько на это потратили денег — вообще мало кому известно.

Проблемы с географией

В ноябре 2017 года ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» не вышла на орбиту, в красивой керосиновой вспышке уничтожив 19 спутников. Причиной стала ошибка в полётном задании для разгонного блока. Программа рассчитывалась для космодрома «Байконур», переделать её под «Восточный» просто не успели.

Ракета-носитель «Союз-2.1б» (фото: Юрий Смитюк)

В результате никто не виноват, а расследование, проведённое в отрасли, выдало вообще феерическое заключение. Катастрофа произошла случайно — если бы запускали летом, может, такого бы и не случилось. Что ж, отличный вывод, будем ждать лета ещё сильнее.

Вверх тормашками

Ещё раньше, летом 2013 года, сразу после взлёта, исполнив потрясающее сальто, взорвалась ракета-носитель «Протон-М». Запуск показали в прямом эфире на телевидении, и зрителям уже не забыть квадратные глаза ведущего новостей, судорожно подбирающего слова для такого момента. «Что-то, кажется, идёт не так… кажется, это будет катастрофа».

Причиной «шоу» — как выяснило расследование — стала нештатная установка датчика угловых скоростей. Прибор просто повернули вверх ногами, да так и закрепили.

Специалисты утверждают, что сделать это было очень сложно, учитывая «защиту от дурака», но монтажник справился. А следом справилась и контролёр ОТК, не заметившая «модернизации», проведённой в ракете.

И это только малая часть, только выясненные и вытащенные на свет проблемы. Увы, в нашей космонавтике катастрофически низкая культура производства. И пока мы это не победим, космические полёты будут становиться всё более и более опасными. Вот и в этот раз «микрометеорит» оказался банальным человеком‑халтурщиком.

Подписки в соцсетях