itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Зачем заправщику быть невидимым?

К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.

К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.
/
4.7K
14
0
45

К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.

Проблема длинной руки

Вообще, танкер — штука очень полезная, о чём в США отлично знают. Недаром ещё с 70-х систему дозаправки в воздухе ставят почти на всё, что летает. Это открывает целую кучу возможностей.

Перебросить на межконтинентальные расстояния тактическую авиацию? Легко! Увеличить время пребывания самолёта в ожидании обнаружения цели или запроса на удар от наземных войск? Без проблем!

Дозаправку проводят во время долгого перелёта даже вблизи с зоной боевых действий.

С этим вариантом и начали возникать сложности. Пополнение топлива рядом с противником достаточно удобно. Подлетающие самолёты заправляются для долгого барражирования, уже отстрелявшиеся «птички» — для возвращения на базу. Конечно, близость к неприятелю относительна. Обычно это минимум 150 километров, а лучше и 200. Вот только прогресс не стоит на месте.

Боинг KC-46 — самый современный воздушный танкер США на текущий момент
«Боинг» KC-46 — самый современный воздушный танкер США на текущий момент

Вместе с самолётами развивается и их вооружение. Ракеты становятся точнее и умнее и бьют цели на бо́льших расстояниях. Дальность современной ракеты может достигать и 300 километров, а некоторые опытные экземпляры уже засматриваются и на 400. То, что раньше было воздушным тылом, резко становится опасной зоной.

Такое оружие позволяет выбивать летающие командные пункты и радары, а главное, заправщиков. Идеально, если в момент самой заправки. И именно тут технология «стелс» (незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.) находит своё применение.

Конечно, сделать большую дуру заправщика незаметной даже на уровне бомбардировщика В-2, будет стоить немыслимых денег. Но этого и не требуется. Даже не самое сильное понижение заметности уменьшает дальность обнаружения, а значит спасает от поражения.

Какая польза от ракеты с дальностью в 300 километров, если она обнаружит цель только со 150 километров?

Предполагаемый внешний вид стелс-заправщика от Локхид-Мартин ещё 2005 года разработки
Предполагаемый внешний вид стелс-заправщика от «Локхид-Мартин» ещё 2005 года разработки

Заблаговременное решение

История большинства проектов стелс-заправщиков для ВВС началась в середине нулевых в США. Тогда стало ясно: существующая транспортная авиация уже не очень удовлетворяет требованиям времени. Надо менять старичка С-130, да и спроектировать замену для С-17 тоже не помешает.

Изначально взгляд обратили в сторону СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки. — Прим. ред.), подобную машину в классе С-130 военные хотели уже лет 40. Но быстро стало ясно, что и текущего уровня технологий недостаточно для создания рабочего тяжёлого самолёта вертикального взлёта. Концепцию пришлось пересмотреть.

Новый транспорт должен был иметь малый расход топлива, возможность взлетать с грунтовых полос. Иметь минимальный разбег при взлёте и посадке, а также использовать технологии «стелс».

Перспективный многоцелевой самолёт от Локхид-Мартин B-MACK, способный выполнять весь спектр задач транспортного самолёта — от перевозки грузов и дозаправки в воздухе до выполнения роли носителя ракетного вооружения и самолёта огневой поддержки
Перспективный многоцелевой самолёт от «Локхид-Мартин» B-MACK, способный выполнять весь спектр задач транспортного самолёта — от перевозки грузов и дозаправки в воздухе до выполнения роли носителя ракетного вооружения и самолёта огневой поддержки

Идея выглядела очень прибыльной. Неудивительно, что все крупные игроки отрасли откликнулись и начали работать над своими проектами даже без официального финансирования. Проектировалась и возможность переделки многоцелевой машины в заправщики. Но особого интереса у военных пока не было. Их больше занимала программа нового танкера КС-Х и споры вокруг неё.

К началу десятых годов с финалистом определились и наконец выбрали KC-46 «Пегас» от «Боинг» на замену KC-135 «Стратотанкеру» той же фирмы, служащему аж с конца 50-х. В дальнейшем предполагали перейти к программе KC-Y на замену КС-10. Ожидалось, что это будет высокоэффективная машина с очень низким расходом топлива и оттого очень большим временем полёта.

Воздушный заправщик KC-Y, спроектированный в Локхид-Мартин в рамках программы перспективного транспортного самолёта HWB Hybrid Wing-Body — гибридный несущий фюзеляж
Воздушный заправщик KC-Y, спроектированный в «Локхид-Мартин» в рамках программы перспективного транспортного самолёта HWB (Hybrid Wing-Body — «гибридный несущий фюзеляж» )

В 2016 году от проекта KC-Y неожиданно отказались и объявили о необходимости создания стелс-заправщика по новой программе KC-Z. Нельзя сказать, что эта новость была особенно неприятной для крупных фирм. Проекты стелс-транспортов быстро дорисовали до заправщиков, чуть-чуть освежили конструкцию — и вот военным уже идут новые предложения.

Но судьба программы KC-Z пока не ясна. Многие её открыто критикуют как излишне дорогую и предлагают вернуться к КС-Х.

Модель стелс-заправщика от Локхид-Мартин представленного по программе KC-Z
Модель стелс-заправщика от «Локхид-Мартин» представленного по программе KC-Z
Модель стелс-заправщика AAR Advanced Aerial Refueling — продвинутая дозаправка в воздухе представленная Исследовательской лабораторией ВВС США
Модель стелс-заправщика AAR (Advanced Aerial Refueling — «продвинутая дозаправка в воздухе») представленная Исследовательской лабораторией ВВС США

Из воинов в снабженцы

Не менее интересная история вышла со стелс-заправщиком и у флота. Начиналось всё с красивой программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike — «беспилотный разведчик и штурмовик авианосного базирования»). Это должен был быть первый полноценный многоцелевой беспилотник флота. Способный и разведку провести, и удар по плохим парням нанести, и даже ограниченно по самолётам «поработать» ракетами. В перспективе на его базе могла появиться и беспилотная замена F/A-18.

Работали над программой долго и интенсивно. Споры о выборе правильного самолёта разгорались и в кабинетах начальства, и на страницах тематической прессы. Наконец решение приняли в пользу X-47B от «Нортроп-Грумман». В ходе испытаний машина успешно летала, в том числе и с авианосца, заправлялась в воздухе и вообще показывала себя неплохо.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Локхид-Мартин
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Локхид-Мартин»

Но в это же время флот начал финансировать работы и над самолётом шестого поколения F/A-XX, и надо было выбирать, на что пускать средства. Сомнения длились недолго, и в 2016 году программу UCLASS закрыли. Правда, совсем терять наработки по ней морякам не хотелось, и потому флот решил переделать беспилотник в танкер.

Так началась программа CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System — «воздушный заправщик авианосного базирования»). Так же как и для проекта ВВС, одним из требований к заправщику было снижение заметности для радаров. Благо достигнуть этого было проще из-за меньших размеров машины. Будущий самолёт, получивший наименование MQ-25 «Стингрей», должен был стать верным другом флотских F-35, заправлять их после взлёта и на подлёте к зоне боевых действий. В перспективе MQ-25 снова мог получить разведывательные или ударные функции, если это стало бы необходимым.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Нортроп-Грумман
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Нортроп-Грумман»

Поскольку разработки начали с нуля, «Нортроп-Грумман» снова пришлось столкнуться с конкурентами, позиции которых в этот раз оказались сильнее. Беспилотник X-47B был дороговат и излишне технологичен для заправщика. И даже попытка его упростить не дала нужного результата. В итоге победителем программы CBARS объявили проект от «Боинг». Запуск серийного производства самолёта планируется на 2024 год.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Боинг, победитель конкурса
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Боинг», победитель конкурса

Воздушные заправщики были и остаются одним из важных элементов мощи американской авиации. Потому им и уделяют такое пристальное внимание. И потому ещё более грустно смотреть на наши воздушные силы, где даже не все самолёты имеют функцию дозаправки в воздухе, а самих танкеров очень немного. Остаётся лишь надеяться на улучшение ситуации.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

22K
27
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

49K
46
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

24K
119
73
896
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

15K
63
44
482
Смерть в пурпуре: как умирали византийские императоры

Не всем правителям Константинополя повезло закончить свои дни мирным образом в постели. Самые печальные случаи, когда византийским императорам не удавалось спокойно отойти в мир иной, — в нашей статье.

13K
26
20
256
Шамхорское побоище: банды против русских эшелонов

В этой истории переплелись судьбы возвращавшихся с турецкого фронта русских солдат, пылающей молодым национализмом закавказской интеллигенции и разбойников с большой дороги. Девятого января 1918 года их пути пересеклись — чтобы в итоге обернуться кровавой баней. Почему всё началось и чем закончилось — в нашей статье.

13K
48
80
396
Новые запросы к старому кино. Как сегодня встретили бы советские фильмы о войне

Новое отечественное кино, особенно военное, принято ругать — и часто поделом. Но что, если бы советскую классику увидел современный зритель — с такими же претензиями, как сейчас?

13K
49
373
1.3K
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

12K
65
52
434
Тест: сможете ли вы выиграть Аустерлиц?

Двадцатого ноября 1805 года близ города Аустерлица в Моравии сошлись войска трёх императоров: французского — Наполеона I, русского — Александра I и австрийского — Франца II. Это было решающее сражение войны Третьей антинаполеоновской коалиции, окончившееся победой французов. Но могло ли всё сложиться иначе? Пройдите наш тест и попытайтесь переиграть историю.

10K
14
19
405
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

63K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

60K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

56K
53
42
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

222K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

120K
78
20
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

114K
58
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

92K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

87K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346