itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Зачем заправщику быть невидимым?

К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.

/
5.7K
14
0
45

К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.

Проблема длинной руки

Вообще, танкер — штука очень полезная, о чём в США отлично знают. Недаром ещё с 70-х систему дозаправки в воздухе ставят почти на всё, что летает. Это открывает целую кучу возможностей.

Перебросить на межконтинентальные расстояния тактическую авиацию? Легко! Увеличить время пребывания самолёта в ожидании обнаружения цели или запроса на удар от наземных войск? Без проблем!

Дозаправку проводят во время долгого перелёта даже вблизи с зоной боевых действий.

С этим вариантом и начали возникать сложности. Пополнение топлива рядом с противником достаточно удобно. Подлетающие самолёты заправляются для долгого барражирования, уже отстрелявшиеся «птички» — для возвращения на базу. Конечно, близость к неприятелю относительна. Обычно это минимум 150 километров, а лучше и 200. Вот только прогресс не стоит на месте.

Боинг KC-46 — самый современный воздушный танкер США на текущий момент
«Боинг» KC-46 — самый современный воздушный танкер США на текущий момент

Вместе с самолётами развивается и их вооружение. Ракеты становятся точнее и умнее и бьют цели на бо́льших расстояниях. Дальность современной ракеты может достигать и 300 километров, а некоторые опытные экземпляры уже засматриваются и на 400. То, что раньше было воздушным тылом, резко становится опасной зоной.

Такое оружие позволяет выбивать летающие командные пункты и радары, а главное, заправщиков. Идеально, если в момент самой заправки. И именно тут технология «стелс» (незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.) находит своё применение.

Конечно, сделать большую дуру заправщика незаметной даже на уровне бомбардировщика В-2, будет стоить немыслимых денег. Но этого и не требуется. Даже не самое сильное понижение заметности уменьшает дальность обнаружения, а значит спасает от поражения.

Какая польза от ракеты с дальностью в 300 километров, если она обнаружит цель только со 150 километров?

Предполагаемый внешний вид стелс-заправщика от Локхид-Мартин ещё 2005 года разработки
Предполагаемый внешний вид стелс-заправщика от «Локхид-Мартин» ещё 2005 года разработки

Заблаговременное решение

История большинства проектов стелс-заправщиков для ВВС началась в середине нулевых в США. Тогда стало ясно: существующая транспортная авиация уже не очень удовлетворяет требованиям времени. Надо менять старичка С-130, да и спроектировать замену для С-17 тоже не помешает.

Изначально взгляд обратили в сторону СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки. — Прим. ред.), подобную машину в классе С-130 военные хотели уже лет 40. Но быстро стало ясно, что и текущего уровня технологий недостаточно для создания рабочего тяжёлого самолёта вертикального взлёта. Концепцию пришлось пересмотреть.

Новый транспорт должен был иметь малый расход топлива, возможность взлетать с грунтовых полос. Иметь минимальный разбег при взлёте и посадке, а также использовать технологии «стелс».

Перспективный многоцелевой самолёт от Локхид-Мартин B-MACK, способный выполнять весь спектр задач транспортного самолёта — от перевозки грузов и дозаправки в воздухе до выполнения роли носителя ракетного вооружения и самолёта огневой поддержки
Перспективный многоцелевой самолёт от «Локхид-Мартин» B-MACK, способный выполнять весь спектр задач транспортного самолёта — от перевозки грузов и дозаправки в воздухе до выполнения роли носителя ракетного вооружения и самолёта огневой поддержки

Идея выглядела очень прибыльной. Неудивительно, что все крупные игроки отрасли откликнулись и начали работать над своими проектами даже без официального финансирования. Проектировалась и возможность переделки многоцелевой машины в заправщики. Но особого интереса у военных пока не было. Их больше занимала программа нового танкера КС-Х и споры вокруг неё.

К началу десятых годов с финалистом определились и наконец выбрали KC-46 «Пегас» от «Боинг» на замену KC-135 «Стратотанкеру» той же фирмы, служащему аж с конца 50-х. В дальнейшем предполагали перейти к программе KC-Y на замену КС-10. Ожидалось, что это будет высокоэффективная машина с очень низким расходом топлива и оттого очень большим временем полёта.

Воздушный заправщик KC-Y, спроектированный в Локхид-Мартин в рамках программы перспективного транспортного самолёта HWB Hybrid Wing-Body — гибридный несущий фюзеляж
Воздушный заправщик KC-Y, спроектированный в «Локхид-Мартин» в рамках программы перспективного транспортного самолёта HWB (Hybrid Wing-Body — «гибридный несущий фюзеляж» )

В 2016 году от проекта KC-Y неожиданно отказались и объявили о необходимости создания стелс-заправщика по новой программе KC-Z. Нельзя сказать, что эта новость была особенно неприятной для крупных фирм. Проекты стелс-транспортов быстро дорисовали до заправщиков, чуть-чуть освежили конструкцию — и вот военным уже идут новые предложения.

Но судьба программы KC-Z пока не ясна. Многие её открыто критикуют как излишне дорогую и предлагают вернуться к КС-Х.

Модель стелс-заправщика от Локхид-Мартин представленного по программе KC-Z
Модель стелс-заправщика от «Локхид-Мартин» представленного по программе KC-Z
Модель стелс-заправщика AAR Advanced Aerial Refueling — продвинутая дозаправка в воздухе представленная Исследовательской лабораторией ВВС США
Модель стелс-заправщика AAR (Advanced Aerial Refueling — «продвинутая дозаправка в воздухе») представленная Исследовательской лабораторией ВВС США

Из воинов в снабженцы

Не менее интересная история вышла со стелс-заправщиком и у флота. Начиналось всё с красивой программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike — «беспилотный разведчик и штурмовик авианосного базирования»). Это должен был быть первый полноценный многоцелевой беспилотник флота. Способный и разведку провести, и удар по плохим парням нанести, и даже ограниченно по самолётам «поработать» ракетами. В перспективе на его базе могла появиться и беспилотная замена F/A-18.

Работали над программой долго и интенсивно. Споры о выборе правильного самолёта разгорались и в кабинетах начальства, и на страницах тематической прессы. Наконец решение приняли в пользу X-47B от «Нортроп-Грумман». В ходе испытаний машина успешно летала, в том числе и с авианосца, заправлялась в воздухе и вообще показывала себя неплохо.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Локхид-Мартин
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Локхид-Мартин»

Но в это же время флот начал финансировать работы и над самолётом шестого поколения F/A-XX, и надо было выбирать, на что пускать средства. Сомнения длились недолго, и в 2016 году программу UCLASS закрыли. Правда, совсем терять наработки по ней морякам не хотелось, и потому флот решил переделать беспилотник в танкер.

Так началась программа CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System — «воздушный заправщик авианосного базирования»). Так же как и для проекта ВВС, одним из требований к заправщику было снижение заметности для радаров. Благо достигнуть этого было проще из-за меньших размеров машины. Будущий самолёт, получивший наименование MQ-25 «Стингрей», должен был стать верным другом флотских F-35, заправлять их после взлёта и на подлёте к зоне боевых действий. В перспективе MQ-25 снова мог получить разведывательные или ударные функции, если это стало бы необходимым.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Нортроп-Грумман
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Нортроп-Грумман»

Поскольку разработки начали с нуля, «Нортроп-Грумман» снова пришлось столкнуться с конкурентами, позиции которых в этот раз оказались сильнее. Беспилотник X-47B был дороговат и излишне технологичен для заправщика. И даже попытка его упростить не дала нужного результата. В итоге победителем программы CBARS объявили проект от «Боинг». Запуск серийного производства самолёта планируется на 2024 год.

Беспилотный заправщик MQ-25 от Боинг, победитель конкурса
Беспилотный заправщик MQ-25 от «Боинг», победитель конкурса

Воздушные заправщики были и остаются одним из важных элементов мощи американской авиации. Потому им и уделяют такое пристальное внимание. И потому ещё более грустно смотреть на наши воздушные силы, где даже не все самолёты имеют функцию дозаправки в воздухе, а самих танкеров очень немного. Остаётся лишь надеяться на улучшение ситуации.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0