Байки

Правда ли? История о немецких танкистах и верблюжьем навозе

WARHEAD.SU разбирает, сколько правды в мифе про немецких танкистов и верблюжьи лепёшки.
Михаил Котов
  • 14K
  • 26
  • 8
  • 153

Несколько лет назад на англоязычных ресурсах начала ходить такая байка.

Во время Второй мировой в Африке нацисты любили проезжать на танке по верблюжьим какашкам — на удачу. Западные союзники в ответ начали делать мины в виде верблюжьих какашек. Нацисты, подорвавшись на дерьме пару раз, стали проезжать только по тем лепёшкам, на которых уже были следы гусениц. Тогда западные союзники начали выпускать мины в виде верблюжьих лепёшек со следами гусениц.

Прекрасная история. Глупые немцы, находчивые союзники, вездесущие верблюды, оставляющие свои экскременты на всех дорогах Северной Африки, и жаркое солнце в зените, равнодушно взирающее на всю эту кутерьму. Так и хочется представить себе картину:

По дороге пылит немецкий танк. Командир высунулся из люка и громко командует:
— Хельмут, нам нужно повысить удачу — впереди отличная верблюжья лепёшка! — Слушаюсь, командир! А вы не боитесь, что подорвёмся на мине, как три танка из соседнего взвода? — Хельмут, я всё продумал, по этому блину уже проехались, видны следы трака. — Ну, тогда ладно... Машина наезжает на верблюжью «мину» и взрывается. Из-за бархана выбегают союзные войска, кричат «ура» и обнимаются так крепко, что аж неловко.

Сразу скажем, история выдуманная. Реального здесь почти ничего. Впрочем, давайте разберёмся.

Аргумент 1: Удача и немецкие танкисты

Изнутри танк времён Второй мировой мало похож на легковой автомобиль (так сложилось, и для этого были веские причины). Механик-водитель наблюдает за миром через узкую щель наблюдательного прибора или крохотный перископ — видит он лишь небольшой участок дороги перед собой. Конечно, если опытный мехвод поставит такую цель, то наехать на верблюжий блин у него получится. Но вот проблема — танк слишком тяжёлый. Момент наезда не почувствовать, а потому никакой радости от раздавленной лепёшки. Даже не получится обернуться и посмотреть на результат.

Место мехвода (слева) и заряжающего (справа) в «Тигре» — и это «Тигр» ещё сравнительно просторный! А вон те окошечки — это весь обзор наружу.

Зато если верблюд проходил совсем недавно, есть реальная возможность изгваздать гусеницу. И если она потом слетит, то будет плохо. Придётся натягивать её, пачкать руки. А танкистам такое надо?

Кроме того, представьте колонну на марше, плетущуюся по грунтовке. Пыль лезет прямо в глаза и в рот, мешает дышать и видеть. Единственное, на что смотрит механик-водитель, — это корма впередиидущего танка. Чтобы не потерять из виду и не воткнуться при резкой остановке. И температура внутри машины уже за сорок градусов, а солнце всё печёт.

Колонна немецкого Африканского корпуса на марше

Такие переходы — это тяжёлый, изматывающий труд, а не весёлая прогулка по полянке, где хочется играть в «раздави лепёшку».

Аргумент 2: Английские мины и их нехватка

Британцы достаточно долго недооценивали необходимость и полезность противотанковых мин. Вторая мировая уже полыхала за окошком, а они всё ещё не наладили массовое производство мин MK.I, принятых на вооружение в середине тридцатых годов. Когда угроза высадки немцев на берегу Туманного Альбиона стала реальной, англичане схватились за головы и бросились производить боеприпасы, рассчитывая превратить свою береговую линию в непроходимое минное поле.

Так что мин не хватало и в самой Британии. Что уж говорить про начало кампании в Северной Африке. Срочно пришлось разместить заказ на выпуск мин E.P.Mk.II. Буква Е обозначает место производства — в данном случае Египет. В дальнейшем там же, на египетских заводах, изготавливали более совершенные версии таких боеприпасов — E.P.Mk.V и E.P.Mk.VI.

Сами взрывные устройства были не очень удачными. Их мощности хватало для борьбы с лёгкими танками и колёсной техникой, а на уверенное выведение из строя средних или тем более тяжёлых танков уже было недостаточно. Они получились очень опасными в перевозке и установке. Египтяне не справились с производством оригинального взрывателя, и на минах Mk.II он представлял собой ампулу с пиротехническим составом в металлической трубке. При падении бомбы с высоты полуметра ампула разбивалась и боеприпас детонировал.

Устройство мины E.P.Mk.II

Известен случай, когда у грузовика, перевозившего мины, открылся задний борт, на землю упало несколько боеприпасов — в итоге сдетонировало всё, что было в кузове. Во взрыве погибли двадцать сапёров.

В следующих модификациях взрыватель улучшили. Но и в таком виде египтяне едва справлялось с требуемыми нормами производства. И крышка на всех минах была стандартная, плоская — нисколько не похожая на верблюжьи фекалии. Конечно, сами сапёры могли маскировать место постановки мины верблюжьей лепёшкой или камнями, чтобы сделать выкопанную яму менее заметной. Но говорить о выпуске мин, исходно замаскированных под верблюжьи лепёшки, не приходится.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Плоские металлические крышки от мин очень ценились в союзных войсках. Солдаты использовали их как сковородки — для приготовления пищи. И очень недоумевали, почему же умные головы на производстве не догадались приделать к ним удобную, ухватистую ручку.

Аргумент 3: Минная война

Во время Североафриканской кампании обе воюющие стороны убедились в полезности минных заграждений.

В условиях, когда рельеф не позволял создавать эффективные оборонительные укрепления, солдаты рыли окопы и капониры, устанавливали артиллерийские орудия и окружали позиции минными полями.

О минах знали, мин боялись. Поверить в то, что немецкие танкисты из мальчишеской лихости ездят по верблюжьим блинам, рискуя взлететь на воздух в любую секунду, просто нельзя.

То же касается и сапёров. Боеприпасами усеивались значительные участки площади, формировались огромные минные поля с тщательно замаскированными проходами, поэтому ставить отдельные мины-какашки, чтобы удивить немецкого танкиста было делом неблагодарным.

Установить пару мин на дороге — это малополезно. Зачем? Их могут просто объехать по обочине. Ведь вокруг пустыня, где дорога не сильно отличается от её отсутствия. «Адские машинки» ставились лишь там, где это могло стать серьёзной преградой, замедлить наступление вражеских сил, вынудить противника обойти минное поле. И ставились они не по одной-две, а как минимум десятками.

Итог

Миф разрушен. А жаль! Эта история выглядела очень милой и немного наивной. Остаётся непонятным только одно: почему раздавить верблюжью какашку — это к удаче? Мыть гусеницы дольше, это точно. А удача? Ой, вряд ли.

Как бы то ни было, внимательнее смотрите под ноги — верблюды у нас не водятся, а потому вряд ли неосторожный шаг принесёт удачу.

Подписки в соцсетях