Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

/
4.7K
14
6
45

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

С мыслями о будущем

Фирму АвПро (AvPro) создали выходцы из нескольких авиастроительных предприятий Англии в конце 80-х годов. Задача перед ними стояла смелая — проработать облик перспективных самолётов, чтобы на их основе можно было составить конкретные требования для промышленности. С 1991 года компания заключила официальный контракт с Агентством оборонных исследований (Defence Research Agency), и начался творческий процесс.

Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро

АвПро — далеко не первая фирма, которая брала на себя такие инновационные задачи. Например, известная корпорация РЭНД тоже начинала свою историю с работы над концепцией перспективного стратегического бомбардировщика, будущего В-52. Но была и значительная разница: РЭНД всё же занималась научными исследованиями, работой с инженерами, в то время как в АвПро считали своей целью лишь сформулировать общую концепцию, особо не затрагивая технических деталей.

Проект десантного винтокрыла «Титан», который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира

Перво-наперво фирма взялась за флотскую авиацию. К этому времени Англия уже давно не дотягивала до былого титула «владычицы морей» и имела на вооружении три лёгких авианосца типа «Инвинсибл», с которых можно было применять только самолёты вертикального взлёта. Денег на постройку чего-то большего у британцев просто не было. Выход инженеры АвПро увидели в экранопланах. Но не в больших монстрах, как в далёкой восточной стране СССР, а в проектах более скромных машин.

Вариант глубокой модернизации самолёта «Харриер» до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft («авианосный самолёт будущего»)

Экранопланы вместо авианосцев

Многоцелевой летательный аппарат «Мародёр» по задумке должен был стать основой морской авиации Англии. Это необычный гидросамолёт — с возможностью полёта и в режиме экраноплана. Такое решение должно было радикально увеличить дальность полёта. Бо́льшую часть пути до цели «Мародёры» проходили в экономичном экранопланировании над морями и реками. По пути можно было заправляться от обычных танкеров, ведь сесть на воду не проблема. А когда противник оказывался близко или полёт шёл над землёй, «Мародёры» взмывали в небо как обычные самолёты. В итоге и авианосец не очень нужен.

Запуск крылатых ракет с ударных самолётов «Мародёр»
Звено «Мародёров» идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника

Мало того, «Мародёры» предполагалось строить по технологии «стелс». А значит, они были бы идеальны для нанесения неожиданных точечных ударов. Рассматривалась и возможность применять новинку для заброски отрядов спецназа.

В АвПро считали, что «Мародёр» заинтересует не только Англию. Найдётся им место во флоте США и многих европейцев. И даже Япония, где запрещено создание полноценного флота, может увидеть в них возможность обойти запреты.

Высадка десанта с транспортной версии «Мародёра»

Дополнять «Мародёры» должны были десантные экранопланы «Манта». Они уже летать не умели и только планировали над морем. Экраноплан был способен нести до 77 тонн полезного груза и был почти не ограничен в дальности.

На некоторых машинах вместо десантного отсека предполагалось разместить ангар для ударного вертолёта или дрона. Благодаря скорости экранопланов высадка десанта становилась полной неожиданностью для противника. И когда последовала бы реакция, плацдарм на берегу был бы уже захвачен и укреплён.

Десантный экраноплан «Манта». Также мы можем видеть «Мародёр» с ракетами «воздух-воздух», осуществляющий прикрытие десантной операции
Другой важной частью морского десанта должны были стать «плавучие БМП». Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха
Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн

Видение будущего

Несмотря на всю красоту концепции, заинтересовать ей военных не вышло. Правда, в фирме на достигнутом всё равно не остановились, и в последующее десятилетие АвПро продолжало активно исследовать облик будущего. Немалое внимание компания уделила вопросу самолётов шестого поколения. Так же как и у американцев, это были опционально пилотируемые машины. Компания подготовила целый модельный ряд подобных самолётов под общим наименованием FOAS (Future Offensive Air System — «наступательная воздушная система будущего»). Начиналось всё с FOAS-0 — обычного самолёта пятого поколения, выступающего в качестве лидера ударных дронов. FOAS-1 — уже самолёт поколения 5+ с возможностью создавать дроны на его базе. И наконец, FOAS-Х — полноценное шестое поколение.

Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты
Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от «Локхид». По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х

По-прежнему уделялось много внимания флоту. Вершиной работ АвПро стала концепция авианесущего стелс-тримарана (тримаран — судно с тремя корпусами. — Прим. ред.). Он носил обозначение STAC (Stealth Trimaran Aircraft Сarrier — «стелс-авианосец-тримаран»). Проект появился под впечатлением от некоторых ранних вариантов американского перспективного авианосца CVNX. Выбор в пользу тримарана обуславливался возможностью при больших размерах и водоизмещении сохранить высокую скорость. Активное использование решений «стелс» снижало возможность обнаружения авианосца — что, с учётом использования самолётов-невидимок, превращало STAC в настоящего морского призрака. Кроме того, в АвПро разработали концепции лёгкого стелс-авианосца и даже беспилотного авианосца для беспилотных самолётов.

Стелс-авианосец-тримаран STAC
Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного
Беспилотный стелс-авианосец

Капсулы и многоразовые ракеты

Были у АвПро и более реальные проекты. Так, они разработали подвесные капсулы для перевозки людей, называвшиеся EXINT-pod. Капсулы можно было подвешивать под самолёты вертикального взлёта или вертолёты, в каждой из них мог размещаться один человек. Так можно было забрасывать в тыл отряды спецназа или наоборот — осуществлять эвакуацию раненых или пилотов подбитых самолётов.

Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod
Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod
Макет капсулы EXINT-pod

Другой проект — модульная многозадачная крылатая ракета «Протей». Из готовых деталей прямо на аэродроме можно было собрать обычную крылатую ракету, противокорабельную или даже ракету ПВО. Всё в зависимости от текущих нужд. Закладывалась и возможность сделать «Протей» многоразовым, установив другой блок управления и разведывательный или бомбардировочный модуль. После выполнения задачи дрон-ракета возвращалась бы в зону подбора и совершала посадку на парашюте. Кроме того, «Протей» был бы максимально незаметен для радаров и мог летать на скоростях вплоть до трёхкратной скорости звука.

Применение ракет «Протей»

Не гнушались в АвПро и работой не по профилю, в качестве обычных иллюстраторов. К ним часто обращались из различных мировых изданий об авиации. Если не было точного изображения проекта, у фирмы можно было заказать его реконструкцию. В начале нулевых АвПро даже выпустила несколько своих книжек и CD-дисков, посвящённых их проектам и реконструкциям.

Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро

Но чем дальше, тем яснее становилось: практической пользы для военных от АвПро нет. Предлагаемые фирмой концепции красивы, но слишком далеки от реальности. Поток заказов стал скуднеть и в конце концов совсем иссяк. В 2003 году закрылась и фирма. Но созданные ими иллюстрации радуют глаз и сегодня.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

19K
23
6
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

17K
0
0
171
Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

4.7K
14
6
45
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

35K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

21K
118
30
399
Первое танковое сражение в истории: когда не помогают миллиметры

Когда речь заходит о сражении танковых корпусов, любители начинают считать танчики и меряться миллиметрами. Битва при Жамблу прекрасно показывает тщетность подобных усилий.

18K
55
29
243
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Неудобная война: как тушили пожар Боксёрского восстания

Об этой войне не любят рассказывать. Летом 1900 года китайская артиллерия обстреливала Благовещенск, а российские войска вместе с союзниками штурмовали Пекин. Что же там произошло?

17K
51
15
746
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

17K
74
446
825
Палочная дисциплина: как наказывали в русской армии 1830–50-х годов

Не спи на посту — получишь сотню ударов палкой! Для России времён Николая I это был совершенно нормально. Как же наказывали в то время нерадивых солдат и офицеров — в нашей статье.

16K
38
63
476
«Последний рубеж»: Sabaton о швейцарской гвардии, погибшей за Рим и папу

«Их было 189 на службе у Господа». В новом выпуске «Истории с Sabaton» Инди, Пэр и Йоаким расскажут о подвиге швейцарской гвардии, которая погибла, защищая Рим от разъярённой многотысячной армии наёмников. Рассказ шведов о событиях мая 1527 года читайте в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

16K
18
22
82
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

208K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
63
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346