itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

/
5.9K
14
6
45

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

С мыслями о будущем

Фирму АвПро (AvPro) создали выходцы из нескольких авиастроительных предприятий Англии в конце 80-х годов. Задача перед ними стояла смелая — проработать облик перспективных самолётов, чтобы на их основе можно было составить конкретные требования для промышленности. С 1991 года компания заключила официальный контракт с Агентством оборонных исследований (Defence Research Agency), и начался творческий процесс.

Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро
Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро

АвПро — далеко не первая фирма, которая брала на себя такие инновационные задачи. Например, известная корпорация РЭНД тоже начинала свою историю с работы над концепцией перспективного стратегического бомбардировщика, будущего В-52. Но была и значительная разница: РЭНД всё же занималась научными исследованиями, работой с инженерами, в то время как в АвПро считали своей целью лишь сформулировать общую концепцию, особо не затрагивая технических деталей.

Проект десантного винтокрыла Титан, который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира
Проект десантного винтокрыла «Титан», который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира

Перво-наперво фирма взялась за флотскую авиацию. К этому времени Англия уже давно не дотягивала до былого титула «владычицы морей» и имела на вооружении три лёгких авианосца типа «Инвинсибл», с которых можно было применять только самолёты вертикального взлёта. Денег на постройку чего-то большего у британцев просто не было. Выход инженеры АвПро увидели в экранопланах. Но не в больших монстрах, как в далёкой восточной стране СССР, а в проектах более скромных машин.

Вариант глубокой модернизации самолёта Харриер до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft авианосный самолёт будущего
Вариант глубокой модернизации самолёта «Харриер» до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft («авианосный самолёт будущего»)

Экранопланы вместо авианосцев

Многоцелевой летательный аппарат «Мародёр» по задумке должен был стать основой морской авиации Англии. Это необычный гидросамолёт — с возможностью полёта и в режиме экраноплана. Такое решение должно было радикально увеличить дальность полёта. Бо́льшую часть пути до цели «Мародёры» проходили в экономичном экранопланировании над морями и реками. По пути можно было заправляться от обычных танкеров, ведь сесть на воду не проблема. А когда противник оказывался близко или полёт шёл над землёй, «Мародёры» взмывали в небо как обычные самолёты. В итоге и авианосец не очень нужен.

Запуск крылатых ракет с ударных самолётов Мародёр
Запуск крылатых ракет с ударных самолётов «Мародёр»
Звено Мародёров идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника
Звено «Мародёров» идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника

Мало того, «Мародёры» предполагалось строить по технологии «стелс». А значит, они были бы идеальны для нанесения неожиданных точечных ударов. Рассматривалась и возможность применять новинку для заброски отрядов спецназа.

В АвПро считали, что «Мародёр» заинтересует не только Англию. Найдётся им место во флоте США и многих европейцев. И даже Япония, где запрещено создание полноценного флота, может увидеть в них возможность обойти запреты.

Высадка десанта с транспортной версии Мародёра
Высадка десанта с транспортной версии «Мародёра»

Дополнять «Мародёры» должны были десантные экранопланы «Манта». Они уже летать не умели и только планировали над морем. Экраноплан был способен нести до 77 тонн полезного груза и был почти не ограничен в дальности.

На некоторых машинах вместо десантного отсека предполагалось разместить ангар для ударного вертолёта или дрона. Благодаря скорости экранопланов высадка десанта становилась полной неожиданностью для противника. И когда последовала бы реакция, плацдарм на берегу был бы уже захвачен и укреплён.

Десантный экраноплан Манта. Также мы можем видеть Мародёр с ракетами воздух-воздух, осуществляющий прикрытие десантной операции
Десантный экраноплан «Манта». Также мы можем видеть «Мародёр» с ракетами «воздух-воздух», осуществляющий прикрытие десантной операции
Другой важной частью морского десанта должны были стать плавучие БМП. Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха
Другой важной частью морского десанта должны были стать «плавучие БМП». Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха
Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн
Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн

Видение будущего

Несмотря на всю красоту концепции, заинтересовать ей военных не вышло. Правда, в фирме на достигнутом всё равно не остановились, и в последующее десятилетие АвПро продолжало активно исследовать облик будущего. Немалое внимание компания уделила вопросу самолётов шестого поколения. Так же как и у американцев, это были опционально пилотируемые машины. Компания подготовила целый модельный ряд подобных самолётов под общим наименованием FOAS (Future Offensive Air System — «наступательная воздушная система будущего»). Начиналось всё с FOAS-0 — обычного самолёта пятого поколения, выступающего в качестве лидера ударных дронов. FOAS-1 — уже самолёт поколения 5+ с возможностью создавать дроны на его базе. И наконец, FOAS-Х — полноценное шестое поколение.

Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты
Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты
Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от Локхид. По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х
Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от «Локхид». По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х

По-прежнему уделялось много внимания флоту. Вершиной работ АвПро стала концепция авианесущего стелс-тримарана (тримаран — судно с тремя корпусами. — Прим. ред.). Он носил обозначение STAC (Stealth Trimaran Aircraft Сarrier — «стелс-авианосец-тримаран»). Проект появился под впечатлением от некоторых ранних вариантов американского перспективного авианосца CVNX. Выбор в пользу тримарана обуславливался возможностью при больших размерах и водоизмещении сохранить высокую скорость. Активное использование решений «стелс» снижало возможность обнаружения авианосца — что, с учётом использования самолётов-невидимок, превращало STAC в настоящего морского призрака. Кроме того, в АвПро разработали концепции лёгкого стелс-авианосца и даже беспилотного авианосца для беспилотных самолётов.

Стелс-авианосец-тримаран STAC
Стелс-авианосец-тримаран STAC
Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного
Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного
Беспилотный стелс-авианосец
Беспилотный стелс-авианосец

Капсулы и многоразовые ракеты

Были у АвПро и более реальные проекты. Так, они разработали подвесные капсулы для перевозки людей, называвшиеся EXINT-pod. Капсулы можно было подвешивать под самолёты вертикального взлёта или вертолёты, в каждой из них мог размещаться один человек. Так можно было забрасывать в тыл отряды спецназа или наоборот — осуществлять эвакуацию раненых или пилотов подбитых самолётов.

Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod
Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod
Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod
Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod
Макет капсулы EXINT-pod
Макет капсулы EXINT-pod

Другой проект — модульная многозадачная крылатая ракета «Протей». Из готовых деталей прямо на аэродроме можно было собрать обычную крылатую ракету, противокорабельную или даже ракету ПВО. Всё в зависимости от текущих нужд. Закладывалась и возможность сделать «Протей» многоразовым, установив другой блок управления и разведывательный или бомбардировочный модуль. После выполнения задачи дрон-ракета возвращалась бы в зону подбора и совершала посадку на парашюте. Кроме того, «Протей» был бы максимально незаметен для радаров и мог летать на скоростях вплоть до трёхкратной скорости звука.

Применение ракет Протей
Применение ракет «Протей»

Не гнушались в АвПро и работой не по профилю, в качестве обычных иллюстраторов. К ним часто обращались из различных мировых изданий об авиации. Если не было точного изображения проекта, у фирмы можно было заказать его реконструкцию. В начале нулевых АвПро даже выпустила несколько своих книжек и CD-дисков, посвящённых их проектам и реконструкциям.

Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро
Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро

Но чем дальше, тем яснее становилось: практической пользы для военных от АвПро нет. Предлагаемые фирмой концепции красивы, но слишком далеки от реальности. Поток заказов стал скуднеть и в конце концов совсем иссяк. В 2003 году закрылась и фирма. Но созданные ими иллюстрации радуют глаз и сегодня.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

22K
27
5
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

18K
0
0
171
Самолёт-шпион U-2 стал узлом для цифрового поля боя

Из шпионов — в роутеры. Знаменитый самолёт-разведчик U-2 времён холодной войны научили собирать информацию, полученную истребителями F-35, и передавать её всем участникам боя, формируя единую картину происходящего.

3.4K
26
4
40
Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков «Илья Муромец»

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

6.3K
66
54
148
Истребитель МиГ-31 успешно сел, несмотря на поломку шасси

Суровые уральские лётчики настолько суровы, что им даже шасси для посадки не нужны. В Пермском крае экипаж успешно и без повреждений приземлил МиГ-31, у которого разрушилось одно из колёс.

3.1K
25
13
27
Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

5.8K
52
14
183
Как посадить F-15 на одном крыле, или Столкновение самолётов над пустыней Негев

В начале мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя столкнулись «Скайхок» и F-15 ВВС Израиля. Последующие события стали одной из самых знаменитых аварийных посадок в истории военной авиации. Как это было?

4.8K
54
40
102
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

123K
66
57
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

36K
76
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

35K
107
217
664
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
82
18
271
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Почему после Рима никто не использовал легионы?

Римские легионеры не знали поражений! Так почему же после Рима больше никто не использовал этот опыт и не создавал легионы?

32K
73
67
558
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

123K
66
57
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

89K
135
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
82
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
115
380
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

49K
77
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

47K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
138
109
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

304K
142
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

166K
44
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

141K
60
11
274
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
102
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

109K
60
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

104K
13
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

90K
48
9
358
WARBLOGS
Пиксельный музей. Lockheed CL-227-0-6

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

4.9K
11
2
0
Игра престолов по-ордынски

История о Великой Замятне — гражданской войне в Золотой Орде.

4.8K
15
4
0
Безголовая подлодка

Образ подводной лодки давно устоялся — сигарообразный корпус с рубкой сверху. Представить субмарину, выглядящую иначе, достаточно сложно. Тем не менее, выступающая рубка не является обязательным элементом подлодки.

3.3K
12
2
0
Лытдыбр флотофоба

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

3K
5
13
0
Про флотскую смекалку

Море ошибок не прощает. Поэтому в моряках особенно ценятся такие качества как быстрота реакции, находчивость и сноровка.

2.6K
15
1
0
Пиксельный музей. Объект 775

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

2.2K
5
0
0
О пользе спорта для средневековых правителей и интеллектуалов

Эта история произошла в 9 веке, когда свирепые ирландские пираты отправились в очередной морской поход к берегам Аквитании.

2.2K
5
2
0
Убийца советских дроздов

Проект перспективного гиперзвукового американского перехватчика начала семидесятых годов.

2.1K
5
0
0
История и мифы песни «Serbia Strong»

Разбираемся что такое REMOVE KEBAB и Dat Face Soldier

1.9K
11
1
0