itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

/
5.6K
14
6
45

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

С мыслями о будущем

Фирму АвПро (AvPro) создали выходцы из нескольких авиастроительных предприятий Англии в конце 80-х годов. Задача перед ними стояла смелая — проработать облик перспективных самолётов, чтобы на их основе можно было составить конкретные требования для промышленности. С 1991 года компания заключила официальный контракт с Агентством оборонных исследований (Defence Research Agency), и начался творческий процесс.

Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро
Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро

АвПро — далеко не первая фирма, которая брала на себя такие инновационные задачи. Например, известная корпорация РЭНД тоже начинала свою историю с работы над концепцией перспективного стратегического бомбардировщика, будущего В-52. Но была и значительная разница: РЭНД всё же занималась научными исследованиями, работой с инженерами, в то время как в АвПро считали своей целью лишь сформулировать общую концепцию, особо не затрагивая технических деталей.

Проект десантного винтокрыла Титан, который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира
Проект десантного винтокрыла «Титан», который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира

Перво-наперво фирма взялась за флотскую авиацию. К этому времени Англия уже давно не дотягивала до былого титула «владычицы морей» и имела на вооружении три лёгких авианосца типа «Инвинсибл», с которых можно было применять только самолёты вертикального взлёта. Денег на постройку чего-то большего у британцев просто не было. Выход инженеры АвПро увидели в экранопланах. Но не в больших монстрах, как в далёкой восточной стране СССР, а в проектах более скромных машин.

Вариант глубокой модернизации самолёта Харриер до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft авианосный самолёт будущего
Вариант глубокой модернизации самолёта «Харриер» до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft («авианосный самолёт будущего»)

Экранопланы вместо авианосцев

Многоцелевой летательный аппарат «Мародёр» по задумке должен был стать основой морской авиации Англии. Это необычный гидросамолёт — с возможностью полёта и в режиме экраноплана. Такое решение должно было радикально увеличить дальность полёта. Бо́льшую часть пути до цели «Мародёры» проходили в экономичном экранопланировании над морями и реками. По пути можно было заправляться от обычных танкеров, ведь сесть на воду не проблема. А когда противник оказывался близко или полёт шёл над землёй, «Мародёры» взмывали в небо как обычные самолёты. В итоге и авианосец не очень нужен.

Запуск крылатых ракет с ударных самолётов Мародёр
Запуск крылатых ракет с ударных самолётов «Мародёр»
Звено Мародёров идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника
Звено «Мародёров» идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника

Мало того, «Мародёры» предполагалось строить по технологии «стелс». А значит, они были бы идеальны для нанесения неожиданных точечных ударов. Рассматривалась и возможность применять новинку для заброски отрядов спецназа.

В АвПро считали, что «Мародёр» заинтересует не только Англию. Найдётся им место во флоте США и многих европейцев. И даже Япония, где запрещено создание полноценного флота, может увидеть в них возможность обойти запреты.

Высадка десанта с транспортной версии Мародёра
Высадка десанта с транспортной версии «Мародёра»

Дополнять «Мародёры» должны были десантные экранопланы «Манта». Они уже летать не умели и только планировали над морем. Экраноплан был способен нести до 77 тонн полезного груза и был почти не ограничен в дальности.

На некоторых машинах вместо десантного отсека предполагалось разместить ангар для ударного вертолёта или дрона. Благодаря скорости экранопланов высадка десанта становилась полной неожиданностью для противника. И когда последовала бы реакция, плацдарм на берегу был бы уже захвачен и укреплён.

Десантный экраноплан Манта. Также мы можем видеть Мародёр с ракетами воздух-воздух, осуществляющий прикрытие десантной операции
Десантный экраноплан «Манта». Также мы можем видеть «Мародёр» с ракетами «воздух-воздух», осуществляющий прикрытие десантной операции
Другой важной частью морского десанта должны были стать плавучие БМП. Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха
Другой важной частью морского десанта должны были стать «плавучие БМП». Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха
Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн
Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн

Видение будущего

Несмотря на всю красоту концепции, заинтересовать ей военных не вышло. Правда, в фирме на достигнутом всё равно не остановились, и в последующее десятилетие АвПро продолжало активно исследовать облик будущего. Немалое внимание компания уделила вопросу самолётов шестого поколения. Так же как и у американцев, это были опционально пилотируемые машины. Компания подготовила целый модельный ряд подобных самолётов под общим наименованием FOAS (Future Offensive Air System — «наступательная воздушная система будущего»). Начиналось всё с FOAS-0 — обычного самолёта пятого поколения, выступающего в качестве лидера ударных дронов. FOAS-1 — уже самолёт поколения 5+ с возможностью создавать дроны на его базе. И наконец, FOAS-Х — полноценное шестое поколение.

Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты
Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты
Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от Локхид. По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х
Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от «Локхид». По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х

По-прежнему уделялось много внимания флоту. Вершиной работ АвПро стала концепция авианесущего стелс-тримарана (тримаран — судно с тремя корпусами. — Прим. ред.). Он носил обозначение STAC (Stealth Trimaran Aircraft Сarrier — «стелс-авианосец-тримаран»). Проект появился под впечатлением от некоторых ранних вариантов американского перспективного авианосца CVNX. Выбор в пользу тримарана обуславливался возможностью при больших размерах и водоизмещении сохранить высокую скорость. Активное использование решений «стелс» снижало возможность обнаружения авианосца — что, с учётом использования самолётов-невидимок, превращало STAC в настоящего морского призрака. Кроме того, в АвПро разработали концепции лёгкого стелс-авианосца и даже беспилотного авианосца для беспилотных самолётов.

Стелс-авианосец-тримаран STAC
Стелс-авианосец-тримаран STAC
Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного
Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного
Беспилотный стелс-авианосец
Беспилотный стелс-авианосец

Капсулы и многоразовые ракеты

Были у АвПро и более реальные проекты. Так, они разработали подвесные капсулы для перевозки людей, называвшиеся EXINT-pod. Капсулы можно было подвешивать под самолёты вертикального взлёта или вертолёты, в каждой из них мог размещаться один человек. Так можно было забрасывать в тыл отряды спецназа или наоборот — осуществлять эвакуацию раненых или пилотов подбитых самолётов.

Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod
Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod
Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod
Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod
Макет капсулы EXINT-pod
Макет капсулы EXINT-pod

Другой проект — модульная многозадачная крылатая ракета «Протей». Из готовых деталей прямо на аэродроме можно было собрать обычную крылатую ракету, противокорабельную или даже ракету ПВО. Всё в зависимости от текущих нужд. Закладывалась и возможность сделать «Протей» многоразовым, установив другой блок управления и разведывательный или бомбардировочный модуль. После выполнения задачи дрон-ракета возвращалась бы в зону подбора и совершала посадку на парашюте. Кроме того, «Протей» был бы максимально незаметен для радаров и мог летать на скоростях вплоть до трёхкратной скорости звука.

Применение ракет Протей
Применение ракет «Протей»

Не гнушались в АвПро и работой не по профилю, в качестве обычных иллюстраторов. К ним часто обращались из различных мировых изданий об авиации. Если не было точного изображения проекта, у фирмы можно было заказать его реконструкцию. В начале нулевых АвПро даже выпустила несколько своих книжек и CD-дисков, посвящённых их проектам и реконструкциям.

Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро
Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро

Но чем дальше, тем яснее становилось: практической пользы для военных от АвПро нет. Предлагаемые фирмой концепции красивы, но слишком далеки от реальности. Поток заказов стал скуднеть и в конце концов совсем иссяк. В 2003 году закрылась и фирма. Но созданные ими иллюстрации радуют глаз и сегодня.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

29K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

27K
139
111
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

25K
63
161
484
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
54
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

18K
125
103
864
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

18K
72
70
454
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
108
161
809
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

16K
91
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

271K
124
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

86K
44
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358