Железо

Летающая лошадь д’Артаньяна: как разваливалась французская авиация

Каждый год в российском интернете традиционно кастуют проклятья на головы французов, которые перед Второй мировой скормили Гитлеру бедную и несчастную Чехословакию, а потом ещё и Польше не помогли. При этом все уверены, что если бы те захотели помочь, то Германию смело бы одним чихом от мощи французских самолётов. Но так ли это было на самом деле?
Андрей Бекасов /
13K
30
8
213
Каждый год в российском интернете традиционно кастуют проклятья на головы французов, которые перед Второй мировой скормили Гитлеру бедную и несчастную Чехословакию, а потом ещё и Польше не помогли. При этом все уверены, что если бы те захотели помочь, то Германию смело бы одним чихом от мощи французских самолётов. Но так ли это было на самом деле?

На голодном пайке

Кобыла знаменитого гасконца представляла собой очень печальное зрелище — так же, как и ВВС Французской республики в конце 30-х годов прошлого века.

Первую мировую войну Франция закончила, обладая одними из мощнейших воздушных сил в мире. Но когда пушки смолкли, на фоне экономического спада французские лётчики быстро узнали, что в мирное время самым опасным врагом для них являются собственные генералы. А выиграть битву за скудный бюджет в условиях депрессии сложнее, чем сражаться с «воздушным цирком» Рихтгофена

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Манфред фон Рихтгофен, более известный как «Красный барон», — германский лётчик-истребитель, лучший ас Первой мировой войны. Самолёты его эскадрильи носили яркую раскраску для облегчения узнавания своих в воздухе, а пилоты жили в палатках у самой линии фронта и часто «кочевали» с места на место. За это эскадрилья получила прозвище «воздушный цирк».

Аргументы у «наземных» генералов были веские — прошедшая война наглядно показала роль артиллерии, местами полностью поменявшей ландшафт на северо-востоке Франции. Летавшие же в небесах полотняные самолётики выглядели не очень убедительно на фоне огромных воронок от снарядов. Поэтому в принятой после войны во Франции концепции главной задачей авиации ставилась… корректировка огня артиллерии.

При таком подходе «выбивать» деньги на обновление авиапарка было сложно.

К концу 32-го года значительную часть Armee de l’Air («Воздушная армия» — официальное название французских ВВС. — Прим. ред.) составляли эскадрильи корректировщиков и разведчиков. С технической точки зрения это были деревянно-полотняные бипланы, которые при виде какого-нибудь советского тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 приобретали цвет спелого помидора без всякой краски. Возможно, это прозябание тянулось бы и дальше, но тут «в одной из соседних стран» к власти пришёл Гитлер, и свежеобразованное министерство авиации попросило три-четыре миллиарда франков на новые самолёты.

Истребитель «Ньюпор-Деляж» NiD.62

Лебедь, рак и щука…

Со скрипом, но деньги вроде бы нашлись. И всё равно — темпы поступления машин, мягко говоря, не радовали. Тем более, что наземные генералы продолжали ныть «нам нужны разведчики», лётчики хотели летать и бомбить, а промышленники не успевали дописывать нули к ценникам. Прочитав про новомодную тогда «доктрину Дуэ», французские генералы взяли линейки, померили расстояние до целей в Германии с аэродромов Франции и восточноевропейских союзников и решили, что можно обойтись и без стратегического бомбера. Хватит и двух моторов. А самолёт пусть летает и разведывает для этих «сапогов» из пехоты, но если нужно, то и побомбит немножко. Так родились требования для самолёта BRC (Bombardemenl, Chasse, Reconnaissance — «бомбардировщик, истребитель, разведчик»).

Пока авиационные инженеры озадачено чесали макушки и закидывались абсентом, обстановка в старушке Европе продолжала накаляться. В 1936 году немцы ввели войска в рейнскую демилитаризованную зону.

Гордые галлы вспетушились… но проглотили.

Во-первых, война должна была стоить 30 миллионов франков в день, а экономика Франции уже была в предынфарктном состоянии. Во-вторых, вопрос «чем будем воевать» был крайне интересным. У ВВС в первой линии было 40 «Амио 143», 97 «Блох» MB.200 и 64 «Потэ 54». Все эти детища концепции BRC (или «воздушные крейсеры» в советской авиационной терминологии тех лет), как показала практика войны в Испании, работали откровенно плохо — бомбили кое-как, от истребителей отбивались ещё хуже и только если припрёт. Пугать такой «армадой» фюрера было как-то стрёмно. Тем более, разведка предупреждала — может и не испугаться.

Бомбардировщики «Амио 143». Угловатые, с пулемётными башенками и неубирающимся шасси, французские самолеты начала 30-х называли «преступлениями против аэродинамики»

Французские парламентарии дружно сказали «ой» и приняли на следующую пятилетку новый план. По нему Armee de l’Air должна была вырасти в количестве примерно дофига и полностью перевооружиться новыми машинами… к 1941 году.

Социализм в отдельно взятой отрасли

Увы, начав пачками раздавать заказы на новые самолёты, французские военные «вдруг» осознали, что просто размахивание мешком франков не всегда даёт нужный эффект.

Фирмы, получив по небольшому куску государственного пирога, занялись мелкосерийным производством под лозунгом «тарапиться нинада, да!».

К несчастью для авиастроителей, Францией в это время рулило правительство социалиста Леона Блюма. Министр авиации Пьер хоть и носил фамилию Кот, но проблемы решал скорее в духе булгаковского Шарикова — выпросив у правительства мандат на национализацию большей части промышленности.

Значительную часть авиазаводов объединили в корпорации, контролируемые государством. Чуть менее удачно получилось согнать в кучу моторостроителей. Кроме реформирования системы управления Кот затеял ещё и перестройку — то есть перевод промышленных мощностей с севера страны и окрестностей столицы на юг, подальше от люфтваффе. Понятное дело, бурного восторга это не вызвало, даже сочувствующие социалистам рабочие не очень-то хотели ехать из блистательного Парижа в какой-то там убогий сибирский Марсель. В итоге поначалу темпы выпуска самолётов упали даже по сравнению с дореформенным периодом.

Их много, а мы одни

Поскольку пугать немцев числом пока не выходило, французы решили попробовать иначе. В бомбовый отсек проходившего испытания двухмоторного бомбардировщика «Амио 340» спешно воткнули два кресла — чтобы начальник штаба французских ВВС генерал Жозеф Вуллемин смог отправиться с визитом в Германию. Увы, ведомство Геббельса уже наловчилось пускать пыль в глаза и вешать лапшу на уши куда лучше франков. Генералу показали кучу грозных и якобы серийных машин — например, «Хейнкель» He.100.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

«Хейнкель» He.100 — экспериментальный немецкий истребитель. В 1937-39 годах было построено в общей сложности 25 экземпляров. В марте и апреле 1939 года на нём было установлено два подряд мировых рекорда скорости. На вооружение самолёт не принимался, но широко использовался в пропаганде — его демонстрировали прессе под видом серийного, в больших количествах поступающего в люфтваффе. От показа к показу на машине рисовали разные номера и эмблемы эскадрилий, чтобы создать видимость их многочисленности.

А на сладкое — огромный цех, из ворот которого как горячие пирожки то и дело выкатывались готовые «мессершмитты» Bf.110, которые тут же разлетались по боевым частям. В реальности это был цех покраски, куда на буксире подвозили пять «мессеров» для перекраски номеров и камуфляжа. Впрочем, даже не поверь генерал своим глазам, дома его ждали сообщения разведки, что немцы уже перешли на работу в две смены и ежемесячно выпускают по тысяче самолётов. Зная, что вся французская промышленность в 1938 осиливала примерно по 50 самолётов в месяц, Вуллемин в разгар Судетского кризиса печально сообщил политикам: «В случае конфликта с Германией из-за Чехословакии французские ВВС окажутся на краю пропасти и будут разгромлены менее, чем за две недели».

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Судетский кризис — разворачивавшийся в 1938 году конфликт вокруг Судет, пограничной области Чехословакии, населённой преимущественно этническими немцами. В конце сентября, по итогам международных переговоров в Мюнхене (прошедших, что характерно, без участия Чехословакии), Судеты были переданы Германии. Оценка этого события была неоднозначной, таковой остаётся и до сих пор. Многие историки считают «Мюнхенский сговор» поворотной точкой, приведшей ко Второй мировой войне.

На самом деле всё было не ужас-ужас-ужас, а просто ужас — к сентябрю 1938 года у французских ВВС было чуть больше тысячи самолётов, из которых семь сотен считались боеспособными, а примерно 50 — достаточно современными, чтобы тягаться с «хейнкелями» и «мессершмиттами». Попытка лягушатников выступить против «птенцов Геринга», многие из которых обладали испанским опытом легиона «Кондор», ничем хорошим явно бы не кончилась.

Сборка бомбардировщика «Амио 340». Он стал приятным исключением из правила, упомянутого выше

Марлезонский балет в темпе вальса

Откупившись от настырного фюрера остатками Чехословакии, перепуганные французы принялись лихорадочными темпами наращивать производство современных самолётов, особенно истребителей. Идеи воздушного наступления на рейх временно замели под ковёр — речь шла о том, чтобы хоть как-то прикрыть родное галльское небо от стай люфтваффе. Хотя промышленность уже понемногу приходила в себя после устроенной Котом «эвакуации», цифры все равно получались меньше немецких.

Кроме того, выяснилось, что даже в национализированном варианте у авиапромышленности осталось немало «узких мест». Одним из основных были авиамоторы — например, для истребителей «Моран-Солнье» MS.406 их делали на одном-единственном заводе «Испано-Сюиза», который явно не справлялся с работой. Часть заказов на моторы французы попытались разместить даже в… Чехословакии, но получить оттуда им мало что удалось.

Кроме двигателей, не хватало оборудования (доходило до того, что с выпущенных самолётов снимали часть приборов, чтобы облетать следующие машины), а также вооружения и собственно пилотов. Купить самолёты у британцев оказалось не вариантом, тех самих лихорадило не меньше, так что с протянутой рукой пришлось идти к дяде Сэму за океан. Добрые американцы за круглую сумму согласились подкинуть французам истребителей «Кёртисс» P-36 «Хок» и бомбардировщиков «Мартин» 167 F. При этом заокеанский истребитель стоил примерно вдвое дороже аналогичных французских, ну, а для выполнения заказа по бомберам фирме «Гленн Мартин» пришлось для начала построить новый завод.

«…мне хочется тепла, чашечку горячего чая и кусочек Польши»

К роковому сентябрю 1939 года французская авиапромышленность вроде бы раскочегарилась… но на способности Armee de l’Air врезать по супостату «вотпрямщаз!» это не успело сказаться.

Истребители «Моран-Солнье» MS.406

В истребительной авиации «первой линии» было чуть больше двух сотен MS.406, примерно сотня американских «хоков» и порядка двух сотен тяжёлых двухмоторных «Потэ 63». Последние хотя и были вроде бы современными самолётами, но настолько сомнительными как истребители, что в начале 40-го сами французы от греха подали задвинули их частью в учебные машины, частью в ночные перехватчики. При этом на заводах имелась, например, уйма новых «Блох» MB.151, часть которых даже приняли военные. Но, как деликатно пишут в ихних википедиях: «Лишь немногие машины были готовы к использованию, у большинства отсутствовали тянущие винты и вооружение». Тут поспорить сложно — истребитель без оружия и пропеллера выглядит не слишком боевым.

С бомбардировщиками оказалось не лучше. Самыми современными были «Лиор-эт-Оливье» LeO-45, имевшиеся в количестве… пяти штук испытательного звена. Бо́льшая же часть из примерно четырёх сотен бомберов была все теми же «воздушными крейсерами» BRC, которые смогли бы действовать разве что при хорошем истребительном прикрытии. Которое… было так себе.

Разумеется, французские военные понимали всю болезненность проблемы. В ходе последующих месяцев «странной войны», пока активных боевых действий не было, авиазаводы наращивали производство самолётов. Те поступали (правда, далеко не сразу) в строевые части, где пилотов ещё предстояло переучивать на новые машины…

В общем, бедолаг французов обвинить не в чем. В далёкие 30-е годы они старательно страдали и по крупицам вымучивали свой воздушный флот. И… так ничего и не выстрадали. В 40-е годы всё обломилось окончательно.

Эх, невезучие д’артаньяны!

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
13K
18
2
1
Пистолет, появившийся раньше времени
Где-то на пару тысяч лет

Болтеры — самое знаменитое, наверное, стрелковое оружие фантастической вселенной Warhammer 40k — известны тем, что используют реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Этим чудовищем, например, штурмовые отряды Adepta Sororitas (сплошь гарные девицы!) устрашают еретиков по всей галактике в далёком будущем. Есть у него и современный реальный прототип, который тоже известен, но в основном в кругу фанатов стрелковки.

21K
14
7
2
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
40K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
31
5
6
Вьетнамские хоббиты
Тихое оружие тоннельной войны
Мы знаем о войне на суше, воде и в небе, а вот в 1967 году, в самый разгар войны во Вьетнаме, американцам пришлось повоевать под землей. Вьетконговцы выкопали целые лабиринты тоннелей, в которых находилось всё нужное для жизни. Прямо как у хоббитцов во «Властелине колец», только эти хоббитцы ни разу не были добродушны и гостеприимны. Разбомбить их сверху не получалось, и американцам приходилось спускаться в тесные переходы, кое-где перемещаясь чуть ли не ползком. Обычное оружие в тоннелях только мешало.
13K
18
4
0
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
11K
19
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Стреляй, кисть качай!
Пистолет для фитоняшек XIX века
В конце XIX века самозарядные пистолеты были новинкой. И, конечно, многим хотелось выделиться и приобрести не револьвер «как у всех», а что-нибудь эдакое, но при этом всё-таки доступное уму. Например, затейливый неавтоматический пистолет, перезаряжающийся с помощью мускульной силы. Такие в шутку называли «эспандерами». Мы расскажем об одном из примеров пистолетного хайпа начала века.
8.2K
12
2
0
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

34K
34
49
509
Пять поворотных моментов операции «Багратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Операция «Багратион» — крупнейшее поражение немецкой армии за всю её историю! Чтобы просто неудача и прорыв переросли во вселенскую катастрофу, нужно было не раз и не два сделать правильный выбор места и времени ударов, и добавить щепотку импровизации и мастерства. Что же именно происходило 75 лет назад во время Великой Отечественной войны?

28K
45
52
636
Прохоровка: о чём хочет забыть Die Welt?

Когда о каком-то факте или событии неожиданно и внешне немотивированно вспоминают, у людей в теме возникает вопрос: «О чём же они хотят забыть?». Статья в Die Welt о Прохоровке — именно такая. Самый лёгкий способ заставить о чём-то забыть — потопить воспоминания в крике и хайпе на постороннюю тему.

27K
65
170
1.5K
Мортсейфы от «воскрешателей»: как в Англии охотились за мертвецами

Ходячие мертвецы, упыри, вихты… Не из-за них ли на старых английских кладбищах до сих пор можно видеть железные «клетки» на могилах? А вот и нет! Мортсейфы ставили, чтобы тела не достались «воскрешателям». О кладбищенской войне, развернувшейся в Англии в XIX веке, — в материале WARHEAD.SU.

24K
24
9
204
Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

Сериал «Чернобыль» посеял семена сомнения по всему миру. Кажется, что даже после катастрофы на Фукусиме люди столько не интересовались атомными электростанциями, их безопасностью и тем, насколько опасна радиация. Вот и редакция WARHEAD.SU выделила наименее ценного сотрудника, замаскировала его под научного журналиста и отправила на Ленинградскую атомную электростанцию.

23K
27
32
89
Самолёт-перебежчик: 30 лет назад советский истребитель улетел на Запад без пилота

Ровно тридцать лет назад из социалистического лагеря прямо в капитализм сбежал самолёт. Нет-нет, не лётчик, а именно сам самолёт. Лётчик остался верен присяге, а вот самолёт, привлечённый капиталистическими миражами, рванул в страны Западной Европы, пролетев самостоятельно более девяти сотен километров.

22K
27
11
672
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

21K
32
28
510
Страх и ненависть в Лапландии: амфетаминовый рейд Айво Койвунена

Финны вслед за союзниками-немцами в годы войны плотно подсели на метамфетамин. Широкий ассортимент побочных эффектов впечатлял: от депрессий и полного истощения сил до военных преступлений в припадках бешенства и сражений с «глюками». Особенно впечатляюще от «спидов» пострадал один финский разведчик. В отличие от Хантера Томпсона, у него было только тридцать таблеток — но ему хватило.

21K
31
18
826
Кто кого: мадьяры против всей Европы

Пока на берегах Европы хозяйничали викинги, на суше её жителей поджидала ничуть не меньшая напасть. Дальние родственники степенных финнов и эстонцев, они же — близкая родня сибирских оленеводов, научились у индоевропейцев, скифов и тюрков разному плохому, и устроили в Старом Свете фантастический кавардак на долгие полвека.

21K
41
29
974
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
47K
38
73
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

45K
40
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

43K
34
9
466
Ликбез: что такое испанские терции и почему они проиграли?
Испанская армия больше ста лет господствовала на полях сражений. Испанцы громили всех, кто рисковал выступить против величайшей военной машины Европы. Но внезапно солдаты, которых боялись лучшие полководцы континента, начали проигрывать сражение за сражением. Почему?
40K
28
8
276
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

40K
32
23
467
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

39K
2
2
90
Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт» Великой Отечественной

В ХХ веке жители СССР оказались в Италии не по своей воле — сюда их привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.

36K
47
6
284
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

90K
50
9
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
75K
35
26
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
71K
30
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
70K
5
3
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
64K
29
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
64K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
63K
26
27
328
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

62K
27
17
346