Страшный русский бомбардировщик: как картинки напугали Америку

Доставка атомной бомбы через океан

Англия защищена «естественным противотанковым рвом», но, как стало ясно в Первую мировую, от авиации он совсем не спасает. У США в этом плане всё было значительно лучше. Совершить перелёт через океан даже в 30-х годах можно было только на специализированных рекордных самолётах. Нести на таких машинах бомбы просто не было возможности. Были дирижабли. Но всем уже стало ясно — для военных целей они не очень подходят. Позже, в ходе Второй мировой войны, появилась теоретическая возможность создать межконтинентальный бомбардировщик, но никто из противников США теорию в практику не перевёл. Америка могла спать спокойно.

Бомбардировщик Мясищева М-17. По мнению западной разведки, — неудачливый конкурент Ту-4

Но в 1949 году коммунисты взорвали свою первую ядерную бомбу. Всем было ясно, на кого они планируют сбросить её «сестёр». Но вроде средств доставки у них не было. Или были? Хоть в 30-х годах советская авиация и поражала армадами своих бомбардировщиков, в войне с Германией эти машины никак себя не показали. От былой мощи не осталось и следа. Что уж говорить — основной дальней машиной после войны у русских был Ту-4, перерисованный без спросу с оставшихся на территории Союза В-29. Нести атомную бомбу он мог, но до территории США дальности машине никак не хватало.

Ретушированный вариант первой фотографии Ту-200

Ещё с 1947 года на Запад стали просачиваться слухи, что в Союзе начали постройку своего межконтинентального бомбардировщика, аналога американского В-36. После ядерных испытаний 1949 года информация о нём стала крайне интересна для всего демократического мира. Неудивительно, что уже в 1951 году советского «миротворца» наконец нашли. Тогда журналистам попала в руки фотография некоего немаленького шестимоторного бомбардировщика родом из СССР. Он быстро получил название Ту-200. Совсем скоро умельцы гадать по фотографиям определили и его лётно-технические характеристики. Самолёт спокойно мог дотащить ядерный подарок до Нью-Йорка.

Реконструкция внешнего вида Ту-200 в западной прессе

Немецкий след

Чуть позже журналисты докопались и до истории создания Ту-200, обнаружив его предка, — бомбардировщик ТуГ-75. ТуГ расшифровывается как Туполев и Гуревич. К сожалению, как образовался такой альянс история не рассказывает, но зато она вскрывает другую тайну.

Конечно же, русские не могли сами создать такую машину, потому для них её сделали пленные немецкие инженеры под руководством некого герра Бааде. ТуГ-75 описывался как почти что совершенный самолёт, во всём превосходящий В-36. Но из-за интриг русских авиаконструкторов и неспособности советских рабочих собрать такой сложный самолёт, всех немцев расстреляли или отправили в ГУЛАГ. А из проекта ТуГ-75 соорудили более простой Ту-200, с использованием технологий от Ту-4.

Назывался даже источник этой информации — выживший участник проектирования ТуГ-75, чудом сбежавший в Западную Германию и на условиях анонимности поведавший «всю правду» западным журналистам.

Сравнение ТуГ-75 и Ту-200

Начитавшись таких жутких рассказов, американская общественность не могла не обратиться к своим военным. Те прекрасно знали, что никакого Ту-200 или ТуГ-75 у коммунистов нет. Тем не менее было заявлено, что за работами по созданию Союзом дальних бомбардировщиков внимательно наблюдают и пока никакой угрозы для Америки нет. Но всё же дополнительные деньги на развёртывание плотной сети радаров в Канаде в рамках будущего NORAD военные под эту шумиху получили.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

NORAD (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки) — объединённая система аэрокосмической обороны США и Канады. Создана 12 сентября 1957 года, спустя три недели после испытания Советским Союзом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Формально днём основания системы считается 12 мая 1958 года, когда вступило в силу соответствующее американо-канадское межправительственное соглашение.

Ту-200 в полёте, реконструкция

У страха глаза велики

История повторилась в 1954 году, когда журналу «Авиэйшен Уик» удалось получить фотографию нового советского реактивного бомбардировщика. Это вновь подогрело затихшие было дискуссии вокруг возможности СССР «дотянуться» до США. Сразу вспомнили и про Ту-200, ведь за прошедшие годы он вполне мог пойти в серийное производство.

Всё бы пошумело и успокоилось, если бы не парад в честь Дня воздушного флота 1955 года над Москвой. На нём как советской публике, так и иностранным дипломатам показали бомбардировщик М-4 конструкции Мясищева. В параде приняли участие всего 18 самолётов, но сделали это очень хитро. Пролетев над зрителями, первая десятка зашла на второй круг вместе ещё с восемью машинами. Создалась иллюзия, что всего в небе над Москвой пролетели 28 самолётов. А по обмолвкам советских военных, у СССР на вооружении были уже сотни таких машин. И тут в Штатах началась паника.

Фотография советского дальнего бомбардировщика Ил-38 из журнала «Авиэйшен Уик». Судя по всему, на фото Ту-95

Этот приступ страха запомнился в США под названием «bomber gap» (примерно можно перевести как «отставание в бомбардировщиках». — Прим. ред.). Истерика случилась не только у прессы — кризис грянул и в Сенате с Конгрессом. Политики требовали от военных объяснений, почему те проморгали появление у СССР целого флота современных стратегических бомбардировщиков. Разведка пыталась проверить эти сведения. Существующая в Союзе агентура сообщала о базировании под Москвой минимум 40 бомбардировщиков такого типа.

Кто же знал, что хитрые русские просто меняют номера на самолётах после каждого вылета.

Военные относились к этой информации скептически, но это никак не помешало им получить дополнительные средства на противовоздушную оборону и расширение парка бомбардировщиков.

Мясищев М-4

Вопрос решился только в 1956 году. Только что созданный сверхвысотный американский разведчик U-2 совершил свой первый полёт. Помимо прочего, он прошёл над советской авиабазой Энгельс. Армад русских бомбардировщиков там обнаружено не было. В ходе нескольких следующих полётов информация подтвердилась — у коммунистов было не больше нескольких десятков подобных машин (в реальности было выпущено 32 экземпляра бомбардировщика М-4 (2М). — Прим. ред.). Правда ни политикам, ни общественности решили этого не сообщать. Ведь с одной стороны полёты U-2 были против норм международного права, а с другой — паника в Сенате и Конгрессе позволяла легче получать финансирование.

Ещё и атомный

Советский сверхзвуковой атомный бомбардировщик, реконструкция западной прессы

В том же году западная пресса сделал ещё одно открытие.

Во французском журнале появилась заметка: на секретных заводах в Сибири уже начата сборка бомбардировщика с атомным двигателем и вертикальным взлётом.

Как обычно, новость быстро разлетелась по другим изданиям, обрастая подробностями. Ожидалось, что бомбардировщик будет летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука, и нести до 10 водородных бомб. Вот только никто не сообщал, что источником сообщений была не информация разведки или рассказ перебежчика. Проект самолёта был взят из выпущенной в начале 50-х годов в СССР научно-популярной книги «Применение атомных двигателей в авиации». Но ведь понятно, что русские ничего просто так печатать не будут! Вот и превратился пассажирский самолёт в бомбардировщик.

Вырезка из книги «Применение атомных двигателей в авиации»

Позже главной угрозой американскому континенту станут межконтинентальные баллистические ракеты. Своим появлением они окончательно поставят США под возможный удар. И, что интересно, как и в прошлый раз нашим удастся убедить американцев, что этих ракет в СССР «как сосисок». Но это уже совсем другая история.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий