Личинка «Спрута»: какими были первые пушки для десантников

Легче лёгкого…

Воздушным десантом в СССР всерьёз заболели ещё до войны. К большому сожалению, тогдашние технологии позволяли утащить в воздух в лучшем случае пулемётную танкетку Т-27. И, хотя конструкторы обещали: вот-вот придумают настоящий летающий танк, для которого даже самолёт не потребуется — сам крыльями махать будет, — верилось в это с трудом. Поэтому военные попросили сделать им противотанковую пушку — такую, чтобы можно было засунуть в самолёт, а потом сбросить…

Ну и чтобы она после этого стреляла…

Разработкой такого орудия перед войной и занялся конструкторский коллектив Е. Чарнко, И. Комарицкого и В. Шелкова на калининградском заводе № 8. Поскольку нынешний Калининград в те годы был вполне себе немецким Кёнигсбергом, работали в городе поменьше, зато в Подмосковье (подмосковный Королёв ранее назывался Калининградом. — Прим.ред.).

Первоначально конструкторский триумвират решил делать пушку сразу в двух вариантах — под патрон от 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года 1-К (лицензионная копия экспериментальных образцов немецкой «колотушки» PaK 35/36) и — по личному указанию товарища Сталина — под более мощный снаряд от 37-мм зенитной пушки 61-К. Первый назвали ЧКШ-1, а второй, соответственно, ЧКШ-2. Главной особенностью конструкции стал особый гидравлический тормоз отката.

К началу войны оба варианта довели до ума, но, как показали испытания, — не до конца. Пробиваемость у пушек оказалась ниже, чем у ПТР (противотанкового ружья, которое при этом весило в шесть раз меньше), а надёжность стоила глаза одному из испытателей.

Вывод первой комиссии конструкторы опротестовали, поэтому пришлось создавать вторую, во главе с В. Грабиным. Василий Гаврилович не только подтвердил заключения первой комиссии, но и, судя по всему, из-за этого разругался с конструкторами. По крайней мере, уехал он с мыслью «всё равно у этих олухов ни фига не выйдет, надо самому браться за дело!».

Ценой нелёгкой счастье достаться нам должно, иначе не обрадует оно

Получить пушку для десанта военным всё же очень хотелось. Поэтому репрессировать конструкторов не стали, а сделали наоборот — сформировали под руководством Чарнко специальную лабораторию ОКБЛ-46, которая должна была заняться доводкой пушки.
Правда, в процессе из коллектива куда-то пропал Шелков, поэтому следующие варианты назывались уже просто — ЧК.

Заказчикам так нравилось даже больше, видимо пробуждались какие-то ностальгические воспоминания.

Выкаченный в 1942-м вариант ЧК оказался не очень качественным. Из выделенных для испытаний 1000 снарядов кое-как достреляли 590, после чего сражаться с поломками испытателям надоело. В числе достоинств отметили удобство маскировки, а в числе недостатков — ушибы наводчика выбрасываемыми гильзами.

Заряжание пушки ЧК на испытаниях в конце 1942 года

Окончательно доработать ЧК удалось только к началу 1944 года. Всего на полигон поступило четыре пушки — и обрадованные испытатели принялись за дело.

Перевозка ЧК-М1 в кузове вездехода «Додж»

Орудия ставили на машины — «Додж», ГАЗ-64 «Пигмей» и «Виллис». Причём из «Виллиса» с «Пигмеем» получалось даже стрелять.

ЧК-М1 на «Виллисе»

Ещё удалось взгромоздить ЧК на коляску к ленд-лизовскому «Харлею» — тут, правда, открывать огонь не решились. Напоследок пушки протащили на телеге и в санях и приступили к собственно десантированию. Для чего выделили три самолёта — Ил-4, Ли-2 и ТБ-3. Но сбрасывать решили только с первых двух. Под ТБ-3 подвесили два «виллиса», посмотрели — и сделали вывод, что во время полёта пушки лучше всё-таки прятать внутрь самолёта.

«Виллисы» под фюзеляжем ТБ-3. Нетрудно заметить, что пушку помещать уже некуда

Интересно, что применённая в итоге конструкция (с мощным дульным тормозом и разделением откатных масс) настолько понравилась артиллеристам…. что они рекомендовали не использовать её на какой-то там 37-мм десантной пукалке, а переделать под 57-мм снаряд. Чтобы стреляла как ЗиС-2, но была маленькой и лёгкой.

ЧК-М1

Однако на дворе был стоял 1944-й, и главный заказчик всё-таки решил выпустить хотя бы то, что получилось. До конца войны успели сделать чуть меньше пяти сотен ЧК. А успела ли хоть одна из этих пушек пострелять по врагу — неизвестно.

Социалистическое соревнование

Свою 37-мм десантную пушку к 1944-му году доделал и ЦКАБ товарища Грабина. Орудие прошло испытания летом того же года, и получившиеся результаты военных, мягко говоря, озадачили.

Авиадесантная пушка Грабина

К примеру, в примечаниях к таблице результатов стрельбы на кучность у этой пушки значилось следующее: «3 снаряда не найдены — отстали в районе 2,5 км», «2 снаряда — разрыв в воздухе», «2 снаряда не найдены — отстали в районе 2,5–3 км и один снаряд разорвался в воздухе».

Учитывая, что к этому моменту пушка ЧК уже куда более успешно прошла все испытания, грабинское изделие тихо замели под ковёр.

А что у других?

В Германии воздушно-десантные войска первым начал строить Герман Геринг. И немцы некоторое время считали, что лучшей пушкой для десантника будет вызванный по рации пикировщик. Однако численность «фальширмягеров» (немецких десантников-парашютистов. — Прим.ред.) росла как на дрожжах, отчего возникло законное опасение, что на всех пушек может и не хватить. Кроме того, до Геринга дошли слухи: армия, обидевшись, создала собственную парашютную роту, причём армейские десантники получили даже миномёты. Правда, в итоге «толстый Герман» всё равно подмял всех под своё объёмное… кхм, крыло. Но при этом решил, что если у десантников будут свои пушки, это круто и вообще зашибись.

К сожалению, в рейхе не нашлось своего Курчевского, чтобы и у немцев возникала стойкая изжога при фразе «безоткатное оружие». В 1937 году ведомство Геринга выдало заказ на пушку для десанта и уже на следующий год фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» предоставили опытные образцы 75-мм безоткатных орудий.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Леонид Васильевич Курчевский известен тем. что с 1923 по 1937 годы разработал несколько десятков проектов безоткатных пушек. Многие из них были воплощены в металле, а некоторые даже приняты на вооружение. Пушки Курчевского поначалу казались весьма перспективными. На их разработку и создание было потрачено огромное количество ресурсов. В итоге оказалось, что конструкция пушек обладает рядом неустранимых врождённых недостатков, а реальные характеристики гораздо ниже тех, что обещал конструктор. Деньги и время оказались просто выброшенными на ветер. Курчевский был расстрелян «за вредительство», а у советских военных появилось стойкое недоверие к безоткаткам.

На испытаниях победил образец «Рейнметалла», который и начал производиться как 7,5 cm Leichtgeschütze 40. 

7,5 cm LG 40

Загадочная вещь: хотя немцы тоже использовали систему с соплом Лаваля, как и Курчевский, в СССР почему-то получалось, что 76-мм батальонная безоткатка стоит дороже 76-мм дивизионки. А в Германии десантный вариант, наоборот, получился дешевле 75-мм пехотного оружия. Чудеса да и только.

Мотоцикл к немецкой пушке прилагался в качестве штатного тягача. Взгромоздить орудие на коляску фантазии у арийцев уже не хватило.

Впервые фрицы применили 75-мм десантные безоткатки в ходе высадки на Крите. Пробиваемость у таких пушек при стрельбе штатным 75-мм бронебойным снарядом (а другого ещё не было) из-за короткого ствола и низкой начальной скорости была величиной довольно условной. Но всё же десантникам удалось пострелять по английским танкам и даже повредить две «матильды».

7,5 cm LG 40 на Крите

Окрыленные таким дебютом конструкторы тут же соорудили пару пушек уже калибра 105-мм — тем более, что на подходе были кумулятивные снаряды, для которых скорость оказалась не так принципиальна. Впрочем, это уже было не важно. После Крита немецких десантников уже особо никуда с неба не забрасывали. Быть может, они даже успели в конце войны получить ещё одну очень облегчённую противотанковую новинку — велосипед с фаустпатронами.

Месье больше абсента не наливать!

Но все же титул самого безбашенного (во всех смыслах этого слова) авиадесантного противотанкового оружия нужно вручить… французам. После Второй мировой у них особо не было денег на джипы. И тем более — на транспортные самолёты, способные эти джипы поднять. Кое-что из списанной армейки подкидывал на бедность «дядя Сэм».

Но гордым потомкам Наполеона хотелось чего-то — если не большего, то хотя бы своего.

Увы, французская промышленность 50-х смогла предложить своим воздушно-десантным войскам только… итальянский мотороллер «Веспа». Если кто любит кино начала 60-х — именно на таком «привидении с моторчиком» рассекали Одри Хёпберн и Грегори Пек в фильме «Римские каникулы».

Если бы Пеку дали пушку вместо девушки, вряд ли он был бы такой довольный

Французские десантники должны были охотиться на танки тоже вдвоем — в один мотороллер «интегрировалась» американская 75-мм безоткатка М20, отчего водитель становился похож на ведьму верхом на метле. Второй мотороллер перевозил боеприпасы.

Берём итальянский мотороллер и американскую безоткатку — и получаем противотанковое средство для французских десантников

Сложно сказать, на какой именно эффект рассчитывали французы. Но выглядело это наверняка комично. Только представьте — едете вы в Т-55 по Франции, а тут в прицел ЭТО въезжает…

Сейчас, когда на вооружении современных ВДВ имеется множество всякой авиатранспортабельной техники (например, самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ-1»), попытки советских конструкторов уложить мало-мальски мощную пушку в прокрустово ложе возможностей тогдашних самолётов могут показаться смешными и нелепыми. Тем не менее, начало было именно таким. Да и не так давно десантируемая техника «войск дяди Васи» ограничивалась парой подвешенных под старый бомбардировщик ленд-лизовских джипов.

С другой стороны, говорят, у нас на подходе космодесант. А в космических челноках места ещё меньше, и каждый грамм на счету. Посмотрим, что в этот раз придумают…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий