Железо

Дирижабли после дизельпанка: как вернуть гигантов в небо?

Когда маленькие и несуразные самолёты ещё только учились летать, будущее авиации практически забрали себе дирижабли — настоящие корабли воздушных океанов. Увы, в какой-то момент эти гиганты вымерли, как динозавры. Но что, если их можно вернуть к жизни?
Юрий Кужелев /
5.5K
17
30
59
Когда маленькие и несуразные самолёты ещё только учились летать, будущее авиации практически забрали себе дирижабли — настоящие корабли воздушных океанов. Увы, в какой-то момент эти гиганты вымерли, как динозавры. Но что, если их можно вернуть к жизни?

Глаз в небе

Чтобы найти место дирижаблю в современном мире, надо понять его слабые и сильные стороны и узнать, можно ли преодолеть первые и воспользоваться последними. Начнём, конечно, с преимуществ.

Наверное, самая сильная сторона дирижабля — время полёта. Самолёты могут летать несколько часов, самые лучшие — максимум один день. Средний же срок перелёта на пассажирских дирижаблях составлял до трёх-четырёх суток. А если постараться, в воздухе можно было оставаться целыми неделями. Неудивительно, что именно этим свойством дирижабля уже не раз пытались воспользоваться.

Дирижабль ДРЛО отлично дополняет средства обнаружения американской АУГ (авианосной ударной группы), при этом не требует серьёзных вложений

Возьмём для примера задачу дальнего обнаружения. Важность самолётов ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) в современном бою нельзя переоценить — тем более на море, где именно они выступают в роли «зоркого глаза» при авианосце. Но время полёта у них ограниченное, приходится организовывать ротацию машин.

Во время «смены караула» может образоваться окно, и всегда есть шанс, что именно в этот момент противник нанесёт удар. Да и авианосное размещение не позволяет поставить радар побольше — хотя бы как у ВВС. И тут на помощь может прийти дирижабль.

Проект дирижабля ДРЛО «Сентинел 5000». Хорошо видно размещение радара внутри баллона

Во второй половине 80-х годов в фирме «Вестингауз» по заказу ВМФ США разрабатывали дирижабль ДРЛО «Сентинел 5000». Оснащённый мощным радаром, он серьёзно бы расширил возможности авианосной ударной группировки по обнаружению воздушных и надводных целей.

Предполагалось, что «Сентинел» будет либо сопровождать свои корабли (благо для этого не требовалась большая скорость), либо патрулировать отдельные участки моря. Автономность воздушного корабля составляла десять дней, а его экипаж был обеспечен на этот срок всеми необходимыми удобствами.

Полноразмерный макет гондолы дирижабля ДРЛО «Сентинел 5000»

«Сентинел» не был совсем беззащитным. Для встречи вражеских самолётов у него имелась собственная пусковая установка ракет «воздух-воздух». Разрабатывался даже вариант подвески под него самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) «Харриер» в варианте истребителя. Это, конечно, были меры последнего шанса, а главной защитой оставалось бы полноценное авиационное прикрытие.

Дело шло к постройке прототипа, активно разрабатывался беспилотный вариант — но с завершением холодной войны всё свернули. У США просто не осталось конкурентов на море.

Сравнение размеров «Сентинел 5000» и самолёта «Харриер»

Другая задача пришла к дирижаблям из прошлого. Ещё во времена Первой мировой они отлично справлялись с вражескими подводными лодками — да и позже, на Второй мировой, это получалось у них ничуть не хуже.

Противолодочные дирижабли стояли на вооружении в США до 60-х годов, но за новыми подводными лодками угнаться уже не могли. Их сняли с вооружения, но это не мешало в дальнейшем проводить работы над подобными проектами.

Идея вполне может выжить и сейчас — особенно если сделать дирижабли беспилотным. Такие дроны смогут месяцами курсировать над океаном в поисках злых субмарин.

Американский проект противолодочного дирижабля, конец 60-х годов
Проект беспилотного противолодочного дирижабля от фирмы «Боинг»

На страже ядерного арсенала

Создание беспилотного дирижабля открывает и другую интересную возможность.

Представьте, что вам надо спасти свои ядерные ракеты от удара противника. Закопать их поглубже в землю? Может не помочь, противнику достаточно будет попасть и сломать крышку шахты. Ракета останется целой, но какой от неё будет толк? Ведь запустить её уже не получится.

В подвижные установки попасть, конечно, сложнее, но современные спутники отследят их, а с живучестью у ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса) серьёзные проблемы. И тут на арену выходит беспилотный дирижабль. Немного стараний, и он сможет висеть с грузом не то что месяцами — годами!

Постоянно маневрирующий и меняющий высоту дирижабль сможет парить где угодно — от просторов мирового океана до пустынь США.

Попробуй такого уничтожь — не делать же межконтинентальные ракеты «воздух-воздух»?

Проект дирижабля-носителя МБР (межконтинентальных баллистических ракет) для флота США

Такие проекты разрабатывали и флот, и ВВС США. Но что будет, если такой дирижабль попадёт в шторм и рухнет? Такие приземлённые вопросы и сгубили смелый проект.

Атмосферный спутник

Другой плюс дирижабля — его возможность штурмовать большие высоты.

Создать самолёт, который заберётся на высоту в 60-70 километров — непростая инженерная задачка. Для дирижабля же это не проблема. А на такой высоте, да ещё с возможностью зависать на месте, можно сделать очень много. Особенно если это будет беспилотный дирижабль с питанием от солнечных батарей. Выйдет практически настоящий спутник.

Ретрансляцию сигналов или фотосъёмку местности, а также многие другие задачи дирижабль выполнит не хуже космических аппаратов. При этом его можно вернуть для обслуживания или перевести в другое место.

Проект высотного многоцелевого дирижабля от «Локхид-Мартин»

Но такой аппарат сможет решать не только мирные задачи. Гигантский дирижабль, зависнув рядом со страной противника, станет базой для настоящей стаи беспилотников. От враждебного ПВО его защитят высота и собственные дроны ПРО. А по целям, обнаруженным маленькими разведчиками, можно запускать крылатые ракеты или управляемые бомбы с самого дирижабля.

Проект российского многоцелевого сверхвысотного дирижабля от ЦАГИ

Работы над сверхвысотными дирижаблями идут во всём мире — в России, США, Китае и даже в Британии.

Заимствования у самолётов и вертолётов

Итак, у дирижабля есть плюсы, но всё же их не хватает, чтобы пробить дорогу в небеса. Впрочем, все проблемы можно исправить — ведь с 30-х годов техника шагнула далеко вперёд.

Начнём с грузоподъёмности. Кажется, что тут проблем нет, но это далеко не так. Соотношение размеров и полезной нагрузки у дирижаблей крайне плохое. Построить воздушный корабль, способный поднять 200 тонн, несложно, но размеры конструкции будут жуткими. Это можно исправить, добавив дополнительную подъёмную силу.

Проект дирижабля-летающего крана LTA 20 от фирмы «Магнус»

Простейший вариант — скрестить дирижабль с вертолётом. Винтокрылые машины и так неплохо справляются с подъёмом грузов, а если добавить к ним баллоны с лёгким газом, они смогут поднимать многие десятки тонн, сохраняя достаточно разумные габариты. Да и с управляемостью всё будет куда лучше, чем у обычного дирижабля.

Такие проекты часто появляются как у серьёзных фирм, так и у энтузиастов. Несколько прототипов даже летали.

Проект дирижабля-вертолёта. В этом варианте оболочка для несущего газа вращается, участвуя в создании дополнительной подъёмной силы

Летающий кран-дирижабль будет полезен во многих областях — например, помощь в строительстве в труднодоступных местах или разгрузка кораблей без сложной инфраструктуры и портов. Особенно хорошо смотрятся эти дирижабли на бескрайних и непроходимых просторах Канады или Сибири. Да и пассажиров можно перевезти на расстояния, недоступные для обычных вертолётов.

Найдётся им и военное применение: переброска тяжёлых машин через сложные участки местности, перевозка ракет, самолётов и других негабаритных грузов.

Проект советского дирижабля-вертолёта от КБ Мясищева для перевозки крупных негабаритных грузов, например, челнока «Буран»

Другой вариант — использовать подъёмную силу крыла, но форму крыла придать самому дирижаблю. В нормальной авиации это называется «несущий фюзеляж». Да, такой гибрид уже не похвастается возможностью вертикального взлёта и зависания на месте, к тому же он будет больше своих собратьев из обычной транспортной авиации. Но и груза он понесёт куда больше, и ему не потребуются огромные аэродромы и длинный разбег — баллоны с лёгким газом сделают своё дело. А в сравнении с обычным дирижаблем гибрид той же грузоподъёмности будет куда меньше.

Проект гигантского транспортного дирижабля-гибрида на 450 тонн груза от фирмы «Гудьир», конец 60-х годов
Так представляется высадка десанта с транспортного дирижабля-гибрида

Подобный дирижабль даже с немаленькой нагрузкой сможет сесть на обычный грунтовый аэродром или даже поляну (достаточно большую, конечно). В него получится поместить очень крупный груз — как по массе, так и по размерам. Например, ракету или космический челнок. При желании, в трюмах можно будет перевезти несколько взводов танков или большое количество пехоты, а заодно принести кому-нибудь демократию.

Проект гибридного транспортного дирижабля «Мегалифтер» для транспортировки космического челнока
Ещё один вариант (нереализованный) по приданию дирижаблю большей скорости и грузоподъёмности — установка на него гигантского реактивного двигателя, проходящего через всю конструкцию

Конечно, можно довести гибридизацию до предела, просто добавив в обычные самолёты ёмкости с лёгким газом, но получившаяся конструкция не будут легче воздуха, а значит не сможет считаться дирижаблем. Такие проекты разрабатывали как у нас, так и на Западе, но в конечном счёте не реализовали. Слишком маленькая была выгода от такого смешения.

Проект сверхзвукового дирижабля жёсткой конструкции, США

С атомным сердцем

На смену дизельпанку пришёл атомпанк. Возможно, как раз в силе атома и есть выход для дирижаблей?

Поставить ядерную силовую установку на воздушный корабль не так и сложно, грузоподъёмность позволяет. Это решает сразу много проблем. Время полёта, и без того немаленькое, ограничится только выдержкой экипажа и запасом продуктов.

Дирижабль можно спокойно увеличивать до жутких размеров — энергии для двигателей всегда будет в достатке.

Интерес к атомным дирижаблям в начале 50-х проявляли во многих странах, но основными игроками на этом поле были, конечно, СССР и США. В Америке тогда разработали проект шикарного круизного атомного дирижабля «Атомс фо Пис» («Атомы ради мира»). Он был невероятно комфортным и роскошным. При этом за счёт использования дешёвой энергии атома полёт в каюте низшего класса стоил бы меньше доллара. А красивое и пацифистское название не помешало разработать на его базе атомный летающий авианосец для ВВС США.

Проект круизного атомного дирижабля «Атомс фо Пис»

К идее атомного авианесущего дирижабля в США вернулись в 70-е годы. В то время ВВС активно искали возможность придать своим силам стратегическую мобильность. Например, на базе «Боинга 747» шла разработка авианосца, способного оперативно доставить в любую точку Земли пару звеньев тактической авиации. Конечно же, вспомнили о дирижаблях.

Реконструкция возможного вида ангара атомного дирижабля-авианосца 70-х годов

Конструкция летающего авианосца предполагала размещение до 30 самолётов разного типа — куда больше, чем у схожих проектов тяжелее воздуха. Но из-за малой скорости с дирижабля можно было использовать только СВВП, остальные самолёты просто не смогли бы обратно к нему пристыковаться. Кроме того, воздушное судно было не особенно живучим.

Чёрные тени

Разведывательный стелс-дирижабль. Реконструкция

Все предложения, описанные выше, основывались на задачах, актуальных ещё в 30-е годы. Таскать грузы и пассажиров, летать повыше и подальше… Может, поискать для дирижабля какое-нибудь необычное применение?

Что, если сделать дирижабль‑стелс?

На первый взгляд, идея безумная. Но если сделать воздушный корабль из радиопоглощающих материалов, придать ему нужную форму и поставить двигатели потише — вполне может сработать.

Были сумасшедшие идеи совместить всё в одном — гигантский гибридный транспортный стелс-дирижабль. Но с его размерами невидимость осталась бы только в названии

Такие работы велись в США в 70-х и 80-х годах, но результаты остались засекреченными. А среди любителей чёрных проектов ходит байка, что подобные стелс-дирижабли уже давно поставили в строй, и многие современные наблюдения НЛО объясняются именно ими.

Космический путь

Можно приспособить дирижабль для космических полётов. Конечно, сам он в космос не улетит, но выступить в роли первой ступени вполне может. Правда, чтобы поднять большую ракету (желательно, с людьми) на достаточную высоту, потребуется корабль поистине огромных размеров. Зато не будет проблем с многоразовостью: взлетел, запустил и спокойно сел принимать следующий космический корабль. А для ракет поменьше вообще не надо городить титанов.

На данный момент в США несколько фирм работают над подобными проектами. Но до результатов пока далеко.

Различные варианты дирижаблей в качестве первых ступеней для космических кораблей

Ну и главный вопрос — может, время дирижаблей вернётся уже не на нашей планете? Давно идут разговоры, что именно они пригодятся при исследовании нашей горячей соседки Венеры. Сейчас в НАСА разрабатывают целую миссию беспилотных дирижаблей на Венере. С летающей базой и отдельными кораблями‑разведчиками.

Венерианские дирижабли и их база

Дел для дирижаблей, как видно, полно. Я перечислил лишь малую долю всех проектов. Но где же сами гигантские воздушные корабли? Почему они не вернут себе хотя бы часть старых позиций?

У дирижаблей нет решающего преимущества ни в одной задаче. А вложений при этом они просят немалых. Нужны деньги на инфраструктуру — ведь требуется другое базирование, другие аэродромы. Пилота гражданского лайнера или истребителя не переучить на управление дирижаблем — значит, надо создавать целую индустрию по подготовке кадров. Огромные деньги!

Вот и остаются лишь совсем небольшие дирижаблики, которые не требуют особого финансирования и выполняют простые задачи вроде демонстрации рекламы.

Но энтузиасты продолжают борьбу. И кто знает — может, мы однажды увидим, как гиганты вернутся в небо.

Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
9.6K
17
1
1
Пистолет, появившийся раньше времени
Где-то на пару тысяч лет
Болтеры — самое знаменитое, наверное, стрелковое оружие фантастической вселенной Warhammer 40k — известны тем, что используют реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Этим чудовищем, например, штурмовые отряды Adepta Sororitas (сплошь гарные девицы!) устрашают еретиков по всей галактике в далёком будущем. Есть у него и современный реальный прототип, который тоже известен, но в основном в кругу фанатов стрелковки.
19K
12
6
2
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
38K
35
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле
Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!
19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
30K
28
4
6
Вьетнамские хоббиты
Тихое оружие тоннельной войны
Мы знаем о войне на суше, воде и в небе, а вот в 1967 году, в самый разгар войны во Вьетнаме, американцам пришлось повоевать под землей. Вьетконговцы выкопали целые лабиринты тоннелей, в которых находилось всё нужное для жизни. Прямо как у хоббитцов во «Властелине колец», только эти хоббитцы ни разу не были добродушны и гостеприимны. Разбомбить их сверху не получалось, и американцам приходилось спускаться в тесные переходы, кое-где перемещаясь чуть ли не ползком. Обычное оружие в тоннелях только мешало.
13K
17
4
0
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
11K
18
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
29K
18
9
4
Стреляй, кисть качай!
Пистолет для фитоняшек XIX века
В конце XIX века самозарядные пистолеты были новинкой. И, конечно, многим хотелось выделиться и приобрести не револьвер «как у всех», а что-нибудь эдакое, но при этом всё-таки доступное уму. Например, затейливый неавтоматический пистолет, перезаряжающийся с помощью мускульной силы. Такие в шутку называли «эспандерами». Мы расскажем об одном из примеров пистолетного хайпа начала века.
7.8K
12
2
0
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

43K
39
10
432
Надо было сдаваться? 6 мифов о Великой Отечественной и Победе

«Жалко всех солдат по обе стороны фронта», «жили бы в европейской стране», «наши немецких пилотов летать учили». Празднование 9 мая в очередной раз показало, насколько неоднозначно воспринимаются события отгремевшей войны. WARHEAD.SU разобрал некоторые спорные моменты — посмотрим, что же с ними не так.

32K
62
237
835
Рецепт покорения мира: почему монголы побеждали?

Даже великие завоевания Александра Македонского бледнеют в сравнении с размахом империи Чингисхана. Но почему простые кочевники, обитавшие на периферии цивилизованного мира, смогли повергнуть армии мощных и обширных государств от Востока до Запада? В чём причина их военных успехов?

28K
28
88
647
«Тяжёлая кавалерия» Нормандии: как эсминцы переломили исход высадки на Омаха-Бич

Правило «артиллерия — бог войны» никто не отменял. 6 июня 1944 года в секторе высадки «Омаха» в Нормандии всё с самого начала пошло не так из-за неадекватной артиллерийской подготовки. Оставалось надеяться лишь на героизм пехоты и смекалку моряков.

26K
51
19
508
Немецкий прыжок: роковая ошибка канадцев

Если немцы перешли к обороне, значит, они готовятся наступать. Во время Первой мировой войны этот факт прозевали канадцы на, казалось бы, «спокойных и тихих» участках фронта. В июне 1916 года эта ошибка стоила им многих жизней.

25K
25
1
102
Тест: какой вы вымышленный злодей?

Сознайтесь — хотели бы покорить мир и всё тут переделать? В искусстве часто изображают злодеями тех, кто пытается что-то изменить, и героями тех, кто защищает статус-кво. Учёный — почти наверняка опасный маньяк, прилежный ученик — уже в группе риска. А ведь есть ещё военные, черти и рептилоиды! Посмотрим, какой злодей мог бы из вас получиться.

23K
8
4
606
9-я рота по-американски: битва в Ванате

Талибы для американских войск в основном были и остаются невидимым противником, закладывающим фугасы на дорогах и беспокоящим обстрелами. Но летом 2008-го афганские боевики едва не уничтожили прямой атакой опорный пункт американских десантников и нанесли им тяжёлые потери. Битва в посёлке Ванат была похожа на бой советской 9-й парашютно-десантной роты, оборонявшей высоту 3434.

23K
31
19
455
Ту-160 или ПАК ДА: что нужнее российским ВВС?

Модернизировать Ту-160 или направить усилия и средства на футуристический ПАК ДА? Ветеран «Белый лебедь» или самолёт XXI века: что нужнее нашим ВВС сегодня? Об этом дискутируют наши авторы.

22K
12
3
121
Кто кого: польский орёл против чешского льва в 1945-м

Казалось, к лету 1945-го все народы Европы мечтали исключительно о мире. Увы, даже после окончания Второй мировой хватало желающих кинуться делить границы во имя «исконных» земель. К середине июня 1945 года армии Польши и Чехословакии замерли на боевых позициях, успев отжать друг у друга спорные земли, обменяться залпами артиллерии и понести потери.

22K
42
25
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
108K
59
35
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

87K
44
8
869
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
61K
28
18
312
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

59K
57
16
742
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

57K
33
22
827
«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
53K
18
14
307
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
53K
49
60
614
Убийство накануне теракта: кто уничтожил Ахмад Шаха Масуда
Стратегия или совпадение? За сутки до терактов 11 сентября 2001 года в Афганистане террористы-смертники устранили одного из наиболее успешных полевых командиров — Ахмад Шаха Масуда. Кто стоит за убийством Панджшерского льва и как оно связано с трагедией в Нью-Йорке? WARHEAD.SU попытался разобраться.
46K
12
7
453
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
45K
38
69
361