Железо

Дирижабли после дизельпанка: как вернуть гигантов в небо?

Когда маленькие и несуразные самолёты ещё только учились летать, будущее авиации практически забрали себе дирижабли — настоящие корабли воздушных океанов. Увы, в какой-то момент эти гиганты вымерли, как динозавры. Но что, если их можно вернуть к жизни?
Юрий Кужелев /
5.9K
18
30
59
Когда маленькие и несуразные самолёты ещё только учились летать, будущее авиации практически забрали себе дирижабли — настоящие корабли воздушных океанов. Увы, в какой-то момент эти гиганты вымерли, как динозавры. Но что, если их можно вернуть к жизни?

Глаз в небе

Чтобы найти место дирижаблю в современном мире, надо понять его слабые и сильные стороны и узнать, можно ли преодолеть первые и воспользоваться последними. Начнём, конечно, с преимуществ.

Наверное, самая сильная сторона дирижабля — время полёта. Самолёты могут летать несколько часов, самые лучшие — максимум один день. Средний же срок перелёта на пассажирских дирижаблях составлял до трёх-четырёх суток. А если постараться, в воздухе можно было оставаться целыми неделями. Неудивительно, что именно этим свойством дирижабля уже не раз пытались воспользоваться.

Дирижабль ДРЛО отлично дополняет средства обнаружения американской АУГ (авианосной ударной группы), при этом не требует серьёзных вложений

Возьмём для примера задачу дальнего обнаружения. Важность самолётов ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) в современном бою нельзя переоценить — тем более на море, где именно они выступают в роли «зоркого глаза» при авианосце. Но время полёта у них ограниченное, приходится организовывать ротацию машин.

Во время «смены караула» может образоваться окно, и всегда есть шанс, что именно в этот момент противник нанесёт удар. Да и авианосное размещение не позволяет поставить радар побольше — хотя бы как у ВВС. И тут на помощь может прийти дирижабль.

Проект дирижабля ДРЛО «Сентинел 5000». Хорошо видно размещение радара внутри баллона

Во второй половине 80-х годов в фирме «Вестингауз» по заказу ВМФ США разрабатывали дирижабль ДРЛО «Сентинел 5000». Оснащённый мощным радаром, он серьёзно бы расширил возможности авианосной ударной группировки по обнаружению воздушных и надводных целей.

Предполагалось, что «Сентинел» будет либо сопровождать свои корабли (благо для этого не требовалась большая скорость), либо патрулировать отдельные участки моря. Автономность воздушного корабля составляла десять дней, а его экипаж был обеспечен на этот срок всеми необходимыми удобствами.

Полноразмерный макет гондолы дирижабля ДРЛО «Сентинел 5000»

«Сентинел» не был совсем беззащитным. Для встречи вражеских самолётов у него имелась собственная пусковая установка ракет «воздух-воздух». Разрабатывался даже вариант подвески под него самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) «Харриер» в варианте истребителя. Это, конечно, были меры последнего шанса, а главной защитой оставалось бы полноценное авиационное прикрытие.

Дело шло к постройке прототипа, активно разрабатывался беспилотный вариант — но с завершением холодной войны всё свернули. У США просто не осталось конкурентов на море.

Сравнение размеров «Сентинел 5000» и самолёта «Харриер»

Другая задача пришла к дирижаблям из прошлого. Ещё во времена Первой мировой они отлично справлялись с вражескими подводными лодками — да и позже, на Второй мировой, это получалось у них ничуть не хуже.

Противолодочные дирижабли стояли на вооружении в США до 60-х годов, но за новыми подводными лодками угнаться уже не могли. Их сняли с вооружения, но это не мешало в дальнейшем проводить работы над подобными проектами.

Идея вполне может выжить и сейчас — особенно если сделать дирижабли беспилотным. Такие дроны смогут месяцами курсировать над океаном в поисках злых субмарин.

Американский проект противолодочного дирижабля, конец 60-х годов
Проект беспилотного противолодочного дирижабля от фирмы «Боинг»

На страже ядерного арсенала

Создание беспилотного дирижабля открывает и другую интересную возможность.

Представьте, что вам надо спасти свои ядерные ракеты от удара противника. Закопать их поглубже в землю? Может не помочь, противнику достаточно будет попасть и сломать крышку шахты. Ракета останется целой, но какой от неё будет толк? Ведь запустить её уже не получится.

В подвижные установки попасть, конечно, сложнее, но современные спутники отследят их, а с живучестью у ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса) серьёзные проблемы. И тут на арену выходит беспилотный дирижабль. Немного стараний, и он сможет висеть с грузом не то что месяцами — годами!

Постоянно маневрирующий и меняющий высоту дирижабль сможет парить где угодно — от просторов мирового океана до пустынь США.

Попробуй такого уничтожь — не делать же межконтинентальные ракеты «воздух-воздух»?

Проект дирижабля-носителя МБР (межконтинентальных баллистических ракет) для флота США

Такие проекты разрабатывали и флот, и ВВС США. Но что будет, если такой дирижабль попадёт в шторм и рухнет? Такие приземлённые вопросы и сгубили смелый проект.

Атмосферный спутник

Другой плюс дирижабля — его возможность штурмовать большие высоты.

Создать самолёт, который заберётся на высоту в 60-70 километров — непростая инженерная задачка. Для дирижабля же это не проблема. А на такой высоте, да ещё с возможностью зависать на месте, можно сделать очень много. Особенно если это будет беспилотный дирижабль с питанием от солнечных батарей. Выйдет практически настоящий спутник.

Ретрансляцию сигналов или фотосъёмку местности, а также многие другие задачи дирижабль выполнит не хуже космических аппаратов. При этом его можно вернуть для обслуживания или перевести в другое место.

Проект высотного многоцелевого дирижабля от «Локхид-Мартин»

Но такой аппарат сможет решать не только мирные задачи. Гигантский дирижабль, зависнув рядом со страной противника, станет базой для настоящей стаи беспилотников. От враждебного ПВО его защитят высота и собственные дроны ПРО. А по целям, обнаруженным маленькими разведчиками, можно запускать крылатые ракеты или управляемые бомбы с самого дирижабля.

Проект российского многоцелевого сверхвысотного дирижабля от ЦАГИ

Работы над сверхвысотными дирижаблями идут во всём мире — в России, США, Китае и даже в Британии.

Заимствования у самолётов и вертолётов

Итак, у дирижабля есть плюсы, но всё же их не хватает, чтобы пробить дорогу в небеса. Впрочем, все проблемы можно исправить — ведь с 30-х годов техника шагнула далеко вперёд.

Начнём с грузоподъёмности. Кажется, что тут проблем нет, но это далеко не так. Соотношение размеров и полезной нагрузки у дирижаблей крайне плохое. Построить воздушный корабль, способный поднять 200 тонн, несложно, но размеры конструкции будут жуткими. Это можно исправить, добавив дополнительную подъёмную силу.

Проект дирижабля-летающего крана LTA 20 от фирмы «Магнус»

Простейший вариант — скрестить дирижабль с вертолётом. Винтокрылые машины и так неплохо справляются с подъёмом грузов, а если добавить к ним баллоны с лёгким газом, они смогут поднимать многие десятки тонн, сохраняя достаточно разумные габариты. Да и с управляемостью всё будет куда лучше, чем у обычного дирижабля.

Такие проекты часто появляются как у серьёзных фирм, так и у энтузиастов. Несколько прототипов даже летали.

Проект дирижабля-вертолёта. В этом варианте оболочка для несущего газа вращается, участвуя в создании дополнительной подъёмной силы

Летающий кран-дирижабль будет полезен во многих областях — например, помощь в строительстве в труднодоступных местах или разгрузка кораблей без сложной инфраструктуры и портов. Особенно хорошо смотрятся эти дирижабли на бескрайних и непроходимых просторах Канады или Сибири. Да и пассажиров можно перевезти на расстояния, недоступные для обычных вертолётов.

Найдётся им и военное применение: переброска тяжёлых машин через сложные участки местности, перевозка ракет, самолётов и других негабаритных грузов.

Проект советского дирижабля-вертолёта от КБ Мясищева для перевозки крупных негабаритных грузов, например, челнока «Буран»

Другой вариант — использовать подъёмную силу крыла, но форму крыла придать самому дирижаблю. В нормальной авиации это называется «несущий фюзеляж». Да, такой гибрид уже не похвастается возможностью вертикального взлёта и зависания на месте, к тому же он будет больше своих собратьев из обычной транспортной авиации. Но и груза он понесёт куда больше, и ему не потребуются огромные аэродромы и длинный разбег — баллоны с лёгким газом сделают своё дело. А в сравнении с обычным дирижаблем гибрид той же грузоподъёмности будет куда меньше.

Проект гигантского транспортного дирижабля-гибрида на 450 тонн груза от фирмы «Гудьир», конец 60-х годов
Так представляется высадка десанта с транспортного дирижабля-гибрида

Подобный дирижабль даже с немаленькой нагрузкой сможет сесть на обычный грунтовый аэродром или даже поляну (достаточно большую, конечно). В него получится поместить очень крупный груз — как по массе, так и по размерам. Например, ракету или космический челнок. При желании, в трюмах можно будет перевезти несколько взводов танков или большое количество пехоты, а заодно принести кому-нибудь демократию.

Проект гибридного транспортного дирижабля «Мегалифтер» для транспортировки космического челнока
Ещё один вариант (нереализованный) по приданию дирижаблю большей скорости и грузоподъёмности — установка на него гигантского реактивного двигателя, проходящего через всю конструкцию

Конечно, можно довести гибридизацию до предела, просто добавив в обычные самолёты ёмкости с лёгким газом, но получившаяся конструкция не будут легче воздуха, а значит не сможет считаться дирижаблем. Такие проекты разрабатывали как у нас, так и на Западе, но в конечном счёте не реализовали. Слишком маленькая была выгода от такого смешения.

Проект сверхзвукового дирижабля жёсткой конструкции, США

С атомным сердцем

На смену дизельпанку пришёл атомпанк. Возможно, как раз в силе атома и есть выход для дирижаблей?

Поставить ядерную силовую установку на воздушный корабль не так и сложно, грузоподъёмность позволяет. Это решает сразу много проблем. Время полёта, и без того немаленькое, ограничится только выдержкой экипажа и запасом продуктов.

Дирижабль можно спокойно увеличивать до жутких размеров — энергии для двигателей всегда будет в достатке.

Интерес к атомным дирижаблям в начале 50-х проявляли во многих странах, но основными игроками на этом поле были, конечно, СССР и США. В Америке тогда разработали проект шикарного круизного атомного дирижабля «Атомс фо Пис» («Атомы ради мира»). Он был невероятно комфортным и роскошным. При этом за счёт использования дешёвой энергии атома полёт в каюте низшего класса стоил бы меньше доллара. А красивое и пацифистское название не помешало разработать на его базе атомный летающий авианосец для ВВС США.

Проект круизного атомного дирижабля «Атомс фо Пис»

К идее атомного авианесущего дирижабля в США вернулись в 70-е годы. В то время ВВС активно искали возможность придать своим силам стратегическую мобильность. Например, на базе «Боинга 747» шла разработка авианосца, способного оперативно доставить в любую точку Земли пару звеньев тактической авиации. Конечно же, вспомнили о дирижаблях.

Реконструкция возможного вида ангара атомного дирижабля-авианосца 70-х годов

Конструкция летающего авианосца предполагала размещение до 30 самолётов разного типа — куда больше, чем у схожих проектов тяжелее воздуха. Но из-за малой скорости с дирижабля можно было использовать только СВВП, остальные самолёты просто не смогли бы обратно к нему пристыковаться. Кроме того, воздушное судно было не особенно живучим.

Чёрные тени

Разведывательный стелс-дирижабль. Реконструкция

Все предложения, описанные выше, основывались на задачах, актуальных ещё в 30-е годы. Таскать грузы и пассажиров, летать повыше и подальше… Может, поискать для дирижабля какое-нибудь необычное применение?

Что, если сделать дирижабль‑стелс?

На первый взгляд, идея безумная. Но если сделать воздушный корабль из радиопоглощающих материалов, придать ему нужную форму и поставить двигатели потише — вполне может сработать.

Были сумасшедшие идеи совместить всё в одном — гигантский гибридный транспортный стелс-дирижабль. Но с его размерами невидимость осталась бы только в названии

Такие работы велись в США в 70-х и 80-х годах, но результаты остались засекреченными. А среди любителей чёрных проектов ходит байка, что подобные стелс-дирижабли уже давно поставили в строй, и многие современные наблюдения НЛО объясняются именно ими.

Космический путь

Можно приспособить дирижабль для космических полётов. Конечно, сам он в космос не улетит, но выступить в роли первой ступени вполне может. Правда, чтобы поднять большую ракету (желательно, с людьми) на достаточную высоту, потребуется корабль поистине огромных размеров. Зато не будет проблем с многоразовостью: взлетел, запустил и спокойно сел принимать следующий космический корабль. А для ракет поменьше вообще не надо городить титанов.

На данный момент в США несколько фирм работают над подобными проектами. Но до результатов пока далеко.

Различные варианты дирижаблей в качестве первых ступеней для космических кораблей

Ну и главный вопрос — может, время дирижаблей вернётся уже не на нашей планете? Давно идут разговоры, что именно они пригодятся при исследовании нашей горячей соседки Венеры. Сейчас в НАСА разрабатывают целую миссию беспилотных дирижаблей на Венере. С летающей базой и отдельными кораблями‑разведчиками.

Венерианские дирижабли и их база

Дел для дирижаблей, как видно, полно. Я перечислил лишь малую долю всех проектов. Но где же сами гигантские воздушные корабли? Почему они не вернут себе хотя бы часть старых позиций?

У дирижаблей нет решающего преимущества ни в одной задаче. А вложений при этом они просят немалых. Нужны деньги на инфраструктуру — ведь требуется другое базирование, другие аэродромы. Пилота гражданского лайнера или истребителя не переучить на управление дирижаблем — значит, надо создавать целую индустрию по подготовке кадров. Огромные деньги!

Вот и остаются лишь совсем небольшие дирижаблики, которые не требуют особого финансирования и выполняют простые задачи вроде демонстрации рекламы.

Но энтузиасты продолжают борьбу. И кто знает — может, мы однажды увидим, как гиганты вернутся в небо.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
«Кинжал» для «убийцы авианосцев»
Продолжается разработка ракетного комплекса Х-47М2 «Кинжал», анонсированного публике в начале марта 2018 года. Развивающие гиперзвуковую скорость ракеты планируют подвешивать не только под модифицированные МиГ-31К, но и под ракетоносцы Ту-22М3. Что это даст?
17K
16
0
283
Что делать, если вы попали в перестрелку

Америку снова трясёт — сразу несколько случаев массовых расстрелов прокатились по стране. Происходит подобное и в других частях света — пусть и гораздо реже. Как правильно вести себя, оказавшись в подобной ситуации? Как по максимуму увеличить свои шансы на выживание? Советами делятся наши эксперты.

10K
33
24
226
Новая китайская ракета PL-XX: почему она напугала американцев?
Американские издания пишут о новой китайской ракете класса «воздух-воздух», способной поменять расклад в соотношении мировых сил. WARHEAD.SU поясняет, действительно ли это страшная угроза и стоит ли начинать паниковать.
6.2K
17
3
54
В США уронили первый F-35: что это значит?
Приказа верить в чудеса не поступало
У американцев упал их первый F-35. Как обычно, отличились морпехи. Что произошло, что это значит на самом деле и почему F-35 все равно нет альтернативы, поясняет WARHEAD.SU.
12K
18
9
105
Х-59МК2: зачем ракета в форме чемодана?
Истребитель пятого поколения Су-57 в ходе испытаний в Сирии, среди прочего, отметился пуском новейшей ракеты Х-59МК2. Недавно эта же ракета была замечена в сирийском небе на пилоне у бомбардировщика Су-34. Чем интересна эта ракета и каковы её особенности?
40K
14
8
339
Американские танки в Восточной Европе
«США перебрасывают через Германию тысячи танков в страны Балтии и Польшу» — с похожими заголовками вышли недавно новости в ряде русскоязычных СМИ. Что происходит и не угрожает ли России очередное вражеское нашествие? Разбираемся.
13K
15
2
230
Ракета-ниндзя, или Много шума из ничего

Российская и зарубежная пресса взахлёб рассказывает о новейшей американской разработке — «ракете-ниндзя» способной нашинковать любого террориста выдвижными лезвиями. Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU спешит рассказать, что же известно о таинственной ракете, и правда ли, что её описали ещё в 2011 году?

6.8K
12
7
40
Дорогу новым винтокрылам: американские программы FARA и FLRAA

Революция в мировом вертолётостроении — и в американском в частности — всё ближе и ближе. Редакция WARHEAD.SU с большим интересом следит за новыми конкурсами американцев — FARA и FLRAA. Кто с кем соревнуется и какие шансы у участников программ — давайте разбираться.

5.2K
15
13
94
F-35: боевое крещение
Истребитель пятого поколения F-35 впервые применён в бою. Честь первыми использовать перспективную американскую машину на практике выпала ВВС Израиля. В Twitter ВВС Израиля появилась цитата командующего ВВС Амикама Норкина: «Самолеты „Адир“ боеготовы и выполняют задачи. Мы первыми в мире применили F-35 в боевой обстановке».
27K
18
6
169
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

45K
62
34
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

25K
49
271
703
Рейд на Вильнюс: бессмысленный и беспощадный

Платформы жалобно скрипели под весом «пантер». Эшелоны с танками неслись в Прибалтику. Здесь в середине июля 1944 года немцы хотели остановить неудержимый бег Красной армии к Восточной Пруссии. Однако первая задача «пантер» оказалась неожиданной и сложной — вытащить окружённый гарнизон Вильнюса. Что же у них получилось?

24K
58
19
550
Роковая ошибка генерала Милютина: как армейская реформа разрушила империю

Принято считать, что военные реформы Дмитрия Милютина были очень успешны. По больше части с этим можно согласиться. Но не допустил ли учёный генерал роковую ошибку, ценой которой стало падение Российской империи? WARHEAD.SU пытается разобраться.

21K
15
35
235
Военное сотрудничество СССР и Германии: как это было на самом деле

«Нацистский меч ковался в СССР!». Или не ковался? Да и вообще — как так вышло, что мы помогали немцам? Что происходило до начала Второй мировой с военными отношениями СССР и Германии — в нашей статье.

21K
44
98
483
Феномен помпы с довеском: нестареющая классика или прогресс?

Классическая схема помпового ружья — вот, что ценят истинные любители хорошей стрелковки! Или всё же нет, и пора прислушаться к новой прогрессивной моде и сменить привычную компоновку оружия? Мы решили разобраться.

20K
19
20
46
«Невозможная победа»: 12 «школьных» заблуждений о сражении при Мидуэе

Мидуэй стал ответом японцев на рейд Дулиттла, американцы серьёзно уступали в численности противнику, а победу США обеспечила их разведка. Среди сражений на Тихом океане Мидуэй по количеству мифов о нём опережает даже Пёрл-Харбор. Попробуем разобраться с самыми известными из них.

20K
51
41
264
«Горячий день»: как полковник Кутепов остановил немецкие танки под Могилёвом

В наше время фейковых новостей мы привыкли, что вчерашние сенсации «вдруг» оказываются сплетнями, а «шокирующие кадры» — постановкой. Случалось подобное и раньше — про героический бой приятнее сочинять в тёплой редакции. Но настоящие журналисты всегда считали по-другому. В июле 1941-го в «Известиях» вышла статья Симонова, который только что вернулся из-под Могилёва.

20K
45
39
653
Один в Афганистане: последний бой Джона Чэпмена

Раненый американский спецназовец в одиночку принял последний бой против чеченцев в горах Афганистана. Но много лет никто даже не подозревал об его подвиге — пока не всплыло одно секретное видео.

19K
39
16
496
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
163K
77
44
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
65
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

67K
32
25
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
51K
39
76
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

47K
41
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

45K
62
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
44K
21
11
81
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

44K
39
53
591
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
163K
77
44
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

95K
54
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
78K
37
27
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
76K
6
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
30
12
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

68K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

67K
65
18
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

67K
32
25
467
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
65K
32
28
679