Приданое и финальная распродажа
Третьего октября 1990 года ГДР перестала существовать, а вместе с ней и её армия — одна из самых боеспособных и хорошо вооружённых среди стран Варшавского договора. Новой Германии досталось огромное и совершенно ненужное оружейное наследие распущенного по домам войска.
ФРГ получила более 2500 танков, 6600 БМП и БТР, 2500 артиллерийских орудий (включая самоходные), около 180 вертолётов, почти 400 самолётов и 69 боевых кораблей. Все это венчало полтора миллиона единиц огнестрельного оружия и 300 тысяч тонн боеприпасов.
Весь этот арсенал поделили на три категории.
В первую, довольно малочисленную, попало то, чем бундесвер собирался пользоваться лично — например, истребителями МиГ-29 или пассажирскими Ту-154. Во вторую категорию — то, что немцы хотели попробовать и, возможно, оставить себе или пристроить каким-нибудь пограничникам или лесникам. Сюда попали вертолёты Ми-24 и Ми-8, а также часть гусеничной и морской техники. В третью, самую многочисленную категорию, определили то, от чего требовалось избавиться.
Среди причин — техническая устарелость, несоответствие стандартам НАТО и необходимость закупать запчасти у иностранных государств.
Был ещё один, не особо афишируемый факт: чем больше останется гэдээровского оружия, тем больше останется и самих гэдээровцев в армии — чего никому не хотелось.
Пока немцы занимались учётом и контролем, в дверь нетерпеливо постучали какие-то очень раздражённые люди, размахивающие контрактами. Оказалось, что под самый занавес, 1–2 октября 1990 года, гэдээровцы подписали множество самых разнообразных оружейных контрактов по бросовым ценам и покупатели интересуются, где товар!
Поляки ожидали 11 самолётов МиГ-29 с ракетами «воздух-воздух», 2700 противотанковых ракет к комплексам «Фагот» и много другого. Не отставали и венгры, утверждавшие, что купили 200 танков Т-72, 130 тысяч противотанковых мин и ещё целый список на трёх листах.
МиГ-29 на аэродроме Прешен, август 1990-го (источник фото)
Будущих союзников по НАТО попросили немного подождать, потому что вперёд вырвались разноязыкие коммерсанты с куда более фантастическими документами.
Так, американская фирма «Си-Ай-Си Интернешнл» утверждала, что является владелицей трёх малых ракетных кораблей проекта 151, 12 ракетных катеров проекта 205, нескольких десятков самолётов МиГ-21 и МиГ-23, а также (держитесь за стул!) 1200 танков Т-55, 200 Т-72 и 170 систем реактивного залпового огня. Из-за их плеча размахивали бумагами представители панамской «Бейж-MA», вопрошавшие, где же их 32 вертолёта Ми-24, сто танков Т-72 и десятки тысяч единиц огнестрельного оружия. За ними пытались протиснуться представители ещё полудюжины фирм с более скромными запросами — в основном в области огнестрельного оружия и боеприпасов.
Большинство договоров в итоге признали недействительными. Но вот, скажем, один проданный некой фирме MAWIA тральщик всё-таки крайне нелегально уплыл — аж в африканскую Гвинею.
«Буря в пустыне» и помощь друзьям
Поделиться вновь обретённым богатством немцев попросили практически сразу.
По ряду причин ФРГ отказалась от участия в операции «Буря в пустыне», но предложила участникам финансовую и материально-техническую помощь — ведь благодаря гэдээровским запасам она им ничего не стоила. Немцы отправили на Ближний Восток более 1500 единиц техники для тыловых служб и множество предметов снабжения вроде палаток, фляжек, одеял и прочего.
Но основные запросы касались возможности посмотреть на советский хай-тек, который никогда до этого не попадал в руки НАТО.
Речь шла прежде всего о боевых самолётах и их вооружении, зенитно-ракетных и противотанковых комплексах, а также о флотских новинках. Из локальных немецких диковинок всех интересовали противотанковые и противопехотные мины.
Множество таких передач не фиксировались как купля-продажа, а проводились в рамках военно-технического сотрудничества и передачи материальной части для тренировок.
Восточногерманский МиГ-23
Хитами стали самолёты МиГ-23 и Су-22 с ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», противокорабельные ракеты семейства П-15, противолодочные торпеды СЭТ-40 и зенитные ракетные комплексы «Оса».
Наибольшую активность проявили США, действовавшие по принципу «заверните всего по два». Они получили, среди прочего, 14 самолётов МиГ-23, два Су-22, один МиГ-29, три вертолёта Ми-24, 86 танков Т-72, 19 БМП-1 и 15 БМП-2, 17 МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр лёгкий бронированный), а также три батареи ЗРК «Оса» с боекомплектом. Немалая часть этой техники предназначалась для вооружения частей OPFOR (Opposing Force), которые на учениях изображают «плохих парней».
Американцы даже утащили для испытаний малый ракетный корабль проекта 1241. У восточных немцев он носил название «Рудольф Эгельгофер», после объединения ненадолго попал в западногерманский флот, где был переименован в «Хиддензе». Через полгода его отправили в США — сейчас его можно увидеть в морском музее «Бэттлшип Коув» в Массачусетсе.
Бывший «Рудольф Эгельгофер» — ныне «Хиддензе» — в морском музее Массачусетса
Далеко не все получали желаемое. Израиль, у которого с ФРГ были тёплые, хотя и не безоблачные отношения в области военного сотрудничества, попытался — как и США — попросить всего и сразу. Немцы, однако, были более осторожными, не желая лишнего шума на Ближнем Востоке. Во многих вещах Израилю отказали, а кое-что он получил в виде отдельных элементов, а не целым комплексом. Так, израильтянам передали радар от МиГ-29 — но не весь самолёт; ракеты от ЗРК — но без кабин управления, и так далее.
Удивительно, но ни в каких открытых документах не фигурируют системы связи, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. То ли все считали, что там не на что смотреть, то ли их передавали по секретным каналам.
Большой базар
Основную массу оружия решили по возможности продать с большой скидкой или даже отдать бесплатно — в качестве помощи. Хранение и утилизация всего этого богатства всё равно влетали в копеечку.
Одними из первых пришли прицениться скандинавы, которые давно уже исповедовали принцип «нам бы чего подешевле» в военных расходах.
Финны, обладавшие внушительным советским арсеналом, купили широким фронтом: 97 Т-72, 72 САУ «Гвоздика», 36 RM-70 (чешские версии «Града»), 140 БМП-1, 218 гаубиц Д-30 и 166 пушек М‑46.
Гэдээровский Т-72
За своей долей потянулись и шведы. Удивлённо посмотрев на копеечные цены и не особо торгуясь, они приобрели более 800 (!) МТ-ЛБ и 400 БМП-1. Около четверти из них купили ради запчастей, но остальные, пройдя модернизацию в Польше и Чехии, пошли служить в войска.
Поляки и венгры тоже прибарахлились, но точечно и высокотехнологично. Венгры получили три самолёта МиГ-23, два десятка чешских учебно-тренировочных самолётов Л-39 и шесть вертолётов Ми-24. Поляки забрали законтрактованные ещё в ГДР малые ракетные корабли, а также получили по два Су-22 и МиГ-23. Чуть позже они бесплатно загребли 18 Ми-24. А главный подарок поляки получили в 2004 году — в виде 14 бесплатных МиГ-29 с четырьмя сотнями ракет в придачу.
Неожиданно главными посетителями немецкого военного секонд-хенда стали греки.
Одна из самых бедных стран НАТО гребла добро обеими руками. Среди полученного оказались три батареи ЗРК «Оса» с 900 ракетами, 11500 ракет к противотанковому ракетному комплексу «Фагот», пять сотен БМП-1, 120 ЗСУ «Шилка» и 156 «градов» с 200-тысячным запасом ракет! Большую часть немцы отдали бесплатно в рамках программы военной помощи, но некоторые поставки всё равно сорвались — у греков не было денег, чтобы заплатить за транспортировку.
Греки не прогадали — «Оса» до сих пор служит им верой и правдой
Турки, как следует поторговавшись, взяли три сотни БТР-60, а потом сосредоточились на лёгком вооружении, выкупив пять тысяч РПГ-7 с 200 тысячами снарядов, 300 тысяч автоматов Калашникова и 2500 пулемётов с 83 миллионами патронов.
Но самой впечатляющей стала сделка с Индонезией.
Флот ГДР был небольшим и строился для специфических задач в прибрежных районах Балтийского моря. ФРГ не ожидала толпы клиентов, но полное отсутствие интереса их тоже удивило. Выручила Индонезия. Страна множества островов хотела «занедорого» получить побольше кораблей, а немцы только рады были избавиться от обузы. Индонезийцы забрали все 16 малых противолодочных кораблей проекта 133.1, дюжину танкодесантных кораблей, два судна снабжения и девять тральщиков. Сделка вышла настолько необычной, что коррупционную составляющую в ней не искал только ленивый.
Индонезийский корвет «Чут Няк Дин» — бывший «Любз» — в 1994 году
ФРГ отдавала корабли за смешную сумму в 14 миллионов долларов США — правда, индонезийцам предстояло заплатить ещё 300 миллионов за ремонт и демилитаризацию кораблей на немецких верфях. Их обратная ремилитаризация после перегонки должна была стоить ещё 300 миллионов, плюс 120 миллионов требовалось на модернизацию верфей и 180 на строительство нового пункта базирования. Удивительным образом на немецких верфях с кораблей всё время забывали снять большинство высокотехнологичных оружейных систем, но потом в Индонезии их, если судить по документам, устанавливали по второму кругу.
Примечательно, что вторым крупным покупателем морской техники (три тральщика, спасательное судно, судно снабжения и буксир) стал столь же далёкий от Балтийского моря Уругвай.
Новые рынки
Благодаря наследству ГДР всю первую половину 90-х годов ФРГ входила в тройку мировых поставщиков оружия. Однако затем накал спал и в этом сегменте активно начали торговать бывшие страны СССР и восточно-европейские соседи. К тому же основными потребителями стали страны из такого списка, который бы никогда официально не одобрило немецкое правительство.
Нераспроданное просто тихо порезали.
У великой распродажи имени ГДР — помимо того, что множество стран почти на халяву разжились техникой, — была и другая сторона. ФРГ сумела выйти на множество новых рынков. И в скором времени она смогла предложить там игрушки поновее — и куда дороже.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.