Ликбез

Небесный бизнес: с кем воюют частные воздушные компании?

Что за тёмные делишки творят частные воздушные компании? Мало кто знает, но в их руках находятся десятки современных истребителей! Мы подробно рассмотрели ситуацию.
Александр Ермаков
  • 5.3K
  • 22
  • 3
  • 79

Частное богатство

Нередко в аркадных авиасимуляторах можно встретить либо эскадрильи настоящих наёмников, либо «частные ВВС» гигантских корпораций. Там это вызвано скорее необходимостью обосновать условности геймплея — например, разношёрстность и многообразие авиапарка, приобретаемого между миссиями за заработанную валюту. В реальной жизни мы до такого пока не дошли, хотя последние лет десять идём в этом направлении семимильными шагами.

Авиапарки крупнейших частных воздушных компаний превышают по численности ВВС многих небогатых стран. Например, у компании «Дракен Интернешнл» есть полторы сотни реактивных самолётов, включая 22 «миража» F1M, приобретённых в Испании, а также 12 закупленных в ЮАР истребителей «Чита» (местная модификация «Мираж III») и 27 МиГ-21 (в одноместном и двухместном вариантах). Кроме истребителей в изобилии ещё и дозвуковые самолёты: чешские «эЛки» (L-39 и L-159, в том числе новые, купленные у производителя) и американские «Скайхоки» A-4.

L-159E компании «Дракен Интернешнл»

Компания АТАК (Airborne Tactical Advantage Company) заполучила «на вооружение» два десятка самолётов, включая те же «эЛки», винтажные английские «хантеры» и израильские «кфиры» (тоже копии «миражей III»). В дополнение к этому АТАК купила во Франции 63 «миража» F1 — хотя неясно, какую часть из них введут в строй, а какую пустят на запчасти.

«Хантер» компании АТАК

Встаёт разумный вопрос — с кем это богатство должно воевать? И даже уже воюет — как-то ведь надо отбивать расходы.

Тыловые дела

Как ни странно, воюют они с… американскими военными. Тренировочные функции (в первую очередь отыгрыш противника) — ключевая задача «частных ВВС» на сегодняшний день.

Конечно, в США есть штатные подразделения «агрессоров», но в последние годы они сокращаются (стареет матчасть, а нехватка лётчиков вынуждает сосредотачивать их в боевых частях). К тому же частные подрядчики дешевле. Вот лётчики F-35 и нарабатывают первые навыки воздушного боя в сражениях со «скайхоками» и, страшно сказать, «хантерами» (которые МиГ-15 молодым помнят). Впрочем, этим дело не ограничивается — можно тренировать наземных авианаводчиков, сухопутных и морских зенитчиков, специалистов по радиоэлектронной борьбе и т. д.

Один из «омеговских» КС-707 «подкармливает» X-47B

Есть и более экзотичные «частники», занимающие совсем узкие ниши. Например, компания «Омега» предоставляет услуги по дозаправке в воздухе, для чего в её парке имеется два танкера KC-707 (переоборудованные из «боингов» 707-320) и один KDC-10 (переделанный «Макдоннел-Дуглас» DC-10-40). Основным партнёром «Омеги» являются ВМС США — частные танкеры активно работают совместно с учебно-испытательным центром базы Патаксент-Ривер. Они дозаправляют новейшие F-35 и прототип ударного беспилотника X-47B, часто обеспечивают логистическую поддержку при учениях и дальних перелётах (в том числе и для союзников США, которым не хватает своих воздушных заправщиков), проводят тренировки по дозаправке в воздухе.

В боевых действиях эти частники вроде не участвовали — но кто их знает, дело-то тёмное, тыловое.

Элитная авиашкола лётчиков-испытателей «Эмпайр Тест Пайлотс Скул», которая располагается, естественно, в стране элитных учебных заведений вместе с Оксфордом и Кембриджем и Хогвартсом, приобрела в качестве учебного пособия вполне современный шведский истребитель «Грипен» и упоминается на сайте производителя в числе эксплуатантов наряду с государствами.

Школьный «Грипен»

Сами же шведы на фоне роста рынка частных тренировочных услуг даже продвигают специальный пакет модернизации для б/у истребителей — «Грипен Агрессор». Правда, с продажами им пока не везёт.

Киберпанк, который мы заслужили

Стоит ли ожидать в ближайшее время публикации официальных прейскурантов скорой авиабомбардировочной помощи для столкнувшихся с трудными жизненными ситуациями Эль Президенте? Трудно сказать, хотя подобрались мы к этому практически вплотную.

Эрик Принс, создатель печально известного охранного предприятия «Блэкуотер», — широко известная в узких кругах фигура — раздобыл и по-тихому вооружил пару «кукурузников», нашёл пилотов и почти отправился тренироваться на кошках, то есть на африканцах в Южный Судан. Потом случилась мутная история: кто-то кого-то кинул, кто-то понял, что влез туда, куда не планировал, а пресловутый «вашингтонский обком» неожиданно обратил внимание на неодобренную самодеятельность. Идея заглохла. Однако неугомонный Принс полностью от неё не отказался. Сейчас он активно окучивает новую президентскую администрацию, чтобы она дала частным ВВС работу на афганской войне. Может, что и выйдет, и мы увидим боевые самолёты «диких гусей».

Один из купленных фирмой Эрика Принса самолётов ныне стоит в ангаре где-то в Восточной Африке

Хотя, вполне вероятно, подобное будущее лишится ореола романтики.

Корпус морской пехоты — относительно бедная в рамках американских вооружённых сил организация, и денег на свои «большие» беспилотники у неё нет. А так хочется! Ну не клянчить же вечно помощи в Афганистане у коллег. Этим летом они заключили с корпорацией «Дженерал Атомикс» контракт на сорок миллионов долларов — на предоставление разведывательно-патрульных услуг с помощью принадлежащих компании беспилотников MQ-9 «Рипер» её же собственного производства.

Возможно, нас ждёт истинно киберпанковское будущее, где авиаудары с беспилотников будут заказывать по прайс-листу через сайт (с промокодами и мобильным приложением). И бухгалтерия непременно будет ругаться по поводу согласования рабочих часов и прочих «ну отбомбитесь сейчас, оплату мы уже провели, деньги в банке зависли!».

Подписки в соцсетях