Зенитные проблемы армии США: почему «Сержант Йорк» стал неудачником

Дырявый зонтик

В 60-х годах войсковая ПВО (противовоздушная оборона) США находилась на неплохом уровне. ЗСУ (зенитная самоходная установка) «Вулкан» и ЗРК (зенитные ракетные комплексы) «Чапарэл» и «Хок» создавали хороший щит от воздушных угроз. Об отставании от главного конкурента — СССР — речь даже не заходила. Но ничто хорошее не длится вечно — и в начале 70-х годов ситуация резко изменилась.

Ударные вертолёты, появившиеся чуть раньше и прошедшие боевое крещение во Вьетнаме, получили на вооружение комплексы ПТУР (противотанковых управляемых ракет). И теоретические расклады, и результаты учений с этими машинами говорили одно — у ПВО появился новый главный враг. Противотанковые ракеты с лёгкостью выбивали ЗСУ и даже ЗРК, которые просто не успевали среагировать или даже найти висящий на малой высоте вертолёт.

M163 «Вулкан» — основная пушечная зенитная самоходка армии США с конца 60-х годов

Дровишек в огонь подбросил опыт арабо-израильской войны 1973 года. Тогда впервые в полный рост показала себя армейская ПВО советского производства. Впечатления были двойственные. С одной стороны, ЗСУ «Шилка» и ЗРК «Квадрат» были эффективнее существующей американской войсковой ПВО. С другой — даже эти комплексы, в конце концов, подавила израильская авиация. А значит, у американских войск зенитный зонтик был совсем дырявым.

Надо было что-то делать.

ЗСУ «Шилка» египетской армии на долговременной позиции в ходе войны на истощение

Опередив время

Самым слабым звеном была пушечная ЗСУ. «Вулкан» и так во многом уступал «Шилке», а в новых реалиях совсем устарел. Ещё с 1971 года ему на замену разрабатывалась ЗСУ по программе GLAADS (Gun Low-Altitude Air Defense System, «артиллерийская система ПВО для малых высот»). Её основным вооружением были две 25-мм автоматические пушки. За счёт горы передовой электроники (от лазерной системы поиска цели до тепловизора) разработчики планировали получить высокую точность и скорость реакции без использования демаскирующего радара.

Всё получалось вполне неплохо, но минусы перевесили плюсы. Спарка двух 25-мм пушек не имела ни дальности, ни скорострельности для современного боя, а цена прицельного комплекса выходила запредельной. От GLAADS решили оказаться.

ЗСУ GLAADS на базе опытного БМП ХМ701

Большой конкурс

В 1976 году появились требования к новой пушечной ЗСУ по программе DIVAD (Division Air Defense, «дивизионная ПВО»). Она должна была заменить и ЗСУ «Вулкан», и ЗРК «Чапарэл», которые к тому времени совсем устарели. Главными пожеланиями к программе были точность, дальность до четырёх километров и дешевизна (самое важное).

Также требовалось использовать шасси списываемых танков М48, чтобы ЗСУ могла действовать вместе с ОБТ (основными боевыми танками) — да и в производстве можно было бы просто переделывать списанные машины и не тратить лишнюю копеечку.

ЗСУ-37-2 «Енисей», наверное, наиболее близкий аналог программы DIVAD. Но разрабатывали эту машину десятилетием раньше

Закупить планировали достаточно много экземпляров, также ЗСУ в дальнейшем хотели активно продвигать на экспорт. Неудивительно, что на программу DIVAD отреагировало очень много фирм.

Проще всего поступили в компании «Рэйтеон», предложив купить в ФРГ башни от ЗСУ «Гепард» и адаптировать их под шасси М48. Интересное предложение не встретило понимания у военных. Во-первых, в то время у тех же немцев уже покупали ЗРК «Роланд-2». После приобретения «Гепарда» вышло бы, что почти вся ближняя ПВО США оказалась сделанной в Германии. Ни политики, ни общественность этого бы не поняли. Во-вторых, «Гепард» всё равно пришлось бы серьёзно переделывать под американские поисково-прицельные радары.

ЗСУ «Гепард» — возможно, одна из лучших зениток своего времени

В «Дженерал Электрик» решили адаптировать свою знаменитую 30-мм шестистволку GAU-8 «Эвенджер», устанавливаемую на штурмовики A-10. Пушка, созданная для распиливания танков, прекрасно справлялась и с воздушными целями. Чтобы не потратить весь боекомплект за несколько десятков секунд, темп стрельбы пришлось снизить до 2900 выстрелов в минуту.

Но военным такое решение не очень понравилось. Они хотели точности, а ЗСУ от «Дженерал Электрик» не могла ей похвастаться.

Концепты ЗСУ от «Дженерал Электрик»

Научно-исследовательский центр «Сперри-Рэнд» также остался верен американским традициям и представил ЗСУ с шестиствольной 37-мм пушкой собственной разработки. Предок этого орудия был конкурентом ещё ЗСУ «Вулкан» — и теперь шла вторая попытка.

Пушка оказалась точнее, чем GAU-8, а также имела лучшую дальность, но военные всё равно не были довольны. Проект «Сперри-Рэнд» отклонили — по тем же причинам, что и вариант «Дженерал Электрик».

ЗСУ от «Сперри-Рэнд»

Проект «Дженерал Дайнемикс» предполагал использование купленных у швейцарцев 35-мм орудий «Эрликон» — точно таких же, что и на немецкой ЗСУ «Гепард». Главным отличием стало использование другого механизма заряжания — более массивного, но позволяющего разместить орудия вплотную друг к другу.

Точность американского проекта была лучше, чем у немецкого коллеги. Дополнительный размер башне добавило использование массивных радаров, заимствованных у флотских зенитных пушек. В итоге ЗСУ «Дженерал Дайнемикс» лидировала по размерам среди всех конкурентов.

ЗСУ от «Дженерал Дайнемикс». Оцените размер башни!

Ну и, наконец, проект от «Форд Аэроспейс». Похоже, его создатели лучше всех поняли настоящие желания военных. В проекте упростили всё, что можно, и по максимуму использовали серийные детали. Две пушки «Бофорс» L70, даже модернизированные под беспрерывную подачу снарядов, стоили недорого. В качестве системы наведения взяли радар от истребителя F-16.

ЗСУ от «Форд Аэроспейс»

Эта ЗСУ вышла простой и предельно дешёвой. Но вот по всем остальным параметрам она уступала конкурентам.

Побеждает слабейший

Рассмотрев все варианты, военные отдали предпочтение двум последним предложениям. ЗСУ от «Дженерал Дайнемикс» и «Форд Аэроспейс» получили предсерийные индексы ХМ246 и ХМ247 соответственно, после чего отправились на испытания. В их ходе ХМ246 показала полное преимущество над своим конкурентом. Тем не менее, победителем объявили ХМ247.

Это решение, на первый взгляд нелогичное, имело пару простых объяснений. Первое и главное — ХМ247 была куда дешевле соперницы. У армии США не было огромных средств, а в перспективе маячило ещё и освоение достаточно дорогих ОБТ ХМ1 и БМП (боевой машины пехоты) ХМ2. Так что на всём остальном экономили. Во-вторых, все надеялись на скорое появление умных снарядов — маленьких самонаводящихся ракет. Сделать такие в калибре 40-мм было проще, и с их появлением ни точность, ни скорострельность самого орудия больше не имели смысла.

ХМ246 на испытаниях

В 1981 году начались испытания серийного варианта ЗСУ, получившего обозначение М247 и наименование «Сержант Йорк» — в честь американского героя Первой мировой войны. Тут же начали всплывать неприятные факты.

Внезапно выяснилось, что 20-тонная башня слишком тяжела для шасси стареньких М48. Проходимость ЗСУ сильно ухудшилась по сравнению с оригинальным танком, наблюдались частые поломки. Но это были ещё мелочи. Куда серьёзнее дело оказалось с системой обнаружения и наведения. Электроника, разработанная для применения в воздухе, на земле чувствовала себя не очень хорошо. Вместо вертолётов и самолётов она определяла в качестве целей деревья и дома. А из-за тряски при движении часто выходила из строя.

Вместе с работами над М247 в «Форд» создавали лёгкое буксируемое орудие на замену ЗУ М167. Проект максимально унифицировали с «Сержантом Йорком»

В 1983 году ЗСУ показали британским военным — в надежде заинтересовать их и соблазнить на покупку.

После начала испытаний система наведения ЗСУ определила как цель трибуну с заокеанскими гостями.

Как показала проверка, это произошло из-за того, что обтекатель радара «Сержанта Йорка» перед показом помыли — и забыли высушить.

Возник вопрос — что же будет, если ЗСУ придётся стрелять под дождём?

В середине 80-х в США начали получать информацию о разработке в СССР более совершенных вертолётов и ПТУР. Это подкосило позиции М247

Второй подход

Тем не менее, лоббисты компании «Форд» продолжали объяснять и военным, и политикам, что М247 — вершина развития самоходных зениток и все проблемы вызвало именно нахождение на переднем крае технологий. Просто надо ещё немного долларов для устранения недочётов.

Всю картину испортила разведка, которая сообщила о появлении у русских ракетно-пушечных зенитных комплексов на танковом шасси. Их предполагаемые характеристики были настолько лучше, чем у «Сержанта Йорка», что поднялся небольшой скандал.

В 1984 году решили провести дополнительные испытания.

Перспективная советская ЗСУ на танковом шасси. Примерно так на Западе представляли ЗРПК «Тунгуска»

Назвать их результат провалом было бы даже слишком мягко.

В М247 не работало всё, что только могло (а если и работало — делало это неправильно).

Перегруженное шасси ломалось и не поспевало за современной бронетехникой. Скорости поворота башни не хватало даже для перехвата дозвуковых самолётов. Система наведения то просто не работала, то вместо целей захватывала всё подряд — вплоть до туалетных кабинок на полигоне. Из-за низкой точности дальность успешного ведения огня оказалась равна всего двум километрам вместо требуемых четырёх, а низкая скорострельность делала шансы поражения скоростных целей минимальными.

ЗСУ М247 в музее

Выявились многочисленные подлоги и в главном преимуществе М247 — цене. Как оказалось, в компании «Форд» заключили соглашения с «Бофорс» о занижении цены на их орудия, в надежде потом окупить разницу за счёт многочисленности контрактов на поставку ЗСУ. Такой же финт был проделан и с большей частью электроники.

В начале 1985 года информация прорвалась в прессу. В «Форд» пытались исправить ситуацию, предлагая доработки и улучшения и спешно пытаясь переставить башню на шасси М-1   «Абрамс». Но военные уже не хотели их слушать.

В 1985 году программу «Сержант Йорк» закрыли. Она стала одним из самых громких скандалов в истории армии США.

Наработки программы DIVAD использовали для модернизации ЗСУ «Вулкан» по программе PIVADS

Критика сверху

Такой провал вызвал к жизни мысль, что зенитки вообще не нужны армии. Ведь ВВС США сильны как никогда, и они уж точно прикроют беспомощные наземные войска с воздуха.

Зачем же тратить деньги на новую ЗСУ? Лучше отдать их авиаторам!

Этот вопрос тщательно исследовали. Анализ истории многочисленных конфликтов с использованием авиации показал, что не бывает абсолютного господства в воздухе. Зачастую союзные самолёты не успевают прийти на помощь наземным силам. Уничтожение авиации противника тоже оказалось всего лишь мечтой. У СССР было слишком много самолётов, причём часть из них вполне могла взлетать с импровизированных аэродромов — и даже с дорог. Это осложняло их подавление с воздуха. Так что от ЗСУ определённо не следовало отказываться.

В середине 80-х в США приступили к созданию своих ракетно-пушечных зенитных комплексов. К сожалению — или к счастью — неудачи преследовали и их. Выйти из чёрной полосы так и не удалось.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий