Королевство Русь: как выжить между молотом и наковальней

Среди осколков когда-то одной из самых больших европейских стран — Древнерусского государства — более всего интересна судьба Галицкой Руси. Галиция оказалась самой западной территорией из всех земель, заселённых русским народом.

Это привело к тому, что зажатое между Польшей и Венгрией княжество было вынуждено вести непрерывную борьбу с двумя сильными католическими государствами, одолеть которые стоит признать совершенно непосильной задачей. Но несмотря на это, воинская доблесть галицких князей и их дипломатическая изворотливость позволили Галиции продержаться почти сто лет.

Западная Русь, раздираемая противоречиями

Но если бы всё ограничивалось только венграми и поляками… Хватало и других проблем. В XIII веке второй Галицко-Волынский князь — Даниил — то воевал со своими родственниками, то пытался остудить пыл соседей (таких же русских князей, завистливо посматривающих на его земли), то враждовал с боярством, которое ради денег и власти запросто могло продать князя по сходной цене любому, кто готов был её заплатить. В этих длящихся десятилетиями кровавых войнах и придворных интригах родилось королевство Русь.

Боярская оппозиция княжеской власти появилась в Галицко-Волынском княжестве не на пустом месте. Это государство образовалось лишь в начале XIII века путём объединения двух княжеств: Волыни, считавшейся старшим княжеством, и младшего Галича. В новом княжестве с момента его образования правил род князя Романа — сына великого князя Киевского Мстислава.

Западнорусские княжества в первой половине XIII века

Но, когда мы говорим о княжеской династии Галиции, надо помнить, что вплоть до татарского нашествия на Руси действовала «лествичная» система наследования — когда князья могли, покняжив несколько лет в одном городе, затем перебраться в другой, более богатый, просто потому что оказывались старшими в роду.

Бояре борются против наследственной власти князей

Так вот, благодаря этой системе князья оказывались очень слабо связаны с местной элитой — крупными землевладельцами. Правители приходили и уходили, а бояре оставались и постепенно получали в городах всё больше власти и влияния. Естественно, такой порядок — больше похожий на беспорядок — приносил множество проблем и князьям, и городам, где они правили. Князья никогда не чувствовали себя уверенно, ощущая себя временщиками, а города страдали от поборов — ведь князю не было смысла особо заботиться о подданных: сегодня он здесь, а завтра там.

Так что в XIII веке князья стали понимать, что гораздо выгоднее иметь собственное княжество и передавать в нём власть по наследству. Но как только они додумались до этой идеи, она же встала поперёк горла старой аристократии.

Бояре сразу догадались, что наследственная власть князя резко ограничит их вольности, и поэтому начали поддерживать любые внутренние смуты и династические распри. В Галиции это привело к тому, что знать начала настоящую торговлю княжеской короной, обещая свою поддержку тому претенденту, кто гарантирует им больше привилегий. Так на престоле княжества побывал венгерский принц Кальман, несколько заезжих русских князей и даже непосредственно один из галицких бояр. Продолжался этот карнавал лет пятьдесят, и часто получалось так, что, несмотря на наличие законного князя, кусками княжества правили ещё несколько сторонних претендентов на трон.

Даниил Галицкий решает стать королём…

Нетрудно представить, что думал по этому поводу князь Даниил, сын Романа Мстиславовича, второй правитель Галиции. Было очевидно, что в рамках старой русской традиции владения княжествами ему никогда не добиться порядка на своих землях — слишком много потенциальных претендентов на его княжескую корону проживало на Руси и во всех соседних странах, с правителями которых русские князья успели породниться. Поэтому Даниилу оставался единственный выход — уничтожить прежние законы и создать новые, с мощным идеологическим обеспечением.

В тот момент в Европе было невозможно придумать ничего лучше, чем создать своё собственное королевство, утвердив там династию имени себя.

Это сразу решало все проблемы: соседи и родственники, которые могли претендовать на Галицкие земли на основании лествичного обычая дома Рюриковичей, получали чёткий ответ: «У нас тут не владение дома Рюриковичей, а своё королевство с законным королём, так что идите поищите владений в другом месте, вот говорят Киевский престол постоянно вакантен…».

…и подчинить бояр

Да и вечно мятежное боярство в этом случае получалось приструнить. Ведь чувствовавшие себя в своих городах и вотчинах чуть ли не самодержавными правителями бояре отныне оказывалось подданными уже не приезжего на время князя, а короля — персоны не только с более высоким политическим статусом, но и постоянно правящей своими землями.

Казни галицких бояр. Художник М. Горелик

Так что если раньше «оппозиционный» боярин мог просто отсидеться — ведь рано или поздно князь уезжал в другой город, — то теперь к недовольному аристократу приходили люди короля и мрачно намекали, что бунты против законной власти могут привести к длительной потере времени в тёмном и холодном подвале. Ну а самых недовольных можно было просто казнить. Королевская власть позволяла и не такое.

Папские интриги

Очень удачно подвернулось то, что в это время папой римским был Иннокентий IV, который весьма боялся монголов и приложил немало усилий для того, чтобы объединить правителей Европы на борьбу с угрозой с Востока. Кстати, именно Иннокентию IV мы обязаны тем, что разведывательно-дипломатическая миссия францисканского монаха Плано Карпини завершилась успехом и мир получил первую «Историю монголов».

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Джованни Плано Карпини — итальянский монах-францисканец, первым из европейцев посетивший Монгольскую империю. Свои впечатления от путешествия он изложил в книгах Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus («История монголов, именуемых нами татарами») и Liber Tartarorum («Книга о татарах»). Книги были переведены на многие языки, в том числе и на русский.

Иннокентий IV отправляет доминиканцев и францисканцев послами к монголам

Именно с Карпини-то всё и началось: во время своего путешествия к Каракоруму он заехал в Галич (столицу Галицко-Волынского княжества) и привёз князю Даниилу послание папы, посвящённое необходимости организовать крестовый поход против монголов. Между Иннокентием и Даниилом завязалась переписка, в которой папа очень настойчиво предлагал князю вместе с его народом перейти в католицизм, обещая за это защиту и королевский титул. Корона Даниилу была очень кстати, а вот с католицизмом как-то не задалось.

Хитрость князя Даниила

До сих пор непонятно, состоялся ли переход в католицизм или его не было вовсе, но в 1247 году папа подписал несколько документов, в которых благословлял право князя вернуть потерянные им земли, а также разрешал его подданным сохранить часть православной обрядности. И наконец, на исходе своей жизни, в 1253 году, Иннокентий IV признал за Даниилом титул короля Руси, после чего тот немедленно короновался.

Судя по всему, даже если переход в католичество и был, то оказался он весьма недолгим, так как уже в 1255 году новый папа Александр IV разрешил недавно принявшему католичество литовскому князю Миндовгу воевать с Галичем, а в 1257 году послал королю Даниилу письмо, в котором осуждал его за отпадение от Рима и призывал вернуться в лоно католической церкви.

Даниил отнёсся к письму скептически — титул короля он уже получил, а помощи от Рима так и не дождался. Князь был уверен в своих силах — до конца своих дней он продолжал воевать то с Литвой, то с поляками, то с чехами. Ничто Даниил так не любил, как хорошую драку.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий