Развлечения

Сталинская боевая фантастика: Пёрл-Харбор и горящий Токио

Проекты «лучей смерти» и ракетных крейсеров, на полном серьёзе разбираемые в советских научных журналах. Полярные лётчики и конструкторы танкеток, пишущие романы об уничтожении Токио. Пёрл-Харбор в миниатюре на страницах новелл. Всё это — советская боевая фантастика 30-х годов.
Евгений Белаш
  • 7.1K
  • 16
  • 12
  • 241

Главное — достоверность

Эпоха фантастики нэпа с боями планетарного размаха ушла в прошлое. При Сталине чаще всего писали о конкретном городе, эскадре или эскадрилье. Зато с достоверными техническими деталями:

«Точность бомбардировки была в этих условиях невозможной, но бомбардировщики шли на высоте, когда точность пристрелки не имеет значения. Эллипс рассеивания бомб так велик, что ни дымовая завеса, ни туман, если бы он стоял над городом, — ничто не могло скрыть и спасти его…

Залп третьей волны! Внизу кипит, клубится дым, течёт огонь. Пустыри открываются в центре города; иногда видно, как исчезают, сливаются с землёй здания.

Четвёртый залп! Пятый! Продлись, мгновенье войны!

Пусть война начнётся отсюда, из этого далёкого города, не дававшего мирно жить ни своей стране, ни миру. Прими желанную войну, Токио!».

За что Пётр Павленко в романе «На Востоке» (1936 год) так круто обошёлся с Токио? Японцы художествами в Маньчжурии уже заработали себе прочную репутацию — задолго до бомбёжек 1945-го.

Наш ответ в прозе их милитаристам стал простым и даже где-то деловитым. Вот враг. Вот так он получит то, что заслужил. А потом десантники, прыгая из стратосферы на японский Порт-Артур, добавят ручных бомб — на зависть космодесанту США 50‑х.

Порой фантастику тех лет по детальности трудно отличить от разборов учений:

«160 тяжёлых самолётов бросят на объекты Гранвиля 480 тонн фугасных и химических бомб. Я позволю себе напомнить, что за весь 1918 год немцы сбросили на Париж всего 11 1/2 т бомб…» (Болтин, «Отражённый налёт», 1935 год)

Центр ПВО из фантастического рассказа Болтина (источник фото)

И описания системы ПВО с воздушными командными пунктами удивительно похожи на реальные — только чуть доработанные.

Ветеран гражданской войны Леонид Леонов по старинке увлекался гигантоманией («Дорога на океан», 1935 год): «Поход начался; стопятидесятитонные песчаные линкоры поползли вдоль электрифицированных верховьев Нила, руководя тысячами телемеханических танков». Хотя его танки-роботы абсолютно реальны. В открытой печати свободно обсуждали, как бы такой пакости поставить помехи.

Беспилотный танк и борьба с ним. «Техника — молодежи», № 6 за 1936 год

«Лучи смерти» и паролёты

За примерами современной войны тоже далеко ходить не надо было. В «Технике — молодёжи» спокойно разбирали особенности линии Мажино и немецких ракетных самолётов, удары тяжёлых бомб по зданиям Мадрида и Лондона.

А также проекты ракетных торпед, управляемых по радио, и «лучей смерти» на гусеничном ходу. Подчеркну — на полном серьёзе!

Фантаст Саттар Ерубаев в новелле «О будущей войне» описывал практически Пёрл-Харбор в миниатюре — за семь лет до реальной атаки:

«Три тяжёлых крейсера многотоннажного водоизмещения и ещё устрашающего вида авианосец. В какой-то едва уловимый миг с его площадки взмыли вверх 12 самолётов и понеслись к порту. Секунды, минуты и… бомбёжка. Переполох в городе, паника среди мирных жителей. Кто же мог ожидать такого вероломства?».

Ракетный крейсер будущего. «Техника — молодежи», № 7 за 1936 год

Григорий Адамов в романе «Тайна двух океанов» (1938 год) считал, что новейшая подлодка с беспилотными разведчиками на борту изменит весь баланс сил в океане. Поэтому она крайне ценна и не должна отвлекаться ни на что кроме выполнения задачи. Практически так же должны были позже действовать первые атомные подлодки в реальности.

Самолёты Александра Казанцева из «Пылающего острова» 1941 года тоже отражают вполне обычные для тех лет проекты:

«Четыре чёрных полуракетных истребителя, пропеллеры которых на большой высоте заменялись ракетными двигателями, набирали высоту, стараясь перерезать путь паролёту. Матросов спокойно взялся за рычаги, дал паролёту резкий крен и тоже стал набирать высоту».

Ракеты ПВО против тяжёлых бомбардировщиков — кто сказал «война во Вьетнаме»? «Техника — молодежи», № 7 за 1936 год

Не фантастика

После Великой Отечественной войны фантастику 30-х часто ругали — мол, она живописала лёгкие победы «малой кровью на чужой территории», а получилось наоборот.

Особенно досталось повести Николая Шпанова «Первый удар» (1939 год). Откроем её:

«В каждой группе создавался как бы огневой шар, клубок — передвигающийся в пространстве со скоростью пятьсот километров в час и ощетиненный во все стороны луч пулемётного и артиллерийского огня. Этот боевой порядок был в своё время предложен Дороховым и образно назван „ежом“. Здесь впервые с подлинной полнотой была освоена трёхмерность воздушного оружия».

Так это же почти что combat box («боевая коробка», англ.) — строй «летающих крепостей»!

А вот налёт на дамбы Рура, в реальности случившийся четырьмя годами позднее:

«Дорохов говорил ясно и спокойно.
— Вторая колонна, — продолжал он, — в составе шестидесяти машин бомбардирует плотину водохранилища у „централи фюрера“. Успешность бомбардировки обеспечит затопление всего района Фюрта и Бамберга».

Советская авиация, стоит ей допустить ошибку, несёт потери. Повреждённый в бою самолёт идёт на огненный таран — тоже реалии случившейся войны.

В чём же виноват автор? В том, что предельно точно просчитал реальную тактику — но описал лишь «первые двенадцать часов большой войны», о чём честно предупредил? Даже легендарный лётчик Водопьянов в предисловии к Шпанову тоже предупреждал о «частном событии, совсем не имеющем решающего значения для исхода всей борьбы».

А то, что война — это не фантастика… Вроде бы должно быть понятно и так.


Поэтому вернёмся к фантастике, на этот раз — к современной. WARHEAD.SU проводит для своих читателей и любителей фантастики розыгрыш призов. Хотите выиграть книгу и узнать, сможет ли Кен Черис отбить Крепость Рассыпанных Игл у еретиков? Участвуйте в нашем конкурсе!

Подписки в соцсетях