Ландшафтные сложности
После двух мировых войн все поняли — третья не будет похожа ни на одну из них. Обычная оборона ушла бы в прошлое — ведь мало что остановит ядерный взрыв. В таких условиях резко возрастала роль армейской разведки.
Для разведчиков начали активно разрабатывать снаряжение, новые машины и бронетехнику. Но была одна проблема.
В Европе, где ожидались основные боевые действия, был не самый простой ландшафт. Многочисленные речушки, озерки, овраги и обрывы… Добавьте к этому уничтоженные мосты, разрушения от ядерных ударов и другие милые особенности глобальной войны. С обычными войсками шли многочисленные инженерные подразделения, понтонные парки и многое другое — но что было делать разведке?
В 50-е в СССР исследовали вопрос создания боевой машины на воздушной подушке. В США тогда же работали над низколетающими платформами вроде «Аэроджип» и «Аврокар». Не остались в стороне и британцы.
Проект советской БМП на воздушной подушке VZ-9 «Аврокар»
Прыжок через препятствия
Советские и американские проекты постоянно находились в воздухе — даже там, где можно было пройти на колёсах или гусеницах. Британцы посчитали такой подход чрезмерно сложным. Их перспективная машина для разведки использовала обычное колёсное шасси, если надо — преодолевала реки вплавь, и лишь когда встречалось по-настоящему сложное препятствие, совершала небольшой полёт.
Этот проект назывался не «летающий джип», как у американцев, а «прыгающий джип». Перепрыгивать предполагалось не только обрывы и овраги, но и, например, зоны повышенного радиационного заражения — порой предстояли прыжки длиной минимум в два километра и до 500 метров в высоту.
Прыгающий джип-квадрокоптер от «Хендли-Пейдж»
Другими требованиями к машине были возможность плавать и полная герметичность кабины для работы в зонах заражения. В целом задача выглядела не очень сложной, поэтому достаточно много авиастроительных фирм взялись за её реализацию. Основной проблемой было уложить в нужные габариты мотор достаточной мощности и винт.
В «Хендли-Пейдж» предложили схему, ставшую крайне популярной в наше время, — квадрокоптер. В походном состоянии четыре небольших винта складывались в задней части машины, там же располагался двигатель мощностью 1250 лошадок. Опускался вертолёт на авторотации.
Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам
Авторотация бывает разная. Та, про которую идёт речь здесь, в наших краях известна как СНВ («самовращение несущего винта»). Когда у вертолёта или аналогичного летательного аппарата несущий винт раскручивается набегающим потоком воздуха, без помощи двигателя, он создаёт подъёмную силу и смягчает падение.
Прыгающий джип от «Сандерс-Рой»
Конкуренты в лице «Фолланд» и «Сандерс-Рой» разместили винт в большом канале посередине корпуса. Преимуществом этого решения была чуть бо́льшая подъёмная сила при одинаковых габаритах винта и его лучшая защищённость. Это полностью покрывало не лучшую управляемость. А в компании «Вестланд» решили не мелочиться и установить сразу 13 маленьких винтов по периметру машины.
Прыгающий джип от «Фолланд»
К тому времени военные увидели в проекте прыгающего джипа другие возможные плюсы. Например, такие машины можно было бы сбрасывать с транспортных самолётов и вертолётов без парашюта. Кроме прыжков в длину добавили возможность взлетать на 500-600 метров и зависать там минут на десять для осмотра окрестностей. Всё это сильно повышало требования к запасу топлива и мощности мотора.
Прыгающий джип от «Вестланд»
А может, полетим?
Для дальнейших работ выбрали фирму «Хендли-Пейдж». Правда, от их схемы квадрокоптера решили отказаться и строго порекомендовали присмотреться к проектам «Фолланд» и «Сандерс-Рой». В новом прыгающем джипе «Хендли-Пейдж» поставили два поршневых двигателя: один набирал воздух и использовался для управления в полёте, а второй создавал подъёмную тягу с помощью винта в днище машины.
Новый вариант прыгающего джипа от «Хендли-Пейдж». В лобовой части — противоосколочное бронирование; есть место для наблюдателя с возможностью установки оборонительного вооружения
В 1960 году с опозданием пришло предложение по прыгающему джипу от «Бристоль-Сиддли», с использованием реактивных двигателей. У их варианта не было особых преимуществ перед проектом «Хендли-Пейдж» — к тому же прыгающий джип уже стал летающим. Инженеры «Хендли-Пейдж» приспособили для машины крылья и переделали размещение моторов. Теперь джип мог совершать полёты на дальность до 300 километров.
Прыгающий джип от «Бристоль-Сиддли»
К 1963 году всё было готово к постройке первого прототипа, но интерес к нему сильно упал. Причиной, как обычно, стали деньги. Британия переживала не самые лучшие моменты своей истории, и средств на различные безумные проекты не хватало. Проще было закупить обычные плавающие машины и разведывательные вертолёты.
Уже не прыгающий, а летающий джип от «Хендли-Пейдж»
Прыгающие джипы интересовали не только британцев. В начале 60-х годов этот вопрос исследовали французы — и даже налаживали контакты с «Хендли-Пейдж». А в 1970 году немцы спроектировали целый прыгающий БРДМ (бронированную разведывательно-дозорную машину), защищённую от пуль винтовочного калибра, а также вооружённую пулемётом и гранатомётом. Прыжки до 100 метров в длину и 50 в высоту обеспечивали четыре винта в днище машины с приводом от ГТД (газотурбинного двигателя).
Машина показывала неплохую скорость и на колёсах — но, как и на туманном Альбионе, дело до реализации не дошло.
Прыгающая разведывательная бронемашина, спроектированная в ФРГ в 1970 году
Летающие и прыгающие машины остались в итоге лишь на страницах фантастических книг. Впрочем, сейчас снова стали говорить о подобных проектах — возможно, рано или поздно количество перейдёт в качество, и мы всё-таки увидим их на дорогах — и в небе.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.