itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Имперская зажигалка» He-177: как дальний бомбардировщик рейха охотился за телегами

Ещё в начале 30-х генералы люфтваффе задумались о создании дальнего бомбардировщика. Однако получившемуся в результате развития программы «Урал-бомбер» самолёту выпало бомбить вовсе не Урал.

/
20K
32
5
375

Ещё в начале 30-х генералы люфтваффе задумались о создании дальнего бомбардировщика. Однако получившемуся в результате развития программы «Урал-бомбер» самолёту выпало бомбить вовсе не Урал.

Grossbomber для люфтваффе

К моменту, когда пришедший к власти Гитлер официально отказался от соблюдения условий Версальского договора, у формально не существовавших германских ВВС, как принято говорить, «кое-что было». Вот только матчасть бомбардировочных подразделений оставляла желать лучшего. В основном её составляли «тётушки Ю» — грузо-пассажирские трёхмоторники Ю-52. Но, как показала практика Испании, в роли бомберов эти машины могли действовать сколько-нибудь успешно только при полной пассивности противника. Между тем, генералам хотелось большего.

Например, бомбардировщик, который сможет из Германии разбомбить любую цель в Европе.

Однако даже в Третьем рейхе не все деньги брались «из тумбочки». Для принятой стратегии блицкрига люфтваффе, в первую очередь, требовались истребители, чтобы захватить господство в воздухе, и ударные самолёты, способные поддерживать наземные войска. А для Западной Европы хватало дальности действия и обычного среднего бомбардировщика. Так что поначалу планы создания «Урал-бомбера» тихо замели под ковёр.

Как заявлял рейхсмаршал Геринг, «фюрер не спрашивает меня, насколько велики мои бомбардировщики, а спрашивает, сколько их у меня есть».

Тем более, что и созданные в рамках этой программы самолёты особо не впечатляли. Однако полностью от идеи не отказались. Теперь люфтваффе захотели не просто дальний тяжёлый бомбардировщик — они захотели дальний тяжёлый пикирующий бомбардировщик.

Прототип дальнего бомбардировщика от фирмы Юнкерс
Прототип дальнего бомбардировщика от фирмы «Юнкерс»

В большинстве немецких авиафирм, получивших известие о новых генеральских мечтах, конструкторы вздохнули, покрутили пальцами у виска и вернулись к чертёжным доскам — проектировать нормальные самолёты.

Исключением стала лишь фирма «Хейнкель». Там нашёлся человек, решивший, что у них может что-то получиться. Впрочем, и на «Хейнкеле» получалось нарисовать только бомбардировщик с подходящей дальностью и нагрузкой… а вот с пикированием как-то не складывалось. О чём профессор Хейнкель и пожаловался заехавшему в гости начальнику Технического отдела рейхсминистерства Эрнсту Удету. К счастью для будущих противников рейха, Удет был ярым фанатом пикировщиков, так что его «помощь» ограничилась советом «укрепить планер».

Хейнкелю оставалось взять под козырёк и перепроектировать самолёт.

Поскольку четырёхдвигательный бомбер заставить пикировать не получалось, решили обойтись двумя моторами. Двигателей нужной мощности в рейхе не нашлось, и тогда ребята с «Даймлер-Бенца» подогнали авиаконструкторам экспериментальный движок DB-606.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Двигатель Daimler-Benz DB-606 представлял собой спарку двух 12-цилиндровых моторов DB-601.

Получившийся подарочек не очень обрадовал инженеров. Хотя формально двигателей стало два, громоздкая спарка с дополнительным оборудованием и радиаторами «сожрала» весь предполагаемый выигрыш веса.

Бомбардировщик Хейнкель He-177
Бомбардировщик «Хейнкель» He-177

Как показала дальнейшая история, обе стороны всерьёз недооценили будущие проблемы. Второй и третий прототипы будущего He-177 разбились в ходе испытаний. Ещё одна опытная машина упала на территорию завода, едва не убив при этом самого Эрнста Хейнкеля.

Между тем на дворе был уже 1942 год. Год назад торжественно похоронили застрелившегося Эрнста Удета, заодно свалив на покойника все просчёты в строительстве люфтваффе. Следом провалилась и замёрзшая в подмосковных снегах стратегия блицкрига. Заводы СССР, США и Англии наращивали выпуск военной продукции, а бомбардировщик, хотя бы в теории способный дотянуться до них, всё падал и падал, как ёжики из анекдота.

«Надёжность» работы спаренных моторов заставила лётчиков дать самолёту характерные прозвища: Brennender Sarg — «горящий гроб», Reichsfackel — «факел рейха» или Reichsfeuerzeug — «имперская зажигалка».

Наконец, 15 сентября 1942 года Хейнкелю сообщили: про требование о пикировании он может благополучно забыть. Правда, теперь уже вроде бы запущенный в серию самолёт начала преследовать другая напасть — хроническая нехватка моторов. «Даймлер-бенцы» нужны были для истребителей Мессершмита, и там вместо каждого бомбера сомнительной ценности получалось аж четыре новеньких «мессера».

Бомбардировщики He-177 на аэродроме в Запорожье
Бомбардировщики He-177 на аэродроме в Запорожье

Тем не менее, несколько десятков He-177 в месяц рейх пока что тянул.

Сталинградский дебют

Провести боевые испытания нового бомбардировщика командование люфтваффе решило на самом спокойном, с их точки зрения, участке — на юге Восточного фронта. Немецкие войска уже воевали на Волге и Кавказе, так что новые «хейнкели» могли спокойно расположиться в глубоком тылу, в Запорожье. И оттуда летать на бомбёжки Баку, Куйбышева и — в память о первоначальной программе — на заводы Урала. Однако когда в январе 1943-го Не-177 отправляли в первые боевые вылеты, их встретил не только мороз за минус тридцать, но и новости о советском наступлении под Сталинградом.

В результате первым боевым заданием для He-177 стала «бомбёжка» окружённых частей вермахта контейнерами со снабжением.

16 января 1943 года на задание вылетели пять самолётов. Два «хейнекеля» вернулись из-за проблем с двигателем, один заблудился и не нашёл цель, а машина командира группы просто пропала. По цели «отбомбился» контейнерами с грузом только один самолёт.

Немцы были упрямыми людьми, поэтому 18 января новый командир группы снова отправил пятёрку He-177 «бомбить» котёл Паулюса. На этот раз нужное место нашли два самолёта. Потери составили столько же — у одного «хейнкеля» ещё над своей территорией вспыхнул мотор, а второй сбили советские истребители над Сталинградом.

Когда потери достигли пяти машин, командование люфтваффе призадумалось и решило все же использовать самолёт по прямому назначению. Теперь дальним непикирующим бомбардировщикам предстояло пытаться попасть мелкими бомбами в советские окопы, а также вести «вооружённую разведку» дорог в ближнем тылу — то есть охотиться за грузовиками и телегами.

He-177 в полёте
He-177 в полёте

Экипажи слегка воодушевились, но ненадолго. 27 января до цели смогли долететь лишь три бомбардировщика, четыре вернулись на базу из-за… проблем с двигателями. А ещё один He-177 снова просто пропал.

Всего до капитуляции армии Паулюса группа дальних бомбардировщиков по различным причинам лишилась девяти машин. Ещё 11 штук списали по техническим причинам вскоре после возвращения в родной рейх.

Впрочем, всё это не помешало новому командиру группы оптимистично записать в отчёте: «самолёт зарекомендовал себя исключительно хорошо с тактической точки зрения».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0