itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Американская мечта»: как экономия флотский стелс погубила

Американский флот хотел себе навороченный самолёт — чтобы как у ВВС, только ещё круче. В министерстве обороны США чесали затылки и судорожно думали, как бы сэкономить и не порваться со всеми хотелками. И придумали! Давайте, мол, сделаем мощный единый самолёт для всех? Идея была крутой, но внезапно всё пошло не так….

/
8.8K
26
7
57

Американский флот хотел себе навороченный самолёт — чтобы как у ВВС, только ещё круче. В министерстве обороны США чесали затылки и судорожно думали, как бы сэкономить и не порваться со всеми хотелками. И придумали! Давайте, мол, сделаем мощный единый самолёт для всех? Идея была крутой, но внезапно всё пошло не так….

Шёл 1986 год. До краха Советского Союза оставалось всего пять лет, но никто об этом даже не думал. В министерстве обороны США занимались привычным делом — считали деньги. Именно этим чаще всего занимаются чиновники от обороны, а грандиозные стратегические планы остаются на долю военных. Экономика США была в тот момент сильной, весёлой и фонтанировала деньгами — сказались реформы президента-актёра, громко прозванные «рейганомикой». Но были небольшие тучки на безоблачном небе…

Золотая эпоха стелс

Прошли счастливые времена, когда новый военный самолёт делали быстро, за год-два, и при этом дёшево. Современные программы норовили затянуться на десятки лет и стоили так, что уж лучше бы самолёты сразу делали из золота — получилось бы дешевле и для музеев бы сгодилось. Кто-то говорил, что это технологическая сингулярность всё ближе, а кто-то сетовал, что корпорации совсем оборзели.

На 1986-й год таких программ было две — ATF (Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический истребитель») и ATB (Advanced Technology Bomber, «бомбардировщик на передовых технологиях»). Обе — стелс; делали их на самых передовых технологиях, и влетели они бюджету США в копеечку. Времени на них ушло — больше половины десятилетия, и конца работ даже не было видно. И тут на головы в Пентагоне свалилось новое счастье. Флот внезапно тоже захотел обзавестись крутым стелс-самолётом.

Два символа американских ВВС новейшего времени в полёте
Два символа американских ВВС новейшего времени в полёте

У флотских к тому времени устарел главный палубный штурмовик A-6 «Интрудер», и теперь они хотели себе самолёт, как у ВВС — чтобы с гранями, минималистичным дизайном и, конечно, стелс. На горизонте ещё маячила замена перехватчика F-14 на что-нибудь из пятого поколения. Потянуть четыре подобных программы разом не смог бы даже бюджет США. Тогда минобороны обратилось к одной из главных палочек-выручалочек военных политиков — универсальности!

Штурмовик А-12 Авенджер-2 стал настоящим лицом флота в конце 80-х
Штурмовик А-12 «Авенджер-2» стал настоящим лицом флота в конце 80-х

Есть у ВВС отличный истребитель пятого поколения — давайте возьмём его, немного переделаем и поставим на палубу! Вот вам и замена F-14. А чтобы флот не обижался, его перспективный тактический бомбардировщик ATA (Advanced Tactical Aircraft, «продвинутый тактический самолёт») закупит ВВС, на замену старенькому F-111.

Стелс-замена для F-111 уже разрабатывалась. Проект Сники Пит был прямым предком флотского А-12
Стелс-замена для F-111 уже разрабатывалась. Проект «Сники Пит» был прямым предком флотского А-12

Представители ВВС и ВМФ, поплевавшись (в основном друг в друга), согласились и подписали нужные документы. Чиновники отправились отмечать сэкономленные почти в два раза средства, а в ВВС призадумались. Флотский бомбардировщик во многом походил на главное детище покорителей воздуха — стратегический стелс, — только был меньше и дешевле. Всякие штафирки постоянно приставали с вопросами: «А зачем целый самолёт? Может, сделать стелс-крылатую ракету, так ведь дешевле?» Теперь они могли взять проект флота и с помощью него уничтожить мечту ВВС. Или же это был хитрый план флотофилов? Не зря говорят, что флот — главный враг авиаторов!

Для поставки в ВВС проектировался двухместный вариант А-12
Для поставки в ВВС проектировался двухместный вариант А-12

Жертва во благо экономии

Такие интриги и претензии были основой взаимоотношений флота и ВВС США. Конечно, не Императорская Япония, но тоже весело. Всё это прошло бы незамеченным, если бы флот подобрал другого производителя для своего проекта. Но они выбрали «Макдонелл-Дуглас» (в тесной спайке с «Дженерал Дайнемикс»). Эти парни делали отличные палубные самолёты — прям собаку на этом съели, — вот только с технологией «стелс» работать не умели. Опыта не было, а технология жутко сложная.

Всё бы ничего — ведь были ещё «Локхид» и «Нортроп», и наработки у них имелись, — но кто же их просто так даст конкурентам? А ВВС, как заказчики всех этих работ, вполне могли потребовать передать материалы. Но они не хотели этого делать, поскольку затаили подозрения.

Занимались стелсом ещё и в ЦРУ, но с этими парнями связываться вообще никто не хотел. Пришлось «Макдонелл-Дуглас» изобретать велосипед самостоятельно, набивая шишку за шишкой.

У варианта Макдонелл-Дуглас был конкурент из фирмы Нортроп. Их проект был реалистичнее и продуманнее, но и честнее — а значит, дороже. Флот решил экономить
У варианта «Макдонелл-Дуглас» был конкурент из фирмы «Нортроп». Их проект был реалистичнее и продуманнее, но и честнее — а значит, дороже. Флот решил экономить

Прошло четыре года, наступил 1990-й. Рухнул Восточный блок, бывшие сателлиты коммунистов наперебой клялись в верности капитализму в целом и Америке в частности. А в министерстве обороны США снова считали деньги. К тому времени рост «рейганомики», закономерно сменился кризисом, и кризис этот ожидался не слабый. А на руках была куча дорогих проектов.

Самолёты ВВС — и бомбер, и истребитель — уже совершили свои первые полёты. Правда, если с В-2 (так назвали стратегический стелс-бомбардировщик) уже всё было ясно, то у истребителей ещё сохранялась интрига. YF-22 и YF-23 собирались биться за деньги налогоплательщиков — не на жизнь, а насмерть.

Два заклятых конкурента в полёте
Два заклятых конкурента в полёте

У флота пока всё было тихо. Их тактический бомбардировщик, уже известный народу как А-12, пока варился в производственном аду. То одно не работало, то другое… Ничего удивительного — полдесятка лет назад такой же ад был и у проектов ВВС.

Однако работы шли, хоть и со смещением сроков и дополнительными затратами. ВВС всё так же делал вид, что А-12 не существует, и за прошедшее время даже не конкретизировал свои требования к его сухопутной версии. Другое дело флот! Конечно, программа NATF (Naval Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический морской истребитель») адмиралов не радовала.

Как же так — у флота будет не созданный лично для него самолёт, а какой-то переделанный чумазый сухопутный!

Но денег разработчикам всё же дали, и они нарисовали морские версии YF-22 и YF-23. Флотских больше устроил второй — он летал подальше и побыстрее, да и по электронике был лучше. YF-22 был, правда, гораздо универсальнее и лучше атаковал наземные цели. Но флот хотел заменить перехватчик F-14, а для работы по земле у него уже был F/A-18 и будущий А‑12.

NATF — вариант от Локхид-Боинг
NATF — вариант от «Локхид-Боинг»

Всё это разнообразие радостно тратило деньги налогоплательщиков и даже не думало об экономии. Долго так продолжаться не могло. В Пентагоне решили: нужна показательная порка. Для её проведения выбрали А-12. С одной стороны, он ещё не полетел, и критиковать его было проще.

Начнёшь спрашивать с программы В-2: «Где деньги, Зин?» — а они ткнут пальцем в летающий прототип. И не поспоришь! С другой стороны, А-12 разрабатывали в рамках контракта с фиксированной стоимостью. То есть «Макдонелл-Дуглас» и США в лице минобороны заранее договорились на цену проекта.

Был и другой вариант — контракт с компенсацией расходов. Сумму в нём не прописали, исполнитель просто говорил, зачем ему нужны деньги, и получал их. Именно так работали обе программы ВВС. Понятно, что проще придраться к фиксированной стоимости, требуя пояснить: почему это расходы такие высокие и не соблюдаются планы?

NATF — вариант от Нортроп-Макдонелл-Дуглас
NATF — вариант от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас»

Новый министр обороны Дик Чейни взял дело в свои руки. Было заявлено, что А-12 уже превысил бюджет на 70%, при этом сорвав все возможные сроки. Самолёту решили дать последний шанс, но оставили под пристальным наблюдением. Чейни заявил, что теперь так будут подходить ко всем проектам перспективного вооружения, и ушёл отнимать копеечку у Армии США.

Параллельно в коридорах министерства и даже в Сенате с Конгрессом активно обсуждалась тема, что А-12 уже не нужен. У флота ведь будет отличный NATF, который точно так же может в стелс и при этом бомбит неплохо.

Полуразобранный полноразмерный макет А-12 — всё что осталось от смелой программы
Полуразобранный полноразмерный макет А-12 — всё что осталось от смелой программы

Несмотря на все попытки флота отбить свой самолёт у политиканов, ничего не вышло. Покромсав танки и ракеты, Чейни вернулся к воздуху и после инспекционной поездки в сборочный цех А-12 заявил, что программа закрыта. Для многих во флоте это стало настоящим ударом. Поговаривали, что некоторые высокие чины собирались повторить   «мятеж адмиралов» давних 40-х годов и подать в отставку. Но времена были другие, и в итоге никто не стал делать резких движений.

Впрочем, обиду флот затаил — в основном на ВВС.

Американская мечта: как экономия флотский стелс погубила

Универсальность — ответ на все вопросы

Ждать возможности для расплаты долго не пришлось. Весной 1991 года ВВС гордо объявили о победе YF-22. Как говорили высшие чины, его выбрали за универсальность, манёвренность и эффективность работы по земле, но на деле он просто был дешевле. Его даже хотели назвать F/A-22 и под это дело наконец придушить столь ненавистный для ВВС штурмовик А‑10.

Вскоре на это среагировал флот, заявив о закрытии программы NATF как не оправдавшей надежд. Её назвали самой крупной ошибкой флота за 20-й век. В прессе активно поливали грязью как YF-22, так и все ВВС в частности. Лейтмотив о том, что грязным сухопутным недосамолётам не место на сияющих палубах прекрасных авианосцев, раздавался ещё минимум год. Пентагон не уговаривал флот одуматься, и под это дело нанёс удар и по ВВС, серьёзно урезав предполагаемый заказ на F-22 «Раптор» (бывший YF-22).

Вариант А-Х от Макдонелл-Дуглас. Найдите десять отличий от А-12
Вариант А-Х от «Макдонелл-Дуглас». Найдите десять отличий от А-12

Прошёл ещё год. Мир потихоньку привыкал к новому порядку, ВВС США пытались спасти свои перспективные программы, а на флоте решили взяться за старое и таки заполучить самолёт пятого поколения. Но денег у США на тот момент особо не было, да и власти не считали, что флоту нужен такой истребитель — для него просто не было противников.

Флот вспомнил волшебную мантру про «универсальность». Ещё А-12 проектировали с тем расчётом, что при необходимости он на полставки поработает истребителем — если вдруг злобная советская авиация будет слишком сильно наседать на родной авианосец. В новой программе А-Х (Attack-Experimental, «экспериментальный штурмовик») этим решили воспользоваться на всю катушку. Он хоть и заявлялся штурмовиком, но по факту был полноценным многоцелевым самолётом.

Так в шкуре стелс-тактического бомбардировщика спрятался полноценный истребитель.

Вариант А-Х от Нортроп, наследие YF-23 ясно прослеживается
Вариант А-Х от «Нортроп», наследие YF-23 ясно прослеживается

С ударными самолётами на флоте было не очень хорошо, и никто с этим не спорил. Но адмиралы рано расслаблялись и радовались — у министерства обороны были свои планы на А-Х. К тому времени их уже долго доставали из ВВС на тему выдачи денежек для замены F-111, F-117 и ударной версии F-15. Они наивно предполагали, что этой заменой будет проект истребителя-бомбардировщика F/B-22, но не тут-то было.

Вариант А-Х от Локхид-Боинг, дальнейшее развитие морского F-22
Вариант А-Х от «Локхид-Боинг», дальнейшее развитие морского F-22

Чиновники припомнили своё гениальное решение 1986 года и объявили, что программа А-Х станет единым ударным самолётом всея США. На палубе он заменит вообще всех, а на земле будет служить вместе с F-22. Тут-то и настанет счастье для американских снабженцев — ведь парк тактической авиации сведётся всего к двум самолётам!

Проект тактического бомбардировщика F/B-22
Проект тактического бомбардировщика F/B-22

Пока шишки из ВМС и ВВС приходили в себя, авиационные корпорации оживились. Ведь единый самолёт — не только польза для репутации. Это ж огромная и невероятная прибыль, сотни гарантированных заказов, а потом ещё и великолепный экспортный потенциал!

В пучину проектирования ринулись все главные игроки этого рынка. Но вот проекты у них были какие-то подозрительные… «Локхид» и «Боинг» немного доработали морской вариант F-22, «Нортроп» представили дальнейшее развитие YF-23, а проект «Макдонелл-Дуглас» странным образом напоминал А-12. Хотя чего тут было ожидать? Ведь на работу дали всего пару месяцев.

Более продвинутый вариант А-Х от Локхид-Боинг. От F-22 остались лишь отдельные черты
Более продвинутый вариант А-Х от «Локхид-Боинг». От F-22 остались лишь отдельные черты

Один за всех

За спорами адмиралов и генералов об облике будущего А-Х прошёл год. Флоту нравился обновлённый треугольничек «Макдонелл-Дуглас». Авиаторы топили за мутировавший F-22, заявляя, что это самый экономный вариант — ведь будет не два самолёта, а считай, всего полтора! К сожалению, их мысли услышали.

США только-только выбирались из небольшого кризиса начала 90-х, и политики везде искали возможность сэкономить. А что же ещё так экономит деньги, как не универсальность?

Если полтора самолёта годится — так чего бы не сделать вообще один?

Весной 1993 года вместо А-Х стартовала программа A/F-X (Attack/Fighter-Experimental, «экспериментальный штурмовик/истребитель»). Теперь она заменяла вообще всё — весь парк тактических самолётов ВВС от F-22 до А-10 и весь парк боевых палубных самолётов. Странно, что с её помощью не заменили стратегические бомбардировщики, космическую программу и подводные ракетоносцы.

Некоторые проекты от Нортроп-Макдонелл-Дуглас в рамках программы A/F-X
Некоторые проекты от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас» в рамках программы A/F-X

Пока военных снова приводили в чувство, им сообщили, что это всё не просто так. A/F-X будет не просто самолётом, а самолётом как минимум пятого с плюсом поколения. А может, вообще шестого!

Что такое шестое поколение, пока никто не знал, потому просто решили сделать круче, чем F-22. Корпорации забились в экстазе, предвкушая возможные прибыли, и засели за творчество.

«Локхид» разрабатывали сразу два проекта. Первый был продолжением NATF и А-Х, F-22 на стероидах: лучше моторы, круче электроника, больше полезных ништяков на борту и многое другое. Второй проект с честью нёс звание самолёта шестого поколения — ещё более низкий уровень заметности, ещё бо́льшая сверхманёвренность и крейсерская скорость вдвое быстрее звука.

«Нортроп» и «Макдонелл-Дуглас» по старой памяти объединили усилия (они вместе работали над YF-23) и выдали на-гора проект, похожий на дитя порочного союза А-12 и YF-23, тоже крутой и современный до невозможности.

Экономичный вариант A/F-X от Локхид-Боинг, практически возвращение к истокам в виде NATF, только в двухместном варианте
Экономичный вариант A/F-X от «Локхид-Боинг», практически возвращение к истокам в виде NATF, только в двухместном варианте

К концу 1993 года проекты представили военным и чиновникам, а главное — назвали их возможную цену. От этого в прострацию впали даже стойкие чины Пентагона. Обе корпорации называли цену одного самолёта A/F-X в 250 миллионов — миллионов, Карл! — долларов! Поскольку это был ценник для уже серийной машины, первые и экспериментальные обошлись бы ещё дороже. А общие затраты предполагались в немыслимую сумму — 650 миллиардов долларов.

Придя в себя, чиновники начали действовать. A/F-X немедленно закрыли. Флоту велели заменить совсем уж древние ударные машины на F/A-18 новых модификаций и ждать дальнейших решений.

Продвинутый вариант A/F-X от Локхид-Боинг
Продвинутый вариант A/F-X от «Локхид-Боинг»

На пути к F-35

Однако новые самолёты по-прежнему требовались — особенно ударные. В свете нового мирового порядка уже надо было не завоёвывать господство в воздухе, а просто эффективно бомбить всяких диктаторов.

От идеи единого самолёта минобороны не спешило отказываться, и в 1994 году начало финансирование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology, «единая передовая ударная технология»). В отличии от предшественниц она не предполагала проектирование полноценного самолёта, а всего лишь пыталась проникнуть в будущее и определить внешний вид перспективного самолёта пятого поколения для флота и ВВС. От заморочек с новыми поколениями решили пока отказаться и даже F-22 не трогать — ведь менять пятёрку на пятёрку как-то глуповато.

В итоге в рамках JAST вырисовывалась приличная воздушная машина пятого поколения, но тут чиновники вспомнили, что упустили один тип тактических самолётов.

Один из проектов от Локхид-Боинг в рамках программы JAST
Один из проектов от «Локхид-Боинг» в рамках программы JAST

Золотые времена СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки) к 90-м годам давно прошли. Ими больше не увлекались и не восторгались, но машины были всё же полезные. С середины 80-х годов флот потихоньку финансировал программу ASTOVL (Advanced Short Takeoff and Vertical Landing, «улучшенный укороченный взлёт и вертикальная посадка») на замену старичку «Харриеру». Особой рекламы или гигантских сумм у программы не было, поэтому она неспешно пережила и Дика Чейни, и конец холодной войны.

Один из ранних проектов ASTOVL от Локхид
Один из ранних проектов ASTOVL от «Локхид»

В начале 90-х в неё удалось затащить англичан с их кучей наработок по теме СВВП, что упростило процесс. Проекты в рамках ASTOVL даже пятым поколением назвать было нельзя, и всё бы хорошо, но идея единого самолёта уже захватила умы всех. В 1995 году вышел приказ прекратить работы над ASTOVL и свести её с JAST, родив новую программу, чьё название известно любому милитаристу — JSF (Joint Strike Fighter, «единый ударный истребитель»).

Один из первых вариантов JSF от Локхид
Один из первых вариантов JSF от «Локхид»

Так из мелких дрязг, завышенных требований и попыток сэкономить родилась самая дорогая оружейная программа в мире.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

46K
47
124
132
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

37K
140
445
884
Шесть дней войны в Карабахе: сплотить весь мир, показав, как не надо делать

Боевые действия в зоне карабахского конфликта продолжаются. Ереван заявил, что готов начать переговоры по прекращению огня при посредничестве стран Минской группы. Баку упорствует в намерении изменить статус-кво силой.

32K
40
326
179
Почему русские не скопировали немецкий «Тигр»?

Из всех танков вермахта, пожалуй, больше всех на слуху именно «Тигр». И это не удивительно: тяжёлый панцер с мощной бронёй и вооружением за годы войны хорошо себя показал и доставил кучу проблем и Красной армии, и войскам союзников. Так почему же советские конструкторы не стали копировать такую удачную машину?

29K
87
247
1.1K
Сайт заморожен

2020-й надел всё лучшее сразу.

24K
62
253
2.7K
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

11K
31
45
260
Крупнейшее поражение израильских ВВС: «Модель» ценой в пол-эскадрильи

7 октября 1973 года израильские ВВС начали операцию против сирийских ЗРК на Голанских высотах. Она была небрежно спланирована, начата в спешке и завершилась полным провалом. Как же так вышло?

16K
71
127
275
Почему погибших солдат называют «груз 200»?

На жаргоне военных погибших называют «двухсотыми», или «груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение? WARHEAD.SU отвечает.

14K
51
27
16
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

91K
138
68
979
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

58K
115
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

46K
47
124
132
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

44K
46
14
238
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

43K
160
90
896
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

315K
148
100
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
WARBLOGS