Железо

«Американская мечта»: как экономия флотский стелс погубила

Американский флот хотел себе навороченный самолёт — чтобы как у ВВС, только ещё круче. В министерстве обороны США чесали затылки и судорожно думали, как бы сэкономить и не порваться со всеми хотелками. И придумали! Давайте, мол, сделаем мощный единый самолёт для всех? Идея была крутой, но внезапно всё пошло не так….
Юрий Кужелев
  • 4.9K
  • 17
  • 6
  • 57

Шёл 1986 год. До краха Советского Союза оставалось всего пять лет, но никто об этом даже не думал. В министерстве обороны США занимались привычным делом — считали деньги. Именно этим чаще всего занимаются чиновники от обороны, а грандиозные стратегические планы остаются на долю военных. Экономика США была в тот момент сильной, весёлой и фонтанировала деньгами — сказались реформы президента-актёра, громко прозванные «рейганомикой». Но были небольшие тучки на безоблачном небе…

Золотая эпоха стелс

Прошли счастливые времена, когда новый военный самолёт делали быстро, за год-два, и при этом дёшево. Современные программы норовили затянуться на десятки лет и стоили так, что уж лучше бы самолёты сразу делали из золота — получилось бы дешевле и для музеев бы сгодилось. Кто-то говорил, что это технологическая сингулярность всё ближе, а кто-то сетовал, что корпорации совсем оборзели.

На 1986-й год таких программ было две — ATF (Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический истребитель») и ATB (Advanced Technology Bomber, «бомбардировщик на передовых технологиях»). Обе — стелс; делали их на самых передовых технологиях, и влетели они бюджету США в копеечку. Времени на них ушло — больше половины десятилетия, и конца работ даже не было видно. И тут на головы в Пентагоне свалилось новое счастье. Флот внезапно тоже захотел обзавестись крутым стелс-самолётом.

Два символа американских ВВС новейшего времени в полёте

У флотских к тому времени устарел главный палубный штурмовик A-6 «Интрудер», и теперь они хотели себе самолёт, как у ВВС — чтобы с гранями, минималистичным дизайном и, конечно, стелс. На горизонте ещё маячила замена перехватчика F-14 на что-нибудь из пятого поколения. Потянуть четыре подобных программы разом не смог бы даже бюджет США. Тогда минобороны обратилось к одной из главных палочек-выручалочек военных политиков — универсальности!

Штурмовик А-12 «Авенджер-2» стал настоящим лицом флота в конце 80-х

Есть у ВВС отличный истребитель пятого поколения — давайте возьмём его, немного переделаем и поставим на палубу! Вот вам и замена F-14. А чтобы флот не обижался, его перспективный тактический бомбардировщик ATA (Advanced Tactical Aircraft, «продвинутый тактический самолёт») закупит ВВС, на замену старенькому F-111.

Стелс-замена для F-111 уже разрабатывалась. Проект «Сники Пит» был прямым предком флотского А-12

Представители ВВС и ВМФ, поплевавшись (в основном друг в друга), согласились и подписали нужные документы. Чиновники отправились отмечать сэкономленные почти в два раза средства, а в ВВС призадумались. Флотский бомбардировщик во многом походил на главное детище покорителей воздуха — стратегический стелс, — только был меньше и дешевле. Всякие штафирки постоянно приставали с вопросами: «А зачем целый самолёт? Может, сделать стелс-крылатую ракету, так ведь дешевле?» Теперь они могли взять проект флота и с помощью него уничтожить мечту ВВС. Или же это был хитрый план флотофилов? Не зря говорят, что флот — главный враг авиаторов!

Для поставки в ВВС проектировался двухместный вариант А-12

Жертва во благо экономии

Такие интриги и претензии были основой взаимоотношений флота и ВВС США. Конечно, не Императорская Япония, но тоже весело. Всё это прошло бы незамеченным, если бы флот подобрал другого производителя для своего проекта. Но они выбрали «Макдонелл-Дуглас» (в тесной спайке с «Дженерал Дайнемикс»). Эти парни делали отличные палубные самолёты — прям собаку на этом съели, — вот только с технологией «стелс» работать не умели. Опыта не было, а технология жутко сложная.

Всё бы ничего — ведь были ещё «Локхид» и «Нортроп», и наработки у них имелись, — но кто же их просто так даст конкурентам? А ВВС, как заказчики всех этих работ, вполне могли потребовать передать материалы. Но они не хотели этого делать, поскольку затаили подозрения.

Занимались стелсом ещё и в ЦРУ, но с этими парнями связываться вообще никто не хотел. Пришлось «Макдонелл-Дуглас» изобретать велосипед самостоятельно, набивая шишку за шишкой.

У варианта «Макдонелл-Дуглас» был конкурент из фирмы «Нортроп». Их проект был реалистичнее и продуманнее, но и честнее — а значит, дороже. Флот решил экономить

Прошло четыре года, наступил 1990-й. Рухнул Восточный блок, бывшие сателлиты коммунистов наперебой клялись в верности капитализму в целом и Америке в частности. А в министерстве обороны США снова считали деньги. К тому времени рост «рейганомики», закономерно сменился кризисом, и кризис этот ожидался не слабый. А на руках была куча дорогих проектов.

Самолёты ВВС — и бомбер, и истребитель — уже совершили свои первые полёты. Правда, если с В-2 (так назвали стратегический стелс-бомбардировщик) уже всё было ясно, то у истребителей ещё сохранялась интрига. YF-22 и YF-23 собирались биться за деньги налогоплательщиков — не на жизнь, а насмерть.

Два заклятых конкурента в полёте

У флота пока всё было тихо. Их тактический бомбардировщик, уже известный народу как А-12, пока варился в производственном аду. То одно не работало, то другое… Ничего удивительного — полдесятка лет назад такой же ад был и у проектов ВВС.

Однако работы шли, хоть и со смещением сроков и дополнительными затратами. ВВС всё так же делал вид, что А-12 не существует, и за прошедшее время даже не конкретизировал свои требования к его сухопутной версии. Другое дело флот! Конечно, программа NATF (Naval Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический морской истребитель») адмиралов не радовала.

Как же так — у флота будет не созданный лично для него самолёт, а какой-то переделанный чумазый сухопутный!

Но денег разработчикам всё же дали, и они нарисовали морские версии YF-22 и YF-23. Флотских больше устроил второй — он летал подальше и побыстрее, да и по электронике был лучше. YF-22 был, правда, гораздо универсальнее и лучше атаковал наземные цели. Но флот хотел заменить перехватчик F-14, а для работы по земле у него уже был F/A-18 и будущий А‑12.

NATF — вариант от «Локхид-Боинг»

Всё это разнообразие радостно тратило деньги налогоплательщиков и даже не думало об экономии. Долго так продолжаться не могло. В Пентагоне решили: нужна показательная порка. Для её проведения выбрали А-12. С одной стороны, он ещё не полетел, и критиковать его было проще.

Начнёшь спрашивать с программы В-2: «Где деньги, Зин?» — а они ткнут пальцем в летающий прототип. И не поспоришь! С другой стороны, А-12 разрабатывали в рамках контракта с фиксированной стоимостью. То есть «Макдонелл-Дуглас» и США в лице минобороны заранее договорились на цену проекта.

Был и другой вариант — контракт с компенсацией расходов. Сумму в нём не прописали, исполнитель просто говорил, зачем ему нужны деньги, и получал их. Именно так работали обе программы ВВС. Понятно, что проще придраться к фиксированной стоимости, требуя пояснить: почему это расходы такие высокие и не соблюдаются планы?

NATF — вариант от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас»

Новый министр обороны Дик Чейни взял дело в свои руки. Было заявлено, что А-12 уже превысил бюджет на 70%, при этом сорвав все возможные сроки. Самолёту решили дать последний шанс, но оставили под пристальным наблюдением. Чейни заявил, что теперь так будут подходить ко всем проектам перспективного вооружения, и ушёл отнимать копеечку у Армии США.

Параллельно в коридорах министерства и даже в Сенате с Конгрессом активно обсуждалась тема, что А-12 уже не нужен. У флота ведь будет отличный NATF, который точно так же может в стелс и при этом бомбит неплохо.

Полуразобранный полноразмерный макет А-12 — всё что осталось от смелой программы

Несмотря на все попытки флота отбить свой самолёт у политиканов, ничего не вышло. Покромсав танки и ракеты, Чейни вернулся к воздуху и после инспекционной поездки в сборочный цех А-12 заявил, что программа закрыта. Для многих во флоте это стало настоящим ударом. Поговаривали, что некоторые высокие чины собирались повторить «мятеж адмиралов» давних 40-х годов и подать в отставку. Но времена были другие, и в итоге никто не стал делать резких движений.

Впрочем, обиду флот затаил — в основном на ВВС.

Универсальность — ответ на все вопросы

Ждать возможности для расплаты долго не пришлось. Весной 1991 года ВВС гордо объявили о победе YF-22. Как говорили высшие чины, его выбрали за универсальность, манёвренность и эффективность работы по земле, но на деле он просто был дешевле. Его даже хотели назвать F/A-22 и под это дело наконец придушить столь ненавистный для ВВС штурмовик А‑10.

Вскоре на это среагировал флот, заявив о закрытии программы NATF как не оправдавшей надежд. Её назвали самой крупной ошибкой флота за 20-й век. В прессе активно поливали грязью как YF-22, так и все ВВС в частности. Лейтмотив о том, что грязным сухопутным недосамолётам не место на сияющих палубах прекрасных авианосцев, раздавался ещё минимум год. Пентагон не уговаривал флот одуматься, и под это дело нанёс удар и по ВВС, серьёзно урезав предполагаемый заказ на F-22 «Раптор» (бывший YF-22).

Вариант А-Х от «Макдонелл-Дуглас». Найдите десять отличий от А-12

Прошёл ещё год. Мир потихоньку привыкал к новому порядку, ВВС США пытались спасти свои перспективные программы, а на флоте решили взяться за старое и таки заполучить самолёт пятого поколения. Но денег у США на тот момент особо не было, да и власти не считали, что флоту нужен такой истребитель — для него просто не было противников.

Флот вспомнил волшебную мантру про «универсальность». Ещё А-12 проектировали с тем расчётом, что при необходимости он на полставки поработает истребителем — если вдруг злобная советская авиация будет слишком сильно наседать на родной авианосец. В новой программе А-Х (Attack-Experimental, «экспериментальный штурмовик») этим решили воспользоваться на всю катушку. Он хоть и заявлялся штурмовиком, но по факту был полноценным многоцелевым самолётом.

Так в шкуре стелс-тактического бомбардировщика спрятался полноценный истребитель.

Вариант А-Х от «Нортроп», наследие YF-23 ясно прослеживается

С ударными самолётами на флоте было не очень хорошо, и никто с этим не спорил. Но адмиралы рано расслаблялись и радовались — у министерства обороны были свои планы на А-Х. К тому времени их уже долго доставали из ВВС на тему выдачи денежек для замены F-111, F-117 и ударной версии F-15. Они наивно предполагали, что этой заменой будет проект истребителя-бомбардировщика F/B-22, но не тут-то было.

Вариант А-Х от «Локхид-Боинг», дальнейшее развитие морского F-22

Чиновники припомнили своё гениальное решение 1986 года и объявили, что программа А-Х станет единым ударным самолётом всея США. На палубе он заменит вообще всех, а на земле будет служить вместе с F-22. Тут-то и настанет счастье для американских снабженцев — ведь парк тактической авиации сведётся всего к двум самолётам!

Проект тактического бомбардировщика F/B-22

Пока шишки из ВМС и ВВС приходили в себя, авиационные корпорации оживились. Ведь единый самолёт — не только польза для репутации. Это ж огромная и невероятная прибыль, сотни гарантированных заказов, а потом ещё и великолепный экспортный потенциал!

В пучину проектирования ринулись все главные игроки этого рынка. Но вот проекты у них были какие-то подозрительные… «Локхид» и «Боинг» немного доработали морской вариант F-22, «Нортроп» представили дальнейшее развитие YF-23, а проект «Макдонелл-Дуглас» странным образом напоминал А-12. Хотя чего тут было ожидать? Ведь на работу дали всего пару месяцев.

Более продвинутый вариант А-Х от «Локхид-Боинг». От F-22 остались лишь отдельные черты

Один за всех

За спорами адмиралов и генералов об облике будущего А-Х прошёл год. Флоту нравился обновлённый треугольничек «Макдонелл-Дуглас». Авиаторы топили за мутировавший F-22, заявляя, что это самый экономный вариант — ведь будет не два самолёта, а считай, всего полтора! К сожалению, их мысли услышали.

США только-только выбирались из небольшого кризиса начала 90-х, и политики везде искали возможность сэкономить. А что же ещё так экономит деньги, как не универсальность?

Если полтора самолёта годится — так чего бы не сделать вообще один?

Весной 1993 года вместо А-Х стартовала программа A/F-X (Attack/Fighter-Experimental, «экспериментальный штурмовик/истребитель»). Теперь она заменяла вообще всё — весь парк тактических самолётов ВВС от F-22 до А-10 и весь парк боевых палубных самолётов. Странно, что с её помощью не заменили стратегические бомбардировщики, космическую программу и подводные ракетоносцы.

Некоторые проекты от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас» в рамках программы A/F-X

Пока военных снова приводили в чувство, им сообщили, что это всё не просто так. A/F-X будет не просто самолётом, а самолётом как минимум пятого с плюсом поколения. А может, вообще шестого!

Что такое шестое поколение, пока никто не знал, потому просто решили сделать круче, чем F-22. Корпорации забились в экстазе, предвкушая возможные прибыли, и засели за творчество.

«Локхид» разрабатывали сразу два проекта. Первый был продолжением NATF и А-Х, F-22 на стероидах: лучше моторы, круче электроника, больше полезных ништяков на борту и многое другое. Второй проект с честью нёс звание самолёта шестого поколения — ещё более низкий уровень заметности, ещё бо́льшая сверхманёвренность и крейсерская скорость вдвое быстрее звука.

«Нортроп» и «Макдонелл-Дуглас» по старой памяти объединили усилия (они вместе работали над YF-23) и выдали на-гора проект, похожий на дитя порочного союза А-12 и YF-23, тоже крутой и современный до невозможности.

Экономичный вариант A/F-X от «Локхид-Боинг», практически возвращение к истокам в виде NATF, только в двухместном варианте

К концу 1993 года проекты представили военным и чиновникам, а главное — назвали их возможную цену. От этого в прострацию впали даже стойкие чины Пентагона. Обе корпорации называли цену одного самолёта A/F-X в 250 миллионов — миллионов, Карл! — долларов! Поскольку это был ценник для уже серийной машины, первые и экспериментальные обошлись бы ещё дороже. А общие затраты предполагались в немыслимую сумму — 650 миллиардов долларов.

Придя в себя, чиновники начали действовать. A/F-X немедленно закрыли. Флоту велели заменить совсем уж древние ударные машины на F/A-18 новых модификаций и ждать дальнейших решений.

Продвинутый вариант A/F-X от «Локхид-Боинг»

На пути к F-35

Однако новые самолёты по-прежнему требовались — особенно ударные. В свете нового мирового порядка уже надо было не завоёвывать господство в воздухе, а просто эффективно бомбить всяких диктаторов.

От идеи единого самолёта минобороны не спешило отказываться, и в 1994 году начало финансирование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology, «единая передовая ударная технология»). В отличии от предшественниц она не предполагала проектирование полноценного самолёта, а всего лишь пыталась проникнуть в будущее и определить внешний вид перспективного самолёта пятого поколения для флота и ВВС. От заморочек с новыми поколениями решили пока отказаться и даже F-22 не трогать — ведь менять пятёрку на пятёрку как-то глуповато.

В итоге в рамках JAST вырисовывалась приличная воздушная машина пятого поколения, но тут чиновники вспомнили, что упустили один тип тактических самолётов.

Один из проектов от «Локхид-Боинг» в рамках программы JAST

Золотые времена СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки) к 90-м годам давно прошли. Ими больше не увлекались и не восторгались, но машины были всё же полезные. С середины 80-х годов флот потихоньку финансировал программу ASTOVL (Advanced Short Takeoff and Vertical Landing, «улучшенный укороченный взлёт и вертикальная посадка») на замену старичку «Харриеру». Особой рекламы или гигантских сумм у программы не было, поэтому она неспешно пережила и Дика Чейни, и конец холодной войны.

Один из ранних проектов ASTOVL от «Локхид»

В начале 90-х в неё удалось затащить англичан с их кучей наработок по теме СВВП, что упростило процесс. Проекты в рамках ASTOVL даже пятым поколением назвать было нельзя, и всё бы хорошо, но идея единого самолёта уже захватила умы всех. В 1995 году вышел приказ прекратить работы над ASTOVL и свести её с JAST, родив новую программу, чьё название известно любому милитаристу — JSF (Joint Strike Fighter, «единый ударный истребитель»).

Один из первых вариантов JSF от «Локхид»

Так из мелких дрязг, завышенных требований и попыток сэкономить родилась самая дорогая оружейная программа в мире.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях