Красота, историчность и «вылизанность» — или же самые простые ружья, а то и вообще «холодняк»? Мы разобрались, какое церемониальное оружие используют почётные караулы всего мира.
СКС
От Болгарии до Монголии, от Кубы до Африки простираются владения самозарядного карабина Симонова (СКС). Почётные караулы подавляющего числа бывших стран-сателлитов СССР используют именно СКСы. Зализанные формы, изящный внешний вид, прочность, минимум выступающих частей и внушительного вида откидной клинковый штык — что ещё нужно для выполнения парадных артикулов?

Поставлявшийся в войска с 1945 года (но официально принятый на вооружение только в 1949-м), СКС был первым массовым оружием под новейший промежуточный патрон 7,62×39 мм. Однако по своей идеологии он оставался «оружием прошедшей войны» — полноразмерная деревянная ложа, отсутствие автоматического огня, неотъёмный штык и магазин… Новая военная доктрина предусматривала переход на автоматическое оружие, поэтому проявить себя в полной мере творению Сергея Гавриловича Симонова не удалось — его быстро вытеснил автомат Калашникова, принятый на вооружение в том же 1949 году.

Но в качестве церемониального «ствола» СКС своё место никому уступать не собирается и сидеть на нём будет долго. Если отхромировать металлические части, а дерево выдраить и подкрасить — «Симонов» смотрится просто великолепно.
Пожалуй, на данный момент «Симонов» — самое распространённое парадное оружие в мире.

М1 и М14
Ещё одно наследие «холодной войны», но уже с другой стороны «железного занавеса». Винтовка М1 «Гаранд», прошедшая Вторую мировую и кучу локальных войн после неё, — своего рода символ мощности, точности и надёжности. Принятый на вооружение в 1936 году, «Гаранд» оставался в строю почти четверть века, но до сих пор используется в ротах почётного караула в США, Японии и кое-где в Европе.

Правда, для ловкого обращения с винтовкой нужны действительно здоровые ребята — при длине 1100 миллиметров без штыка вес М1 составляет 4,32 кило. Штык, кстати, к парадным винтовкам тоже полагается особенный: не воронёный, а хромированный с белыми ножнами, под цвет ремня.

Неудачливая соперница «Гаранда», винтовка М14, несёт службу в основном на территории США — за рубежом её редко можно увидеть. Из последних выходов винтовки в свет можно упомянуть разве что принятие её на вооружение президентской гвардией Афганистана.

«Маузер» 98k
Неподготовленного человека при взгляде на гвардейские части Чили может взять оторопь: впечатление, будто попал во временной провал лет эдак на восемьдесят назад. Вот только не надо сходу обвинять чилийцев в идолопоклонстве перед нацистской Германией; всё объясняется довольно просто.

В 40-е годы ХХ века затерянной в глубине Южной Америки маленькой стране было, в общем-то, наплевать на европейские разборки.
Кто-то там с кем-то воюет за тысячи километров? Да на здоровье, лишь бы нас не касалось.
Но когда после окончания Второй мировой на континент хлынул поток оставшихся не у дел офицеров вермахта, не умевших ничего, кроме как воевать, чилийское руководство быстро прибрало их к рукам, поручив реорганизацию армии. Отсюда и форма, и характерные шлемы, и, разумеется, карабины 98k.
Если оставить в стороне чисто идеологическую точку зрения, по которой любое немецкое оружие является «пропагандой нацизма», «Маузер» 98k прекрасно подходит для почётных караулов — хотя бы потому, что это очень красивое оружие.

Да и на вооружение он попал задолго даже до Первой мировой войны, а вслед за Германией его приняли десятки стран по всему миру. Исключительно удачная конструкция затвора послужила основой и для американской винтовки «Спрингфилд». Неудивительно, что «маузеры» до сих пор несут службу в почётных караулах.

Vz.52/57
А теперь — об исключениях. Несмотря на вполне социалистический строй и подписание Варшавского договора, Чехословакия всегда упрямо цеплялась за собственное оружие и не желала переходить на советские стандарты. Не «Макаров» и «Стечкин», а CZ 82 и CZ 52, не «Калашников», а Vz.58 Иржи Чермака — и разумеется, не «Симонов», а Vz.52/57.

Как и во всех других указанных выше случаях, Vz.52 хоть внешне и напоминал «советского брата», но являлся совершенно оригинальным изделием. Более того, даже патрон изначально у этого самозарядного карабина был свой, чешской разработки — 7,62×45 мм, чуть более мощный и дальнобойный в сравнении отечественными 7,62×39 мм. Лишь после подписания Варшавского договора (который, помимо прочего, подразумевал унификацию стрелкового вооружения) чехи скрепя сердце решили перестволить его под русский патрон. Эта модификация получила обозначение Vz.52/57.
Часть оружия позже переделали, часть — продали за рубеж, но на вооружении почётных караулов Vz.52/57 обосновался плотно. Сегодня его можно увидеть, например, у военнослужащих, находящихся на охране крепости Пражский Град (резиденции президента Чехии).

Все детали карабинов отхромированы, ложа выкрашена в чёрный цвет, а в шахту магазинов вставлена заглушка — так что о стрельбе можно даже и не думать. Когда-то серьёзное боевое оружие стало чисто церемониальным.
…и все-все-все.
Конечно, некоторые почётные караулы вообще не заморачиваются на оригинальные и исторические образцы и использует обычные «калашниковы», М16 или «хеклер-кохи». Кто-то, наоборот, тщится подчеркнуть историчность костюма и оружия (как гвардия Сан-Марино), а кое-кто (как гвардейцы Ватикана) вообще использует исключительно «холодняк».


Но лидеров мы уже выяснили: отечественный карабин Симонова, древний «Маузер» и американский «Гаранд». В этом рейтинге вряд ли произойдут какие-то подвижки. Пожалуй, оно и хорошо — традиции лучше не трогать.