Настольный штабной варгейм: во что любят играть американцы?

Игры не только для детей

Мы часто верим стереотипам. Согласно им, обычный американец падок на всё простое и зрелищное. Голливуд, компьютерные игры — всё соответствует этой схеме. Но настольные игры, как ни странно, исключение в этом списке — ведь именно США подарили миру жанр настольных варгеймов (от англ. wargame — «военная игра»).

У нас под термином «варгейм» чаще всего понимают игры с солдатиками. Кто-то вспоминает многочисленные вариации Warhammer или даже что-то посложнее.

Это интересное хобби, но с реальностью оно никак не соотносится.

Обычно там сражаются фэнтезийные и фантастические войска, рубя танки мечами и кидая друг в друга магические огненные шары. Но даже если игра условно про нашу историю, в ней не найти ни настоящей тактики, ни стратегической глубины. Просто вместо драконов на столе танки Т-34, а вместо колдовства — авиация. Зато со стороны выглядит крайне зрелищно!

Игры, где солдатики сражаются по специальным правилам, придумал Герберт Уэллс в начале 20 века. С тех пор их называют английскими варгеймами.

В США же избрали другой путь. Если в Англии за основу взяли игру в солдатики, популярную у мальчишек даже в далёкой древности, то американский источник вдохновения был куда серьёзнее — штабные игры.

Военное наследие

Одна из первых штабных игр в истории, немецкая Kriegsspiel. Современный вариант

Во времена Второй мировой войны практику штабных игр в США активно использовали для подготовки офицеров любого звена — от самых младших до многозвёздочных генералов. Понятно, что никакой зрелищности в них не было, да и игрой это чаще всего нельзя было назвать — скорее совместным решением умозрительных тактических задач. Война закончилась, но многие офицеры, вернувшиеся в гражданскую жизнь, подхватили увлечение подобными играми.

Первые любители варгеймов — прусские офицеры. Позже подобная практика распространилась на весь мир

Если уж военным не зазорно играть в армии, так чего стесняться на гражданке? Сначала это были самодельные игры, но они быстро набирали популярность, особенно в среде историков и тех, кто историей интересовался. В 1954-м в печать вышел первый коммерческий варгейм с простым названием Tactics («Тактика»). Неказистая на вид игра недалеко ушла от своих самодельных предшественниц, но сердца игроков покорила мгновенно.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Собственно, изначально «Тактика» и была самоделкой. Её автор Чарльз Робертс придумал игру в 1952 году и поначалу продавал её по почте, рассылая со своего домашнего адреса. Два года спустя он создал компанию «Авалон» (ныне известную как «Авалон Хилл») и дело начало принимать организованный оборот.

Варгейм Tactics

Tactics не была исторической игрой — в ней сражались две абстрактные безымянные армии середины 20 века, никак не привязанные к реальным событиям. Но в остальном игроки ощущали себя настоящими командирами. Организацию войск взяли из реальности: подразделениям требовались снабжение и связь со штабом. На исход боёв влияло множество факторов: местность, наличие союзников, поддержка артиллерии и, конечно, случайность, выраженная броском кубика.

За неказистостью фишек скрывалось настоящее сражение. Общая простота придавала шарм настоящей штабной игры

Танковые части пробивали оборону и уходили в прорыв, пытаясь загнать противника в котёл, десантные части высаживались в тылу противника и резвились у него на коммуникациях, пехота устраивала жестокие мясорубки в лесах и городах. Обходы и манёвры, грамотное использование местности и комбинирование различных войск были залогом победы.

Первый тираж игры в три тысячи экземпляров разошёлся за пару месяцев. Не меньший успех ждал и последующие выпуски, а люди просили ещё. Так появился американский варгейм.

Золотой век

Спрос рождает предложение, и постепенно рынок стал наполняться новыми военными играми. От условных войск варгеймы быстро перешли к истории — теперь игрок вёл в бой реальные части и подразделения того или иного исторического периода. Менялся масштаб игр. Выходили варгеймы про флот и авиацию, про научную и ненаучную фантастику и альтернативную историю.

Варгейм для неподготовленного игрока кажется сложной мешаниной каких-то цифр и обозначений. Но стоит вникнуть и включить фантазию — и перед тобой появляются реальные войска

В 80-е годы наступил настоящий расцвет варгеймов. К тому времени сформировались различные жанры, но у них был общий признак — стремление к комплексности. Игра должна была достоверно отображать поле боя как во времена Наполеона, так и далёкого будущего. Были охвачены почти все временные периоды и войны, игроки могли командовать легионами Рима, цепями пехоты Семилетней войны или танками Роммеля. Появились как простые варгеймы, доступные неподготовленным игрокам, так и настоящие монстры, одна партия в которые может занять сотню часов.

Варгейм про сражение на планете Хот из «Звёздных войн»

Варгейм стал культовой и даже слегка национальной игрой в США. Играли отцы с детьми, солдаты и офицеры, студенты и профессора. Многие американские историки, с которыми я беседовал, говорили, что именно с варгеймов началась их любовь к предмету. Выходили журналы о варгеймах, продажи игр неумолимо росли. В неменьшей степени росло и их влияние — именно из варгеймов появилась ролевая игра Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»), и даже игры с миниатюрами, которые были гораздо сложнее и подробнее, чем британские коллеги — например, битвы гигантских роботов Batteltech.

Тематика Третьей мировой войны набрала популярность в 60-е годы и держит её по сей день

Варгейм нашей эры

Но за пиком всегда следует спад. Ждал он и варгеймы. В 90-е годы рынок игр оказался переполненным, а новое поколение всё меньше уделяло времени настолкам, отдавая предпочтение видеоиграм. Многие варгеймы успешно последовали за модой и переехали в цифровую реальность, породив и там жанр комплексных и сложных военных игр. Настольные игры начали вымирать, но поколение, выросшее на них, пришло на помощь.

Не все готовы выделить десятки часов на игру

Варгеймы стал играми для историков и для тех, кто интересуется военной техникой, то есть нишевым продуктом «не для всех». Именно так жанр пережил сложные времена и сейчас снова набирает популярность в массах. Да, миром настолок правят простые игры для слегка нетрезвых компаний и английские варгеймы с солдатиками. Но иногда игроки решают попробовать что-то более сложное и глубокое — и тут нет ничего лучше американского варгейма (хоть половину подобных игр уже делают европейские издательства и поклонники, но название осталось).

Есть варгеймы попроще, отлично подходящие для новичков. Например, Memoir’44

Интересной чертой современного настольного варгейма стало внимание к самым необычным конфликтам. Революция в Анголе — почему нет? Битвы чеченской и афганской войн — есть и такое. А может, война Китая и Вьетнама в 1979 году? Без проблем! Я уж не говорю о том, что существуют варгеймы обо всех сражениях Второй мировой, даже самые неизвестных. Не обошлось без альтернативной истории — от Третьей мировой войны во всех возможных конфигурациях до конфликтов будущего (например, вторжения Китая на Тайвань) или войны Польши с ФРГ.

Современные варгеймы стали заметно красивее, но не потеряли глубины

Главный минус американского варгейма — у нас его сложно достать. Если игры попроще в России продают и переводят, и даже вполне можно купить миниатюры солдатиков, то с остальным беда. Никаких переводов — чтобы прочесть правила (часто занимающие десятки страниц), нужно хорошее знание английского. Заказать можно только из-за границы — а это, чаще всего, очень дорого. Но вода точит камень, и у нас появляются не только поклонники, но и клубы, и даже магазины варгеймов.

Редакция WARHEAD.SU, конечно, не останется в стороне! Мы опробуем этот игровой жанр в деле и обязательно поделимся с вами вестями с полей.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий