Кино

Фильм «Несокрушимый» и абсурд: когда история не угодила создателям

На широкий экран вышел фильм Константина Максимова «Несокрушимый». В основе — подвиг реального героя Великой Отечественной. Казалось бы, у создателей есть всё, чтобы снять годное кино о войне. Герой — есть. История — есть. Бюджет — есть. Но что-то пошло не так, и самого кино в «Несокрушимом» не оказалось.
Андрей Бекасов
  • 12K
  • 46
  • 54
  • 533

Иногда так хочется верить в чудо — особенно, когда идёшь в кино на творение отечественного производителя. Вдруг и правда творцы поднатужились и выкатили-таки «наш ответ „Ярости“!», от которого ихний Брэд Питт будет всю ночь в слезах грызть подушку, а утром побежит в российское посольство за паспортом, чтобы в продолжение фильма попасть — хотя бы в массовку.

Увы, в случае с «Несокрушимым» внутренний скептик получил законное право посмеяться и заявить — «такой большой, а в чудеса веришь!».

Поэтому говорить мы будем о том, почему чудо не случилось.

Заклёпки

В советское время подход к съёмкам фильмов про войну был прост и незатейлив. Роль советских танков любого периода исполняли достаточно массово сохранившиеся Т-34-85. В роли «немцев», как правило, были они же или чуть более подходящие Т-44, заделанные в фанерный короб с крестами.

В сценах с большим количеством танков в ход шла любая машина с гусеницами. Так, для съёмок киноэпопеи Озерова «Освобождение» выделили сотню Т‑55.

Но сейчас на календаре 2018 год, а значительную часть целевой аудитории «Несокрушимого» составляют поклонники игры World of Tanks (или её аналогов). Они вполне различают советские и немецкие танки разных уровней. Некоторые зрители даже читают прилагаемые к игровым машинам исторические справки. Из которых можно узнать, что бронеединицы — как засветившийся в фильме КВ-1э (экранированные) — производили на Кировском заводе в Ленинграде летом 1941-го года. И примерно в это же время они были потеряны в боях.

В «Несокрушимом» действие происходит в 1942 году, когда Ленинград уже давно в кольце блокады, а ставший основным производителем Челябинский тракторный завод готовит выпуск облегчённого варианта КВ-1с (он же — любимый игроками «Квас»).

Что же касается других танков, то рядом с КВ в 1942 году логично бы выглядели Т-34-76 или лёгкие Т-60. Поэтому появление в кадре всё тех же Т-34-85 режет глаз и производит эффект «гвоздём по стеклу». Равно как и приехавшие, судя по виду, прямиком из «Сталинграда» Бондарчука-младшего немецкие танки типа «коробка с крестом». Так себе косплей Pz.Kpfw.IV Ausf.H, появившегося летом 1943-го — с бортовыми экранами, в 1942-м тоже совершенно неуместными.

Бутафория из «Сталинграда»

На этом фоне процитированное в одной из статей заявление создателей фильма — «специально для батальных сцен восстановили 20 раритетных танков» — сложно воспринимать иначе как издевательскую шутку.

Бюджет триста миллионов, говорите?

В фильме о танке с танками беда. Хотя… может, кино и не о железках вовсе?

Сюжет хромает, логика отсутствует

Когда пишешь отзыв на фильм, который просмотрела ещё не вся страна, говорить о сюжете довольно сложно. С одной стороны, надо за что-то похвалить или упрекнуть, с другой — не хочется всё же раньше времени сообщать зрителям, что убийца — дворник, а Чапаев и «Титаник» вообще утонули. Но вдвойне сложно говорить о том, чего, по сути, нет. В случае «Несокрушимого» — логики и сюжета.

Александр Поволоцкий
Александр Поволоцкий

Только разобрал основные мифы о медицине, как появился новый повод. Главного героя «Несокрушимого» ранило и, судя по всему, в основном контузило. После чего он успешно телепортировался в медсанбат. Не приходя в сознание. Полчаса? Час? Даже полчаса без сознания при контузии — это очень нехороший признак.

Собственно, ранения у него лёгкие — посекло мелкими осколками и, кажется, ушибло ноги. Должно было сломать при таком полёте, ну да ладно.

Что с ним делают? Дёргают осколки, как морковку с грядки. Это, в общем-то, последнее, что должен делать в такой ситуации врач. Не о царапинах сейчас идёт речь! У дверей — отёк мозга и смерть.

Это определённо не похоже на советское военное кино. Но это и не Голливуд — разве что в худшем смысле. Много пиротехники, аляповатая компьютерная графика.

А вот та грязная тряпка в углу кадра — это военно-исторический консультант, о которого вытерли ноги продюсеры, режиссёр и сценаристы.

Я долго не мог найти подходящие слова для описания этого отсутствующего сюжета, пока не обнаружил их в одной из рецензий на «Кинопоиске»:

«Всё происходящее напоминает тягомотный эпизод из отечественного сериала про любовь».

«Бытовая» часть фильма действительно похожа на сериал для домохозяек. Из тех, где сценаристы путаются в именах второстепенных героев, неумолимо ведя очередную героиню к личному счастью от одного рояля в кустах к другому.

Александр Поволоцкий
Александр Поволоцкий

Вообще, в медсанбате оперируют только тех, кто до следующего этапа эвакуации рискует не дожить. Максимум, что сделали бы при таких ранениях, — рассекли бы рану. Затем — бинт или наклейку. И — «эвакуация, первая очередь».

Здесь рояль размером с КВ требуется жене главного продюсера Алексея Пиманова, сорокалетней Ольге Погодиной, сыгравшей роль инженера-технолога (одну из главных ролей, между прочим) для хоть какой-то мотивации её присутствия в кадре. Видимо, с этой же целью «состарили» главного героя. Хотя, казалось бы, если уж реальному Семёну Коновалову было 22 года — бери да снимай молодого красавца, разбивателя сердец. Это если без любовной линии ну совсем никак.

Спилберг, правда, сумел как-то снять своего «Рядового Райана», не отвлекаясь на «любовь-морковь». Да и в той же «Ярости» назвать лирическую линию сколько-нибудь значимой язык не поворачивается. И в почти автобиографичном «На войне как на войне» обошлись без неё.

Александр Поволоцкий
Александр Поволоцкий

Второму танкисту, прибывшему в медсанбат всё тем же телепортом, зачем-то прямо на сортировке проткнули пузырь от ожога. «Зачем?». И уже ближе к концу операции ВНЕЗАПНО вспоминают про маску. Накладывают её, не защищая глаз, и из вполне достоверной капельницы… пшикают, как из баллончика.

После этого раненых укладывают — нет, не в палатке, а под отвратительно натянутыми тентами. Видимо, риск осложнения ранений переохлаждением врачи не понимают.

Ну и швы — как же без них?

Не прижигали рану — и на том спасибо…

Увы, проблема в том, что для привычной сериальщикам аудитории в этом фильме слишком уж много бабахает, стреляет и лязгает. Да и вообще формат не тот: сложно врезать в боевые сцены «рекламу стирального порошка» на 20 минут. А ценителей именно военного кино, знакомых с лучшими образцами советского и западного кинематографа, уже после первых отзывов заманить на этот фильм будет сложно.

Немного истории

«В основе фильма — реальный подвиг экипажа танка КВ-1» — обещали зрителю создатели «Несокрушимого». Но что-то пошло не так

А как было на самом деле?

В июле 1942 года 15-я танковая бригада после 160-километрового марша в условиях дождя и распутицы вступила в бой с танками противника. Потери непосредственно в бою составили восемь лёгких танков Т-60. Тяжёлый танк КВ лейтенанта Коновалова из-за неисправности оставили при отходе. Кроме пытавшегося отремонтировать свою машину экипажа, с танком Коновалова остался также старший лейтенант Серебряков — зампотех 1-й танковой роты.

Именно этот КВ 13 июля принял бой с танковой колонной противника. К этому моменту экипаж Коновалова успел починить свою машину и занял позицию в лощине, откуда немцам была видна только башня советского танка. Проходившая вдоль дороги речка мешала противнику в полной мере использовать численное преимущество и обойти КВ с фланга, поэтому бой затянулся. Точку в дуэли поставило подтащенное немцами 105-мм орудие. Высланные на следующий день бригадой разведчики сообщили, что КВ Коновалова уничтожил 16 вражеских танков, два броневика и восемь автомобилей.

По «горячим следам» Коновалова представили к званию Героя Советского Союза — посмертно, как тогда посчитали. Но вскоре трое «покойников» — Коновалов, Серебряков и наводчик Дементьев — снова вышли к своим. Точнее, приехали на угнанном немецком танке, экипаж которого застали врасплох и смогли уничтожить. На этом честно добытом трофее Коновалов, кстати, воевал следующие три месяца.

Чем создателям фильма не угодила эта история в её исходном виде? Подозреваю, что иного ответа кроме всем надоевшего «я художник, я так вижу», ждать не стоит.

Зато право голосовать рублём у зрителя не отнять. Правда, отечественные творцы бо́льшую часть профита получают отнюдь не в прокате, а в процессе распила средств от министерства культуры. Но всё же…

Подписки в соцсетях