Досадные мелочи: исторические ляпы в сериале «Годунов»

Не всё равно?

Очень хотелось похвалить какой-нибудь отечественный исторический фильм. Поэтому перед началом просмотра нового сериала «Годунов» мне думалось: если в первой серии будет меньше десяти исторических ляпов, значит прогресс есть. Но жизнь в очередной раз разочаровала своей правдой. В одном только первом эпизоде нашлось больше дюжины явных ляпов, не считая множества огрехов и неточностей.

Причём речь не о таких действительно спорных вопросах, как, например, обстоятельства смерти царевича Ивана Молодого, причины появления опричнины или влияние Англии на русскую политику того времени. Вовсе нет! Речь о мелких, казалось бы, незначительных деталях, которые, с одной стороны, придают любому фильму достоверность (а именно этого обычно ждут от исторического кинематографа), а с другой — демонстрируют, что съёмочной группе во главе с режиссёром, сценаристом и историческим консультантом было не всё равно.

В чужой одежде

Костюмерная часть — традиционно самый слабый элемент российского кино. С изготовлением исторически достоверных костюмов у нас обычно не заморачиваются. Тотально господствует принцип «и так сойдёт».

Вот и в «Годунове» русские бояре рассекают в фантастических одеждах, более всего напоминающих «польское платье», которое появилось столетие спустя, при царе Фёдоре Алексеевиче.

Так и слышишь диалог на съёмочной площадке:

— Похоже на русскую одежду XVI века?
— А я почём знаю? Хотя вроде похоже.
— Так чего ждёшь, тащи в гримёрку.

А что у актёров на головах? Бояре, которые считали за бесчестье показаться на людях без характерной «горлатной» высокой шапки, надевают всё что угодно, но только не этот уникальный головной убор.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Горлатная шапка — цилиндрический (обычно слегка расширяющийся кверху) головной убор высотой в локоть (около полуметра). Верх был из парчи или бархата, боковая поверхность обшивалась ценным мехом: лисьим, куньим или соболиным.

Многие вообще постоянно ходят простоволосыми, а в те времена это считалось бесчестьем. Выйти на улицу без шапки — неслыханный позор для любого знатного человека. Между тем Годунов весь сериал бегает, покачивая длинными кудрями.

Остальные подданные царя московского надевают очень симпатичные польские шапки, которые мы можем увидеть в любом фильме про XVII век — «золотую эпоху польской истории». Русские шапки были схожи с ними, но имели узкий меховой околыш без выреза. Да, было время, когда польские шапки вошли в моду, но эта эпоха отстоит от событий сериала на сто лет.

Ну подумаешь, сто лет туда, сто лет сюда!

Какие-то они все волосатые

Кстати, про длинные кудри. Здесь можно вспомнить даже не криво сидящие на актёрах парики, а полное пренебрежение создателей фильма московской модой конца XVI века. А ведь какие причёски носили в те времена, нам хорошо известно.

Русские мужчины отличались короткими стрижками или даже брились наголо по татарской моде. А на голове всегда носили маленькие шапочки тафьи. Потом с бритыми головами стали бороться на государственном уровне, но эта традиция держалась очень долго, не сдавшись и в следующем столетии.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Тафья — маленькая круглая шапочка, произошедшая от азиатской тюбетейки. Носилась как отдельно, так и под шапкой. Считалась украшением, а не головным убором, поэтому её не снимали даже в церкви.

Несмотря на это, бояре, дворяне да и простой люд в сериале щеголяют с длинными волосами, как будто соревнуясь, кто отрастит гриву попышнее. Только вот такая картина абсолютно недостоверна исторически.

Длинные волосы были особенностью только православного духовенства. А ещё тех, кто подвергся царской опале и отращивал волосы в знак признания своей вины, как бы сравнивая себя с кающимися монахами.

Создатели фильма могли бы последовать примеру наших предков и хоть немного раскаяться.

Какое сегодня число? А год?

Вы поразитесь, но просмотр сериала «Годунов» не только не сможет дать зрителю представления о хронологии событий 1570-х — 80-х годов, но и способен запутать даже тех, кто немного разбирается в истории этого периода.

Отношение сценариста к основным событиям русской истории не просто вольное. Оно достигает необычайной лёгкости: 10-20 лет на экране не значат ничего, а реальные события могут быть непринуждённо сдвинуты в угоду… непонятно чему.

Вот, скажем, начало сериала: 1570 год, Борис Годунов становится опричником и знакомится с Фёдором Романовым. В одном из походов за наказанием крамолы последний встречает дворянскую дочь Ксению и влюбляется в неё. Но Романов ранен, и Ксения исчезает в водовороте событий. Фёдор отправляется искать её по монастырям, где девушка находилась на воспитании. Проходит четырнадцать лет. На троне уже давно сидит сын Ивана Грозного Фёдор. А несчастный боярин всё ещё ездит по монастырям, даже не поменяв кафтан, который надел в 1570 году.

Кафтан отлично сохранился. Добротное в то время было сукно.

И таких вольностей в сериале десятки. Даты скачут то туда, то сюда, как весёлые павианы.

Всякие мелочи

Вернёмся к самому началу фильма. Молодой Годунов вступает в опричнину. Делает он это в какой-то избушке, где Малюта Скуратов с аппетитом ест суп. Малюта у нас «государев человек», показанный с большой симпатией. Делает свою работу с душой — видно, что жестокостей не любит. И вообще в опричном терроре виноват царь. А исполнители — они же душевные люди. Сражаются на саблях, отличаются чувством юмора — прямо мушкетёры короля.

Виктор Сухоруков в роли Малюты Скуратова

Но оставим знаменитого душегуба и обратимся к Борису Годунову. Первым делом он знакомится с князем Шуйским и отпрыском боярского рода Романовым.

Обращение с князем Василием в фильме самое простецкое. Тот факт, что он происходил из семьи, по знатности идущей сразу за царской, полностью игнорируется. Ну шляется там какой-то князь, у нас этих князей — как грязи.

Годунов с самого начала действия на экране носит небольшую бородку и усы. Хотя по источникам того времени хорошо известно, что в молодости он брился и отпустил бороду лишь в зрелом возрасте — для солидности.

Борис Годунов в исполнении Сергея Безрукова

У Бориса есть невеста — Мария, дочь Малюты Скуратова. Он её прямо вот любит-любит. Отчего долго ходит вокруг, всё не решаясь сделать предложение, несмотря на согласие отца.

Сама Мария — знатная феминистка. Очень прогрессивные идеи о роли женщины высказывает с экрана.

Светлана Ходченкова в роли Марии Скуратовой

В XVI веке, ага. Уровень достоверности 146%.

Что-то с памятью моей стало

Вот на экране появляется царь. Тот самый Иван Грозный. Подозрительности ему не занимать. Всюду видит измену и заговоры. Вот и сейчас Иван понял, что «Бецкой — воевода в Торжке» злоумышляет против государя.

Казалось бы — будни опричнины. Но тут вся суть в фамилии. Бецкие — это род, происходящий от бастардов старинной фамилии Трубецких. Они появились только в XVIII веке. До этого в числе русской знати фамилия Бецких не фигурирует.

Как только мы взглянем на Ивана IV, сразу поймём, откуда такие провалы в его памяти. Дело происходит в 1570 году, хорошо известна история с убийством ливонских пленных в Торжке, которое в сериале стало последствием «заговора Бецкого». В этом году царю должно было исполниться 40 лет. Но кто же на экране? Глубокий старик лет 70, скопированный с известной работы Марка Антокольского. Ничего странного, что Иван Грозный забыл, как зовут его воеводу. Старость не радость, как говорится.

Изрядно загримированный Сергей Маковецкий в роли Ивана Грозного

А что же Годунов? Он демонстрирует окружающим недюжинный интеллект. Царь вместе с думным дьяком Щелкаловым и Малютой размышляют над условиями торгового договора с англичанами.

«Как бы это, тудыть-растудыть. Ничего не дадим, самим надобно», — чешет бороду дьяк. «Англичашки народ полезный, отдай им всё. И Кемску волость тоже отдай» — не мудрствует Скуратов. И тут наш молодец Годунов в мгновение ока разруливает проблему, давая ответ достойный профессора экономики.

Бояре-то они ведь известно — дураки. А у Годунова — умище!

Тщеславные выскочки

Впрочем, приближённые к Ивану IV — народ горделивый. Вот Малюта на свадебном пиру, хватив полную чарку, громко заявляет: «Я тут второй после царя».

Скуратов — выходец из самых низов провинциального дворянства, вознесённый наверх милостью царя. В реальной истории он получил бы десяток вызовов на судебный поединок от Рюриковичей или Гедиминовичей с родословными в несколько сотен лет. В России того времени вопросы чести и места в сословной иерархии играли столь важную роль, что князья были готовы идти на смерть, лишь бы не поступиться заслугами своего рода.

Боярин Никита Романов не уступает. Провожая своего сына Фёдора в тот самый четырнадцатилетний поход за невестой, он говорит ему: «Твой род, почитай, царскому вровень».

Да, конечно, сестра Никиты была первой женой Ивана IV. Это давало огромное влияние, но знатности не прибавляло. Род Романовых — из «молодых», появившихся лишь в конце XV века. Да и отец Никиты так и не выслужил боярство. По-настоящему почётным в то время считался лишь боярский род, который имел родословную, уходящую в эпоху Древней Руси, — это были бояре, служившие ещё первым князьям Московским.

У нас зима или лето?

В конце концов изрядно надоевший своему окружению Иван IV умирает. Случилось это 28 марта. Однако на улице лежит чистый белый снег. Только что свеженьким припорошило.

Это Россия, детка, здесь всегда идёт снег.

А что происходит после смерти царя? Всем известно — собирается Боярская дума. Вся? Да, конечно, все четыре человека.

Царь Фёдор Иванович

К глубочайшему сожалению, сцены в сериале, которые должны быть более-менее массовыми, сделаны удивительно камерно. А ведь одно из главных достоинств любого исторического фильма — это масштабные кадры. Бюджета пожалели? Наверное.

Или вот показывают, как Годунову только что дали высокий придворный чин кравчего. Богдан Бельский — знатный тролль 80-го уровня — рассказывает Борису, как хорошо висят на дыбе те, кто ещё совсем недавно был в числе ближайших приближённых царя. Время этой беседы — 1581 год, что ясно по вскоре случившемуся убийству царевича Ивана Молодого. Но проблема в том, что Годунов стал кравчим ещё за три года до этого. Так что Бельский немного запоздал со своим троллингом. Неудивительно, что Годунов реагирует на издёвки так спокойно. Привык, сколько лет прошло…

Годунов и Бельский

Да, годы не властны над персонажами фильма. Годунов за пятнадцать лет не изменился ни на йоту. Иван Грозный как был стариком, так им и помер. Василий Шуйский и Фёдор Романов, видимо, являлись клиентами лучших пластических хирургов.

Ведь что самое грустное — создатели сериала старались сделать его хорошо. Пренебрежения нашим народом и его историей я не заметил. Наоборот — авторы очень патриотичны, что, правда, порой выглядит немного фальшиво и комично. Костюмы недостоверны, но смотрятся «богато». Нет желания показать русских людей минувших столетий одетыми в рванину, как в «Викинге» или   «Скифе». Совсем диких ошибок с фактами тоже не оказалось. Есть только досадные мелочи. Но именно они способны испортить общую картину. Как брызги грязи на полотне художника.

Стоит ли смотреть? Пожалуй, да. Но после этого неплохо бы прочесть хотя бы пару серьёзных книг о временах Грозного и Годунова.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий