Фрегат «Хельге Ингстад» против танкера, или чем опасно лихачество на воде

Кто в армии служил, тому рассказывать не надо
Известный всем, но в правилах неписаный закон:
Таксист опасен спереди, зевака-частник сзади,
Военного шофёра берегись со всех сторон.

Первый пошёл

Одной из вершин современных боевых информационно-управляющих систем (БИУС) для кораблей считается американская «Иджис» (от английского aegis — эгида). Название пришло из древнегреческих мифов — говорят, что у Зевса был доспех максимального класса защиты с таким названием. В русском языке есть выражение «под эгидой», то есть под покровительством, под максимальной защитой.

Вернёмся в двадцать первый век. БИУС «Иджис» — штука очень серьёзная, может принимать информацию с датчиков и радаров, причём как своего корабля, так и других, и даже самолётов, подключённых к системе; а ещё обрабатывать этот вал информации и выдавать целеуказания на пусковые установки корабля. Штука сложная, дорогая, стоит немалых денег. Установлена всего на сотне с небольшим кораблей по всему миру и являет собой первейшую цель для шпионов недружественных стран.

И вот Норвегия решила показать, что потомки викингов способны на самые серьёзные поступки. В доказательство своих намерений, прямо под финал учений блока НАТО «Единый трезубец-2018», они потопили фрегат «Хельге Ингстад», оснащённый системой «Иджис». Впервые, между прочим, в истории! Да не просто потопили, а столкнувшись с танкером «Сола ТС».

(Фото: Marit Hommedal)

Шёл корабль, своим названьем гордый

Познакомимся с участниками корабельного боя.

В военном углу — фрегат «Хельге Ингстад» типа «Фритьоф Нансен», спущенный на воду в 2007 году и включённый в состав норвежского флота в 2009-м. Новьё, муха не сидела, антикоррозийная обработка, цельнолитые диски, сигналка… Всего таких фрегатов пять в серии, все названы в честь норвежских путешественников и исследователей. Хороший, наверное, человек был этот Хельге Ингстад, вряд ли бы стал правила судоходства нарушать…

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен тем, что в 1960-х годах обнаружил следы поселения викингов в Северной Америке, доказав, что европейцы пересекали Атлантику задолго до Колумба.

(Фото: Roger Harrison)

Водоизмещение — 5290 тонн (полное)

Длина — 132 метра

Ширина — 16,8 метра

Осадка — 4,9 метра

С гражданской стороны вышел сразиться танкер «Сола ТС» типа «Афрамакс», 2017 года выпуска. Он гораздо больше и массивнее своего соперника. Это вам не военный фрегат! Это здоровенное грузовое судно, медленно перевозящее нефть с берега на берег.

(Фото: Raimo Makinen)

Дедвейт (максимальная грузоподъёмность) — 112 939 тонн

Длина 250 метров

Ширина 44,03 метра

Осадка 13,1 метров

Что произошло?

А вот тут пока пробел. И точную картину будут восстанавливать эксперты. Скорее всего, военные, вдохнув хмельного воздуха учений, действительно почувствовали себя викингами. Шли они быстро, маневрировали опасно, говорили речи дерзкие и попали под спокойно идущий (а, по некоторым данным, и вовсе передвигавшийся на буксире) танкер. Произошло это в четыре утра по местному времени. Места северные, осень поздняя, темно.

В результате танкер вскрыл фрегат, как банку со снетками, обеспечив доступ забортной воды сразу в несколько зон живучести. «Хельге Ингстад» начал тонуть. Экипаж эвакуировали, а фрегат при помощи буксира посадили на мель, где он продолжил набирать воду и крениться, после чего лёг на правый борт. Судя по последним фотографиям и видео, борьбу за его выживание прекратили и на откачку воды махнули рукой.

(Фото: Eirik Brekke)

Восемь человек из экипажа фрегата легко пострадали от столкновения, им оказали медицинскую помощь. Танкер не пострадал, все двадцать пять человек экипажа в порядке, угрозы разлива нефти нет. Прямо хоть плыви дальше! Увы, пока нельзя. Работает специальная комиссия, выясняет подробности произошедшего. Танкер оказался практически таким же серьёзным препятствием, как тот маяк из анекдота.

Судя по последним видео с места столкновения, шансы на восстановление фрегата «Хельге Ингстад» не велики. Скорее всего, его поднимут и отбуксируют для разборки. Впрочем, может быть, попробуют восстановить.

Ах, зачем вы ботик потопили!

Подобная ситуация не редкость. В 2017 году два американских корабля, эсминец УРО «Фицджеральд» типа «Арли Бёрк», а спустя месяц и эсминец «Джон Маккейн» того же типа, сделали то же самое. Они нагло и — как им казалось со стороны — быстро пересекали курс грузовых судов, грубо нарушая правила судоходства. В обоих случаях эсминцы после столкновения остались на плаву. Но что позволено «Арли Бёрку», увы, не всегда удаётся «Фритьофу Нансену».

Норвежский флот явно потерпел серьёзную и очень обидную потерю. «Иджис» жалко.

Если командование позволит, то по результатам расследования командира корабля, как заправского конунга, положат в полузатопленный драккар «Хельге Ингстад» и сожгут.

На самом деле, нет. Но шанс лишиться погон и попасть под суд очень велик.

Чтобы чтение этой статьи оказалось для вас не только приятным, но и полезным, мы приготовили вредный совет. Если вы командир военного корабля, рекомендуем заучить накрепко!

Если на своем фрегате мчитесь вы, лихой как буря,
А навстречу, на фарватер, танкер выйти норовит,
Не сворачивайте с курса, ведь они решат, что трус вы,
Лучше набирайте скорость — может быть, и пронесёт.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий