Подборки

Любой ценой: три спасения с затонувших подлодок Второй мировой

Слишком часто экипаж подводных лодок погибал вместе с кораблём и навсегда оставался на дне в железном гробу. Однако были и везунчики — те, кому подмигнула удача и вытащила из глубоководной могилы. Мы расскажем о трёх случаях, когда людям всё же удалось спастись с затонувшей подлодки.
/
7.3K
18
1
65
Слишком часто экипаж подводных лодок погибал вместе с кораблём и навсегда оставался на дне в железном гробу. Однако были и везунчики — те, кому подмигнула удача и вытащила из глубоководной могилы. Мы расскажем о трёх случаях, когда людям всё же удалось спастись с затонувшей подлодки.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Вопрос спасения экипажей с затонувших субмарин прорабатывался едва ли не с момента их появления. Субмарина могла потерять плавучесть и лечь на дно со всем экипажем не только из-за боевых повреждений, но и из-за механических неисправностей — причём в мирное время и на виду у собственной базы.

К началу Второй мировой войны удалось довольно далеко продвинуться с решением этой проблемы.

Подводные лодки оснащали креплениями для понтонов, специальными сигнальными буями с телефонами, клапанами для внешней подачи и циркуляции воздуха в балластные цистерны и отсеки. К лодкам подводили специальные водолазные колокола. Для самостоятельного выхода экипажа из аварийной лодки предназначались индивидуальные спасательные аппараты — ребризеры (они работали по принципу удаления углекислого газа из выдыхаемого воздуха и насыщения его кислородом из баллона).

В британском флоте это были «Спасательные аппараты Дэвиса», аппараты типа ИДА в СССР и «таушреттеры» в германском флоте. Теоретически все приборы, с соблюдением правил декомпрессии, позволяли носителю в течение получаса выйти на поверхность с глубины до 70 метров. С ними можно было покидать лодку через торпедные аппараты, шлюзовые камеры на борту или из затопленных отсеков. Для тренировок подводников по спасению строились специальные бассейны и учебно-тренировочные станции.

Ещё инциденты в мирные дни ярко продемонстрировали, что спасение лодок и их экипажей является делом крайне сложным и зависящим от многих факторов. 1 июня 1939 года британская подводная лодка «Тетис» затонула во время испытательного погружения. На борту находились командир флотилии подводных лодок, 53 члена экипажа, 20 представителей приёмной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предприятий-контрагентов. Несмотря на все усилия аварийно-спасательных служб и тот факт, что от поверхности выходные люки отделяли считаные метры воды, спастись удалось лишь четверым. Тела остальных достали уже после подъёма субмарины.

В военные годы стало ясно, что во вражеских водах никаких спасательных судов или помощи не будет — подводникам придётся спасаться самим.

В первом же походе

Советская подводная лодка С-11 погибла, возвращаясь из первого боевого похода. Она подорвалась 2 августа 1941 года на немецкой мине в проливе Соэла-Вяйн, идя в надводном положении. После взрыва корпус субмарины лёг на глубине 11 метров с креном на левый борт. Выжившие остались в кормовых шестом и седьмом отсеках, однако выровнять давление между ними для перехода не удалось. Кроме того, взрыв деформировал переборочную дверь, и те, кто находился в шестом отсеке, утонули.

Четверо моряков в седьмом отсеке решили выйти на поверхность через торпедный аппарат.

Подготовка к выходу проходила чрезвычайно медленно. У оставшихся в живых началось помутнение рассудка из-за повышающегося давления. Содержание отравляющих газов в отсеке увеличивалось с каждой секундой. Через пять часов после подрыва людям удалось выстрелить торпеду из аппарата (закачав в стрельбовой баллон воздух из других торпед) и начать выход.

Отсек покинули только трое подводников; четвёртый, находясь в невменяемом состоянии, отказался выходить и умер в отсеке. После выхода на поверхность один из спасшихся сумел, потратив почти семь часов, доплыть до берега и вызвать помощь для двоих, оставшихся на поверхности над лодкой.

Члены экипажа «С-11», спасшиеся с затонувшей подводной лодки: краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В.Мазнин

Все трое пережили войну, продолжая служить на различных военных кораблях Балтийского флота и Ладожской флотилии.

Хороший и плохой пример

Британская подводная лодка «Ампайр» погибла с половиной экипажа прямо в родных водах. Совсем новая лодка, только что построенная на Чатемской верфи, должна была проследовать в другую базу для прохождения финальных приёмо-сдаточных испытаний и курса боевой подготовки. Для осуществления перехода её включили в состав конвоя из торговых судов, что само по себе было плохой идей. Подводная лодка с её невысоким надводным силуэтом и плохой заметностью плохо вписывается в торговые караваны (если они свои, разумеется).

Хуже того — из-за отказа одного из дизелей лодка стала отставать от конвоя. Надводная скорость лодок типа U в самом лучшем случае составляла чуть более 11 узлов, а с одним дизелем — не более шести-семи. Финальным аккордом стало то, что 19 июля 1941 года два британских конвоя разошлись с нарушением правил — в результате «Ампайр» оказалась прямо на пути встречных кораблей.

«Ампайр»

Около полуночи подводную лодку протаранил один из кораблей охранения встречного конвоя. «Ампайр» камнем пошла на дно. При ударе четверых человек, находившихся в рубке, выкинуло за борт — спасти удалось лишь командира.

В прочном корпусе появилась пробоина в районе второго отсека. Лодка легла на дно с тремя затопленными отсеками на глубине в 18 метров. Оставшиеся в живых оказались разделены на две группы, каждая из которых спасалась отдельно, без какой-либо связи друг с другом.

Семнадцать членов экипажа собрались в кормовом отсеке, а четверо (включая двух оставшихся в живых офицеров) — в центральном посту.

Центральный пост постепенно затапливало через незакрытую вентиляцию, и находившиеся в нём люди решили спастись, выйдя через боевую рубку. С учётом высоты рубки, от поверхности их отделяло менее 15 метров воды.

По словам одного из спасшихся, это была «высота восьми человек, стоящих друг у друга на головах, ерунда».

Набившись в рубку, моряки стали ждать, чтобы в результате затопления отсека давление выровнялось с забортным, после чего открыли верхний рубочный люк и без всяких спасательных средств устремились на поверхность. Всплыли лишь трое. Четвёртый, по словам остальных, находился в «плохом моральном и физическом состоянии» и, вероятно, так и остался в рубке.

Один из этой тройки утонул после всплытия. Спаслись только двое.

Как впоследствии показало расследование, им сильно повезло, что отсек наполнялся водой с достаточной скоростью, чтобы они не отключились от повышающегося давления и всё ещё имели «воздушную подушку» при открытии рубочного люка.

В машинном отделении спасательная операция проходила куда более организованно — под руководством опытного главного механика лодки. Сначала выяснилось, что спасательных комплектов всего 14 — на 17 человек. Три члена экипажа вызвались добровольцами выходить без них, держась при всплытии за ноги тех, у кого были аппараты. Один храбрец пожертвовал свой аппарат Дэвиса находившемуся на борту гражданскому инженеру с верфи.

«Ампайр» на дне

Выход производился в строгом соответствии с инструкциями. Отсек затопили через предназначавшийся для этого вентиль, вокруг аварийного люка развернули тубус. Старший механик провёл финальный осмотр отсеков и назначил очерёдность выхода; кроме того, он помогал с выходом и сам в итоге эвакуировался последним — убедившись, что в отсеке больше никого нет.

Операцию признали «образцово проведённой», а старшему механику даже дали медаль.

Однако четверо всё равно погибли — трое отказавшихся от аппаратов и гражданский инженер. Всего же жертвами катастрофы «Ампайр» стали 22 человека.

Единственный спасшийся

21 января 1945 года удача окончательно покинула немецкую U-1199. После успешной атаки на конвой лодку настигли британские корабли охранения. С сильной течью сразу в нескольких отсеках субмарина опустилась на дно на глубине в 73 метра с креном в почти 40 градусов, а вокруг продолжали рваться глубинные бомбы.

Командир приказал готовиться к покиданию корабля, а экипаж разобрал спасательное снаряжение. Выход предполагалось организовать через машинное отделение и центральный пост, экипаж из 47 человек разделился по этим отсекам. На поверхности появился только один член экипажа — штурман лодки Клауссен, которого среди пятен топлива и плавающих обломков подобрали британцы.

Британский конвой

По его словам, для ускорения затопления экипаж открыл вентили балластных цистерн. Сам Клауссен, включив спасательный аппарат, стоял на верхних ступенях трапа боевой рубки, прямо под люком. Другие члены экипажа стали терять сознание один за другим — или из-за отравления хлором, идущим из затопленных аккумуляторных батарей, или из-за перепада давления и вдыхания чистого кислорода из спасательных аппаратов.

После очередного взрыва, в результате которого лодка стала ещё быстрее заполняться водой, командир приказал Клауссену открывать люк.

К моменту, когда ему это удалось, никакого пузыря воздуха в боевой рубке уже не осталось.

Ослабевший штурман начал подниматься на поверхность. Ни о каком выдерживании режима декомпрессии речь не шла. Единственное, что он рефлекторно делал — выпускал через уголок рта воздух из лёгких. В большинстве случаев такие подъёмы оказываются смертельными, но немецкий подводник отделался лёгкими баротравмами.

Остальной экипаж так и остался в лодке. Возможно, моряк, стоявший за Клауссеном, в последний момент застрял и перекрыл путь к спасению остальным.

Это лишь три из немногих удачных случаев успешного выхода из затонувшей субмарины в годы Второй мировой. В успешных исходах свою роль играли и техника, и подготовка экипажей, и просто удача.

Недостаток любого из этих трёх компонентов неизбежно приводил к гибели.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Что носил с собой русский солдат в Первую мировую?
Вплоть до второй половины ХХ века основную часть любой армии составляла пехота. В XIX и XX веках и в мирное, и в военное время большую часть пути пешие части проделывали также, как это происходило и за тысячу лет до этого — своим ходом. Поэтому для нижнего чина и для его командира было очень важно, как экипированы солдаты, что они несут с собой, удобно ли им и какой марш может проделать военная часть в течение дня.
10K
16
2
1
Фазаны на марше
Топ-10 самой идиотской парадной формы стран мира
Обычным последствием всякого парада является жесточайший холивар. «Сапоги не той системы», «зачем сделали катушки на воротнике как у вермахта», «опять эти фуражки-аэродромы», и все в таком духе. Эх, видели бы вы, в чем ходят на парадах в некоторых заграницах…
26K
25
24
4
В стране больших неприятностей
8 фильмов и сериалов о войне во Вьетнаме, которые стоит посмотреть

Вьетнамской войне с кинематографом, прямо скажем, повезло — этот конфликт стал одним из самых «экранизированных» в истории. Может быть, дело было в том, что он пришёлся на буйные 60-е, или в том, что это была первая «медиавойна» в истории, с фронтов которой телевидение вело прямые репортажи, или просто в том, что Голливуд нащупал популярную и одновременно больную тему для американского общества?

8.6K
17
3
3
Там делают почти красиво
Бронетехника Йеменской войны (1/2)
События в Йемене несколько заслонены от нас другими конфликтами, но всё же там стреляют аж с 2014 года. Друг дружке в глотку вцепились местные шиитские повстанцы, правительственные войска, а за их спинами маячит целая коалиция исламских государств от Саудовской Аравии до Сомали включительно. И ещё США с разведданными и морской блокадой. В общем, там весело.
18K
14
2
18
Шедевр кому, недорого?
Бронетехника Йеменской войны (2/2)
Вчера мы вам уже показали, на что способны йеменские мастера сварки унд болгарки. Готовы смотреть дальше?
19K
15
2
11
«Безумный Макс» отдыхает
Смертельные самоделки Сирийской войны
Эх, Сирия, земля моя, ты вся горишь в огне! Друг дружке в глотку вцепились лоялисты Башара Асада, демократическая оппозиция, курдские повстанцы и исламские экстремисты всех мастей. И всем срочно требуются танки, броневики, БТРы, минные тралы, да побольше. Открываем наш парад бронированных уродцев.
18K
6
2
45
Реквизит для Кустурицы
11 самодельных бронемашин Югославской войны
Затянувшаяся на 10 лет Югославская война немало способствовала народному творчеству в области изготовления самопальных бронеходов. В дело шли автобусы, грузовики, легковые машины… В результате образовался совершенно неповторимый зоопарк самобеглых уродцев.
11K
8
3
21
Боевые бабайки
Как из мотоцикла делали танк
Мотоцикл — вещь на войне полезная, но совершенно к ней не приспособленная. Ну, донесение отвезти или катушку с кабелем дотащить, а в бою ему делать нечего. Но очень хочется влететь в пекло на железном коне! А что если на него пулемёт присобачить и броню приклепать? Ну, посмотрим, что получалось.
21K
10
4
100
Вампиры разгромили штаб фашистов
Топ-7 хорроров о военных
Главные герои фильмов ужасов обычно существа беззащитные: подвыпившие подростки и робкие обыватели. Ведь чудовища и злодеи должны как-то с этими героями справляться. А вот если ты военный, красивый, здоровенный, да ещё и с автоматом — бояться тебе, казалось бы, нечего. Но в кино бывает так, что и военным нечего сказать неведомому ужасу, кроме как «полшестого». Самыми известными представителями жанра являются, наверное, «Чужие» и «Хищник». Но о них вы и так знаете, поэтому мы перечислим семь отличных, но малоизвестных ужастиков про военных.
21K
17
17
85
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
593
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
444
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

19K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
40
39
877
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
146
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
Новая война — новая болезнь: что такое «траншейная стопа» и откуда она взялась?

Говорят, что французы — очень наивные люди: считают, что при плюс десяти нужно замерзать насмерть — и замерзают. Как обычно, в этой шутке есть доля правды — и довольно изрядная. При вполне плюсовых температурах можно получить обморожение и инвалидность — впервые «траншейную стопу» описали в ходе Первой мировой войны.

17K
58
5
307
Кадеш: «Прохоровка» бронзового века

Сражение при Кадеше, состоявшееся в 1274 году до н. э., выделяют по множеству причин. Величайшая битва бронзового века, она возвестила начало века железного. Кроме того, это была первая битва в истории, сведения о которой сохранили обе противоборствующие стороны. Наконец, это была невиданная доселе битва колесниц — «танков» древности. Сегодняшний материал — об этом.

15K
56
1
415
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

71K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
52K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

47K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

98K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
73K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

71K
65
19
742
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

71K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679