Подборки

Любой ценой: три спасения с затонувших подлодок Второй мировой

Слишком часто экипаж подводных лодок погибал вместе с кораблём и навсегда оставался на дне в железном гробу. Однако были и везунчики — те, кому подмигнула удача и вытащила из глубоководной могилы. Мы расскажем о трёх случаях, когда людям всё же удалось спастись с затонувшей подлодки.
Кирилл Копылов /
6.2K
18
1
65
Слишком часто экипаж подводных лодок погибал вместе с кораблём и навсегда оставался на дне в железном гробу. Однако были и везунчики — те, кому подмигнула удача и вытащила из глубоководной могилы. Мы расскажем о трёх случаях, когда людям всё же удалось спастись с затонувшей подлодки.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Вопрос спасения экипажей с затонувших субмарин прорабатывался едва ли не с момента их появления. Субмарина могла потерять плавучесть и лечь на дно со всем экипажем не только из-за боевых повреждений, но и из-за механических неисправностей — причём в мирное время и на виду у собственной базы.

К началу Второй мировой войны удалось довольно далеко продвинуться с решением этой проблемы.

Подводные лодки оснащали креплениями для понтонов, специальными сигнальными буями с телефонами, клапанами для внешней подачи и циркуляции воздуха в балластные цистерны и отсеки. К лодкам подводили специальные водолазные колокола. Для самостоятельного выхода экипажа из аварийной лодки предназначались индивидуальные спасательные аппараты — ребризеры (они работали по принципу удаления углекислого газа из выдыхаемого воздуха и насыщения его кислородом из баллона).

В британском флоте это были «Спасательные аппараты Дэвиса», аппараты типа ИДА в СССР и «таушреттеры» в германском флоте. Теоретически все приборы, с соблюдением правил декомпрессии, позволяли носителю в течение получаса выйти на поверхность с глубины до 70 метров. С ними можно было покидать лодку через торпедные аппараты, шлюзовые камеры на борту или из затопленных отсеков. Для тренировок подводников по спасению строились специальные бассейны и учебно-тренировочные станции.

Ещё инциденты в мирные дни ярко продемонстрировали, что спасение лодок и их экипажей является делом крайне сложным и зависящим от многих факторов. 1 июня 1939 года британская подводная лодка «Тетис» затонула во время испытательного погружения. На борту находились командир флотилии подводных лодок, 53 члена экипажа, 20 представителей приёмной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предприятий-контрагентов. Несмотря на все усилия аварийно-спасательных служб и тот факт, что от поверхности выходные люки отделяли считаные метры воды, спастись удалось лишь четверым. Тела остальных достали уже после подъёма субмарины.

В военные годы стало ясно, что во вражеских водах никаких спасательных судов или помощи не будет — подводникам придётся спасаться самим.

В первом же походе

Советская подводная лодка С-11 погибла, возвращаясь из первого боевого похода. Она подорвалась 2 августа 1941 года на немецкой мине в проливе Соэла-Вяйн, идя в надводном положении. После взрыва корпус субмарины лёг на глубине 11 метров с креном на левый борт. Выжившие остались в кормовых шестом и седьмом отсеках, однако выровнять давление между ними для перехода не удалось. Кроме того, взрыв деформировал переборочную дверь, и те, кто находился в шестом отсеке, утонули.

Четверо моряков в седьмом отсеке решили выйти на поверхность через торпедный аппарат.

Подготовка к выходу проходила чрезвычайно медленно. У оставшихся в живых началось помутнение рассудка из-за повышающегося давления. Содержание отравляющих газов в отсеке увеличивалось с каждой секундой. Через пять часов после подрыва людям удалось выстрелить торпеду из аппарата (закачав в стрельбовой баллон воздух из других торпед) и начать выход.

Отсек покинули только трое подводников; четвёртый, находясь в невменяемом состоянии, отказался выходить и умер в отсеке. После выхода на поверхность один из спасшихся сумел, потратив почти семь часов, доплыть до берега и вызвать помощь для двоих, оставшихся на поверхности над лодкой.

Члены экипажа «С-11», спасшиеся с затонувшей подводной лодки: краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В.Мазнин

Все трое пережили войну, продолжая служить на различных военных кораблях Балтийского флота и Ладожской флотилии.

Хороший и плохой пример

Британская подводная лодка «Ампайр» погибла с половиной экипажа прямо в родных водах. Совсем новая лодка, только что построенная на Чатемской верфи, должна была проследовать в другую базу для прохождения финальных приёмо-сдаточных испытаний и курса боевой подготовки. Для осуществления перехода её включили в состав конвоя из торговых судов, что само по себе было плохой идей. Подводная лодка с её невысоким надводным силуэтом и плохой заметностью плохо вписывается в торговые караваны (если они свои, разумеется).

Хуже того — из-за отказа одного из дизелей лодка стала отставать от конвоя. Надводная скорость лодок типа U в самом лучшем случае составляла чуть более 11 узлов, а с одним дизелем — не более шести-семи. Финальным аккордом стало то, что 19 июля 1941 года два британских конвоя разошлись с нарушением правил — в результате «Ампайр» оказалась прямо на пути встречных кораблей.

«Ампайр»

Около полуночи подводную лодку протаранил один из кораблей охранения встречного конвоя. «Ампайр» камнем пошла на дно. При ударе четверых человек, находившихся в рубке, выкинуло за борт — спасти удалось лишь командира.

В прочном корпусе появилась пробоина в районе второго отсека. Лодка легла на дно с тремя затопленными отсеками на глубине в 18 метров. Оставшиеся в живых оказались разделены на две группы, каждая из которых спасалась отдельно, без какой-либо связи друг с другом.

Семнадцать членов экипажа собрались в кормовом отсеке, а четверо (включая двух оставшихся в живых офицеров) — в центральном посту.

Центральный пост постепенно затапливало через незакрытую вентиляцию, и находившиеся в нём люди решили спастись, выйдя через боевую рубку. С учётом высоты рубки, от поверхности их отделяло менее 15 метров воды.

По словам одного из спасшихся, это была «высота восьми человек, стоящих друг у друга на головах, ерунда».

Набившись в рубку, моряки стали ждать, чтобы в результате затопления отсека давление выровнялось с забортным, после чего открыли верхний рубочный люк и без всяких спасательных средств устремились на поверхность. Всплыли лишь трое. Четвёртый, по словам остальных, находился в «плохом моральном и физическом состоянии» и, вероятно, так и остался в рубке.

Один из этой тройки утонул после всплытия. Спаслись только двое.

Как впоследствии показало расследование, им сильно повезло, что отсек наполнялся водой с достаточной скоростью, чтобы они не отключились от повышающегося давления и всё ещё имели «воздушную подушку» при открытии рубочного люка.

В машинном отделении спасательная операция проходила куда более организованно — под руководством опытного главного механика лодки. Сначала выяснилось, что спасательных комплектов всего 14 — на 17 человек. Три члена экипажа вызвались добровольцами выходить без них, держась при всплытии за ноги тех, у кого были аппараты. Один храбрец пожертвовал свой аппарат Дэвиса находившемуся на борту гражданскому инженеру с верфи.

«Ампайр» на дне

Выход производился в строгом соответствии с инструкциями. Отсек затопили через предназначавшийся для этого вентиль, вокруг аварийного люка развернули тубус. Старший механик провёл финальный осмотр отсеков и назначил очерёдность выхода; кроме того, он помогал с выходом и сам в итоге эвакуировался последним — убедившись, что в отсеке больше никого нет.

Операцию признали «образцово проведённой», а старшему механику даже дали медаль.

Однако четверо всё равно погибли — трое отказавшихся от аппаратов и гражданский инженер. Всего же жертвами катастрофы «Ампайр» стали 22 человека.

Единственный спасшийся

21 января 1945 года удача окончательно покинула немецкую U-1199. После успешной атаки на конвой лодку настигли британские корабли охранения. С сильной течью сразу в нескольких отсеках субмарина опустилась на дно на глубине в 73 метра с креном в почти 40 градусов, а вокруг продолжали рваться глубинные бомбы.

Командир приказал готовиться к покиданию корабля, а экипаж разобрал спасательное снаряжение. Выход предполагалось организовать через машинное отделение и центральный пост, экипаж из 47 человек разделился по этим отсекам. На поверхности появился только один член экипажа — штурман лодки Клауссен, которого среди пятен топлива и плавающих обломков подобрали британцы.

Британский конвой

По его словам, для ускорения затопления экипаж открыл вентили балластных цистерн. Сам Клауссен, включив спасательный аппарат, стоял на верхних ступенях трапа боевой рубки, прямо под люком. Другие члены экипажа стали терять сознание один за другим — или из-за отравления хлором, идущим из затопленных аккумуляторных батарей, или из-за перепада давления и вдыхания чистого кислорода из спасательных аппаратов.

После очередного взрыва, в результате которого лодка стала ещё быстрее заполняться водой, командир приказал Клауссену открывать люк.

К моменту, когда ему это удалось, никакого пузыря воздуха в боевой рубке уже не осталось.

Ослабевший штурман начал подниматься на поверхность. Ни о каком выдерживании режима декомпрессии речь не шла. Единственное, что он рефлекторно делал — выпускал через уголок рта воздух из лёгких. В большинстве случаев такие подъёмы оказываются смертельными, но немецкий подводник отделался лёгкими баротравмами.

Остальной экипаж так и остался в лодке. Возможно, моряк, стоявший за Клауссеном, в последний момент застрял и перекрыл путь к спасению остальным.

Это лишь три из немногих удачных случаев успешного выхода из затонувшей субмарины в годы Второй мировой. В успешных исходах свою роль играли и техника, и подготовка экипажей, и просто удача.

Недостаток любого из этих трёх компонентов неизбежно приводил к гибели.

Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
9.2K
16
1
1
Что носил с собой русский солдат в Первую мировую?
Вплоть до второй половины ХХ века основную часть любой армии составляла пехота. В XIX и XX веках и в мирное, и в военное время большую часть пути пешие части проделывали также, как это происходило и за тысячу лет до этого — своим ходом. Поэтому для нижнего чина и для его командира было очень важно, как экипированы солдаты, что они несут с собой, удобно ли им и какой марш может проделать военная часть в течение дня.
8.1K
13
2
1
Фазаны на марше
Топ-10 самой идиотской парадной формы стран мира
Обычным последствием всякого парада является жесточайший холивар. «Сапоги не той системы», «зачем сделали катушки на воротнике как у вермахта», «опять эти фуражки-аэродромы», и все в таком духе. Эх, видели бы вы, в чем ходят на парадах в некоторых заграницах…
25K
23
21
4
В стране больших неприятностей
8 фильмов и сериалов о войне во Вьетнаме, которые стоит посмотреть
Вьетнамской войне с кинематографом, прямо скажем, повезло — этот конфликт стал одним из самых «экранизированных» в истории. Может быть, дело было в том, что он пришёлся на буйные 60-е, или в том, что это была первая «медиавойна» в истории, с фронтов которой телевидение вело прямые репортажи, или просто в том, что Голливуд нащупал популярную и одновременно больную тему для американского общества?
7.5K
16
2
3
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
38K
35
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле
Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!
19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
30K
26
4
6
15 головоломных фактов о войне в Корее
Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.
41K
38
7
30
Железный капут
10 выродков тяжелого танкостроения
У тех, кто выжил на полях сражений Первой мировой, навсегда остался в памяти образ всесокрушающих чудовищ на гусеницах. И всем захотелось ещё больше, ещё страшнее, ещё неуязвимее. Но большие шкафы громко падали и плохо воевали.
46K
18
13
5
Hoвости СМИ2
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

41K
38
10
432
Надо было сдаваться? 6 мифов о Великой Отечественной и Победе

«Жалко всех солдат по обе стороны фронта», «жили бы в европейской стране», «наши немецких пилотов летать учили». Празднование 9 мая в очередной раз показало, насколько неоднозначно воспринимаются события отгремевшей войны. WARHEAD.SU разобрал некоторые спорные моменты — посмотрим, что же с ними не так.

29K
61
228
835
Рецепт покорения мира: почему монголы побеждали?

Даже великие завоевания Александра Македонского бледнеют в сравнении с размахом империи Чингисхана. Но почему простые кочевники, обитавшие на периферии цивилизованного мира, смогли повергнуть армии мощных и обширных государств от Востока до Запада? В чём причина их военных успехов?

25K
27
87
647
«Тяжёлая кавалерия» Нормандии: как эсминцы переломили исход высадки на Омаха-Бич

Правило «артиллерия — бог войны» никто не отменял. 6 июня 1944 года в секторе высадки «Омаха» в Нормандии всё с самого начала пошло не так из-за неадекватной артиллерийской подготовки. Оставалось надеяться лишь на героизм пехоты и смекалку моряков.

23K
49
19
513
Ту-160 или ПАК ДА: что нужнее российским ВВС?

Модернизировать Ту-160 или направить усилия и средства на футуристический ПАК ДА? Ветеран «Белый лебедь» или самолёт XXI века: что нужнее нашим ВВС сегодня? Об этом дискутируют наши авторы.

22K
12
3
121
9-я рота по-американски: битва в Ванате

Талибы для американских войск в основном были и остаются невидимым противником, закладывающим фугасы на дорогах и беспокоящим обстрелами. Но летом 2008-го афганские боевики едва не уничтожили прямой атакой опорный пункт американских десантников и нанесли им тяжёлые потери. Битва в посёлке Ванат была похожа на бой советской 9-й парашютно-десантной роты, оборонявшей высоту 3434.

22K
30
19
455
Тест: какой вы вымышленный злодей?

Сознайтесь — хотели бы покорить мир и всё тут переделать? В искусстве часто изображают злодеями тех, кто пытается что-то изменить, и героями тех, кто защищает статус-кво. Учёный — почти наверняка опасный маньяк, прилежный ученик — уже в группе риска. А ведь есть ещё военные, черти и рептилоиды! Посмотрим, какой злодей мог бы из вас получиться.

21K
8
4
606
Операция «Табарин»: с кем англичане воевали в Антарктиде?

Власти скрывают! Но мы знаем всё о самом дальнем и странном «фронте» Второй мировой войны. Приготовьтесь узнать страшную правду о том, как отважные бойцы британской SAS бились с эсэсовцами и исчадиями «Аненербе» в подземельях Антарктиды!

21K
18
0
202
Кто кого: польский орёл против чешского льва в 1945-м

Казалось, к лету 1945-го все народы Европы мечтали исключительно о мире. Увы, даже после окончания Второй мировой хватало желающих кинуться делить границы во имя «исконных» земель. К середине июня 1945 года армии Польши и Чехословакии замерли на боевых позициях, успев отжать друг у друга спорные земли, обменяться залпами артиллерии и понести потери.

20K
41
25
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
98K
57
35
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
28
18
312
На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

Делаем советские подлодки тихими! Как обойти санкции, но при этом с размахом натупить? Читайте историю великого скандала 1980-х годов «Toshiba-Kongsberg».

57K
32
22
827
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

54K
57
16
742
«Штурмовик Судного дня»: секретный проект советского постапокалипсиса
Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
53K
18
14
307
Мнимые неудачники Курска: так ли плох «Фердинанд»?
Немецкие самоходки «Фердинанд» уже давно назначены главными неудачниками Курской битвы. Им достались и пренебрежительные реплики отца танковых войск Германии Гудериана, и внимание советских фотокоров, со всех сторон запечатлевших для потомков брошенные у станции Поныри самоходки. Однако мало кто помнит и знает, что было потом, после Понырей.
53K
49
60
614
Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Стоявшие у границы советские войска были обречены на гибель. Их было на круг 40 дивизий против 100 в германской армии вторжения. Остальная армия не могла им помочь, будучи не в силах преодолеть сотню или даже все 300 километров. Но как развивались бы события, если бы тогда, в 1941 году, всё пошло по-другому?
50K
37
80
843
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
98K
57
35
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

86K
44
8
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
72K
31
18
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
70K
28
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
63K
3
0
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
63K
27
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
63K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
62K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
60K
28
18
312