itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Революция для вертолётов: что будет летать над нами в будущем?

Большинство существующих вертолётов уже устарели! Они ведь начали свой путь ещё в 70-х и 80-х годах, а то и раньше. Но революция в их сфере неизбежно грядёт — почти все главные игроки на мировой арене сейчас приступили к созданию вертолётов нового поколения. Что это за проекты и какая их ждёт судьба? Попробуем разобраться.

/
13K
19
4
78

Большинство существующих вертолётов уже устарели! Они ведь начали свой путь ещё в 70-х и 80-х годах, а то и раньше. Но революция в их сфере неизбежно грядёт — почти все главные игроки на мировой арене сейчас приступили к созданию вертолётов нового поколения. Что это за проекты и какая их ждёт судьба? Попробуем разобраться.

Одна программа, чтобы всех заменить

В новой вертолётной гонке пока лидируют США. Это ожидаемо, ведь у них за спиной годы форы 90-х и начала нулевых и даже неудачная попытка создать вертолёт нового поколения — RAH-66 «Команч». Все нынешние работы сосредоточены в рамках программы Future Vertical Lift (FVL) — плана по замене всех винтокрылых машин США в течение следующих 40 лет.

Под эгидой FVL идёт работа над тремя направлениями — лёгкий вертолёт, средний и тяжёлый. Все три должны иметь скорость не меньше 430 километров в час и дальность полёта с полной нагрузкой без дозаправки в 850 километров.

Некоторые ранние проекты средних вертолётов в рамках FVL
Некоторые ранние проекты средних вертолётов в рамках FVL

Нелёгкие проблемы лёгкого вертолёта

Лёгкий вариант FVL разрабатывается в рамках подпрограммы CS1 — Сapability Sets 1. Это лёгкий и скоростной вертолёт-разведчик, одним из главных требований к которому является малая шумность, даже в ущерб скорости. Кроме того, FVL-CS1 должен нести шесть десантников или различное вооружение весом до тонны. Вертолёт займёт место разведчиков OH-58 «Кайова ворриор», MH-6 «Литтл бёрд» у Сил специальных операций, а также возьмёт на себя часть задач «Апача». Пока на это место претендует лишь одна машина — «Сикорский» S-97 «Райдер».

Сикорский S-97 Райдер
Сикорский S-97 «Райдер»

Корни «Райдера» уходят в далёкие 70-е годы, когда фирма «Сикорский» (Sikorsky) начала работы над винтокрылом с созданием подъёмной силы только за счёт соосных несущих винтов. Появился целый ряд прототипов, и вот уже в начале 10-х годов S-97 представили общественности в рамках программы перспективного разведчика Armed Aerial Scout (AAS). Первый раз вопрос замены разведывательного вертолёта попытались решить постановкой RAH-66 «Команч» на вооружение, но закончилось это неудачей с самыми неприятными последствиями для всей отрасли.

S-97 Райдер со своим предшественником, опытным винтокрылом Х-2
S-97 «Райдер» со своим предшественником, опытным винтокрылом Х-2

Последующая попытка в конце нулевых заменить старенькую «Кайова» похожим обычным вертолётом в ходе программы Armed Reconnaissance Helicopter тоже с треском провалилась — оказалось, что сэкономить не выйдет. Но дальше медлить было нельзя, парк разведчиков стал уже устаревать не только морально, но и физически. Было решено начать новые работы.

В рамках AAS S-97 смотрелся выгоднее всего, но его главным противником стала глубокая модернизация «Кайова» — OH-58F, которая хоть и уступала большинству конкурентов по характеристикам, но уделывала всех по главному параметру — цене. Казалось, судьба S-97 предрешена, а победа OH-58F неизбежна.

ARH-70 Арапахо — победитель конкурса Armed Reconnaissance Helicopter
ARH-70 «Арапахо» — победитель конкурса Armed Reconnaissance Helicopter

Но тут в дело вступило мастерство подковёрных интриг.

Если не можешь победить в текущем конкурсе, добейся его закрытия и дождись нового!

Благо, Sikorsky поддерживали ВВС и Силы специальных операций, которым очень понравился «Райдер». У OH-58F имелось одно слабое место — это были не новые машины, а модернизация уже существующих «Кайова», и в 2025 году их всё равно пришлось бы снимать с вооружения. Не экономия, а растрата! Вместо финансирования одного проекта, требовалось выдать деньги сначала на OH-58F, а потом ещё и на новый вертолёт.

Из-за этого в 2014 году AAS подверглась сначала секвестру, а потом её и вовсе закрыли. S-97 успешно переехал под крыло FVL, а армия США осталась без разведывательного вертолёта, поскольку OH-58 окончательно списали в 2017 году.

Первый образец S-97 Райдер
Первый образец S-97 «Райдер»

Лётные испытания S-97 идут с 2015 года, и, по словам Sikorsky, они даже обгоняли график, пока в 2017-м первый прототип не попал в небольшую аварию. Пришлось ускорить постройку второго, и лишь этой осенью график нагнали.

Интересно, что, хоть S-97 формально единственный участник FVL-CS1, победителем его ещё не объявили, и армия не приняла решение о подготовке его к серийному производству.

Военные по-прежнему смотрят в сторону более дешёвых и традиционных вертолётов, хотя Силы специальных операций готовы закупать S-97 сразу, как они будут готовы к серийному выпуску. Особое внимание вызывает винтокрыл также у иностранных заказчиков — например, к нему присматриваются Турция и Израиль.

Пока судьба «Райдера» не ясна до конца, и нас точно ещё ждут интересные новости на эту тему.

Различные варианты винтокрылов на базе S-97 Райдер
Различные варианты винтокрылов на базе S-97 «Райдер»
Рекламный ролик S-97 «Райдер» в честь достижения скорости в 202 узла.

Зёрна противоборства

Работы над средним вертолётом идут в рамках подпрограммы CS3 — Сapability Sets 3. Основная задача — замена верного трудяги   «Блэк Хок» во всех ипостасях. С грузоподъёмностью у него всё в порядке, а вот скорость и дальность военные хотели бы повысить. Драмы тут пока сильно меньше, чем у лёгкого варианта, но это лишь пока, ведь предстоит противостояние двух машин: «Бэлл» V-280 «Валор» (Valor) и «Сикорский»–«Боинг» SB-1 «Дифайэнт» (Defiant).

Ранний вариант V-280 Валор
Ранний вариант V-280 «Валор»

Bell верны традициям — их проект V-280, потомок «Оспри» (Osprey) и наследник десятилетий работы над этой схемой, очень напоминает «Блэк Хок», превращённый в конвертоплан. Сложно сказать, было ли это решение намеренным, чтобы сохранить милые военному глазу формы или просто случайное совпадение из-за схожих требований по грузоподъёмности? Ожидаемые от Valor характеристики впечатляют — скорость до 520 километров в час при дальности до 3900 километров в одну сторону без дозаправки.

Этот проект вызывает бурный интерес за рубежом. Израильтяне и британцы готовы включится в него даже на стадии проектирования, до принятия на вооружение в США.

Модель V-280 Валор, на заднем плане ударный вариант
Модель V-280 «Валор», на заднем плане ударный вариант

Конечно, схема конвертоплана вызывает у скептиков некоторые вопросы — например, в плане живучести. Но в Bell утверждают, что все проблемы они уже отработали на «Оспри» и настолько уверены в своём проекте, что потом планируют выпустить его на гражданский рынок. В конце 2017 года первый прототип наконец совершил полёт, все испытания идут строго по графику, и о проблемах пока не слышно.

Рекламный ролик V-280 «Валор».

В Sikorsky тоже не стали отходить от традиций. Их SB-1 «Дифайэнт» — винтокрыл с несущими соосными винтами и толкающим винтом на конце хвостовой балки. Проект очень походит на увеличенный S-97, что неудивительно, ведь многие решения для SB-1 отрабатывают именно на «Райдере». Скорость и дальность у «Дифайэнт» не самые выдающиеся — «всего» 460 километров в час и 850 километров соответственно. Зато полезная нагрузка заявляется до двух с половиной тонн внутри и до семи тонн на подвеске, что серьёзно больше, чем у Valor. В плюсы идёт и более простая конструкция, а также унификация с S-97.

SB-1 Дифайэнт
SB-1 «Дифайэнт»

Но от своего конкурента SB-1 сильно отстаёт. Выкатка первого прототипа планировалась сначала на осень 2017 года, потом её перенесли на лето 2018, а потом и на ноябрь 2018. Судя по всему, и этот срок выполнен не будет.

Первый полёт ожидается только летом 2019, а к тому времени к испытаниям приступит уже второй «Валор». Кроме того, интереса у иностранных заказчиков к SB-1 не так много. Значит, нам предстоит наблюдать за очень интересной схваткой, где участники могут прибегнуть и к не самым честным методам.

До начала испытаний SB-1 «Дифайэнт» может похвастаться только красивой графикой.

Остальные

Работы над тяжёлой версией FVL ещё даже не начинались и в ближайшие годы и не планируются. Пока военных устраивает и CH-47 «Чинук», и новый CH-53K «Кинг Сталлион» (King Stallion}. Работы по их замене должны стартовать только в 2025 году, и до сих пор ещё не решено, хотят ли военные просто более быстрые версии этих вертолётов, или же им нужна винтокрылая машина на уровне С-130.

Возможный внешний вид тяжёлого вариант FVL от Sikorsky
Возможный внешний вид тяжёлого вариант FVL от Sikorsky

Внимательный читатель заметит, что пока мы не сказали ни слова о замене AH-64 «Апач». Программа FVL её предусматривает, но есть одна проблема — пока военным не удалось решить, делать ударный вертолёт на лёгкой базе или на средней. Споры об этом идут с 2015 года и до сих пор не прекратились. Да и современный вариант AH-64E «Апач Гардиан» (Apache Guardian) пока ещё устраивает военных — закупать его планируют до середины 20-х годов и только потом решать, надо ли делать новый вертолёт или дальше глубоко модернизировать «Апач».

На второй вариант надеются и в Boeing, где не стихает работа над новыми версиями этого заслуженного вертолёта, в том числе и с большей скоростью.

Ударный винтокрыл на базе SB-1 Дифайэнт
Ударный винтокрыл на базе SB-1 «Дифайэнт»

Какой русский не любит быстрый вертолёт?

Следующими за американцами идём мы. К сожалению, информации о наших работах сильно меньше, и зачастую она весьма противоречива. Связано это и с большей любовью к секретности, и с достаточно ранним этапом проектирования. Судя по всему, работы носят название «Перспективный скоростной вертолёт» (ПСВ) и идут с 2012-13 года.

Как обычно, в них приняли участие два наших главных вертолётных конструкторских бюро (КБ) — Камова и Миля. Точные задачи программы ещё неизвестны, но можно предположить, что планируется создание универсального скоростного вертолёта, выполняющего как разведывательные, так и транспортные задачи — некий наш аналог S-97, только размером покрупнее.

Летающая лаборатория проекта ПСВ на базе Ми-24
Летающая лаборатория проекта ПСВ на базе Ми-24

В КБ Миля работы велись на основе проекта скоростного вертолёта Ми-Х1, модель которого представили публике на авиасалоне МАКС ещё в 2007 году. У изначального варианта был толкающий винт на конце хвоста, но ходят слухи, что в КБ отказались от него, рассчитывая достигнуть стабильной скорости в 400 километров в час только за счёт лучшей аэродинамики фюзеляжа и новых лопастей. Теоретические выкладки прошли испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из вертолёта Ми-24, и, по заверениям сотрудников КБ, работоспособность всей идеи полностью подтвердилась.

Модель раннего варианта Ми-Х1
Модель раннего варианта Ми-Х1

О проекте КБ Камова известно ещё меньше. Кто-то говорит, что их ПСВ был развитием винтокрыла Ка-92, также показанного в 2007 году со схемой, сильно напоминающей решения Sikorsky — фирменная соосность и толкающий винт на хвостовой балке. Недавно же в сети всплыла информация о куда более радикальном проекте боевого винтокрыла с турбореактивными двигателями и развитым крылом. Имеет ли он отношение к ПСВ или вообще никакого — пока не известно.

Транспортный винтокрыл Ка-92
Транспортный винтокрыл Ка-92

Всего пару дней назад военные сообщили, что победителем в рамках ПСВ стал проект Миля. Он менее революционный, чем предложение от КБ Камова, но может быть создан гораздо быстрее.

Пока внешний вид финального варианта ПСВ неизвестен, но начало испытаний планируют уже на 2019 год. А тем временем в сети фанаты Камова и Миля вновь вернулись на баррикады, устраивая некрасивые срачи и выдвигая обвинения в коррупции, гордыне, безумии и других смертных грехах. Остаётся лишь надеяться, что это глупое противостояние не перекинется на сами КБ, и нам не придётся наблюдать повторение не самой красивой истории Ка-50 и Ми-28.

Камовский перспективный боевой винтокрыл
Камовский перспективный боевой винтокрыл

Восточные тайны

Идут работы над скоростными вертолётами и в Китае. Правда, о них почти ничего не известно — либо дело в чрезмерном желании сохранить тайну, либо сами работы находятся в зачаточной стадии. Пока можно только смотреть на разные модельки, которые китайцы частенько показывают на своих выставках, и гадать, имеют ли они хоть какое-то отношение к реальности? Но, учитывая внезапность «хитрого дракона», есть все шансы, что их военный винтокрыл выскочит как чёрт из табакерки — совсем неожиданно для всего мира.

Одна из многочисленных моделек китайских винтокрылов
Одна из многочисленных моделек китайских винтокрылов

Без Европы

Ну и наконец, последними идут европейцы. Одно время их концерн Eurocopter работал над проектом винтокрыла Х3 для американской программы AAS. Конечно же, ничего не вышло — американские военные сторонних производителей не очень любят. Потом этот проект пытались адаптировать под желания уже французских военных, ищущих замену своему обширному парку вертолётов, но снова не срослось — Х3 оказался дорогим и сложным. Взамен Франция решила закупать Airbus Helicopters H160, который хоть и выглядит предельно футуристично, но скоростным вертолётом никак считаться не может.

Проект военного винтокрыла на базе Eurocopter Х-3
Проект военного винтокрыла на базе Eurocopter Х-3
Военный вариант Airbus Helicopters H160
Военный вариант Airbus Helicopters H160

Дойдут ли все описанные выше проекты до серии, или им на смену придут вертолёты более обычной компоновки и не таких выдающихся характеристик? Остаётся лишь наблюдать и удивляться.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0