itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Революция для вертолётов: что будет летать над нами в будущем?

Большинство существующих вертолётов уже устарели! Они ведь начали свой путь ещё в 70-х и 80-х годах, а то и раньше. Но революция в их сфере неизбежно грядёт — почти все главные игроки на мировой арене сейчас приступили к созданию вертолётов нового поколения. Что это за проекты и какая их ждёт судьба? Попробуем разобраться.

/
10K
17
4
78

Большинство существующих вертолётов уже устарели! Они ведь начали свой путь ещё в 70-х и 80-х годах, а то и раньше. Но революция в их сфере неизбежно грядёт — почти все главные игроки на мировой арене сейчас приступили к созданию вертолётов нового поколения. Что это за проекты и какая их ждёт судьба? Попробуем разобраться.

Одна программа, чтобы всех заменить

В новой вертолётной гонке пока лидируют США. Это ожидаемо, ведь у них за спиной годы форы 90-х и начала нулевых и даже неудачная попытка создать вертолёт нового поколения — RAH-66 «Команч». Все нынешние работы сосредоточены в рамках программы Future Vertical Lift (FVL) — плана по замене всех винтокрылых машин США в течение следующих 40 лет.

Под эгидой FVL идёт работа над тремя направлениями — лёгкий вертолёт, средний и тяжёлый. Все три должны иметь скорость не меньше 430 километров в час и дальность полёта с полной нагрузкой без дозаправки в 850 километров.

Некоторые ранние проекты средних вертолётов в рамках FVL
Некоторые ранние проекты средних вертолётов в рамках FVL

Нелёгкие проблемы лёгкого вертолёта

Лёгкий вариант FVL разрабатывается в рамках подпрограммы CS1 — Сapability Sets 1. Это лёгкий и скоростной вертолёт-разведчик, одним из главных требований к которому является малая шумность, даже в ущерб скорости. Кроме того, FVL-CS1 должен нести шесть десантников или различное вооружение весом до тонны. Вертолёт займёт место разведчиков OH-58 «Кайова ворриор», MH-6 «Литтл бёрд» у Сил специальных операций, а также возьмёт на себя часть задач «Апача». Пока на это место претендует лишь одна машина — «Сикорский» S-97 «Райдер».

Сикорский S-97 Райдер
Сикорский S-97 «Райдер»

Корни «Райдера» уходят в далёкие 70-е годы, когда фирма «Сикорский» (Sikorsky) начала работы над винтокрылом с созданием подъёмной силы только за счёт соосных несущих винтов. Появился целый ряд прототипов, и вот уже в начале 10-х годов S-97 представили общественности в рамках программы перспективного разведчика Armed Aerial Scout (AAS). Первый раз вопрос замены разведывательного вертолёта попытались решить постановкой RAH-66 «Команч» на вооружение, но закончилось это неудачей с самыми неприятными последствиями для всей отрасли.

S-97 Райдер со своим предшественником, опытным винтокрылом Х-2
S-97 «Райдер» со своим предшественником, опытным винтокрылом Х-2

Последующая попытка в конце нулевых заменить старенькую «Кайова» похожим обычным вертолётом в ходе программы Armed Reconnaissance Helicopter тоже с треском провалилась — оказалось, что сэкономить не выйдет. Но дальше медлить было нельзя, парк разведчиков стал уже устаревать не только морально, но и физически. Было решено начать новые работы.

В рамках AAS S-97 смотрелся выгоднее всего, но его главным противником стала глубокая модернизация «Кайова» — OH-58F, которая хоть и уступала большинству конкурентов по характеристикам, но уделывала всех по главному параметру — цене. Казалось, судьба S-97 предрешена, а победа OH-58F неизбежна.

ARH-70 Арапахо — победитель конкурса Armed Reconnaissance Helicopter
ARH-70 «Арапахо» — победитель конкурса Armed Reconnaissance Helicopter

Но тут в дело вступило мастерство подковёрных интриг.

Если не можешь победить в текущем конкурсе, добейся его закрытия и дождись нового!

Благо, Sikorsky поддерживали ВВС и Силы специальных операций, которым очень понравился «Райдер». У OH-58F имелось одно слабое место — это были не новые машины, а модернизация уже существующих «Кайова», и в 2025 году их всё равно пришлось бы снимать с вооружения. Не экономия, а растрата! Вместо финансирования одного проекта, требовалось выдать деньги сначала на OH-58F, а потом ещё и на новый вертолёт.

Из-за этого в 2014 году AAS подверглась сначала секвестру, а потом её и вовсе закрыли. S-97 успешно переехал под крыло FVL, а армия США осталась без разведывательного вертолёта, поскольку OH-58 окончательно списали в 2017 году.

Первый образец S-97 Райдер
Первый образец S-97 «Райдер»

Лётные испытания S-97 идут с 2015 года, и, по словам Sikorsky, они даже обгоняли график, пока в 2017-м первый прототип не попал в небольшую аварию. Пришлось ускорить постройку второго, и лишь этой осенью график нагнали.

Интересно, что, хоть S-97 формально единственный участник FVL-CS1, победителем его ещё не объявили, и армия не приняла решение о подготовке его к серийному производству.

Военные по-прежнему смотрят в сторону более дешёвых и традиционных вертолётов, хотя Силы специальных операций готовы закупать S-97 сразу, как они будут готовы к серийному выпуску. Особое внимание вызывает винтокрыл также у иностранных заказчиков — например, к нему присматриваются Турция и Израиль.

Пока судьба «Райдера» не ясна до конца, и нас точно ещё ждут интересные новости на эту тему.

Различные варианты винтокрылов на базе S-97 Райдер
Различные варианты винтокрылов на базе S-97 «Райдер»
Рекламный ролик S-97 «Райдер» в честь достижения скорости в 202 узла.

Зёрна противоборства

Работы над средним вертолётом идут в рамках подпрограммы CS3 — Сapability Sets 3. Основная задача — замена верного трудяги «Блэк Хок» во всех ипостасях. С грузоподъёмностью у него всё в порядке, а вот скорость и дальность военные хотели бы повысить. Драмы тут пока сильно меньше, чем у лёгкого варианта, но это лишь пока, ведь предстоит противостояние двух машин: «Бэлл» V-280 «Валор» (Valor) и «Сикорский»–«Боинг» SB-1 «Дифайэнт» (Defiant).

Ранний вариант V-280 Валор
Ранний вариант V-280 «Валор»

Bell верны традициям — их проект V-280, потомок «Оспри» (Osprey) и наследник десятилетий работы над этой схемой, очень напоминает «Блэк Хок», превращённый в конвертоплан. Сложно сказать, было ли это решение намеренным, чтобы сохранить милые военному глазу формы или просто случайное совпадение из-за схожих требований по грузоподъёмности? Ожидаемые от Valor характеристики впечатляют — скорость до 520 километров в час при дальности до 3900 километров в одну сторону без дозаправки.

Этот проект вызывает бурный интерес за рубежом. Израильтяне и британцы готовы включится в него даже на стадии проектирования, до принятия на вооружение в США.

Модель V-280 Валор, на заднем плане ударный вариант
Модель V-280 «Валор», на заднем плане ударный вариант

Конечно, схема конвертоплана вызывает у скептиков некоторые вопросы — например, в плане живучести. Но в Bell утверждают, что все проблемы они уже отработали на «Оспри» и настолько уверены в своём проекте, что потом планируют выпустить его на гражданский рынок. В конце 2017 года первый прототип наконец совершил полёт, все испытания идут строго по графику, и о проблемах пока не слышно.

Рекламный ролик V-280 «Валор».

В Sikorsky тоже не стали отходить от традиций. Их SB-1 «Дифайэнт» — винтокрыл с несущими соосными винтами и толкающим винтом на конце хвостовой балки. Проект очень походит на увеличенный S-97, что неудивительно, ведь многие решения для SB-1 отрабатывают именно на «Райдере». Скорость и дальность у «Дифайэнт» не самые выдающиеся — «всего» 460 километров в час и 850 километров соответственно. Зато полезная нагрузка заявляется до двух с половиной тонн внутри и до семи тонн на подвеске, что серьёзно больше, чем у Valor. В плюсы идёт и более простая конструкция, а также унификация с S-97.

SB-1 Дифайэнт
SB-1 «Дифайэнт»

Но от своего конкурента SB-1 сильно отстаёт. Выкатка первого прототипа планировалась сначала на осень 2017 года, потом её перенесли на лето 2018, а потом и на ноябрь 2018. Судя по всему, и этот срок выполнен не будет.

Первый полёт ожидается только летом 2019, а к тому времени к испытаниям приступит уже второй «Валор». Кроме того, интереса у иностранных заказчиков к SB-1 не так много. Значит, нам предстоит наблюдать за очень интересной схваткой, где участники могут прибегнуть и к не самым честным методам.

До начала испытаний SB-1 «Дифайэнт» может похвастаться только красивой графикой.

Остальные

Работы над тяжёлой версией FVL ещё даже не начинались и в ближайшие годы и не планируются. Пока военных устраивает и CH-47 «Чинук», и новый CH-53K «Кинг Сталлион» (King Stallion}. Работы по их замене должны стартовать только в 2025 году, и до сих пор ещё не решено, хотят ли военные просто более быстрые версии этих вертолётов, или же им нужна винтокрылая машина на уровне С-130.

Возможный внешний вид тяжёлого вариант FVL от Sikorsky
Возможный внешний вид тяжёлого вариант FVL от Sikorsky

Внимательный читатель заметит, что пока мы не сказали ни слова о замене AH-64 «Апач». Программа FVL её предусматривает, но есть одна проблема — пока военным не удалось решить, делать ударный вертолёт на лёгкой базе или на средней. Споры об этом идут с 2015 года и до сих пор не прекратились. Да и современный вариант AH-64E «Апач Гардиан» (Apache Guardian) пока ещё устраивает военных — закупать его планируют до середины 20-х годов и только потом решать, надо ли делать новый вертолёт или дальше глубоко модернизировать «Апач».

На второй вариант надеются и в Boeing, где не стихает работа над новыми версиями этого заслуженного вертолёта, в том числе и с большей скоростью.

Ударный винтокрыл на базе SB-1 Дифайэнт
Ударный винтокрыл на базе SB-1 «Дифайэнт»

Какой русский не любит быстрый вертолёт?

Следующими за американцами идём мы. К сожалению, информации о наших работах сильно меньше, и зачастую она весьма противоречива. Связано это и с большей любовью к секретности, и с достаточно ранним этапом проектирования. Судя по всему, работы носят название «Перспективный скоростной вертолёт» (ПСВ) и идут с 2012-13 года.

Как обычно, в них приняли участие два наших главных вертолётных конструкторских бюро (КБ) — Камова и Миля. Точные задачи программы ещё неизвестны, но можно предположить, что планируется создание универсального скоростного вертолёта, выполняющего как разведывательные, так и транспортные задачи — некий наш аналог S-97, только размером покрупнее.

Летающая лаборатория проекта ПСВ на базе Ми-24
Летающая лаборатория проекта ПСВ на базе Ми-24

В КБ Миля работы велись на основе проекта скоростного вертолёта Ми-Х1, модель которого представили публике на авиасалоне МАКС ещё в 2007 году. У изначального варианта был толкающий винт на конце хвоста, но ходят слухи, что в КБ отказались от него, рассчитывая достигнуть стабильной скорости в 400 километров в час только за счёт лучшей аэродинамики фюзеляжа и новых лопастей. Теоретические выкладки прошли испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из вертолёта Ми-24, и, по заверениям сотрудников КБ, работоспособность всей идеи полностью подтвердилась.

Модель раннего варианта Ми-Х1
Модель раннего варианта Ми-Х1

О проекте КБ Камова известно ещё меньше. Кто-то говорит, что их ПСВ был развитием винтокрыла Ка-92, также показанного в 2007 году со схемой, сильно напоминающей решения Sikorsky — фирменная соосность и толкающий винт на хвостовой балке. Недавно же в сети всплыла информация о куда более радикальном проекте боевого винтокрыла с турбореактивными двигателями и развитым крылом. Имеет ли он отношение к ПСВ или вообще никакого — пока не известно.

Транспортный винтокрыл Ка-92
Транспортный винтокрыл Ка-92

Всего пару дней назад военные сообщили, что победителем в рамках ПСВ стал проект Миля. Он менее революционный, чем предложение от КБ Камова, но может быть создан гораздо быстрее.

Пока внешний вид финального варианта ПСВ неизвестен, но начало испытаний планируют уже на 2019 год. А тем временем в сети фанаты Камова и Миля вновь вернулись на баррикады, устраивая некрасивые срачи и выдвигая обвинения в коррупции, гордыне, безумии и других смертных грехах. Остаётся лишь надеяться, что это глупое противостояние не перекинется на сами КБ, и нам не придётся наблюдать повторение не самой красивой истории Ка-50 и Ми-28.

Камовский перспективный боевой винтокрыл
Камовский перспективный боевой винтокрыл

Восточные тайны

Идут работы над скоростными вертолётами и в Китае. Правда, о них почти ничего не известно — либо дело в чрезмерном желании сохранить тайну, либо сами работы находятся в зачаточной стадии. Пока можно только смотреть на разные модельки, которые китайцы частенько показывают на своих выставках, и гадать, имеют ли они хоть какое-то отношение к реальности? Но, учитывая внезапность «хитрого дракона», есть все шансы, что их военный винтокрыл выскочит как чёрт из табакерки — совсем неожиданно для всего мира.

Одна из многочисленных моделек китайских винтокрылов
Одна из многочисленных моделек китайских винтокрылов

Без Европы

Ну и наконец, последними идут европейцы. Одно время их концерн Eurocopter работал над проектом винтокрыла Х3 для американской программы AAS. Конечно же, ничего не вышло — американские военные сторонних производителей не очень любят. Потом этот проект пытались адаптировать под желания уже французских военных, ищущих замену своему обширному парку вертолётов, но снова не срослось — Х3 оказался дорогим и сложным. Взамен Франция решила закупать Airbus Helicopters H160, который хоть и выглядит предельно футуристично, но скоростным вертолётом никак считаться не может.

Проект военного винтокрыла на базе Eurocopter Х-3
Проект военного винтокрыла на базе Eurocopter Х-3
Военный вариант Airbus Helicopters H160
Военный вариант Airbus Helicopters H160

Дойдут ли все описанные выше проекты до серии, или им на смену придут вертолёты более обычной компоновки и не таких выдающихся характеристик? Остаётся лишь наблюдать и удивляться.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
66
34
688
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
51
38
374
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
72
84
459
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

11K
56
31
415
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346