Таран и абордаж в XXI веке: архаично или актуально?

Таранная классика

Корабельный таран — устройство, превращающее в оружие сам корабль. Обычно это прочный выступ на носу, в подводной части корпуса, позволяющий серьёзно поломать противника, ударившись в него с разгона, а самому при этом остаться невредимым. Собственно, и сам удар называется точно так же. Известен таран уже несколько тысяч лет — когда-то в незапамятные времена был вообще основным способом нанесения урона врагу в морском бою. А как с ним дела сейчас? Используют ли таран современные военные моряки?

Ещё сто с лишним лет назад адмиралов всего мира грела исключительно гениальная мысль — использовать таран как один из инструментов морского боя, подобно героям древности. Казалось бы, уже повсюду нормальные орудия — стреляй не хочу. Ан нет, во второй половине XIX века, когда скорости кораблей значительно возросли, а броня стала толстой, на таран делали серьёзную ставку. В конструкцию тогдашних броненосцев и крейсеров закладывалась дополнительная прочность, а на носу делался выступ — для таранных экзерсисов.

Британцы вообще родили на свет невиданный ранее тип кораблей. Британский таранный миноносец «Полифемус», спущенный на воду в 1881 году, вообще не имел артиллерийского вооружения, если не считать дюжины 25-мм скорострелок Норденфельда, способных разве что попортить краску большинству боевых кораблей того времени. Зато во лбу звезда горит в носу торпедный аппарат, по бортам — ещё четыре. А снизу на форштевне — самый натуральный таран (кстати, носовой торпедный аппарат прямо в нём и располагался — стимпанк в своём лучшем проявлении).

«Полифемус» в сухом доке. Видны таран и носовые рули. На острие тарана крышка носового торпедного аппарата

Предполагалось, что «Полифемус» сможет, разогнавшись до жутких по тем временам восемнадцати узлов (33 км/ч) и постреливая торпедами во все стороны, пробиться в любой вражеский порт и всех там потопить. Не взлетело. Англичане катали это чудо техники по морю два десятка лет, но так и не нашли ему применения, так что в начале XX века тихонько списали с глаз долой.

Модный навал

В наступившем XX веке о таранах при проектировании кораблей уже никто особенно не думал. Их носовые части стали значительно менее прочными, хотя подлодку-другую, если она зазевалась в надводном положении, развалить время от времени получалось. К концу века таран вообще исчез из реального использования. Вместо него большее применение получил навал. Это соприкосновение судов бортами — попытка не потопить противника, но объяснить, что ведёт он себя неприемлемо и вообще находится в неподходящем месте в неподходящее время. То есть если надо убивать — для этого есть пушки и ракеты, они работают лучше тарана. А вот если до кровопролития доводить ситуацию не стоит — тогда пригодится навал.

Сторожевой корабль «Беззаветный» наваливается на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из советских территориальных вод, 12 февраля 1988 года

Столкновения же военных кораблей с гражданскими в последние десятилетия заканчиваются так себе, особенно для военных. Всё дело в том, что в основном современные военные корабли не очень велики размером (да, мы помним о паре десятков авианосцев на весь мир и российских гигантах, подобных «Петру Великому», — но их всё же меньшинство). Корветы, фрегаты, малые противолодочные и ракетные корабли при ударе о нефтеналивной танкер или сухогруз чувствуют себя, как велосипедист, атакующий автобус. Нанести серьёзный ущерб малореально, а вот получить его — только так.

Собственно, почти все столкновения военных с гражданскими последнего времени закончились убедительной победой мирных торговцев. Какой уж тут таран. Резюмируем — тараны уже не в моде, в случае необходимости лучше используйте навал, особенно если серьёзно превосходите соперника размерами.

Вечный абордаж

А вот с абордажем всё проще — он никогда не выйдет из моды. Изначально это способ морского боя, когда два корабля сходились борт о борт и в бою могли поучаствовать не только рулевые и комендоры, но и все, кто желает. В общем-то, абордаж — единственный вариант захватить неприятельское судно. Подойти и высадить на его палубу вооружённую дипломатическую делегацию, которая, используя различные методы убеждения, возьмёт управление судном в правильные (свои) руки. Может так оказаться, впрочем, что и брать будет не у кого. Война, увлеклись. Бывает.

Абордажи и в наши дни вполне актуальны. То пираты захватывают торговые суда, то, наоборот, военные и пограничные корабли абордажат браконьеров или тех же пиратов. Военного абордажа в XXI веке пока не случалось, но такой вариант развития событий на учениях отрабатывается регулярно. Правда чаще им всё-таки пользуются пограничники или службы безопасности, работающие с судами, на которых находятся преступники.

И по сей день — как на российских, так и на кораблях других стран — есть специальные подразделения морской пехоты, способные взять на абордаж корабль противника и в кратчайшие сроки навести там порядок. Ну или на берегу пошалить, если будет необходимость.

Более того, технологии абордажа не только не забыты, но и развиваются. В XX веке появился новый вид абордажа — при помощи авиации. Чаще всего его используют специально натренированные подразделения морской пехоты, практикующие высадку на палубу неприятеля парашютным способом или спуском по тросу с зависшего вертолёта.

Наиболее известный за последние годы случай произошёл в конце мая 2010 года, во время конфликта между Армией обороны Израиля и активистами движения «Свободная Газа», пытавшимися прорвать блокаду сектора Газа. Израильский спецназ высадился с быстроходных моторных лодок и вертолётов на палубу пассажирского лайнера «Мави Мармара», пытавшегося вместе с несколькими другими судами пройти без разрешения в территориальные воды Израиля. На борту лайнера произошёл бой, в начале которого обе стороны обвиняют друг друга. Итогом стала гибель девяти пассажиров судна и многочисленные раненые с обеих сторон. Судно было взято под контроль израильскими военными и отбуксировано в израильский порт Ашдод.

Израильский спецназ на борту захваченного турецкого судна

Этот инцидент можно считать крупнейшим абордажем XXI века с участием военных. Так что и сейчас роль абордажа не уменьшается. И вряд ли уменьшится в обозримом будущем. До изобретения каких-нибудь гипнотических установок, берущих врага под контроль дистанционно, захватить неприятельское судно будет возможно только так.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий