От Брежнева до Меркель — как особо важным персонам не везло в воздухе

«Достанем ублюдка!»: охота на Ямамото

Самый талантливый японский стратег, адмирал Исороку Ямамото, угодил в хитрую засаду заокеанских гайдзинов. Восемнадцатого апреля 1943 года его воздушный конвой перехватили над Соломоновыми островами дальние истребители P-38 «Лайтнинг». Японцы не ожидали, что вражеские самолёты смогут совершить тысячемильный полёт ради единственной цели — убить Ямамото. Но благодаря взлому шифров разведчики США смогли заранее узнать о том, что Ямамото планирует посетить Соломоновы острова. Адмирал Хэлси обрадовался: «Давайте достанем ублюдка!»

Обломки самолёта Ямамото (источник фото)

Всего для невероятной миссии отобрали 18 машин, из них четыре — в ударной группе. Причем из-за секретности даже сами пилоты не знали, кого они летят сбивать. С самого старта все пошло не так: один самолёт ударной группы пропорол шину на взлете, у другого топливо не шло к моторам. Но Ямамото все же нашли и сбили. Помимо лучшего адмирала, японцы потеряли два бомбардировщика со всеми, кто был на борту. Американцы — один истребитель.

«Это личная заслуга Леонида Ильича»: как французы не сбили Брежнева

Девятого февраля 1961 года лайнер Ил-18 с Леонидом Ильичом Брежневым (тогда ещё Председателем Президиума Верховного совета, а не генсеком) мирно летел над Средиземным морем в Марокко. Но у побережья Алжира к нему подлетел французский истребитель. И открыл огонь! Причем дважды! В Алжире, тогда французском департаменте, вовсю шла война. Нервы у французов были на пределе. А тут ещё разлетались всякие!

Молодой капитан Борис Бугаев пилотирует самолёт (источник фото)

Опытный пилот Борис Бугаев (впоследствии ставший министром гражданской авиации) успел вывести лайнер из-под огня. А срочная радиограмма предотвратила дальнейшие атаки. Брежнев в это время спокойно сидел в своём кресле.

СССР заявил протест, французы назвали случившееся «достойным сожаления инцидентом» и добавили, что «проводят расследование». Однако далее никаких внятных комментариев не последовало. Судя по всему, дело взаимно спустили на тормозах. А ведь вся история мира могла пойти другим путём…

«Год генсеков»: кто убил Дага Хаммаршёльда?

Восемнадцатого сентября того же 1961 года лайнер DC-6B с генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом на борту разбился в Северной Родезии (современная Замбия) при заходе на посадку. Сейчас всё больше склоняются к мнению, что самолёт был намеренно сбит.

Обломки самолета Дага Хаммаршёльда (источник фото)

Африка тогда была очень «весёлым» местом — и миротворцев ООН не любил никто. В частности, богатая медью, ураном и алмазами провинция Катанга хотела отделиться от Конго. Западные горнодобывающие компании были в восторге от этой идеи, а миротворцы мешали осуществлению заманчивого проекта. И вполне возможно, что некий боевой самолёт сбил из-за этого «всего лишь» генсека ООН.

Никсон: дорога на Дамаск

В июне 1974 года президент США Ричард Никсон чуть не разделил судьбу Брежнева, а то и Хаммаршёльда. Недавно закончилась очередная война между Израилем и арабскими соседями. В воздухе прямо витало напряжение. Поэтому когда пилот «Боинга-707», на котором Никсон летел в Дамаск с официальным визитом, увидел приближающуюся четвёрку истребителей, он, недолго думая, резко спикировал. Реакцию ничего не подозревавших пассажиров в салоне нетрудно представить.

Хафез Асад приветствует президента Никсона в аэропорту Дамаска, 1974 год

Оказалось, что это был всего лишь почётный эскорт. Никсон благополучно посетил Сирию и отбыл восвояси. Следующие 20 лет, вплоть до Клинтона, президенты США Дамаск почему-то избегали. Да и теперь не торопятся с визитами.

Тайна Драконовых гор: мозамбикский Ту-134

Девятнадцатого октября 1986 года мозамбикский лайнер Ту-134 с президентом страны Саморой Машелом на борту при посадке в аэропорту Мапуту по непонятным причинам изменил курс и врезался в Драконовы горы, на границе с ЮАР. Из 44 человек на борту погибли 34, включая президента.

Обломки Ту-134 (источник фото)

Причина произошедшего до конца не ясна — самолётом управлял опытный советский экипаж, все системы были исправны. Ходят слухи, что в районе будущей катастрофы спецслужбы ЮАР установили ложный радиомаяк, и причиной трагедии стал именно он.

«Восток — дело тонкое»: гибель Зия-уль-Хака

Семнадцатого августа 1988 года возле города Лахор в Пакистане разбился C-130 «Геркулес». На его борту находился президент страны Мухаммад Зия-уль-Хак, целая группа высокопоставленных военных и посол США. Выжить не удалось никому. Самописцев на борту самолёта, как ни странно, не оказалось.

Сообщение о гибели Зия уль-Хака в прессе (источник фото)

Поэтому о причинах катастрофы приходится только гадать. Благо врагов у Зия-уль-Хака внутри страны было предостаточно — от свергнутого им президента Бхутто до националистов и террористов. Однажды его самолёт даже пытались сбить ракетой.

Меркель и саммит

Наконец, 29 ноября 2018 года канцлер ФРГ Ангела Меркель опоздала на саммит G20. Её лайнер уже летел в Буэнос-Айрес, но внезапно развернулся обратно и экстренно приземлился в Кёльне. Оказалось, что системы связи вышли из строя.

Разворот Меркель (источник фото)

К счастью, фрау канцлер избежала участи своих менее везучих коллег. Авиация и политики — убойная смесь. Надеемся, что в будущем полёты как высших лиц государств, так и простых смертных станут безопаснее.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий