itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Современная военная техника дорогая. Очень дорогая! Практически на вес золота. И самое яркое проявление этого — боевая авиация. Мы попробовали разобраться, как же самолёты поглощают столько денег.

/
11K
17
6
124

Современная военная техника дорогая. Очень дорогая! Практически на вес золота. И самое яркое проявление этого — боевая авиация. Мы попробовали разобраться, как же самолёты поглощают столько денег.

Мани, мани, мани

Факт, что боевые самолёты очень дорогие, сейчас кажется самоочевидным — дороже только корабли, но они, в конце концов, большие, из тысяч тонн металла, с сотнями человек экипажа. А истребитель — это средство, которое ведут в бой один-два человека, поэтому цена такой боевой колесницы сразу бросается в глаза. Однако так было далеко не всегда.

В годы Второй мировой войны истребители по цене были на уровне массового танка — бомбардировщики, конечно, стоили больше, но это неудивительно: например, там стояло несколько очень дорогих двигателей, более сложное оборудование, да и в целом уходило больше материала и человеко-часов на сборку. Для примера: перед войной (1938-40 годы) стоимость самого дорогого И-16 в пушечной модификации достигала 135-141 тысячи рублей. При этом более простые пулемётные стоили 90-115 тысяч рублей, а с худшим двигателем (М-25 вместо М-63) и того меньше. Лёгкий танк БТ-7 в те же годы стоил порядка ста тысяч рублей, а дизельный БТ-7М ещё дороже, до 170 тысяч!

На начало войны новейшие истребители Як-1 и ЛаГГ-3 стоили около 200 тысяч рублей, чуть более освоенный в производстве МиГ-3 — 158 тысяч. Для сравнения, Т-34 в 1941 году стоил 250-270 тысяч. Следует отметить, что цифры могут сильно разниться — стоимость военной техники в СССР зависела от завода-изготовителя, и на филиале, только осваивающем производство, могла быть гораздо выше, чем на головном изготовителе.

ЛаГГ-3 первой серии в цеху завода
ЛаГГ-3 первой серии в цеху завода

Впрочем, в плановой экономике, да ещё в области закупок вооружения в военный и предвоенный период, цены в безналичных расчётах военного ведомства и заводов (то есть государства самого с собой) имеют мало отношения к обычным рыночным законам. Это тема для профессиональных экономистов, мы в это даже влезать не будем.

Лучше обратимся за параллельным примером к образцово-капиталистическим США: на конец войны за истребитель P-51 «Мустанг» просили 52 тысячи долларов. Более простой P-40 «Киттихок» перестали выпускать в 1944 году за 45 тысяч долларов, а P-47 «Тандерболт» стоил 83 тысячи. Танки «Шерман» же, в зависимости от модификации, стоили 45-64 тысячи долларов — и это только средний танк, изначально делавшийся с расчётом на максимально массовое производство (в итоге больше сделали только Т-34). За реактивный истребитель P-80 «Шутинг Стар» брали 72 тысячи долларов. В общем, тенденция явно просматривается.

Из грязи в князи

Как обстоят дела сегодня? Средний западный танк стоит пять-шесть миллионов долларов. В самых запущенных случаях, как, например, с последней модификацией   «Леопарда 2» могут накрутить почти до девяти миллионов. Разница с многоцелевыми истребителями больше, чем в десять раз: 50-60 миллионов — это скорее нижняя черта, а у более дорогих стоимость уходит далеко за сотню!

Как же дошли до такой жизни? Резкий рост цен произошёл в 50-е годы, на переходе ко второму послевоенному поколению — усложнилось производство, да и сами самолёты стали больше и «насыщеннее» хай‑теком.

Чем дальше, тем дороже и сложнее.

Например, стоимость бортового радиолокатора F-22A «Раптор», AN/APG-77, — около пяти миллионов долларов. С учётом инфляции он один стоит как четыре-семь «мустангов». Конечно, пересчитывать доллары (не говоря уже о рублях) образца 1945 года в современные деньги — дело неблагодарное. Есть много методик, и все они годятся больше для развлечения. Отнеситесь к этому сравнению просто как к забавной иллюстрации на полях.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Сохранили значительную долю в цене конечного продукта и двигатели, в которых стали использовать сложные и дорогостоящие материалы, а также высокоточную обработку.

Сделать современный двигатель не проще, чем весь остальной самолёт.

Это могут подтвердить китайцы, долго мучившиеся с двигателями для   «сушек» made-in, да и у наших всё непросто — двигатель «второго этапа» для Су-57 сдвигается по срокам «вправо», а первые МС-21 в ожидании отечественных двигателей ПД-14 будут пока летать на американских.

Миллион туда, десяток туда — так и пришли к цене за истребитель в районе сотни миллионов американских дензнаков.

Так золотые или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, сколько конкретно стоит тот или иной претендент. Вопрос не такой простой, каким кажется. Сразу оговорим: обсуждать придётся преимущественно зарубежные самолёты — там более открытые госзакупки и экспортные контракты. В случае отечественной техники можно оперировать только приблизительными оценками, основанными на экспортных контрактах.

Но даже с западной техникой всё не так просто. Производители предпочитают публиковать самую простую, базовую цену — так называемую «flyaway cost». Литературного перевода на русский для «цены отлёта» нет. Пожалуй, наиболее близкое по смыслу тут «себестоимость производства конкретной единицы самолёта». Военные — даже свои, родные, закупают не по ней. Любой новый самолёт поставляется с дополнительным оборудованием и запчастями; даже двигатели вполне могут «проводиться отдельным счётом». В закупку также, возможно, включат траты производителя на доработку и прочие кружки для кофе.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Недавно был скандал — в Конгрессе поинтересовались так ли ВВС нужны были закупленные за последние годы на 300 тысяч долларов (примерно по 1300 баксов за штуку) металлические кружки для кофе, которыми пользуются в полёте на самолётах-заправщиках и подобных им. Особенно в свете того, что себестоимость замены вроде бы 50 центов… Ой, да что они вообще на гражданке понимают!

«Flyaway cost», разбитый на количество машин в контракте, даёт так называемую «procurement cost». Однако и это ещё не все. Ведь значительные деньги ушли на разработку и испытания — с ними, поровну поделёнными на количество выпущенных машин, мы получаем «program unit cost». Тут уже сразу видно, где зарыта собака — если разработка была сложной, а самолётов выпустили мало, то она автоматически получается очень большой. Именно ею обычно оперируют, когда хотят показать дороговизну.

Изучим на живом примере и постараемся-таки добиться того, зачем мы тут собрались, — найти «золотой» самолёт. Далеко ходить не будем, возьмём все тот же «Раптор», благо цифры по нему имеются. Производство продолжалось до конца 2011 года и закончилось на 195 машинах. На конец производства себестоимость — «flyaway cost» — оценивалась в 138 миллионов долларов. Это намного меньше, чем стоило золото, стремительно дорожавшее весь период производства F-22A. На тот период как раз пришёлся пик цены — больше 1700 баксов за унцию. А «Раптор» — самолёт очень тяжёлый для своего класса: пустым он весит 19,7 тонн.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Однако не играем ли мы в поддавки, выбирая цену самолёта на самом минимуме, а золота — на верхней точке резкого роста? Взглянем на середину производства, условный 2005 год. С учётом цены золота в начале года (порядка 430 баксов за унцию) золотой «Раптор» стоил бы примерно 272 миллиона долларов. Разбитая же на все выпущенные машины цена разработки и доводки — «program unit cost», — как всегда в подобных случаях, очень разнится в зависимости от методики подсчёта. В качестве средней примем цифру в 377 миллионов.

В итоге можно уверенно сказать — бо́льшую часть производственного цикла F-22A был значительно дороже своей же золотой статуи в тот же вес. И «подешевел» он только в последние годы его производства, если брать резко поднявшуюся цену золота.

Есть ли другие такие самолёты? Конечно. В первую очередь, это касается машин, у которых была дорогостоящая программа разработки — или же их резко «срезали» в количестве выпущенных. На ум сразу приходит B-2A «Спирит», которых вместо сотни сделали всего два десятка.

Сама привычка сравнивать стоимость самолётов с золотом, возможно, уходит корнями к бомбардировщикам: в январе 1959 года президент Эйзенхауер заметил в послании Конгрессу, что США покупают бомбардировщики, которые стоят столько, словно их сделали из золота, очевидно имея в виду B-58 «Хастлер» (первый сверхзвуковой бомбардировщик).

А вот F-35 на «золотой самолёт» не потянет — и «flyaway cost» кое-как опустили меньше сотни миллионов, и выпустили уже больше трёхсот штук, и производство идёт нарастающими темпами, да и золото сильно подорожало. Ожидают получить в итоге «program unit cost» несколько больше 150 миллионов долларов.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Что же в России? Вопрос очень сложный, и не только из-за секретности. Разбивать стоимость разработки на десять лётных прототипов Су-57 было бы глупо, даже если бы мы её знали. Модификации Су-27 крупносерийные и разрабатывались на готовой основе.

Пожалуй, главный «золотой самолёт» для нас (в переносном смысле конечно, очень уж он тяжёлый) — Ту-160, который одновременно с B-2 «срезали» в серийном производстве, а потом ещё уничтожили часть парка. Каждый из 16 имеющихся в составе ВКС России — стотонная драгоценность. Отчасти это исправят уже только после возобновления серии.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

352K
151
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0