itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"
article image

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Современная военная техника дорогая. Очень дорогая! Практически на вес золота. И самое яркое проявление этого — боевая авиация. Мы попробовали разобраться, как же самолёты поглощают столько денег.

/
9.1K
17
6
124

Современная военная техника дорогая. Очень дорогая! Практически на вес золота. И самое яркое проявление этого — боевая авиация. Мы попробовали разобраться, как же самолёты поглощают столько денег.

Мани, мани, мани

Факт, что боевые самолёты очень дорогие, сейчас кажется самоочевидным — дороже только корабли, но они, в конце концов, большие, из тысяч тонн металла, с сотнями человек экипажа. А истребитель — это средство, которое ведут в бой один-два человека, поэтому цена такой боевой колесницы сразу бросается в глаза. Однако так было далеко не всегда.

В годы Второй мировой войны истребители по цене были на уровне массового танка — бомбардировщики, конечно, стоили больше, но это неудивительно: например, там стояло несколько очень дорогих двигателей, более сложное оборудование, да и в целом уходило больше материала и человеко-часов на сборку. Для примера: перед войной (1938-40 годы) стоимость самого дорогого И-16 в пушечной модификации достигала 135-141 тысячи рублей. При этом более простые пулемётные стоили 90-115 тысяч рублей, а с худшим двигателем (М-25 вместо М-63) и того меньше. Лёгкий танк БТ-7 в те же годы стоил порядка ста тысяч рублей, а дизельный БТ-7М ещё дороже, до 170 тысяч!

На начало войны новейшие истребители Як-1 и ЛаГГ-3 стоили около 200 тысяч рублей, чуть более освоенный в производстве МиГ-3 — 158 тысяч. Для сравнения, Т-34 в 1941 году стоил 250-270 тысяч. Следует отметить, что цифры могут сильно разниться — стоимость военной техники в СССР зависела от завода-изготовителя, и на филиале, только осваивающем производство, могла быть гораздо выше, чем на головном изготовителе.

ЛаГГ-3 первой серии в цеху завода
ЛаГГ-3 первой серии в цеху завода

Впрочем, в плановой экономике, да ещё в области закупок вооружения в военный и предвоенный период, цены в безналичных расчётах военного ведомства и заводов (то есть государства самого с собой) имеют мало отношения к обычным рыночным законам. Это тема для профессиональных экономистов, мы в это даже влезать не будем.

Лучше обратимся за параллельным примером к образцово-капиталистическим США: на конец войны за истребитель P-51 «Мустанг» просили 52 тысячи долларов. Более простой P-40 «Киттихок» перестали выпускать в 1944 году за 45 тысяч долларов, а P-47 «Тандерболт» стоил 83 тысячи. Танки «Шерман» же, в зависимости от модификации, стоили 45-64 тысячи долларов — и это только средний танк, изначально делавшийся с расчётом на максимально массовое производство (в итоге больше сделали только Т-34). За реактивный истребитель P-80 «Шутинг Стар» брали 72 тысячи долларов. В общем, тенденция явно просматривается.

Из грязи в князи

Как обстоят дела сегодня? Средний западный танк стоит пять-шесть миллионов долларов. В самых запущенных случаях, как, например, с последней модификацией «Леопарда 2» могут накрутить почти до девяти миллионов. Разница с многоцелевыми истребителями больше, чем в десять раз: 50-60 миллионов — это скорее нижняя черта, а у более дорогих стоимость уходит далеко за сотню!

Как же дошли до такой жизни? Резкий рост цен произошёл в 50-е годы, на переходе ко второму послевоенному поколению — усложнилось производство, да и сами самолёты стали больше и «насыщеннее» хай‑теком.

Чем дальше, тем дороже и сложнее.

Например, стоимость бортового радиолокатора F-22A «Раптор», AN/APG-77, — около пяти миллионов долларов. С учётом инфляции он один стоит как четыре-семь «мустангов». Конечно, пересчитывать доллары (не говоря уже о рублях) образца 1945 года в современные деньги — дело неблагодарное. Есть много методик, и все они годятся больше для развлечения. Отнеситесь к этому сравнению просто как к забавной иллюстрации на полях.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Сохранили значительную долю в цене конечного продукта и двигатели, в которых стали использовать сложные и дорогостоящие материалы, а также высокоточную обработку.

Сделать современный двигатель не проще, чем весь остальной самолёт.

Это могут подтвердить китайцы, долго мучившиеся с двигателями для «сушек» made-in, да и у наших всё непросто — двигатель «второго этапа» для Су-57 сдвигается по срокам «вправо», а первые МС-21 в ожидании отечественных двигателей ПД-14 будут пока летать на американских.

Миллион туда, десяток туда — так и пришли к цене за истребитель в районе сотни миллионов американских дензнаков.

Так золотые или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, сколько конкретно стоит тот или иной претендент. Вопрос не такой простой, каким кажется. Сразу оговорим: обсуждать придётся преимущественно зарубежные самолёты — там более открытые госзакупки и экспортные контракты. В случае отечественной техники можно оперировать только приблизительными оценками, основанными на экспортных контрактах.

Но даже с западной техникой всё не так просто. Производители предпочитают публиковать самую простую, базовую цену — так называемую «flyaway cost». Литературного перевода на русский для «цены отлёта» нет. Пожалуй, наиболее близкое по смыслу тут «себестоимость производства конкретной единицы самолёта». Военные — даже свои, родные, закупают не по ней. Любой новый самолёт поставляется с дополнительным оборудованием и запчастями; даже двигатели вполне могут «проводиться отдельным счётом». В закупку также, возможно, включат траты производителя на доработку и прочие кружки для кофе.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Недавно был скандал — в Конгрессе поинтересовались так ли ВВС нужны были закупленные за последние годы на 300 тысяч долларов (примерно по 1300 баксов за штуку) металлические кружки для кофе, которыми пользуются в полёте на самолётах-заправщиках и подобных им. Особенно в свете того, что себестоимость замены вроде бы 50 центов… Ой, да что они вообще на гражданке понимают!

«Flyaway cost», разбитый на количество машин в контракте, даёт так называемую «procurement cost». Однако и это ещё не все. Ведь значительные деньги ушли на разработку и испытания — с ними, поровну поделёнными на количество выпущенных машин, мы получаем «program unit cost». Тут уже сразу видно, где зарыта собака — если разработка была сложной, а самолётов выпустили мало, то она автоматически получается очень большой. Именно ею обычно оперируют, когда хотят показать дороговизну.

Изучим на живом примере и постараемся-таки добиться того, зачем мы тут собрались, — найти «золотой» самолёт. Далеко ходить не будем, возьмём все тот же «Раптор», благо цифры по нему имеются. Производство продолжалось до конца 2011 года и закончилось на 195 машинах. На конец производства себестоимость — «flyaway cost» — оценивалась в 138 миллионов долларов. Это намного меньше, чем стоило золото, стремительно дорожавшее весь период производства F-22A. На тот период как раз пришёлся пик цены — больше 1700 баксов за унцию. А «Раптор» — самолёт очень тяжёлый для своего класса: пустым он весит 19,7 тонн.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Однако не играем ли мы в поддавки, выбирая цену самолёта на самом минимуме, а золота — на верхней точке резкого роста? Взглянем на середину производства, условный 2005 год. С учётом цены золота в начале года (порядка 430 баксов за унцию) золотой «Раптор» стоил бы примерно 272 миллиона долларов. Разбитая же на все выпущенные машины цена разработки и доводки — «program unit cost», — как всегда в подобных случаях, очень разнится в зависимости от методики подсчёта. В качестве средней примем цифру в 377 миллионов.

В итоге можно уверенно сказать — бо́льшую часть производственного цикла F-22A был значительно дороже своей же золотой статуи в тот же вес. И «подешевел» он только в последние годы его производства, если брать резко поднявшуюся цену золота.

Есть ли другие такие самолёты? Конечно. В первую очередь, это касается машин, у которых была дорогостоящая программа разработки — или же их резко «срезали» в количестве выпущенных. На ум сразу приходит B-2A «Спирит», которых вместо сотни сделали всего два десятка.

Сама привычка сравнивать стоимость самолётов с золотом, возможно, уходит корнями к бомбардировщикам: в январе 1959 года президент Эйзенхауер заметил в послании Конгрессу, что США покупают бомбардировщики, которые стоят столько, словно их сделали из золота, очевидно имея в виду B-58 «Хастлер» (первый сверхзвуковой бомбардировщик).

А вот F-35 на «золотой самолёт» не потянет — и «flyaway cost» кое-как опустили меньше сотни миллионов, и выпустили уже больше трёхсот штук, и производство идёт нарастающими темпами, да и золото сильно подорожало. Ожидают получить в итоге «program unit cost» несколько больше 150 миллионов долларов.

Золотые самолёты: деньги, взлетающие в воздух

Что же в России? Вопрос очень сложный, и не только из-за секретности. Разбивать стоимость разработки на десять лётных прототипов Су-57 было бы глупо, даже если бы мы её знали. Модификации Су-27 крупносерийные и разрабатывались на готовой основе.

Пожалуй, главный «золотой самолёт» для нас (в переносном смысле конечно, очень уж он тяжёлый) — Ту-160, который одновременно с B-2 «срезали» в серийном производстве, а потом ещё уничтожили часть парка. Каждый из 16 имеющихся в составе ВКС России — стотонная драгоценность. Отчасти это исправят уже только после возобновления серии.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

23K
69
259
609
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346