itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Перенос музея ВВС из Монино в парк «Патриот»: «за» и «против»

В министерстве обороны РФ недавно решили: «Переносим музей ВКС из Монино в парк „Патриот“». Главный вопрос, который появился почти сразу в соцсетях: «На… в смысле, зачем?» Что ожидает уникальную экспозицию из-за этого решения? Наши авторы — сторонник музея в Монино Александр Потёмкин, а также «адвокат дьявола» Евгений Белаш — подискутировали об этой больной теме.

/ /
5.3K
17
77
69
Фото: Дмитрий Бадалян

В министерстве обороны РФ недавно решили: «Переносим музей ВКС из Монино в парк „Патриот“». Главный вопрос, который появился почти сразу в соцсетях: «На… в смысле, зачем?» Что ожидает уникальную экспозицию из-за этого решения? Наши авторы — сторонник музея в Монино Александр Потёмкин, а также «адвокат дьявола» Евгений Белаш — подискутировали об этой больной теме.

Ну и что плохого?

Двадцать восьмого ноября 2018 года Музей ВКС в Монино отметил своё шестидесятилетие. Начиная с 1958 года, его экспозиция, представленная в трёх залах, двух ангарах и на открытой площадке, знакомила посетителей с историей отечественной авиации.

В 2015 году, в связи с открытие Центрального парка вооруженных сил РФ «Патриот», было принято решение о переносе музея ВКС на его территорию — как часть общей экспозиции.

«Что же в этом плохого» — скажете вы?

Первое и самое главное: сами летательные аппараты. Давайте будем откровенны: большинство экспонатов сохранились только благодаря энтузиазму волонтеров, которые поддерживали их в надлежащем состоянии. Ну и минимальное финансирование из бюджета тоже было. Длительное забытьё музея сказалось самым плохим образом: большинство самолётов и вертолётов буквально «вросли в землю» и фактически стали непригодными для перевозки на новое место стоянки.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

А вот тут возникает первый проклятый вопрос. Почему вместо музея, заслуживающего своё гордое имя, мы имеем свалку металлолома, лишь отчасти похожего на самолёты? Простите за резкость формулировок — но я неоднократно бывал в Монино и своими глазами видел легендарные машины в том же состоянии, как на фото. Их уже шасси не держат.

Экраноплан ВВА-14 в Монино
Экраноплан ВВА-14 в Монино (источник фото)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Кто виноват? Противники переноса упорно обходят этот вопрос стороной. Складывается впечатление, что статус-кво кому-то очень выгоден. Поскольку на вопрос: «Как ты довёл?» всегда можно ответить: «А это не я, это ещё в прошлом тысячелетии устроили — но мы помним, гордимся, работаем! Вот, волонтёры целый люк покрасили». Кому выгодно — не знаю. Хотя не стоит видеть заговоры там, где хватит нежелания слушать другое мнение.

Но увы, теперешнее положение нетерпимо. Да, можно зажмуриться и делать вид, что всё как-нибудь образуется, волонтёры подклеят, подмажут… Нет, не образуется.

Хотя за последние годы горстка добровольцев проделала колоссальную работу, но самолёты надо спасать. Думаю, все поклонники авиации со мной согласятся. Вопрос лишь один: как?

Да, часть экспозиции можно перевезти своим ходом, грузовым или железнодорожным транспортом, или даже на внешнем подвесе вертолёта, как недавно это сделали в Кронштадте, но что делать с оставшимися уникальными образцами? Такими как, например, сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100) или прототип стратегического бомбардировщика Т-50, предназначенного для преодоления системы ПВО США? Или рекордный грузовой вертолёт Ми-12? Мы уж молчим про Ту-144, бережно восстановленный энтузиастами из настоящих запчастей.

Ту-144 в Монино
Ту-144 в Монино (фото: SkyShips)

Любая попытка их разобрать приведёт к повреждениям конструкции, которую потом уже нельзя будет восстановить. Или держать в новом музее «макеты»? Уж лучше тогда сразу отправить заказы на заводы с предложением «сделать по мотивам» корпуса. Но чем тогда «Патриот» будет лучше Диснейленда?

Евгений Белаш
Евгений Белаш

«Уникальные образцы», которые «вросли в землю»? За следующие слова меня многие возненавидят. Но давайте будем честны хотя бы перед собой. Свалка металлолома (Монино сейчас) — это уже не самолёты, которые туда привезли десятки лет назад. Они давно утратили и способность к полёту, и статус нетронутости. В лучшем случае — это памятники.

Если вы относитесь к самолёту как к чудотворной иконе — хотя бы достаньте эту икону из грязи. А не кричите в соцсетях: «Нет! Пусть лежит в грязи, как при СССР было!»

Сразу скажу — я не специалист в авиации. Но, как мы видим на примерах от Кронштадта до Казани, — в принципе бо́льшая часть техники, вплоть до Ту-144, вполне перевозится.

Вы боитесь, что при перевозке давно не способные летать самолёты утратят статус сакральности? Хорошо, найдите специалистов, которые обеспечат транспортировку должным образом.

Даже разобрать нельзя? И что прикажете делать? Дожидаться, пока уникальные образцы прогниют насквозь и перестанут быть даже похожими на самолёты?

О «макетах». Два слова. Крейсер   «Аврора». Предлагаете его затопить, поскольку это не «тру» корабль, который стрелял по Зимнему?

Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-12
Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-12 (фото: Алан Уилсон)

«Почему» в квадрате

Хорошо, оставим в покое технику. Основное нововведение, которое предлагается в парке «Патриот»: три крытых корпуса (на 50 тысяч квадратных метров с ремонтной мастерской) и частично крытая, частично открытая стоянка авиатехники. Всё это наполнено интерактивом, красивой иконографикой, обучающими материалами и даже лётными тренажерами.

И вот тут возникает второй вопрос: почему это великолепие (а самое главное — деньги на него) нельзя было организовать на базе старого музея?

Например, для внутреннего наполнения можно было переоборудовать старые ангары, расширив их при желании. Поверьте, имелись и место, и свободные площади. Не закладывать в реконструкцию стоимость перевозки самолётов (которая даже для небольшого ЛА составляет несколько миллиона рублей), и вуаля — устроить на месте старого музея «рай для авиафила на земле»?

Тут же плавно переходим к вопросу об открытой экспозиции. Если у государства не хватало денег на полноценное поддержание техники музея в должном виде, то почему бы просто не сделать полноценный навес над уже существующей стоянкой?

Перенос музея ВВС из Монино в парк Патриот: за и против
(Фото: Андрей Хачатрян)

Проект, который сейчас показывают в ролике «Патриота»: плексигласовое затемнённое стекло «дизайнерской формы», укрепленное на нескольких столбах. Честно говоря, нынешнему музею хватило бы и обычной конструкции, да и вышло бы дешевле.

Зачем?

Ну и последний, но не менее важный вопрос: зачем собирать все музеи в одном месте? Сам по себе «Патриот» не очень удобен: вечно забитое по выходным шоссе, от ближайшей ж/д станции ехать ещё на попутном транспорте. Да, в Монино тоже есть проблемы: от станции пригородных электричек надо идти не менее получаса. Но эта проблема явно решалась бы быстрее и проще пуском специальных автобусов от МО по выходным дням.

Также в парке «Патриот» отсутствует какая-либо нормальная ВПП (взлётно-посадочная полоса). Да, есть полоса в близлежащей Кубинке, но оттуда ещё и до экспозиции как-то надо добраться? А без ВПП как подразумевается пополнять коллекцию? Разбирать-собирать каждую единицу авиатехники? В нынешнем варианте полоса была до недавнего времени. Я абсолютно уверен, что МО РФ при желании ничего бы не стоило довести её до прежнего уровня и принимать новые самолёты.

Перенос музея ВВС из Монино в парк Патриот: за и против
(Фото: Алан Уилсон)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Тут встает ещё один проклятый вопрос. Инфраструктура. Современному музею инфраструктура нужна «как воздух, как хлеб». Без неё на самые уникальные экспонаты будет смотреть только кучка гиков. Пока те тихо гниют (экспонаты, не гики). Увы, это азбука музейного дела и туризма.

Если мы хотим именно музей, ему нужны нормальные площадки с хорошим обзором и подходами. Подробные указатели на нескольких языках. Автобусы. Туалеты, простите, — чтобы посетители не мочились на экспонаты. Места для отдыха и для качественной еды. И для сувениров тоже. Интерактив, кстати, — XXI век на дворе.

Я видел музей 35-й батареи в Севастополе. Музей истории Великой Отечественной войны в Минске (новый). Музей Вадима Задорожного. И парк «Патриот». Это отличные современные музеи.

Да, они тоже не без недостатков. Но, вспоминая старую Кубинку с набитыми промороженными ангарами, куда надо топать пешком по загазованному шоссе, а не ехать на бесплатных автобусах — я, увы, решительно голосую не за неё, а за парк «Патриот».

Экспозиция авиатехники в парке Патриот
Экспозиция авиатехники в парке «Патриот» (источник фото)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

А вот, например, Музей индустриальной культуры — это, простите за резкость, свалка старых вещей. В Монино сейчас даже ВПП нет. Как вы предлагаете пополнять коллекцию там? Или нам другие образцы больше не нужны?

Построить навес? Сами представьте картину строительства красивого модного навеса над этим позором. Без комментариев.

«Зачем собирать музеи в одном месте»? А зачем нужны Эрмитаж и Третьяковская галерея? «Патриот», конечно, не Эрмитаж. Пока. Но вот необходимая в XXI веке инфраструктура там есть. Видел лично. Да и цифры посещения той же «Армии» говорят сами за себя — миллион человек за неделю (за их же деньги). Монино — четыре миллиона. За сорок лет.

А устроить на месте старого музея… Боюсь, проще будет построить десяток музеев в чистом поле. С нуля.

Но надо что-то решать. Причём и в случае переноса, и в случае строительства нового музея на старом месте — максимально спокойно, без криков и истерик. Имея «за душой» не оскорбления, как сейчас, а разработанный специалистами поэтапный план «делаем так — потому что».

Вообще, вся идея с переносом музея безболезненно решалась организацией филиала парка «Патриот» на базе существующего музея ВКС. Таким образом и чиновники оставались «сыты», и самолёты целы. Ведь существуют же такие отделения в Кронштадте и Севастополе в части ВМФ? Так почему же нельзя было сделать то же самое с музеем ВКС в Монино? Нет ответа…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Укрыть танки: как любители мультиков уникальные машины спасли

Хвойный финский лес. Прекрасное место для отдыха, но никак не для экспонирования редких образцов бронетехники. На крик о помощи танкового музея отозвались тысячи небезразличных. Большинство из них — поклонники мультиков. В чём связь, спросите вы? Давайте разбираться.

13K
25
5
194
Три древние цитадели: истории крепостей Крыма

Древние крепости Крыма помнят ещё античных греков и римлян. Старые стены хранят свои истории, и на каждую крепость обязательно стоит посмотреть.

18K
19
4
145
Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34?

Девятого января 2019 года в Россию прибыл необычный груз. Тридцать танков Т-34-85, ещё недавно принадлежавших армии Лаоса, теперь станут музейными экспонатами и реквизитом для исторических фильмов. Но всё ли так просто, как кажется? Редакция WARHEAD.SU разобралась, что не так с этими танками.

27K
27
20
397
Диванная аналитика: зачем в парке бомбардировщик и сколько нужно таких парков?

В американском городе Рапид-Сиди открывают новый мемориальный парк, в котором поставят бомбардировщик. А ещё туда переместят памятник из другого мемориального парка, расположенного по соседству. Выходит, не только в России страсть к передислокации исторических артефактов туда-сюда? Наш отдел диванной аналитики разобрался, чем такое вызвано и как обычно заканчивается.

2.8K
8
2
14
В Калифорнии на пустыре нашли суборбитальные беспилотники

Два экспериментальных суборбитальных беспилотника X-34 вместо музея оказались… на пустыре возле шоссе, среди хлама и отходов. Как это получилось — разбирается отдел диванной аналитики WARHEAD.SU.

7K
21
3
325
На острове Алькатрас найдены остатки старинного форта

Специалисты Бингемтонского университета побывали на острове Алькатрас, где некогда располагалась легендарная тюрьма, а сейчас находится музей. Они просканировали недра острова и обнаружили прямо под двором для прогулок заключённых отлично сохранившиеся сооружения тех времён, когда Алькатрас был фортом, а не тюрьмой.

2.4K
11
4
24
Линкор «Техас» переезжает из Хьюстона

Превращённый в музей линкор «Техас» вынужден покинуть место стоянки и отправиться искать лучшей доли. Планируется разместить его там, где он сможет привлечь в несколько раз больше посетителей, чем сейчас, — иначе корабль-ветеран грозит попросту развалиться от нехватки финансирования.

5.8K
12
8
46
Музей в Индиане собирает деньги на ангар для бомбардировщика

Музей авиабазы Гриссом в американском штате Индиана начал краудфандинговую кампанию для строительства специального ангара. В нём будет прятаться от непогоды гвоздь экспозиции — первый сверхзвуковой бомбардировщик ВВС США B-58 «Хастлер».

3.1K
4
3
23
«Армия-2019»: маленький «Хмеймим» на большом форуме

Каждый форум «Армия» в парке «Патриот» старается удивить чем-то новым. Причём не всегда речь идёт о новых образцах оружия или техники. Появляются и новые выставки. Одна из них, расположенная в кластере ВКС на аэродроме Кубинка, воспроизводит быт расположенной в Сирии авиабазы Хмеймим.

4.9K
9
6
32
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
109
234
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
78
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
87
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

32K
57
94
128
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
136
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

308K
143
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

168K
44
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

149K
62
11
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
104
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
61
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

91K
48
9
358
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

383
4
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

799
3
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

420
6
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

817
2
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

1.1K
7
3
0
Пиксельный музей. Hokum.

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

1.5K
9
0
0
Эффект Кумулятивного Действия: «Тиссо»

Все знают про «Юнион карбайд», многие знают про «Маяк», некоторые слышали про «Монсанто», но вот кто из вас слышал про «Тиссо»? Эта «тихая» техногенка не особо сейчас известна, а зря. История очень поучительная.

560
6
0
0
Монтана: Самый невезучий штат США

В Америке есть такая традиция: называть корабли в честь штатов. В XVIII-XIX веках особой системы не было, но потом имена штатов стали давать самым пафосным кораблям. Поначалу это были эскадренные броненосцы, после — линкоры, а сейчас — атомные подводные лодки...

1.7K
8
1
0
Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

844
7
2
0