Перенос музея ВВС из Монино в парк «Патриот»: «за» и «против»

В министерстве обороны РФ недавно решили: «Переносим музей ВКС из Монино в парк „Патриот“». Главный вопрос, который появился почти сразу в соцсетях: «На… в смысле, зачем?» Что ожидает уникальную экспозицию из-за этого решения? Наши авторы — сторонник музея в Монино Александр Потёмкин, а также «адвокат дьявола» Евгений Белаш — подискутировали об этой больной теме.

/ /
4.3K
16
77
69
Фото: Дмитрий Бадалян

В министерстве обороны РФ недавно решили: «Переносим музей ВКС из Монино в парк „Патриот“». Главный вопрос, который появился почти сразу в соцсетях: «На… в смысле, зачем?» Что ожидает уникальную экспозицию из-за этого решения? Наши авторы — сторонник музея в Монино Александр Потёмкин, а также «адвокат дьявола» Евгений Белаш — подискутировали об этой больной теме.

Ну и что плохого?

Двадцать восьмого ноября 2018 года Музей ВКС в Монино отметил своё шестидесятилетие. Начиная с 1958 года, его экспозиция, представленная в трёх залах, двух ангарах и на открытой площадке, знакомила посетителей с историей отечественной авиации.

В 2015 году, в связи с открытие Центрального парка вооруженных сил РФ «Патриот», было принято решение о переносе музея ВКС на его территорию — как часть общей экспозиции.

«Что же в этом плохого» — скажете вы?

Первое и самое главное: сами летательные аппараты. Давайте будем откровенны: большинство экспонатов сохранились только благодаря энтузиазму волонтеров, которые поддерживали их в надлежащем состоянии. Ну и минимальное финансирование из бюджета тоже было. Длительное забытьё музея сказалось самым плохим образом: большинство самолётов и вертолётов буквально «вросли в землю» и фактически стали непригодными для перевозки на новое место стоянки.

Евгений Белаш
Евгений Белаш

А вот тут возникает первый проклятый вопрос. Почему вместо музея, заслуживающего своё гордое имя, мы имеем свалку металлолома, лишь отчасти похожего на самолёты? Простите за резкость формулировок — но я неоднократно бывал в Монино и своими глазами видел легендарные машины в том же состоянии, как на фото. Их уже шасси не держат.

Экраноплан ВВА-14 в Монино (источник фото)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Кто виноват? Противники переноса упорно обходят этот вопрос стороной. Складывается впечатление, что статус-кво кому-то очень выгоден. Поскольку на вопрос: «Как ты довёл?» всегда можно ответить: «А это не я, это ещё в прошлом тысячелетии устроили — но мы помним, гордимся, работаем! Вот, волонтёры целый люк покрасили». Кому выгодно — не знаю. Хотя не стоит видеть заговоры там, где хватит нежелания слушать другое мнение.

Но увы, теперешнее положение нетерпимо. Да, можно зажмуриться и делать вид, что всё как-нибудь образуется, волонтёры подклеят, подмажут… Нет, не образуется.

Хотя за последние годы горстка добровольцев проделала колоссальную работу, но самолёты надо спасать. Думаю, все поклонники авиации со мной согласятся. Вопрос лишь один: как?

Да, часть экспозиции можно перевезти своим ходом, грузовым или железнодорожным транспортом, или даже на внешнем подвесе вертолёта, как недавно это сделали в Кронштадте, но что делать с оставшимися уникальными образцами? Такими как, например, сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100) или прототип стратегического бомбардировщика Т-50, предназначенного для преодоления системы ПВО США? Или рекордный грузовой вертолёт Ми-12? Мы уж молчим про Ту-144, бережно восстановленный энтузиастами из настоящих запчастей.

Ту-144 в Монино (фото: SkyShips)

Любая попытка их разобрать приведёт к повреждениям конструкции, которую потом уже нельзя будет восстановить. Или держать в новом музее «макеты»? Уж лучше тогда сразу отправить заказы на заводы с предложением «сделать по мотивам» корпуса. Но чем тогда «Патриот» будет лучше Диснейленда?

Евгений Белаш
Евгений Белаш

«Уникальные образцы», которые «вросли в землю»? За следующие слова меня многие возненавидят. Но давайте будем честны хотя бы перед собой. Свалка металлолома (Монино сейчас) — это уже не самолёты, которые туда привезли десятки лет назад. Они давно утратили и способность к полёту, и статус нетронутости. В лучшем случае — это памятники.

Если вы относитесь к самолёту как к чудотворной иконе — хотя бы достаньте эту икону из грязи. А не кричите в соцсетях: «Нет! Пусть лежит в грязи, как при СССР было!»

Сразу скажу — я не специалист в авиации. Но, как мы видим на примерах от Кронштадта до Казани, — в принципе бо́льшая часть техники, вплоть до Ту-144, вполне перевозится.

Вы боитесь, что при перевозке давно не способные летать самолёты утратят статус сакральности? Хорошо, найдите специалистов, которые обеспечат транспортировку должным образом.

Даже разобрать нельзя? И что прикажете делать? Дожидаться, пока уникальные образцы прогниют насквозь и перестанут быть даже похожими на самолёты?

О «макетах». Два слова. Крейсер «Аврора». Предлагаете его затопить, поскольку это не «тру» корабль, который стрелял по Зимнему?

Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-12 (фото: Алан Уилсон)

«Почему» в квадрате

Хорошо, оставим в покое технику. Основное нововведение, которое предлагается в парке «Патриот»: три крытых корпуса (на 50 тысяч квадратных метров с ремонтной мастерской) и частично крытая, частично открытая стоянка авиатехники. Всё это наполнено интерактивом, красивой иконографикой, обучающими материалами и даже лётными тренажерами.

И вот тут возникает второй вопрос: почему это великолепие (а самое главное — деньги на него) нельзя было организовать на базе старого музея?

Например, для внутреннего наполнения можно было переоборудовать старые ангары, расширив их при желании. Поверьте, имелись и место, и свободные площади. Не закладывать в реконструкцию стоимость перевозки самолётов (которая даже для небольшого ЛА составляет несколько миллиона рублей), и вуаля — устроить на месте старого музея «рай для авиафила на земле»?

Тут же плавно переходим к вопросу об открытой экспозиции. Если у государства не хватало денег на полноценное поддержание техники музея в должном виде, то почему бы просто не сделать полноценный навес над уже существующей стоянкой?

(Фото: Андрей Хачатрян)

Проект, который сейчас показывают в ролике «Патриота»: плексигласовое затемнённое стекло «дизайнерской формы», укрепленное на нескольких столбах. Честно говоря, нынешнему музею хватило бы и обычной конструкции, да и вышло бы дешевле.

Зачем?

Ну и последний, но не менее важный вопрос: зачем собирать все музеи в одном месте? Сам по себе «Патриот» не очень удобен: вечно забитое по выходным шоссе, от ближайшей ж/д станции ехать ещё на попутном транспорте. Да, в Монино тоже есть проблемы: от станции пригородных электричек надо идти не менее получаса. Но эта проблема явно решалась бы быстрее и проще пуском специальных автобусов от МО по выходным дням.

Также в парке «Патриот» отсутствует какая-либо нормальная ВПП (взлётно-посадочная полоса). Да, есть полоса в близлежащей Кубинке, но оттуда ещё и до экспозиции как-то надо добраться? А без ВПП как подразумевается пополнять коллекцию? Разбирать-собирать каждую единицу авиатехники? В нынешнем варианте полоса была до недавнего времени. Я абсолютно уверен, что МО РФ при желании ничего бы не стоило довести её до прежнего уровня и принимать новые самолёты.

(Фото: Алан Уилсон)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

Тут встает ещё один проклятый вопрос. Инфраструктура. Современному музею инфраструктура нужна «как воздух, как хлеб». Без неё на самые уникальные экспонаты будет смотреть только кучка гиков. Пока те тихо гниют (экспонаты, не гики). Увы, это азбука музейного дела и туризма.

Если мы хотим именно музей, ему нужны нормальные площадки с хорошим обзором и подходами. Подробные указатели на нескольких языках. Автобусы. Туалеты, простите, — чтобы посетители не мочились на экспонаты. Места для отдыха и для качественной еды. И для сувениров тоже. Интерактив, кстати, — XXI век на дворе.

Я видел музей 35-й батареи в Севастополе. Музей истории Великой Отечественной войны в Минске (новый). Музей Вадима Задорожного. И парк «Патриот». Это отличные современные музеи.

Да, они тоже не без недостатков. Но, вспоминая старую Кубинку с набитыми промороженными ангарами, куда надо топать пешком по загазованному шоссе, а не ехать на бесплатных автобусах — я, увы, решительно голосую не за неё, а за парк «Патриот».

Экспозиция авиатехники в парке «Патриот» (источник фото)
Евгений Белаш
Евгений Белаш

А вот, например, Музей индустриальной культуры — это, простите за резкость, свалка старых вещей. В Монино сейчас даже ВПП нет. Как вы предлагаете пополнять коллекцию там? Или нам другие образцы больше не нужны?

Построить навес? Сами представьте картину строительства красивого модного навеса над этим позором. Без комментариев.

«Зачем собирать музеи в одном месте»? А зачем нужны Эрмитаж и Третьяковская галерея? «Патриот», конечно, не Эрмитаж. Пока. Но вот необходимая в XXI веке инфраструктура там есть. Видел лично. Да и цифры посещения той же «Армии» говорят сами за себя — миллион человек за неделю (за их же деньги). Монино — четыре миллиона. За сорок лет.

А устроить на месте старого музея… Боюсь, проще будет построить десяток музеев в чистом поле. С нуля.

Но надо что-то решать. Причём и в случае переноса, и в случае строительства нового музея на старом месте — максимально спокойно, без криков и истерик. Имея «за душой» не оскорбления, как сейчас, а разработанный специалистами поэтапный план «делаем так — потому что».

Вообще, вся идея с переносом музея безболезненно решалась организацией филиала парка «Патриот» на базе существующего музея ВКС. Таким образом и чиновники оставались «сыты», и самолёты целы. Ведь существуют же такие отделения в Кронштадте и Севастополе в части ВМФ? Так почему же нельзя было сделать то же самое с музеем ВКС в Монино? Нет ответа…

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Укрыть танки: как любители мультиков уникальные машины спасли

Хвойный финский лес. Прекрасное место для отдыха, но никак не для экспонирования редких образцов бронетехники. На крик о помощи танкового музея отозвались тысячи небезразличных. Большинство из них — поклонники мультиков. В чём связь, спросите вы? Давайте разбираться.

8.8K
21
5
194
Три древние цитадели: истории крепостей Крыма

Древние крепости Крыма помнят ещё античных греков и римлян. Старые стены хранят свои истории, и на каждую крепость обязательно стоит посмотреть.

17K
17
4
145
Перенос музея ВВС из Монино в парк «Патриот»: «за» и «против»

В министерстве обороны РФ недавно решили: «Переносим музей ВКС из Монино в парк „Патриот“». Главный вопрос, который появился почти сразу в соцсетях: «На… в смысле, зачем?» Что ожидает уникальную экспозицию из-за этого решения? Наши авторы — сторонник музея в Монино Александр Потёмкин, а также «адвокат дьявола» Евгений Белаш — подискутировали об этой больной теме.

4.3K
16
77
69
Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34?

Девятого января 2019 года в Россию прибыл необычный груз. Тридцать танков Т-34-85, ещё недавно принадлежавших армии Лаоса, теперь станут музейными экспонатами и реквизитом для исторических фильмов. Но всё ли так просто, как кажется? Редакция WARHEAD.SU разобралась, что не так с этими танками.

23K
24
20
397
Диванная аналитика: зачем в парке бомбардировщик и сколько нужно таких парков?

В американском городе Рапид-Сиди открывают новый мемориальный парк, в котором поставят бомбардировщик. А ещё туда переместят памятник из другого мемориального парка, расположенного по соседству. Выходит, не только в России страсть к передислокации исторических артефактов туда-сюда? Наш отдел диванной аналитики разобрался, чем такое вызвано и как обычно заканчивается.

2.4K
8
2
14
В Калифорнии на пустыре нашли суборбитальные беспилотники

Два экспериментальных суборбитальных беспилотника X-34 вместо музея оказались… на пустыре возле шоссе, среди хлама и отходов. Как это получилось — разбирается отдел диванной аналитики WARHEAD.SU.

6.5K
20
3
325
На острове Алькатрас найдены остатки старинного форта

Специалисты Бингемтонского университета побывали на острове Алькатрас, где некогда располагалась легендарная тюрьма, а сейчас находится музей. Они просканировали недра острова и обнаружили прямо под двором для прогулок заключённых отлично сохранившиеся сооружения тех времён, когда Алькатрас был фортом, а не тюрьмой.

1.9K
11
4
24
Линкор «Техас» переезжает из Хьюстона

Превращённый в музей линкор «Техас» вынужден покинуть место стоянки и отправиться искать лучшей доли. Планируется разместить его там, где он сможет привлечь в несколько раз больше посетителей, чем сейчас, — иначе корабль-ветеран грозит попросту развалиться от нехватки финансирования.

5.1K
12
8
46
Музей в Индиане собирает деньги на ангар для бомбардировщика

Музей авиабазы Гриссом в американском штате Индиана начал краудфандинговую кампанию для строительства специального ангара. В нём будет прятаться от непогоды гвоздь экспозиции — первый сверхзвуковой бомбардировщик ВВС США B-58 «Хастлер».

2.7K
4
3
23
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
58
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
61
13
437
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
589
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346