itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Три эпохи Георгия Берегового

Воздушный снайпер, лётчик-испытатель, космонавт, руководитель подготовки космонавтов. Сложно представить, что всё это об одном человеке. Менялись времена и эпохи, но дважды Герой СССР Георгий Береговой всегда оставался верен авиации.

/
5.3K
23
6
285

Воздушный снайпер, лётчик-испытатель, космонавт, руководитель подготовки космонавтов. Сложно представить, что всё это об одном человеке. Менялись времена и эпохи, но дважды Герой СССР Георгий Береговой всегда оставался верен авиации.

Военный пилот

Тридцатые годы стали эпохой романтики советской авиации. Девиз «Комсомолец, на самолёт!» тогда был не просто дежурным лозунгом, а руководством к действию. Большинство молодёжи шло по заранее проложенному маршруту: авиамодельный кружок, авиаклуб, школа военных лётчиков.

Первое и второе было доступно даже для жителей небольших городов. Так что на третьем этапе инструкторы могли придирчиво отбирать кандидатов в военные пилоты из огромной массы получивших первоначальную подготовку.

Георгий Тимофеевич Береговой родился в 1921 году и, как и сотни сверстников, заболел авиацией. Кружок авиамоделистов в школе, потом аэроклуб после смен на Енакиевском металлургическом заводе. Затем призыв в Красную армию и Ворошиловградскую авиашколу.

На фронт, в штурмовой авиаполк, он попал летом 1942 года в звании сержанта. Молодые лётчики на Ил-2 в те дни горели десятками, не успев совершить сколько-нибудь заметного числа боевых вылетов.

Береговой мог стать одним из них. В одном из первых же вылетов на штурмовку немецких эшелонов его самолёт сбили огнём с земли, и молодому сержанту с трудом удалось совершить аварийную посадку — он сел в лесу, притерев крылатую машину между стволами деревьев. После четырёх дней блужданий лётчик вернулся в свой полк, где его уже никто не ждал.

Береговой возле самолёта
Береговой возле самолёта

За время войны Берегового сбивали ещё дважды. Один раз он плюхнулся на нейтралку — тогда его спас вовремя подоспевший джип. А во второй раз вместе с бортстрелком успел выпрыгнуть из горящей боевой машины за секунды до взрыва. После этого он всю оставшуюся жизнь не любил парашютные прыжки.

Во фронтовом небе Берегового хранили не только удача и пилотажное мастерство, но и, прежде всего, умение «лететь впереди самолёта».

Он всегда тщательно продумывал каждый вылет и готовил к нему своих подчинённых. Летал головой и умом.

Береговой был не просто удачливым воздушным снайпером, но и отличным командиром. Командуя эскадрильей, был награжден двумя полководческими орденами — Александра Невского и Богдана Хмельницкого.

В октябре 1944 года он стал Героем Советского Союза.

Первые послевоенные годы многим молодым асам давались нелегко. Мирная жизнь и мирная армия подошли далеко не каждому. Но Георгий Береговой сделал шаг вперёд — в 1948 году он стал лётчиком-испытателем.

Наступала новая эпоха — эпоха реактивной авиации, и многое приходилось постигать едва ли не с нуля. Пилот-ас, всегда интересовавшийся технической стороной полётов, оказался на своём месте. Он первым вывел из штопора реактивную машину, испытывал на больших высотах первый гермошлем и проверял норов совсем новых стальных птиц.

Три эпохи Георгия Берегового

Казалось, выше взлететь уже нельзя.

Космос

О космосе Георгий Береговой задумался в возрасте, когда его коллеги и ровесники уже начинали размышлять о перспективах пенсии и написании мемуаров.

В отряд космонавтов он вошёл со вторым набором, причём вошёл самым последним. Его зачислили отдельным приказом, аж через год после основного — в январе 1964-го года.

Второй набор вообще отличался от первого (гагаринского) кандидатами посолидней, с куда бо́льшим опытом и образованием. Но даже среди них Береговой выделялся — и возрастом (он был старше предыдущего рекордсмена Дёмина на пять лет), и званием (Береговой был полковником), и количеством орденов.

В необходимости его зачисления в отряд было много сомнений. На одной чаше весов стоял уникальный опыт боевого лётчика и лётчика-испытателя, на другой — возраст, состояние здоровья и физическая подготовка.

Злые языки судачили, что взяли его из-за хороших личных отношений с руководившим подготовкой космонавтов генералом Каманиным (который помнил Берегового ещё сержантом) и главкомом ВВС Вершининым.

Во время прохождения подготовки в отряде Георгию Тимофеевичу приходилось выкладываться даже больше остальных, чтобы не отставать: возраст всё-таки давал о себе знать.

Первоначально космонавт принимал участие в подготовке по программе «Восход». Это была трёхместная модификация гагаринского «Востока». Программу, однако, закрыли как бесперспективную уже после второго полёта. Своего вылета ему пришлось ждать больше четырёх лет.

Три эпохи Георгия Берегового

За эти годы в советской пилотируемой космонавтике случился тяжёлый кризис. Полёты «союзов» начинались тяжело. Первый беспилотный аппарат был подорван на орбите из-за многочисленных отказов и потери управления. Второй взорвался с ракетой-носителем на стартовом столе. Третий с многочисленными неполадками всё же выполнил часть испытательной программы и вернулся на Землю. При сходе с орбиты он отклонился от траектории и упал в Аральское море. Но когда его оттуда достали, выяснилось, что это не самая плохая новость. При возвращении прогорела теплозащита, и корабль выгорел изнутри.

Но космическая гонка требовала новых громких успехов. Было принято решение провести пилотируемые полёты, причём сразу в самом амбициозном виде. Предполагался старт двух кораблей «Союз-1» и «Союз-2», а затем их стыковка и переход двух космонавтов из одного корабля в другой с последующей расстыковкой и возвращением на Землю.

Первым 23-го апреля 1967 года взлетел «Союз-1» под управлением Владимира Комарова. Сразу после выхода на орбиту на корабле начались серьёзные неполадки. В результате старт второго «Союза» отменили, а корабль Комарова решили возвращать обратно.

Уже в атмосфере не раскрылись парашюты. Корабль разбился, а сам Комаров погиб.

Это был серьёзный удар по советской космонавтике. Потребовались доработки ракет и ещё четыре беспилотных пуска, чтобы вернуться к пилотируемым полётам.

За это время американцы не только догнали, но и оставили СССР позади в космической гонке. На кораблях «Джемини» они научились по-настоящему пилотируемым полетам, выходам в открытый космос, стыковкам и расстыковкам. Полным ходом шла программа «Аполлон» с трёхместными кораблями для полета на Луну. Да, американцы имели свои большие проблемы и трагедии. В ходе наземных испытаний погиб экипаж «Апполона-1» в составе Эдварда Уайта, Вирджила Гриссома и Роджера Чаффи. Но американцы явно обошли своих советских коллег.

После целого ряда успешных запусков беспилотных «союзов» вновь заговорили о пилотируемых полётах.

В ходе беспилотных пусков удалось достичь большого успеха: состоялась первая в мире стыковка двух кораблей в полностью автоматическом режиме. Но теперь требовалось провести стыковку в ручном режиме. После долгих размышлений и прикидок остановились на самом скромном варианте. Один пилотируемый, один беспилотный корабль и один космонавт.

Именно это и поручили Георгию Береговому.

Три эпохи Георгия Берегового

Первым, 25-го октября 1968 года, на орбиту ушёл беспилотный «Союз-2». Через сутки стартовал «Союз-3» под управлением Берегового. Его корабль сразу после выхода на орбиту оказался всего в 11 километрах от второго «Союза». Автоматика быстро сблизила корабли на расстояние в 200 метров, после чего уже в ручном режиме должна была состояться стыковка. Но при каждой попытке автоматика беспилотного корабля уводила его в сторону во избежание столкновения. В результате «Союз-3» использовал слишком много топлива, и дальнейшие попытки выполнить задачу отменили.

Тридцатого октября корабль и его командир благополучно вернулись домой.

При разборе полёта выяснилось: стыковку не удалось провести по целому ряду причин. С одной стороны, виноват сам Береговой. Он допустил серьёзную ошибку: слишком сильно довернул свой корабль, и в результате оба «союза» оказались перевёрнуты под углом 180 градусов друг к другу — чего сам космонавт не распознал. С другой — программа полёта была составлена неграмотно. Стыковка предполагалась на первом же витке, когда космонавт ещё не успел выдохнуть от старта и приспособиться к невесомости. Да ещё и на тёмной стороне планеты, в отсутствие радиосвязи и контроля с Земли. То есть в почти полной темноте и без возможности попросить совета или помощи. К тому же ситуацию с разворотом кораблей не просчитывали и на тренажёрах не отрабатывали, несмотря на немалую её вероятность.

В закрытых документах полёт признали провальным, но советская пресса писала о нём как об очередном советском прорыве в космосе. Сам Береговой получил за этот полёт вторую звезду Героя и звание генерал‑майора.

Но больше он в космос не летал.

Выстрелы в Кремле

На дворе ещё стояла эпоха, когда космос будоражил умы, а космонавты были героями. Советская пресса и правительство этому всячески способствовали. В газетах заранее публиковали анонсы будущих торжественных приёмов в Кремле в честь космонавтов.

Один человек решил этим воспользоваться.

Младший лейтенант Ильин 21-го января 1969 года покинул расположение части, прихватив с собой два пистолета Макарова и четыре обоймы с патронами. По заранее купленному билету он полетел с оружием в Москву. Времена стояли ещё самые невинные, никаких изнуряющих личных проверок не существовало.

Летел Ильин с одной единственной целью — убить генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Который, несомненно, будет присутствовать на широко анонсированном приёме в честь космонавтов в Кремле на следующий день.

Экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5» провели долгожданную стыковку с переходом из корабля в корабль через открытый космос. Делали они это на солнечной стороне Земли, над территорией СССР, в конце первых суток полёта, — опыт неудачи «Союза-3» был учтён.

Всё это надо было хорошо отпраздновать.

Ильин раздобыл милицейскую форму, в которой без проблем прошёл в Кремль и встал в оцепление в ожидании проезда кортежа. Увидев приближающийся правительственный кортеж, Ильин по-македонски, с двух рук, открыл огонь по второму автомобилю в отряде.

Автомобиль, на котором везли космонавтов
Автомобиль, на котором везли космонавтов

Всё это было, конечно, феерическим проколом советских спецслужб.

В этой машине Брежнева не было, он вообще то ли уже въехал в Кремль ранее, то ли находился в хвосте колонны. В небронированном лимузине ЗИЛ-111, попавшем под огонь, ехали советские космонавты. На заднем сиденье находились Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Леонов, на переднем — Георгий Береговой.

В космонавты не брали тех, кто не умел молниеносно реагировать на изменение обстановки. После первых же выстрелов все, кто был на заднем сиденье, упали на пол. А сидевший на пассажирском месте Береговой перехватил управление у получившего смертельные ранения водителя и увёл машину из-под обстрела.

Ильина сбил один из мотоциклистов эскорта, после чего стрелка задержали. Он провёл 20 лет в психиатрической больнице и сегодня проживает в городе Санкт‑Петербурге.

А назначенный на 22 января 1969 года приём прошёл, как будто ничего не случилось.

Начальник

В 1972 году Георгий Береговой возглавил центр подготовки космонавтов и руководил им более 15 лет. Он выпустил ещё два поколения космонавтов. И ушёл из жизни в 1995-м году.

Три эпохи Георгия Берегового

Он прожил яркую жизнь, в которой было всё. А событий, которые её наполнили, пожалуй, хватило бы на несколько жизней.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

14K
19
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

27K
28
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

17K
28
9
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

12K
18
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

19K
16
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

21K
10
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

32K
56
10
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

14K
37
7
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

20K
38
8
61
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
179
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
136
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

22K
49
31
322
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

18K
47
96
222
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172