itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Правда ли? Американские военные всё время выбирают не те самолёты

Как же любят американские военные, особенно авиаторы, устраивать конкурсы! Хлебом не корми, дай выбрать, какой самолёт круче и достойнее оказаться на вооружении у «солдат демократии». Но почти каждое такое решение сразу критикуют, победителя признают негодным, а организаторов обвиняют в предвзятости. Мы разобрались, правда ли ВВС США постоянно «ошибаются» в выборе?

/
13K
27
46
61

Как же любят американские военные, особенно авиаторы, устраивать конкурсы! Хлебом не корми, дай выбрать, какой самолёт круче и достойнее оказаться на вооружении у «солдат демократии». Но почти каждое такое решение сразу критикуют, победителя признают негодным, а организаторов обвиняют в предвзятости. Мы разобрались, правда ли ВВС США постоянно «ошибаются» в выборе?

Горячие отношения «Раптора» и «Вдовы»

Начнём сразу с места в карьер — самое горячее противостояние нашей эпохи, YF-22 против YF-23, «Раптор» против «Вдовы».

На первый взгляд, здесь всё однозначно. С одной стороны, проект союза «Нортроп Грумман» и «Макдоннелл Дуглас» — YF-23, превосходивший конкурента во всём. Скорость больше, манёвренность на сверхзвуковых скоростях лучше, отличная незаметность на уровне лучших представителей этого дела, вроде F-117 и B-2. На этом фоне детище аж трёх фирм — «Локхид Мартин», «Боинг» и «Дженерал Дайнэмикс» — YF-22 смотрелся куда скромнее, но при этом стоил ненамного меньше. И всё равно именно он победил и был принят на вооружение.

Причины такого выбора ищут самые разные: от банальной ошибки до подлого заговора «Боинг» с целью разорить «Макдоннелл Дуглас» и впоследствии их купить.

Так мог выглядеть серийный вариант F-23
Так мог выглядеть серийный вариант F-23 (фото: Адам Бёрч)

Но если копнуть чуть глубже, оказывается, что идеальная «Чёрная вдова» не так и идеальна, как её расписывают. Хотя программа «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) с середины 80-х рассматривалась как работа над чистым истребителем-перехватчиком, к началу 90-х стало ясно — денег на создание ударного самолёта пятого поколения у ВВС нет и не будет, и будущий истребитель придётся делать многофункциональным.

Тут преимущество оказалось на стороне «Раптора», который был манёвреннее на малых скоростях, имел большие отсеки вооружения (у YF-23 был всего один — мелковатый, и вдобавок переусложненной конструкции) и лучшую электронику. Кроме того, «Локхид» и «Боинг» применили «запретный приём» — обещание большей модульности своего проекта. YF-22 разрабатывали с прицелом на простоту его модернизации и адаптации под разные задачи. Радар помощнее для задач перехвата или лучшая система наведения, новый двигатель или сопло — всё ставилось на самолёт без особых проблем. Наверное, это и перетянуло чашу весов в пользу «Раптора».

По мнению автора и других экспертов, YF-23 был ещё и красивее своего конкурента
По мнению автора и других «экспертов», YF-23 был ещё и красивее своего конкурента

Так было ли решение ВВС неверным? С одной стороны, воплотить полностью все обещания уже в серийном F-22 не вышло, да и серия получилась не такой большой, как планировалось. С другой — время поменялось, современные истребители воюют не друг с другом и даже не с самолётами предыдущих поколений, а больше с различными наземными целями. И тут F-22 (которого иногда называют F/А-22) вполне к месту, а вот YF-23 был бы и дороже и совсем не так эффективен.

Однако всё это не мешает полыхать на просторах интернета жарким спорам — иногда на тысячи страниц. И думаю, прекратятся они не скоро.

Сравнение серийного F-22, F-23 и YF-23
Сравнение серийного F-22, F-23 и YF-23 (фото: Hangar B Productions)

Секретная схватка

Следующее противостояние менее популярно в сети — в основном из-за его секретности, — но даже тех фактов, что мы знаем, хватит для создания нехилой интриги.

Итак, «Сеньор Айс» (Senior Ice) против «Сеньор Пэг» (Senior Peg). «Кто все эти люди?» — спросит читатель, и его сложно будет обвинить в незнании. Программа «Бомбардировщик на основе современных технологий» (Advanced Technology Bomber, ATB), результатом которой стал хорошо известный B-2 «Спирит», славилась своей секретностью, и лишь недавно на свет стали появляться первые значительные кусочки информации. В самом её начале, несмотря на всю таинственность, тоже проходил конкурс — «Нортроп Грумман» представили проект под кодовым названием «Сеньор Айс», а их конкуренты из «Локхид Мартин» выкатили бомбардировщик «Сеньор Пэг».

Ранний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg
Ранний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg

В «Сеньор Айс» легко узнаётся современный В-2, только с меньшим количеством углов. Да и сам самолёт выглядит более плоским. «Сеньор Пэг» куда интереснее. В нём угадывается наследие предыдущего проекта «Локхид» — бомбардировщика F-117, который увеличился в размерах, был немного сплюснут и отрастил милый хвостик. Точные характеристики и того, и того варианта до сих пор засекречены, но кое-что нам всё же известно. «Сеньор Пэг» был меньше своего конкурента (особенно по площади), нёс куда меньше бомб, зато был незаметнее и дешевле. «Сеньор Айс» же, в свою очередь, имел на борту гору передовой электроники, нёс в бомбоотсеках много демократии и летал гораздо дальше своего противника.

В этот раз ставка на меньшую цену не дала ожидаемого результата. «Сеньор Айс» победил.

Ранние варианты стелс-бомбардировщика Сеньор Айс, будущего В-2
Ранние варианты стелс-бомбардировщика «Сеньор Айс», будущего В-2

Горечь поражения в «Локхид» была столь велика, что в 1993 году глава подразделения передовых разработок «Локхид Сканк Воркс» Бен Рич в мемуарах напрямую обвинил «Нортроп» в занижении цены своего самолёта, что привело к нехватке денег, и поэтому В-2 выпустили столь малой серией. Позднее уже сотрудники «Нортроп» утверждали, что заставить «Сеньор Пэг» нормально полететь было очень сложно, и на его доводку убили бы денег куда больше, чем на работы над «Сеньор Айс». А это съело бы разницу в цене самих проектов.

Кто прав в этом споре — покажет лишь время и рассекречивание.

Поздний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg. Реконструкция Скотта Лоутера
Поздний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg. Реконструкция Скотта Лоутера

Второй раунд

История имеет склонность повторяться. Случилось это и с конкурсом стелс-бомбардировщика. В 2009 году было объявлено о старте работ над программой «Бомбардировщик дальнего радиуса действия» (Long Range Strike Bomber, LRS-B), призванной разработать замену для В-2. В ней приняли участие два извечных конкурента по стелс-тематике: «Локхид» в обычном союзе с «Боинг» и «Нортроп Грумман» в одиночку. К сожалению, подробности об их проектах почти не известны, но вот скандал вышел настолько знатный, что прорвался через завесу секретности.

В-21 Raider, победитель конкурса Long Range Strike Bomber
В-21 Raider, победитель конкурса Long Range Strike Bomber

После объявления в 2015 победителем программы «Нортроп» , их конкуренты не стали скрывать своей ярости. В сторону будущего В-21 неслись обвинения в обмане, что проект не отвечает никаким требованиям LRS-B а цена него необоснованно занижена. Военных уличали в подтасовке результатов, фаворитизме и даже, возможно, в получении откатов. Дошло до того, что «Локхид» и «Боинг» даже хотели подать в суд на ВВС США. Однако потом они решили, что шансов выиграть дело ничтожно мало, ведь слишком часто судьи встают на сторону военных.

В-21 по сей день обвиняют в том, что это была повторная попытка продать В-2 военным, и программу в лучшем случае ждёт судьба «Спирит» или же вообще провал. Так ли это — посмотрим.

Возможный внешний вид проекта Lockheed и Boeing в рамках программы LRS-B. Как говорится, найдите десять отличий от В-21
Возможный внешний вид проекта Lockheed и Boeing в рамках программы LRS-B. Как говорится, найдите десять отличий от В-21

Проще значит лучше?

Скандальных моментов в жизни истребителя F-35 хватает, и, будем честными, история его противостояния с Х-32 даже не самая громкая и яркая. Но и тут зачастую находятся люди, заявляющие, что выбор сделали неверный и, если бы победил Х-32, проблем у всех было бы куда меньше.

Если смотреть чисто по цифрам, ЛТХ Х-35 (будущий «Лайтнинг II») лучше своего конкурента: и летает он быстрее, и вертикальный взлёт получше, и электроника покруче. Преимуществом самолёта «Боинг» можно назвать лишь большую полезную нагрузку на внешних точках подвески. Однако есть некоторые но.

Серьёзный Х-35 и радостный Х-32. Не зря за его внешний вид его прозвали смеющийся самолёт
Серьёзный Х-35 и радостный Х-32. Не зря за его внешний вид его прозвали «смеющийся самолёт»

Да, Х-35 был совершеннее своего конкурента, но во-многом — слишком революционным и сложным. Более продвинутый двигатель выпил — и до сих пор выпивает — немало крови у его разработчиков. То же самое касается электроники. Простенький Х-32 быстрее бы довели до ума и освоили в серии, после чего он пошёл бы в войска и на экспорт.

Против проекта «Боинг» были ещё и англичане, принимающие значительное участие в программе «Единый ударный истребитель». Но этих странных островитян можно было не слушать, и даже надавить на них, как США уже не раз делали.

F-32 и его немалая боевая нагрузка
F-32 и его немалая боевая нагрузка

Впрочем, несмотря на все проблемы, F-35 уже выпустили немаленькой серией. Постепенно он излечивается от детских болезней. Похоже, военные были правы, выбрав более сложный, но и более перспективный самолёт.

Таким мог быть серийный вариант F-32
Таким мог быть серийный вариант F-32 (фото: Адам Бёрч)

Конечно, споры идут и по поводу более старых программ, 80-х и 70-х годов выпуска. Иногда даже случаются обсуждения по поводу правильности конкурса, проводившегося с В-52, но они куда более спокойные, чем описанные выше. Победители того времени прослужили уже немало лет и доказали, что были созданы — и выбраны — не просто так.

А споры о новых программах и самолётах, а также возможностях того или иного выбора вряд ли закончатся просто так. Вдруг опять кто-то окажется «не прав»?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
WARBLOGS