itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Правда ли? Американские военные всё время выбирают не те самолёты

Как же любят американские военные, особенно авиаторы, устраивать конкурсы! Хлебом не корми, дай выбрать, какой самолёт круче и достойнее оказаться на вооружении у «солдат демократии». Но почти каждое такое решение сразу критикуют, победителя признают негодным, а организаторов обвиняют в предвзятости. Мы разобрались, правда ли ВВС США постоянно «ошибаются» в выборе?

/
11K
25
46
61

Как же любят американские военные, особенно авиаторы, устраивать конкурсы! Хлебом не корми, дай выбрать, какой самолёт круче и достойнее оказаться на вооружении у «солдат демократии». Но почти каждое такое решение сразу критикуют, победителя признают негодным, а организаторов обвиняют в предвзятости. Мы разобрались, правда ли ВВС США постоянно «ошибаются» в выборе?

Горячие отношения «Раптора» и «Вдовы»

Начнём сразу с места в карьер — самое горячее противостояние нашей эпохи, YF-22 против YF-23, «Раптор» против «Вдовы».

На первый взгляд, здесь всё однозначно. С одной стороны, проект союза «Нортроп Грумман» и «Макдоннелл Дуглас» — YF-23, превосходивший конкурента во всём. Скорость больше, манёвренность на сверхзвуковых скоростях лучше, отличная незаметность на уровне лучших представителей этого дела, вроде F-117 и B-2. На этом фоне детище аж трёх фирм — «Локхид Мартин», «Боинг» и «Дженерал Дайнэмикс» — YF-22 смотрелся куда скромнее, но при этом стоил ненамного меньше. И всё равно именно он победил и был принят на вооружение.

Причины такого выбора ищут самые разные: от банальной ошибки до подлого заговора «Боинг» с целью разорить «Макдоннелл Дуглас» и впоследствии их купить.

Так мог выглядеть серийный вариант F-23
Так мог выглядеть серийный вариант F-23 (фото: Адам Бёрч)

Но если копнуть чуть глубже, оказывается, что идеальная «Чёрная вдова» не так и идеальна, как её расписывают. Хотя программа «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) с середины 80-х рассматривалась как работа над чистым истребителем-перехватчиком, к началу 90-х стало ясно — денег на создание ударного самолёта пятого поколения у ВВС нет и не будет, и будущий истребитель придётся делать многофункциональным.

Тут преимущество оказалось на стороне «Раптора», который был манёвреннее на малых скоростях, имел большие отсеки вооружения (у YF-23 был всего один — мелковатый, и вдобавок переусложненной конструкции) и лучшую электронику. Кроме того, «Локхид» и «Боинг» применили «запретный приём» — обещание большей модульности своего проекта. YF-22 разрабатывали с прицелом на простоту его модернизации и адаптации под разные задачи. Радар помощнее для задач перехвата или лучшая система наведения, новый двигатель или сопло — всё ставилось на самолёт без особых проблем. Наверное, это и перетянуло чашу весов в пользу «Раптора».

По мнению автора и других экспертов, YF-23 был ещё и красивее своего конкурента
По мнению автора и других «экспертов», YF-23 был ещё и красивее своего конкурента

Так было ли решение ВВС неверным? С одной стороны, воплотить полностью все обещания уже в серийном F-22 не вышло, да и серия получилась не такой большой, как планировалось. С другой — время поменялось, современные истребители воюют не друг с другом и даже не с самолётами предыдущих поколений, а больше с различными наземными целями. И тут F-22 (которого иногда называют F/А-22) вполне к месту, а вот YF-23 был бы и дороже и совсем не так эффективен.

Однако всё это не мешает полыхать на просторах интернета жарким спорам — иногда на тысячи страниц. И думаю, прекратятся они не скоро.

Сравнение серийного F-22, F-23 и YF-23
Сравнение серийного F-22, F-23 и YF-23 (фото: Hangar B Productions)

Секретная схватка

Следующее противостояние менее популярно в сети — в основном из-за его секретности, — но даже тех фактов, что мы знаем, хватит для создания нехилой интриги.

Итак, «Сеньор Айс» (Senior Ice) против «Сеньор Пэг» (Senior Peg). «Кто все эти люди?» — спросит читатель, и его сложно будет обвинить в незнании. Программа «Бомбардировщик на основе современных технологий» (Advanced Technology Bomber, ATB), результатом которой стал хорошо известный B-2 «Спирит», славилась своей секретностью, и лишь недавно на свет стали появляться первые значительные кусочки информации. В самом её начале, несмотря на всю таинственность, тоже проходил конкурс — «Нортроп Грумман» представили проект под кодовым названием «Сеньор Айс», а их конкуренты из «Локхид Мартин» выкатили бомбардировщик «Сеньор Пэг».

Ранний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg
Ранний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg

В «Сеньор Айс» легко узнаётся современный В-2, только с меньшим количеством углов. Да и сам самолёт выглядит более плоским. «Сеньор Пэг» куда интереснее. В нём угадывается наследие предыдущего проекта «Локхид» — бомбардировщика F-117, который увеличился в размерах, был немного сплюснут и отрастил милый хвостик. Точные характеристики и того, и того варианта до сих пор засекречены, но кое-что нам всё же известно. «Сеньор Пэг» был меньше своего конкурента (особенно по площади), нёс куда меньше бомб, зато был незаметнее и дешевле. «Сеньор Айс» же, в свою очередь, имел на борту гору передовой электроники, нёс в бомбоотсеках много демократии и летал гораздо дальше своего противника.

В этот раз ставка на меньшую цену не дала ожидаемого результата. «Сеньор Айс» победил.

Ранние варианты стелс-бомбардировщика Сеньор Айс, будущего В-2
Ранние варианты стелс-бомбардировщика «Сеньор Айс», будущего В-2

Горечь поражения в «Локхид» была столь велика, что в 1993 году глава подразделения передовых разработок «Локхид Сканк Воркс» Бен Рич в мемуарах напрямую обвинил «Нортроп» в занижении цены своего самолёта, что привело к нехватке денег, и поэтому В-2 выпустили столь малой серией. Позднее уже сотрудники «Нортроп» утверждали, что заставить «Сеньор Пэг» нормально полететь было очень сложно, и на его доводку убили бы денег куда больше, чем на работы над «Сеньор Айс». А это съело бы разницу в цене самих проектов.

Кто прав в этом споре — покажет лишь время и рассекречивание.

Поздний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg. Реконструкция Скотта Лоутера
Поздний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg. Реконструкция Скотта Лоутера

Второй раунд

История имеет склонность повторяться. Случилось это и с конкурсом стелс-бомбардировщика. В 2009 году было объявлено о старте работ над программой «Бомбардировщик дальнего радиуса действия» (Long Range Strike Bomber, LRS-B), призванной разработать замену для В-2. В ней приняли участие два извечных конкурента по стелс-тематике: «Локхид» в обычном союзе с «Боинг» и «Нортроп Грумман» в одиночку. К сожалению, подробности об их проектах почти не известны, но вот скандал вышел настолько знатный, что прорвался через завесу секретности.

В-21 Raider, победитель конкурса Long Range Strike Bomber
В-21 Raider, победитель конкурса Long Range Strike Bomber

После объявления в 2015 победителем программы «Нортроп» , их конкуренты не стали скрывать своей ярости. В сторону будущего В-21 неслись обвинения в обмане, что проект не отвечает никаким требованиям LRS-B а цена него необоснованно занижена. Военных уличали в подтасовке результатов, фаворитизме и даже, возможно, в получении откатов. Дошло до того, что «Локхид» и «Боинг» даже хотели подать в суд на ВВС США. Однако потом они решили, что шансов выиграть дело ничтожно мало, ведь слишком часто судьи встают на сторону военных.

В-21 по сей день обвиняют в том, что это была повторная попытка продать В-2 военным, и программу в лучшем случае ждёт судьба «Спирит» или же вообще провал. Так ли это — посмотрим.

Возможный внешний вид проекта Lockheed и Boeing в рамках программы LRS-B. Как говорится, найдите десять отличий от В-21
Возможный внешний вид проекта Lockheed и Boeing в рамках программы LRS-B. Как говорится, найдите десять отличий от В-21

Проще значит лучше?

Скандальных моментов в жизни истребителя F-35 хватает, и, будем честными, история его противостояния с Х-32 даже не самая громкая и яркая. Но и тут зачастую находятся люди, заявляющие, что выбор сделали неверный и, если бы победил Х-32, проблем у всех было бы куда меньше.

Если смотреть чисто по цифрам, ЛТХ Х-35 (будущий «Лайтнинг II») лучше своего конкурента: и летает он быстрее, и вертикальный взлёт получше, и электроника покруче. Преимуществом самолёта «Боинг» можно назвать лишь большую полезную нагрузку на внешних точках подвески. Однако есть некоторые но.

Серьёзный Х-35 и радостный Х-32. Не зря за его внешний вид его прозвали смеющийся самолёт
Серьёзный Х-35 и радостный Х-32. Не зря за его внешний вид его прозвали «смеющийся самолёт»

Да, Х-35 был совершеннее своего конкурента, но во-многом — слишком революционным и сложным. Более продвинутый двигатель выпил — и до сих пор выпивает — немало крови у его разработчиков. То же самое касается электроники. Простенький Х-32 быстрее бы довели до ума и освоили в серии, после чего он пошёл бы в войска и на экспорт.

Против проекта «Боинг» были ещё и англичане, принимающие значительное участие в программе «Единый ударный истребитель». Но этих странных островитян можно было не слушать, и даже надавить на них, как США уже не раз делали.

F-32 и его немалая боевая нагрузка
F-32 и его немалая боевая нагрузка

Впрочем, несмотря на все проблемы, F-35 уже выпустили немаленькой серией. Постепенно он излечивается от детских болезней. Похоже, военные были правы, выбрав более сложный, но и более перспективный самолёт.

Таким мог быть серийный вариант F-32
Таким мог быть серийный вариант F-32 (фото: Адам Бёрч)

Конечно, споры идут и по поводу более старых программ, 80-х и 70-х годов выпуска. Иногда даже случаются обсуждения по поводу правильности конкурса, проводившегося с В-52, но они куда более спокойные, чем описанные выше. Победители того времени прослужили уже немало лет и доказали, что были созданы — и выбраны — не просто так.

А споры о новых программах и самолётах, а также возможностях того или иного выбора вряд ли закончатся просто так. Вдруг опять кто-то окажется «не прав»?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

27K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
179
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
134
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

22K
49
31
322
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

17K
45
96
210
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172