Герои и антигерои

Четверо в одной лодке: как канадские лётчики выживали в океане

Пилот вёл горящий самолёт к цели сквозь шквал свинца, изрыгаемый зенитками. Бомбы сбросили точно, и вражеская подлодка пошла ко дну. Но объятая пламенем стальная птица была также обречена. Экипажу Дэвида Хорнелла предстояло выжить в океане, деля маленькую четырёхместную лодку на восьмерых…
Владимир Нагирняк
  • 3.5K
  • 16
  • 9
  • 85

Трамплин в Атлантику

В 1940 году вермахт захватил Норвегию. Немецким подводникам это принесло много пользы. Ранее их путь в Атлантику был опасен и сложен, но теперь скандинавские порты стали отличной перевалочной базой для подлодок между Германией и Атлантикой.

Союзникам в Лондоне это очень не нравилось. Поэтому британские флот и авиация охотились на «стальных волков», когда те выходили в походы из Норвегии.

В 1944 году этим занимались самолёты 18-й авиагруппы Берегового командования, патрулировавшие воды Норвежского моря.

Одним из них была летающая лодка «Кэнсо» из 162-й эскадрильи канадских Королевских ВВС, которой командовал флайт-лейтенант Дэвид Хорнелл.

Дэвид Хорнелл (справа) (источник фото)

60-й вылет

Утром 24 июня 1944 года Хорнелл вылетел с шотландской авиабазы Уик на очередное патрулирование. Для него это был 60-й вылет в его карьере пилота противолодочной авиации.

Рейд проходил в спокойной обстановке. Противника канадцы не обнаружили. И, проведя в воздухе почти десять часов, Хорнелл решил поворачивать на базу.

Но возвращение пришлось отложить — в 19:00 лётчики заметили всплывшую субмарину.

Это была немецкая «девятка» U-1225 обер-лейтенанта цур зее Эрнста Зауерберга, вышедшая из Кристиансанда четырьмя сутками ранее.

В дневное время U-1225 шла под шнорхелем в подводном положении, а вечерами всплывала для вентиляции отсеков. Но на этот раз Зауерберг всплыл неудачно. Канадский самолёт приближался прямо к нему.

Немцы не стали уклоняться погружением. Они решили принять бой

На честном слове и на одном крыле

Субмарина встретила «Кэнсо» зенитным огнём. Гидросамолёт не сумел ответить достойно — один из двух его фронтальных пулемётов заклинило.

В результате Хорнелл не смог подавить огонь немецких зениток. Ему пришлось делать заход на U-1225 под обстрелом.

Вражеские снаряды поразили летающую лодку в правое крыло. В одном из моторов начался пожар, двигатель пришлось выключить.

Пилотировать на одном было непросто. Но пилотам удалось удержать машину на боевом курсе.

«Кэнсо» Дэвида Хорнелла в Новой Шотландии в 1943 году (источник фото)

Горящий гидросамолёт пронёсся над U-1225 и точно сбросил глубинные бомбы. Она скрылась под фонтанами вздыбившейся воды. Когда брызги опали, немецкая субмарина уже тонула.

Но канадцам тоже пришлось несладко.

Пылающую «Кэнсо» пришлось сажать на воду. И на плаву она продержалась недолго. Лётчики успели скинуть в море резиновую лодку, которая должна была стать для них спасением.

На волю волн

Проблема выживания для экипажа «Кэнсо» заключалась в размерах резиновой лодки. Она вмещала четверых, а канадцев было восемь.

Кроме того, радист не смог передать сообщение о случившемся. Рация в самолёте не работала. Это означало, что помощь быстро не придёт.

Лётчиков ждали настоящие мучения. Им пришлось сидеть в лодке по очереди. Сначала первая четвёрка находилась в ней, а другая плыла в ледяной воде, держась за лодку. Затем они менялись.

Некоторые члены экипажа «Кэнсо» вместе с Хорнеллом (второй справа) в Исландии незадолго до вылета (источник фото)

Такая практика была чревата. Люди в воде страдали от переохлаждения. Это была настоящая пытка, которую выдержали не все. До прихода помощи умерли два бортинженера.

Найдены и спасены

Но всё же Фортуна оказалась милостива к экипажу Хорнелла. По счастливой случайности у места гибели U-1225 оказалась «Каталина» из 333-й норвежской эскадрильи КВВС.

Норвежцы заметили нефтяное пятно и около 30 человек, плававших рядом с ним. Это были выжившие немцы.

Так как «Кэнсо» Хорнелла не вернулась на базу, «Каталина» стала искать канадцев в этом же районе. К счастью, она заметила сигнальные ракеты терпящих бедствие лётчиков. Самолёт отправил в штаб сообщение, что в этот район нужно прислать помощь.

Норвежцы даже после этого не ушли на базу. Их «Каталина» кружила над канадцами всю ночь, служа радиомаяком для спасательных кораблей и самолётов.

Следующим утром прилетел британский «Веллингтон» и сбросил погибавшим канадцам ещё одну резиновую лодку. Но люди Хорнелла не смогли до неё добраться — плавсредство упало слишком далеко.

Крест Виктории

Спасательный корабль появился лишь в 15:00 25 июня. К этому моменту экипаж «Кэнсо» находился в воде уже 21 час. Канадцы были на грани смерти.

Отретушированная фотография спасения экипажа «Кэнсо» (источник фото)

Дэвид Хорнелл ослеп и полностью обессилел. Он скончался спустя 20 минут после того, как его подняли на борт корабля.

Выжить сумели второй пилот, штурман и три стрелка-радиста. Их доставили в Шотландию, где после излечения они поведали печальную историю нахождения в море и смерти товарищей.

За свой подвиг пятеро выживших канадцев получили ордена и медали. А их командира посмертно наградили самой высокой военной наградой Великобритании — Крестом Виктории:

«На счету флайт-лейтенанта Хорнелла 60 боевых вылетов и 600 часов в воздухе. Он хорошо знал все трудности и опасности атак на подводные лодки. Несмотря на яростное сопротивление противника, грамотно и успешно атакуя на самолёте, находящемся в критическом состоянии, а потом поддерживая и подбадривая товарищей в выпавших им суровых испытаниях, этот офицер продемонстрировал храбрость и верность долгу наивысшего порядка».

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях