itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Грустная сага британской палубной авиации

История Великобритании полна парадоксов. Удивительно, но родина авианосцев во время Второй мировой целых три года провела с почти небоеспособной палубной авиацией. О том, как так произошло и к чему такое положение вещей привело, — в материале WARHEAD.SU.

/
9.9K
40
7
57

История Великобритании полна парадоксов. Удивительно, но родина авианосцев во время Второй мировой целых три года провела с почти небоеспособной палубной авиацией. О том, как так произошло и к чему такое положение вещей привело, — в материале WARHEAD.SU.

Круглая сирота

Первая мировая ещё гремела, когда британское правительство приняло судьбоносное решение объединить сухопутную и морскую авиацию в единые Королевские военно-воздушные силы (КВВС).

Для морской авиации это не сулило ничего хорошего. Для начала, большинство опытных пилотов и командиров ушли на более доходные сухопутные должности. Их опасения подтвердились в полной мере очень скоро, ибо и КВВС, и сам флот в морской авиации оказались мало заинтересованы.

В 1924-м году внутри КВВС сформировались «Воздушные силы флота», которые должны были действовать с кораблей, в том числе с авианосцев. Получилось немного шизофреническая ситуация, когда с кораблей должны были летать ребята из другого рода войск. А чтобы положение дел стало ещё более анекдотичным, флот потребовал ввести второго члена экипажа — «наблюдателя» из числа моряков. Наблюдатель был формально главным в команде. Получалось, что в одном самолёте сидят представители разных родов войск с разными подчинённостями, командованием и перспективами службы.

Пилоты и наблюдатели изучают карту
Пилоты и наблюдатели изучают карту

Палубники находились в прямом смысле слова меж двух огней. Командованию КВВС морские воздушные силы были не нужны. Их головы болели о колониях, защите Острова с воздуха, бомбардировщиках — и о том, как на это всё поделить скромные бюджеты. Флотские тоже не проявляли особого интереса. В высших эшелонах морских сил не было никого с авиационным прошлом или пониманием, что из себя представляет палубная авиация. Адмиралы мыслили в рамках нового Ютланда и бронированных утюгов‑линкоров.

Тратиться на авиацию, к тому же подчинённую другому роду войск они не собирались.

Для морских лётчиков адмиралы видели совсем скромные задачи. Ведение разведки над морем; проведение торпедных атак на флот противника, чтобы нанести как можно больше повреждений, прежде чем линкоры обрушат на него шквал снарядов; корректировка огня кораблей. К концу 30-х в этот список ещё добавили уничтожение вражеских самолётов-разведчиков и противолодочную оборону соединения.

Что касается защиты от самолётов противника, то официальная позиция звучала следующим образом:

«Флот никогда не сможет поддерживать достаточную воздушную силу для того, чтобы отразить массированную атаку ВВС ведущих держав. Поэтому крупные налёты должны отражаться силами КВВС».

В КВВС, естественно, с этим были не согласны. Там утверждали, что в принципе не способны поддерживать флот истребителями дальше прибрежных вод. Что не имеют лётчиков-истребителей, обученных летать над морем, — как и достаточного количества самолётов для всего этого. И вообще, выпрыгивать из штанов по первому свистку адмиралов не собираются.

Биплан Фэйри IIID на палубе авианосца Пегасус, 1924
Биплан Фэйри IIID на палубе авианосца «Пегасус», 1924

Адмиралы от этого не сильно переживали. Значит, будем отбиваться зенитной артиллерией (эффективность которой перед войной грандиозно переоценивалась).

К палубным истребителям флот вообще относился с плохо скрываемым пренебрежением. Они отбирали у ударно-разведывательных самолётов крайне дефицитное место в тесных ангарах британских авианосцев (которые несли значительно меньше машин, чем их американские или японские визави). Небольшого количества (и качества) хватит для перехвата самолётов-разведчиков, а в остальном — баста.

Даже к таким новшествам, как радары для обнаружения воздушных целей и наведение по радио, адмиралы относились с подозрением. С их точки зрения, излучение РЛС и болтовня по радио с пилотами только раскроют противнику местоположение всего соединения, что для помешанных на радиомолчании моряков было страшным грехом.

После возращения морских воздушных сил под контроль флота в мае 1939-го ничего кардинально не изменилось, палубная авиация так и осталась бедной сироткой.

Славные аэропланы

Неудивительно, что в таких условиях на палубах авианосцев стояли те ещё агрегаты.

Необходимость присутствия на борту минимум двух членов экипажа, ограниченные задачи, возлагаемые на морских лётчиков (разведка и удары по противнику), а также тотальная экономия привели к тому, что на вооружение палубников поступали довольно странные порождения.

Скажем, «Блэкберн Скуа» должен был быть одновременно и самолётом-разведчиком, и пикирующим бомбардировщиком, и истребителем. Правда, на фоне основного ударного самолёта — биплана с неубирающимися шасси «Суордфиш» (прозванного «Авоськой»), — он смотрелся пришельцем из будущего. Но на смену «Авоське» уже шла другая машина — последний в мире принятый на вооружение военный самолёт-биплан «Альбакор».

Бипланы Альбакор на палубе авианосца Формидэбл
Бипланы «Альбакор» на палубе авианосца «Формидэбл»

Большие надежды возлагали на двухместный истребитель-разведчик «Фулмар», созданный на основе сухопутного лёгкого бомбардировщика. На фоне истребителей-бипланов предыдущего поколения он смотрелся здорово, но с трудом мог угнаться за бомбардировщиками противника. А с немецкими Bf 109 ему было лучше не встречаться.

Надо отдать британским лётчикам должное.

Они были очень отважными и умелыми людьми и даже на этом странном зоопарке умудрялись добиваться успехов.

«Скуа» потопили немецкий крейсер «Кёнигсберг» ударом с пикирования, «суордфиши» устроили итальянскому флоту погром прямо в гавани Таранто и достали-таки торпедами «Бисмарка». А «альбакоры» смогли вогнать пару торпед в итальянские корабли в ходе победного для англичан боя при мысе Матапан. Они же не без успеха действовали с береговых аэродромов, особенно по ночам. И даже «фулмары» умудрялись нет-нет да и сбивать кого‑то.

Истребитель-разведчик Фулмар на палубе авианосца Викториес
Истребитель-разведчик «Фулмар» на палубе авианосца «Викториес»

Но проблем и катастроф было куда больше.

Глубокая яма

Общие результаты британских палубников часто были удручающими. Флот быстро понял: действовать против неприятеля в радиусе действия его мощных ВВС смертельно опасно. Норвежская кампания и бои в Средиземном море значительно пополнили печальный «мартиролог» потопленных авиацией английских судов. А на Тихом океане японские лётчики, не сильно вспотев, потопили в открытом море два британских линкора. В этот раз, кстати, запрошенное истребительное прикрытие с береговых аэродромов в составе десяти самолётов прилетело, но к тому времени оба корабля уже получили смертельные повреждения.

Ставка на зенитную артиллерию не оправдалась, решительный и многочисленный противник легко прорывался сквозь её завесу, не неся сколько-нибудь существенных потерь.

Более того, оказалось, что один авианосец с одним-двумя десятками «фулмаров» (в лучшем случае) не способен защитить даже сам себя. Не говоря уже о корабельных соединениях.

«Илластриес» и «Формидэбл» были тяжело повреждены немецкой авиацией в 1941-м, а «Гермес» за считанные минуты был утоплен японцами в начале 1942‑го.

Тонущий Гермес
Тонущий «Гермес»

Звонкой оплеухой стал и провальный рейд на Киркенес в конце июля 1941 года. Немцы успели поднять истребители, и воздушный бой кончился со счётом 16:2 в их пользу. Британцы потеряли дюжину «альбакоров» и четыре «фулмара». Тринадцать лётчиков погибли и 27 попали в плен, двое пару суток плыли в надувных лодках в сторону СССР и таки туда приплыли.

В итоге к концу 1941 года оказалось, что британский флот крайне уязвим перед воздушными атаками противника. А ударная мощь его палубной авиации глубоко сомнительна и может работать только против столь же неподготовленного противника.

Выкарабкаться обратно

Во второй половине 1941-го британцы всё-таки осознали, что с палубной авиацией у них дело — труба, и начали работать над собой.

Радар стал неотъемлемой частью авианосца вместе с подготовленными офицерами наведения. Их обучение во второй половине 1941-го началось анекдотически. В наличии тогда не было ни приборов, ни самолётов для тренировок. В качестве и радаров, и радиометриста выступал офицер, который, сидя в башне аэродрома, говорил пеленги и дистанции офицеру наведения. А самолёты (свои и чужие) изображали на земле пилоты верхом на трёхколесных велосипедах мороженщиков. В холодильниках этих велосипедов размещались радиостанции.

Британцы начали увеличивать количество истребителей на борту авианосцев и окончательно осознали — для достижения эффекта авианесущие корабли надо гонять по несколько штук сразу. Тогда можно хотя бы поднять в воздух приличное количество машин.

Пошли и новые самолеты. Сначала появился «Си Харрикейн» — палубная конвертация сухопутной версии. В качестве палубника он был надёжной, хоть и не хватающей звёзд с неба машиной.

Следом появился «Сифайер». Морской вариант знаменитого «Спитфайера». В качестве палубника он был уже не так хорош. Нет, он остался прекрасным истребителем — но морская специфика давалась ему с огромным трудом. Дальность, вызывавшая нарекания даже на суше, была по морским меркам смешной. Узкое шасси — даже дополнительно усиленное — постоянно не выдерживало посадок. Посадочная скорость лишь на несколько узлов превышала скорость сваливания, а длинный нос самолета закрывал почти весь вид на палубу при посадке.

Неудачная посадка Сифайера на палубу авианосца Смайтер
Неудачная посадка «Сифайера» на палубу авианосца «Смайтер»

Аварии во время приземлений были главным бичом «сифайеров». Наиболее вопиющим случаем стала высадка в Италии. На четвертый день операции из 109 палубных самолётов в строю осталось менее 40. Остальные были в основном поломаны при посадках.

Не менее проблемным самолётом стал и бомбардировщик-торпедоносец «Барракуда». Он получился перетяжелённым, страдал от недостаточно мощного мотора, отличался плохой управляемостью и проблемной гидравликой. Особенно плохо он себя проявил на Дальнем Востоке, где в условиях жары и влажности едва мог оторваться от палубы. К тому же из-за высоты конструкции он с трудом влезал в низкие ангары британских авианосцев.

Настоящим спасением для английских палубников стал ленд‑лиз.

Британцы тысячами закупали истребители «Уайлдкэт», «Хеллкэт», «Корсар» и ударные «Эвенджеры» — настоящие палубные самолёты, заказанные и построенные людьми, знающими в этом толк. Британские пилоты по достоинству оценили их мощные моторы, крепость конструкции, а также простоту управления и обслуживания. Правда, пухлые «американцы» тоже часто не влезали в тесные ангары.

Эвенджер после неудачной посадки на авианосец Викториес
«Эвенджер» после неудачной посадки на авианосец «Викториес»

Британцам ещё сильно повезло и в том, что война с весны 43-го приняла другой оборот.

Люфтваффе «размазались» по всей Европе — они одновременно отражали налёты на рейх, поддерживали войска на Восточном фронте и в Средиземном море. Японцы сцепились в смертельной схватке в море и небе с США. В результате за британцами теперь никто особенно не гонялся, и они сами могли спокойно выбирать когда, где и какими силами действовать.

К концу войны сложилась парадоксальная ситуация: британская палубная авиация достигла своего зенита, но оказалась мало кому нужна. В Европе вполне хватало береговых самолётов, способных дотянуться куда угодно и выполнить любую задачу. На Дальнем Востоке англичане были во всех смыслах младшими братьями огромных американских эскадр с ордами палубных самолётов. Разве что британские бронированные палубы куда лучше переносили удары камикадзе.

Так что история британской палубной авиации оказалась странной и грустной сагой. Но история Британии вообще соткана из парадоксов.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

29K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

27K
140
111
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
164
486
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
55
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
72
72
502
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

18K
125
103
864
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
108
161
809
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

16K
91
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

271K
124
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

87K
45
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358