Грязь, рождественские гимны и пин-ап: смотрим цветные кадры Второй мировой

К раскрашиванию чёрно-белых фотографий и киноплёнок относятся по-разному. Многим кажется, что яркие краски опошляют монохромную строгость оригинала, что раскрашенная версия смотрится пёстро и аляповато. И если в случае с художественными произведениями такую точку зрения можно понять, то когда речь идёт о хронике, вопрос становится более простым. Если мы хотим видеть исторические события так, как видели их участники, нам нужен цвет. Чёрно-белая плёнка — чисто техническое ограничение, которое нет повода не преодолеть, если есть возможность. Первой мировой войне недавно вернул цвет Питер Джексон, а мы сейчас поговорим о Второй. Есть немалое количество энтузиастов, занимающихся раскрашиванием хроникальных фотографий «для души». Редакция WARHEAD.SU нашла в соцсетях несколько интересных кадров, которым вернули цвет сами пользователи.

«Тридцатьчетвёрки» 3-й гвардейской танковой армии Павла Семёновича Рыбалко едут по улицам освобождённого Львова, конец лета — начало осени 1944 года. Бои, судя по всему, закончились достаточно давно — в кадре много мирных жителей, идущих по своим делам и явно ничего не опасающихся.

Рядовой первого класса Ричард Ларок из 30-й пехотной дивизии армии США играет на пианино в разгромленной немецкой пивной, 8 октября 1944 года, район Аахена. Через два дня он погибнет в бою.

Обледеневший сигнальный прожектор британского крейсера «Шеффилд», полярный конвой PQ-5, декабрь 1941 года.

Седьмое ноября 1944 года — капитан Ниевес Фернандес, единственная филиппинская женщина-командир партизанского отряда, демонстрирует фотокорреспонденту, как она снимала японских часовых при помощи длинного ножа. В качестве «модели» выступает американский рядовой Эндрю Лупиба, тоже филиппинец по происхождению. Фернандес до начала японской оккупации была школьной учительницей, и этот навык ей пригодился. Она лично обучала своих бойцов всему, что умела, — а умела она много, особенно очевидцы восхищались меткости её стрельбы. Отряд Фернандес насчитывал 110 человек, за время войны им было уничтожено около двух сотен японских военнослужащих.

В Европе тоже бывают не только дороги, но и «направления». Танк «Шерман» британской армии в грязи где-то к северу от Аахена, 24 ноября 1944 года. Танкист пробирается через разбитую колею в надежде найти немного чистой воды для чая.

Младший лейтенант Эдвин Кинг и его P-47 «Тандерболт», 12 января 1945 года, аэродром близ города Пиза, Италия. Во время штурмовки железнодорожной сортировочной станции в Брешии зенитный снаряд выбил два цилиндра в двигателе самолёта, и машину начало заливать маслом. Кингу удалось дотянуть до родного аэродрома, но двигатель заглох на последних минутах. Остекление было полностью залито маслом, даже из открытой кабины практически ничего не было видно, но Кинг не растерялся и при помощи подсказок диспетчера сумел совершить мягкую посадку. Самолёт быстро отремонтировали, но всего через девять дней он был сбит снова, на сей раз окончательно. В тот день им управлял лейтенант Эдвард Рок, спастись ему не удалось. У фотографии судьба тоже драматичная — почти сразу после того, как она была сделана, фотоаппарат украли. Вор оказался любопытным и проявил плёнку за свой счёт, к автору фото она вернулась только спустя несколько лет после войны.

Потрясающей динамичности фотография — британские лётчики бегут по тревоге к истребителям «Харрикейн», 17 марта 1941 года, Линкольншир. Можно видеть, что один из пилотов даже не успел переодеться в лётный комбинезон — так и мчится в повседневном мундире, только спасательный жилет на шею набросил да карту за голенище сапога заткнул.

Двадцать первое ноября 1943 года, второй день высадки на атолл Тарава. Морской пехотинец показывает однополчанам свой талисман — пин-ап постер художника Альберто Варгаса. Гарнизон острова отчаянно сражался, и потери американцев в первые дни были велики. Вполне вероятно, что далеко не все люди, которых мы видим на фото, дожили до конца операции.

Демобилизованные японские солдаты возле поезда в ожидании отправки по домам. Восьмое сентября 1945 года, шесть дней после капитуляции. Некоторые из японцев сражались ещё много лет после окончания войны. Другим повезло больше — как тем, что на фото.

Ну и напоследок — немного праздничного настроения. Наземный персонал 122-го британского авиакрыла подбадривает ночную смену пением рождественских гимнов. Дирижирует Кей Морган — священник крыла, он же по совместительству командир одной из эскадрилий. Голландия, декабрь 1944 года.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий