Как уйти от слежки: секреты маскировки от агентов ЦРУ

Приключенческий сериал

«Маскировка похожа на луковицу. И когда ты её собираешь, и когда ты снимаешь слои. Эти слои почти прозрачны. Но когда их снимаешь, ты исчезаешь — и на твоём месте оказывается другой человек».

Этими словами бывшая начальница службы маскировки ЦРУ Джонна Мендес начинает девятиминутный ролик, записанный в октябре 2018 года для WIRED.

Её биография достойна приключенческого фильма или сериала. Вполне вероятно, однажды их снимут. В 2002 году Джонна Мендес и её супруг Тони ещё опубликовали новеллизацию своих мемуаров под названием «Шпионская пыль» (Spy Dust). Её настоятельно рекомендуют к прочтению всем сотрудникам ЦРУ и других разведслужб США, особенно новичкам.

Увы, эту увлекательную и очень кинематографичную книгу до сих пор не перевели на русский язык. Хотя львиная её часть посвящена интересной для российской публики теме: противостоянию американской разведки в годы «перестройки» с ещё могущественным тогда КГБ.

Шпионская парочка

Если на политической арене вторая половина 80-х годов была временем «нового мышления» и всяческого примирения двух сверхдержав, то игры спецслужб продолжались в самом жёстком режиме. После того как за недолгое время сразу трое американских секретоносителей бежали к Советам или слили им массу вкусной информации — важнейшие американские агенты в Москве стали исчезать пачками.

Задачу хоть как-то спасти ситуацию для шпионской сети ЦРУ перед носом у КГБ СССР в самом опасном для американской разведки городе планеты тогда и получили коллеги и будущие супруги Тони Мендес и Джонна, тогда ещё Гёсер.

Джонна и Тони Мендес в 2013-м

Почему именно они? Это были самые талантливые и опытные специалисты по шпионской технике и маскировке в рядах ЦРУ США.

Тони Мендес к тому времени успел организовать и лично провести нахальную эвакуацию американских дипломатов из кипящего исламской революцией Тегерана и отметиться массой других дел сходного профиля. Правда, график его работы был таким, что он за несколько первых месяцев 1987 года от недосыпа и стрессов умудрился разбить три спортивных автомобиля — просто засыпая за рулём.

Охрана комплекса зданий ЦРУ даже получила указание от высшего руководства ведомства выгонять трудоголика Мендеса на отдых, невзирая на его сопротивление.

Джонна, ещё не Мендес, а Гёсер (по первому мужу), обратила на себя внимание Мендеса в то же самое время. Энергичная и талантливая разведчица, специалист по скрытой фотосъёмке, успела зарекомендовать себя лучшим образом и объехать много странных мест планеты в составе групп технической поддержки ЦРУ. «Коллективного Q из „Бондианы“», как она это охарактеризовала.

Правда, ей капитально не повезло с непосредственным начальником, склонным к истеричности и пьянству непосредственно в процессе операций. Тони Мендес любил говорить новичкам, что Лэнгли «не даёт страховок на ваши задницы» — но пятую точку Джонны он начал прикрывать со всем энтузиазмом. Сначала из профессиональных, а затем и из личных соображений.

Дальше у них было множество опасных приключений, смен внешности и ухода от слежек. Увенчалось всё это личным выдёргиванием некоего высокопоставленного перебежчика из КГБ непосредственно из Кремлёвского дворца съездов — под носом у товарищей в штатском, уже ждущих его с ордером на арест.

Тони в Берлине в 1990-м году рядом с советским офицером

А затем был законный брак и персональный хеппи-энд на фоне величественного зрелища крушения враждебной США коммунистической сверхдержавы.

Как исчезать у всех на виду?

Джонна Мендес превратила маскировку и уход от слежки из набора методов в целую науку пополам с искусством. То, что она свободно рассказывает о многих практических деталях широкой публике, говорит в том числе о том, что её дело активно продолжается и ушло далеко вперёд.

Ведь задачами маскировки и изменения внешности после её отставки в ЦРУ занимается целая система научно-исследовательских центров с лабораториями, специалистами и доступом к самым новейшим технологиям.

И всё же, с чего начинала своё дело Джонна Мендес?

Первое в деле маскировки и превращения человека в кого-то ещё — изменение характеризующих черт.

В идеале каждая черта, которую может описать наблюдатель, должна стать совершенно иной.

В первую очередь меняются волосы: причёска, цвет, прямота и волнистость. Можно добавить седину. Сбрить или приклеить усы и бороду.

Затем меняется анатомия черепа. Скулы, лоб, нос искажаются специальными накладками. Вставляются ложные зубы и пластинки для изменения прикуса и речи.

Пример набора для изменения лица на выставке, посвящённой шпионской маскировке (источник фото)

На ноги можно надеть специальные приспособлении для перемены походки.

Обычно изменения «односторонние». Можно сделать человека выше каблуками, толще накладками, старше косметикой и сединой — но редко наоборот.

Когда физическая внешность становится другой, меняются одежда и стиль поведения. Под характерные черты какой-то типичной социальной группы — от опустившихся бомжей и гопоты до нуворишей в золоте или представителей социальной элиты.

«Ты должен понимать, под какую социальную группу, под какой тип, под какое племя ты маскируешься». Джонна Мендес.

Поведение человека менять особенно сложно. Оно во многом бессознательно на уровне привычки, и при этом очень заметно и «считываемо» для опытного глаза. Менять надо многое — даже на уровне моторики и бытовых привычек.

Пример: у американцев и западноевропейцев разные манеры стоять. Американцы предпочитают опираться на одну из ног, европейцы распределяют вес. Американцы, наколов отрезанный кусок еды на вилку в левой руке, часто машинально перекладывают её в правую, чтобы отправить еду в рот. Европейцы так не делают почти никогда. Американцы чаще курят сигареты, зажав их между указательным и средним пальцами. Европейцы часто держат их между большим и указательным.

Подобная невнимательность к мелочам выдала, например, героев фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки»

Зато обученный этим премудростям человек с небольшим набором предметов в рюкзаке или портфеле способен полностью перевоплотиться менее чем за минуту, исчезнув практически на глазах у «наружки». Для чего стараниями Мендес ЦРУ отработало целую систему быстрого изменения внешности.

Уже во времена падения СССР искусство перевоплощения дошло до небывалых высот. Как-то раз Джонна Мендес взяла интервью у Джорджа Буша-старшего в Белом Доме под чужим именем. А затем сняла маску. Примерно такую, какой пользовался Фантомас во всем известных фильмах, только настоящую и неотличимую от лица живого человека.

Цель всей этой работы — обеспечить агентам ЦРУ возможность практически мгновенно превращаться в другого человека.

При этом наружное наблюдение недружественных спецслужб должно ничего не понять и решить, что они сами потеряли объект наблюдения.

Джонна Мендес описывает идеальный вариант так: на эскалатор зашёл один человек, вышел с него совершенно другой, и при этом никто ничего не заметил.

Возможно, этого результата уже достигли продолжатели её дела. Просто мы их не видим — ведь превращения теперь действительно стали настоящим искусством.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий