Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Огромный поезд едет по железнодорожной магистрали и перевозит подводную лодку, эсминец или целую многотысячную армию. Или ещё круче — не просто поезд, а атомный локомотив! Все эти идеи активно обдумывали в Германии, США и СССР. Однако для их воплощения требовалось создать сверхширокую железнодорожную колею. Так появилось несколько безумных военных проектов.

/
9.1K
23
17
203

Огромный поезд едет по железнодорожной магистрали и перевозит подводную лодку, эсминец или целую многотысячную армию. Или ещё круче — не просто поезд, а атомный локомотив! Все эти идеи активно обдумывали в Германии, США и СССР. Однако для их воплощения требовалось создать сверхширокую железнодорожную колею. Так появилось несколько безумных военных проектов.

Снабжение — всему голова!

В военном деле снабжение зачастую важнее любых характеристик техники. Порой даже важнее полководческого таланта!

В XX веке самый умелый военачальник с совершенной техникой был не способен победить без эффективного подвоза всего необходимого для своих войск. Но для масс вся эта логистика и транспортная сеть остаётся на втором плане, затмеваемая интересом к военной технике и личности. А ведь интересного очень много даже в таком, на первый взгляд, скучном предмете. Чего стоят только одни проекты железных дорог с сверхширокой колеёй!

Поясню. Ширина колеи в железнодорожном деле — это расстояние между рельсами. Сейчас почти во всём мире она примерно равна полутора метрам. У нас чуть шире — в начале века 1524 миллиметров, а сейчас 1520. Европейская колея, самая распространённая в мире, немного уже — 1435 миллиметров. От этого значения зависит размер вагонов, используемых на железной дороге: чем колея шире, тем больше и их габариты.

Ещё в девятнадцатом веке появилась идея создать специальные сверхширокие дороги, по которым будет легче перевозить грузы.

В Англии некоторое время функционировала железная дорога с шириной колеи в два метра.

Но, конечно, самым известным из подобных проектов стал немецкий Breitspurbahn (на русский так и переводится: «ширококолейная железная дорога»).

Немецкое чудо: проект Breitspurbahn

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Как и многие другие мегаломанские проекты Третьего рейха, идея Breitspurbahn шла напрямую от Адольфа Гитлера. По его мечтам, гигантская железная дорога должна была связать Германию с покорёнными ею территориями и союзниками, облегчая перемещение ресурсов сначала по Европе, а потом и по всей Евразии. Задуманная ширина колеи соответствовала названию всего проекта — три метра. Это позволило бы увеличить вагоны минимум в четыре раза, а огромные локомотивы могли тянуть поезда длиной в десяток километров.

Главным направлением для Breitspurbahn должен был стать Восток — территории, захваченные у Советского Союза. На Запад бы шли грузовые поезда, забитые выкачиваемыми из Украины, Кавказа, Урала ресурсами, а навстречу им двигались уже пассажирские составы с немецкими колонистами для освоения очищенных земель.

Карта первого этапа Breitspurbahn — в дальнейшем были планы дойти до Китая, Индии и Южной Африки
Карта первого этапа Breitspurbahn — в дальнейшем были планы дойти до Китая, Индии и Южной Африки

Breitspurbahn даже на картинках поражает своими размерами и роскошностью. Гигантские пассажирские вагоны, первые классы которых напоминают особняки на колёсах, жуткого размера грузовые вагоны, перевозящие тысячи тонн за раз, до безумного большие и пафосные вокзалы размером чуть ли не с мелкий город. Ну и, конечно же, предельно милитаризированный Третий рейх не мог забыть и о военном применении этих дорог.

Проще всего было использовать их для переброски обычных войск. Один состав может перевезти чуть ли не целую армию сразу, а для военной техники снимаются ограничения по габаритам, задаваемые обычной железной дорогой.

Вот тут бы арийский танковый гений разошёлся на полную катушку!

Но после победы над СССР на континенте для рейха не осталось бы серьёзных наземных врагов, против которых требовались огромные сухопутные армии. Да и Breitspurbahn казались безумно дорогими в постройке: они были магистралями, а массовыми стали бы дороги с обычной колеёй.

Один из проектов локомотивов для Breitspurbahn
Один из проектов локомотивов для Breitspurbahn

Но был ещё флот. После немецкой победы именно море стало бы главным направлением развития — ведь оставались далёкие и могущественные США, да и с Японией отношения перестали бы казаться безоблачными. У обеих этих стран уже были могущественные военно-морские силы, и, чтобы с ними потягаться, пришлось бы приложить серьёзные усилия.

Проект Breitspurbahn открывал в этом направлении новые возможности, ведь его колея позволяла перевозить по железной дороге целые боевые корабли. Конечно, не крейсеры или линкоры с авианосцами, но вот эсминец весом в тысячу тонн или полноценную подводную лодку — вполне. Так можно было перебрасывать целые эскадры с одного театра боевых действий на другой, если действия противника препятствовали самостоятельному переходу.

Другой вариант — перенести сборку малых кораблей и подлодок с уязвимого побережья вглубь территории Третьего рейха и доставлять по Breitspurbahn к портам уже полностью готовые боевые единицы, которые оставалось бы лишь спустить на воду. Это повысило бы не только защищённость процесса сборки, но и его скорость — теперь верфь могла быть ближе к основным заводским комплексам.

Проект платформы для перевозки тысячетонного корабля по Breitspurbahn
Проект платформы для перевозки тысячетонного корабля по Breitspurbahn

Работы над Breitspurbahn продолжались даже в 1945 году, но так и не завершились — как и многие другие безумные проекты Третьего рейха.

Если бы ширококолейную дорогу всё же построили, она стала бы символом не прогресса, а скорее немецкого угнетения Европы, геноцида и других ужасных вещей.

Остаётся только порадоваться, что этот проект так и не получил шансов на реализацию. После окончания войны материалы по Breitspurbahn попали и в США, и в СССР — уже в 50-е годы и там и там появились свои проекты ширококолейных дорог. Правда, связано это было с другой безумной идеей — атомным поездом.

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Атомная эпоха: проект Х-12

Пятидесятые годы стали временем повсеместного увлечения атомной энергетикой. Казалось, пройдёт немного времени, и по небу полетят атомные самолёты, дороги заполонят атомные машины, а в каждом доме будет свой маленький атомный реактор. Не прошла эта мода и мимо железных дорог.

Атомный локомотив не требует заправки и может работать круглосуточно — успевай только менять уставших машинистов. Кроме того, для него не нужна сложная инфраструктура и электрификация путей.

Настоящая мечта железнодорожника.

Вот только была одна маленькая проблема: реактор безбожно фонил. Максимум можно было экранировать машинистов, но не весь атомный котёл. В итоге такой локомотив неизбежно бы превратил железнодорожные пути в гигантскую зону заражения. Такая перспектива никого не устраивала, но запихнуть нужную защиту в существующие габариты поездов было просто невозможно.

Атомный локомотив Х-12
Атомный локомотив Х-12

В 1954 году в инженерном сообществе США проект атомного локомотива Х-12 для обычной колеи вызвал особый интерес, ведь в его реализации не было ничего невозможного. Вот только никто из железнодорожников не впечатлился — издержки от загрязнения территории превышали все возможные прибыли. Но если бы можно было радикально увеличить размер локомотива… Благо такой проект существовал.

Устройство атомного локомотива Х-12
Устройство атомного локомотива Х-12

В то же время шло активное обсуждение строительства Панамериканского межконтинентального шоссе для связи Северной и Южной Америки, а вместе с ним рассматривалась идея межконтинентальной ширококолейной железной дороги. Она должна была пройти от Аляски до Аргентины и превратить оба континента в единую экономическую зону.

Атомные локомотивы как нельзя лучше подходили для этого проекта. Вскоре начались переговоры с создателями Х-12 о разработке подобного локомотива для сверхширокой колеи.

Однако был у проекта не только мирный экономический аспект, но и военный. В США опасались, что СССР использует слабые государства Латинской Америки в качестве плацдарма против Штатов. Потому в случае чего по межконтинентальной железной дороге отправились бы составы не с товарами, а с американскими войсками — для подавления коммунистических мятежей или противодействия советскому десанту. Но ценник проекта оказался неприлично огромным даже по меркам богатых США — дальше разговоров и расчётов дело не пошло.

Не забыли о сверхширокой колее и в СССР. Предполагалось, что постройка такой железной дороги вместе с атомными локомотивами для неё поможет решить одну из главных проблем нашей страны — транспортную связанность европейской части, Сибири и Дальнего Востока. По ней пошли бы и ресурсы, и уже готовые товары, и конечно, её можно было бы использовать в военных целях. По такой железной дороге быстро и без проблем удалось бы перебросить войска из Европы на восточные границы страны и наоборот. Но, ровно как и в США, ценник оказался неподъёмным — и проект остался лишь на бумаге.

Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге
Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге

В конце концов, ни экономические, ни военные плюсы так и не перевесили главного минуса проектов сверхширокой колеи — цену. В наше время интерес к этой идее совсем пропал, и маловероятно, что он снова появится в обозримом будущем.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

26K
111
101
1.4K
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

18K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

19K
50
16
258
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
644
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

15K
7
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

13K
59
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

12K
38
56
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

61K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

58K
51
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

55K
68
67
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

54K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

215K
94
57
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

90K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

75K
28
17
346