itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Огромный поезд едет по железнодорожной магистрали и перевозит подводную лодку, эсминец или целую многотысячную армию. Или ещё круче — не просто поезд, а атомный локомотив! Все эти идеи активно обдумывали в Германии, США и СССР. Однако для их воплощения требовалось создать сверхширокую железнодорожную колею. Так появилось несколько безумных военных проектов.

/
9.9K
25
17
203

Огромный поезд едет по железнодорожной магистрали и перевозит подводную лодку, эсминец или целую многотысячную армию. Или ещё круче — не просто поезд, а атомный локомотив! Все эти идеи активно обдумывали в Германии, США и СССР. Однако для их воплощения требовалось создать сверхширокую железнодорожную колею. Так появилось несколько безумных военных проектов.

Снабжение — всему голова!

В военном деле снабжение зачастую важнее любых характеристик техники. Порой даже важнее полководческого таланта!

В XX веке самый умелый военачальник с совершенной техникой был не способен победить без эффективного подвоза всего необходимого для своих войск. Но для масс вся эта логистика и транспортная сеть остаётся на втором плане, затмеваемая интересом к военной технике и личности. А ведь интересного очень много даже в таком, на первый взгляд, скучном предмете. Чего стоят только одни проекты железных дорог с сверхширокой колеёй!

Поясню. Ширина колеи в железнодорожном деле — это расстояние между рельсами. Сейчас почти во всём мире она примерно равна полутора метрам. У нас чуть шире — в начале века 1524 миллиметров, а сейчас 1520. Европейская колея, самая распространённая в мире, немного уже — 1435 миллиметров. От этого значения зависит размер вагонов, используемых на железной дороге: чем колея шире, тем больше и их габариты.

Ещё в девятнадцатом веке появилась идея создать специальные сверхширокие дороги, по которым будет легче перевозить грузы.

В Англии некоторое время функционировала железная дорога с шириной колеи в два метра.

Но, конечно, самым известным из подобных проектов стал немецкий Breitspurbahn (на русский так и переводится: «ширококолейная железная дорога»).

Немецкое чудо: проект Breitspurbahn

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Как и многие другие мегаломанские проекты Третьего рейха, идея Breitspurbahn шла напрямую от Адольфа Гитлера. По его мечтам, гигантская железная дорога должна была связать Германию с покорёнными ею территориями и союзниками, облегчая перемещение ресурсов сначала по Европе, а потом и по всей Евразии. Задуманная ширина колеи соответствовала названию всего проекта — три метра. Это позволило бы увеличить вагоны минимум в четыре раза, а огромные локомотивы могли тянуть поезда длиной в десяток километров.

Главным направлением для Breitspurbahn должен был стать Восток — территории, захваченные у Советского Союза. На Запад бы шли грузовые поезда, забитые выкачиваемыми из Украины, Кавказа, Урала ресурсами, а навстречу им двигались уже пассажирские составы с немецкими колонистами для освоения очищенных земель.

Карта первого этапа Breitspurbahn — в дальнейшем были планы дойти до Китая, Индии и Южной Африки
Карта первого этапа Breitspurbahn — в дальнейшем были планы дойти до Китая, Индии и Южной Африки

Breitspurbahn даже на картинках поражает своими размерами и роскошностью. Гигантские пассажирские вагоны, первые классы которых напоминают особняки на колёсах, жуткого размера грузовые вагоны, перевозящие тысячи тонн за раз, до безумного большие и пафосные вокзалы размером чуть ли не с мелкий город. Ну и, конечно же, предельно милитаризированный Третий рейх не мог забыть и о военном применении этих дорог.

Проще всего было использовать их для переброски обычных войск. Один состав может перевезти чуть ли не целую армию сразу, а для военной техники снимаются ограничения по габаритам, задаваемые обычной железной дорогой.

Вот тут бы арийский танковый гений разошёлся на полную катушку!

Но после победы над СССР на континенте для рейха не осталось бы серьёзных наземных врагов, против которых требовались огромные сухопутные армии. Да и Breitspurbahn казались безумно дорогими в постройке: они были магистралями, а массовыми стали бы дороги с обычной колеёй.

Один из проектов локомотивов для Breitspurbahn
Один из проектов локомотивов для Breitspurbahn

Но был ещё флот. После немецкой победы именно море стало бы главным направлением развития — ведь оставались далёкие и могущественные США, да и с Японией отношения перестали бы казаться безоблачными. У обеих этих стран уже были могущественные военно-морские силы, и, чтобы с ними потягаться, пришлось бы приложить серьёзные усилия.

Проект Breitspurbahn открывал в этом направлении новые возможности, ведь его колея позволяла перевозить по железной дороге целые боевые корабли. Конечно, не крейсеры или линкоры с авианосцами, но вот эсминец весом в тысячу тонн или полноценную подводную лодку — вполне. Так можно было перебрасывать целые эскадры с одного театра боевых действий на другой, если действия противника препятствовали самостоятельному переходу.

Другой вариант — перенести сборку малых кораблей и подлодок с уязвимого побережья вглубь территории Третьего рейха и доставлять по Breitspurbahn к портам уже полностью готовые боевые единицы, которые оставалось бы лишь спустить на воду. Это повысило бы не только защищённость процесса сборки, но и его скорость — теперь верфь могла быть ближе к основным заводским комплексам.

Проект платформы для перевозки тысячетонного корабля по Breitspurbahn
Проект платформы для перевозки тысячетонного корабля по Breitspurbahn

Работы над Breitspurbahn продолжались даже в 1945 году, но так и не завершились — как и многие другие безумные проекты Третьего рейха.

Если бы ширококолейную дорогу всё же построили, она стала бы символом не прогресса, а скорее немецкого угнетения Европы, геноцида и других ужасных вещей.

Остаётся только порадоваться, что этот проект так и не получил шансов на реализацию. После окончания войны материалы по Breitspurbahn попали и в США, и в СССР — уже в 50-е годы и там и там появились свои проекты ширококолейных дорог. Правда, связано это было с другой безумной идеей — атомным поездом.

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Атомная эпоха: проект Х-12

Пятидесятые годы стали временем повсеместного увлечения атомной энергетикой. Казалось, пройдёт немного времени, и по небу полетят атомные самолёты, дороги заполонят атомные машины, а в каждом доме будет свой маленький атомный реактор. Не прошла эта мода и мимо железных дорог.

Атомный локомотив не требует заправки и может работать круглосуточно — успевай только менять уставших машинистов. Кроме того, для него не нужна сложная инфраструктура и электрификация путей.

Настоящая мечта железнодорожника.

Вот только была одна маленькая проблема: реактор безбожно фонил. Максимум можно было экранировать машинистов, но не весь атомный котёл. В итоге такой локомотив неизбежно бы превратил железнодорожные пути в гигантскую зону заражения. Такая перспектива никого не устраивала, но запихнуть нужную защиту в существующие габариты поездов было просто невозможно.

Атомный локомотив Х-12
Атомный локомотив Х-12

В 1954 году в инженерном сообществе США проект атомного локомотива Х-12 для обычной колеи вызвал особый интерес, ведь в его реализации не было ничего невозможного. Вот только никто из железнодорожников не впечатлился — издержки от загрязнения территории превышали все возможные прибыли. Но если бы можно было радикально увеличить размер локомотива… Благо такой проект существовал.

Устройство атомного локомотива Х-12
Устройство атомного локомотива Х-12

В то же время шло активное обсуждение строительства Панамериканского межконтинентального шоссе для связи Северной и Южной Америки, а вместе с ним рассматривалась идея межконтинентальной ширококолейной железной дороги. Она должна была пройти от Аляски до Аргентины и превратить оба континента в единую экономическую зону.

Атомные локомотивы как нельзя лучше подходили для этого проекта. Вскоре начались переговоры с создателями Х-12 о разработке подобного локомотива для сверхширокой колеи.

Однако был у проекта не только мирный экономический аспект, но и военный. В США опасались, что СССР использует слабые государства Латинской Америки в качестве плацдарма против Штатов. Потому в случае чего по межконтинентальной железной дороге отправились бы составы не с товарами, а с американскими войсками — для подавления коммунистических мятежей или противодействия советскому десанту. Но ценник проекта оказался неприлично огромным даже по меркам богатых США — дальше разговоров и расчётов дело не пошло.

Не забыли о сверхширокой колее и в СССР. Предполагалось, что постройка такой железной дороги вместе с атомными локомотивами для неё поможет решить одну из главных проблем нашей страны — транспортную связанность европейской части, Сибири и Дальнего Востока. По ней пошли бы и ресурсы, и уже готовые товары, и конечно, её можно было бы использовать в военных целях. По такой железной дороге быстро и без проблем удалось бы перебросить войска из Европы на восточные границы страны и наоборот. Но, ровно как и в США, ценник оказался неподъёмным — и проект остался лишь на бумаге.

Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге
Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге

В конце концов, ни экономические, ни военные плюсы так и не перевесили главного минуса проектов сверхширокой колеи — цену. В наше время интерес к этой идее совсем пропал, и маловероятно, что он снова появится в обозримом будущем.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

27K
31
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

56K
56
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

29K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

37K
91
120
1.5K
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

35K
137
41
1.2K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

32K
50
313
6.2K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

28K
61
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

24K
79
133
1.5K
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

23K
117
241
1.9K
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

23K
61
71
217
Операция «Римон-20»: советские лётчики против ВВС Израиля

МиГи против «фантомов» и «миражей». 30 июля 1970 года в небе Египта случилось, пожалуй, одно из самых знаменитых воздушных сражений в послевоенной истории. Каким его видели люди в кабинах самолётов, на советских и израильских командных пунктах, — в материале WARHEAD.SU.

22K
81
189
433
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

22K
81
53
707
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

84K
128
64
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

65K
81
77
862
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

57K
80
410
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
72
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

46K
129
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

41K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

41K
134
107
1.4K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

287K
128
95
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

154K
41
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

140K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
101
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

108K
50
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

106K
58
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

101K
11
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

85K
47
8
358