Железо

Железнодорожный футуризм: сверхширокая колея и безумные проекты военных

Огромный поезд едет по железнодорожной магистрали и перевозит подводную лодку, эсминец или целую многотысячную армию. Или ещё круче — не просто поезд, а атомный локомотив! Все эти идеи активно обдумывали в Германии, США и СССР. Однако для их воплощения требовалось создать сверхширокую железнодорожную колею. Так появилось несколько безумных военных проектов.
Юрий Кужелев
  • 6.8K
  • 22
  • 17
  • 203

Снабжение — всему голова!

В военном деле снабжение зачастую важнее любых характеристик техники. Порой даже важнее полководческого таланта!

В XX веке самый умелый военачальник с совершенной техникой был не способен победить без эффективного подвоза всего необходимого для своих войск. Но для масс вся эта логистика и транспортная сеть остаётся на втором плане, затмеваемая интересом к военной технике и личности. А ведь интересного очень много даже в таком, на первый взгляд, скучном предмете. Чего стоят только одни проекты железных дорог с сверхширокой колеёй!

Поясню. Ширина колеи в железнодорожном деле — это расстояние между рельсами. Сейчас почти во всём мире она примерно равна полутора метрам. У нас чуть шире — в начале века 1524 миллиметров, а сейчас 1520. Европейская колея, самая распространённая в мире, немного уже — 1435 миллиметров. От этого значения зависит размер вагонов, используемых на железной дороге: чем колея шире, тем больше и их габариты.

Ещё в девятнадцатом веке появилась идея создать специальные сверхширокие дороги, по которым будет легче перевозить грузы.

В Англии некоторое время функционировала железная дорога с шириной колеи в два метра.

Но, конечно, самым известным из подобных проектов стал немецкий Breitspurbahn (на русский так и переводится: «ширококолейная железная дорога»).

Немецкое чудо: проект Breitspurbahn

Как и многие другие мегаломанские проекты Третьего рейха, идея Breitspurbahn шла напрямую от Адольфа Гитлера. По его мечтам, гигантская железная дорога должна была связать Германию с покорёнными ею территориями и союзниками, облегчая перемещение ресурсов сначала по Европе, а потом и по всей Евразии. Задуманная ширина колеи соответствовала названию всего проекта — три метра. Это позволило бы увеличить вагоны минимум в четыре раза, а огромные локомотивы могли тянуть поезда длиной в десяток километров.

Главным направлением для Breitspurbahn должен был стать Восток — территории, захваченные у Советского Союза. На Запад бы шли грузовые поезда, забитые выкачиваемыми из Украины, Кавказа, Урала ресурсами, а навстречу им двигались уже пассажирские составы с немецкими колонистами для освоения очищенных земель.

Карта первого этапа Breitspurbahn — в дальнейшем были планы дойти до Китая, Индии и Южной Африки

Breitspurbahn даже на картинках поражает своими размерами и роскошностью. Гигантские пассажирские вагоны, первые классы которых напоминают особняки на колёсах, жуткого размера грузовые вагоны, перевозящие тысячи тонн за раз, до безумного большие и пафосные вокзалы размером чуть ли не с мелкий город. Ну и, конечно же, предельно милитаризированный Третий рейх не мог забыть и о военном применении этих дорог.

Проще всего было использовать их для переброски обычных войск. Один состав может перевезти чуть ли не целую армию сразу, а для военной техники снимаются ограничения по габаритам, задаваемые обычной железной дорогой.

Вот тут бы арийский танковый гений разошёлся на полную катушку!

Но после победы над СССР на континенте для рейха не осталось бы серьёзных наземных врагов, против которых требовались огромные сухопутные армии. Да и Breitspurbahn казались безумно дорогими в постройке: они были магистралями, а массовыми стали бы дороги с обычной колеёй.

Один из проектов локомотивов для Breitspurbahn

Но был ещё флот. После немецкой победы именно море стало бы главным направлением развития — ведь оставались далёкие и могущественные США, да и с Японией отношения перестали бы казаться безоблачными. У обеих этих стран уже были могущественные военно-морские силы, и, чтобы с ними потягаться, пришлось бы приложить серьёзные усилия.

Проект Breitspurbahn открывал в этом направлении новые возможности, ведь его колея позволяла перевозить по железной дороге целые боевые корабли. Конечно, не крейсеры или линкоры с авианосцами, но вот эсминец весом в тысячу тонн или полноценную подводную лодку — вполне. Так можно было перебрасывать целые эскадры с одного театра боевых действий на другой, если действия противника препятствовали самостоятельному переходу.

Другой вариант — перенести сборку малых кораблей и подлодок с уязвимого побережья вглубь территории Третьего рейха и доставлять по Breitspurbahn к портам уже полностью готовые боевые единицы, которые оставалось бы лишь спустить на воду. Это повысило бы не только защищённость процесса сборки, но и его скорость — теперь верфь могла быть ближе к основным заводским комплексам.

Проект платформы для перевозки тысячетонного корабля по Breitspurbahn

Работы над Breitspurbahn продолжались даже в 1945 году, но так и не завершились — как и многие другие безумные проекты Третьего рейха.

Если бы ширококолейную дорогу всё же построили, она стала бы символом не прогресса, а скорее немецкого угнетения Европы, геноцида и других ужасных вещей.

Остаётся только порадоваться, что этот проект так и не получил шансов на реализацию. После окончания войны материалы по Breitspurbahn попали и в США, и в СССР — уже в 50-е годы и там и там появились свои проекты ширококолейных дорог. Правда, связано это было с другой безумной идеей — атомным поездом.

Атомная эпоха: проект Х-12

Пятидесятые годы стали временем повсеместного увлечения атомной энергетикой. Казалось, пройдёт немного времени, и по небу полетят атомные самолёты, дороги заполонят атомные машины, а в каждом доме будет свой маленький атомный реактор. Не прошла эта мода и мимо железных дорог.

Атомный локомотив не требует заправки и может работать круглосуточно — успевай только менять уставших машинистов. Кроме того, для него не нужна сложная инфраструктура и электрификация путей.

Настоящая мечта железнодорожника.

Вот только была одна маленькая проблема: реактор безбожно фонил. Максимум можно было экранировать машинистов, но не весь атомный котёл. В итоге такой локомотив неизбежно бы превратил железнодорожные пути в гигантскую зону заражения. Такая перспектива никого не устраивала, но запихнуть нужную защиту в существующие габариты поездов было просто невозможно.

Атомный локомотив Х-12

В 1954 году в инженерном сообществе США проект атомного локомотива Х-12 для обычной колеи вызвал особый интерес, ведь в его реализации не было ничего невозможного. Вот только никто из железнодорожников не впечатлился — издержки от загрязнения территории превышали все возможные прибыли. Но если бы можно было радикально увеличить размер локомотива… Благо такой проект существовал.

Устройство атомного локомотива Х-12

В то же время шло активное обсуждение строительства Панамериканского межконтинентального шоссе для связи Северной и Южной Америки, а вместе с ним рассматривалась идея межконтинентальной ширококолейной железной дороги. Она должна была пройти от Аляски до Аргентины и превратить оба континента в единую экономическую зону.

Атомные локомотивы как нельзя лучше подходили для этого проекта. Вскоре начались переговоры с создателями Х-12 о разработке подобного локомотива для сверхширокой колеи.

Однако был у проекта не только мирный экономический аспект, но и военный. В США опасались, что СССР использует слабые государства Латинской Америки в качестве плацдарма против Штатов. Потому в случае чего по межконтинентальной железной дороге отправились бы составы не с товарами, а с американскими войсками — для подавления коммунистических мятежей или противодействия советскому десанту. Но ценник проекта оказался неприлично огромным даже по меркам богатых США — дальше разговоров и расчётов дело не пошло.

Не забыли о сверхширокой колее и в СССР. Предполагалось, что постройка такой железной дороги вместе с атомными локомотивами для неё поможет решить одну из главных проблем нашей страны — транспортную связанность европейской части, Сибири и Дальнего Востока. По ней пошли бы и ресурсы, и уже готовые товары, и конечно, её можно было бы использовать в военных целях. По такой железной дороге быстро и без проблем удалось бы перебросить войска из Европы на восточные границы страны и наоборот. Но, ровно как и в США, ценник оказался неподъёмным — и проект остался лишь на бумаге.

Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге

В конце концов, ни экономические, ни военные плюсы так и не перевесили главного минуса проектов сверхширокой колеи — цену. В наше время интерес к этой идее совсем пропал, и маловероятно, что он снова появится в обозримом будущем.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях