Железо

Авиационные итоги года: 2к18 заходит на посадку

Что подарил 2018-й любителям авиации? Мы подытожили происходившее и теперь расскажем вам о лучших авиационных новинках и событиях этого года.
Александр Ермаков
  • 2.7K
  • 10
  • 2
  • 37

Премьеры года

2018 год не был богат на новинки. По нашей военной части самым большим событием стал Ту-22М3М — публичная выкатка состоялась 16 августа, а первый полёт обещают провести до Нового года. Модификация обещает кардинальное обновление радиоэлектронного оборудования, унификацию с будущим Ту-160 М2, отказ от ностальгической кормовой пушечной установки, а также весьма интересную (по возможными политическим последствиям) штангу дозаправки в воздухе.

В своё время от её установки на Ту-22М3 отказались (а с предыдущих модификаций — сняли), дабы в переговорах об ограничении ядерных вооружений американцы согласились не засчитывать «тушки» за стратегические бомбардировщики. В своё время это стало очень важным вопросом для СССР, поскольку «тушек» выпустили больше, чем более тяжёлых «стратегов», и было бы очень неудобно «сводить баланс» по лимитам. Эта ситуация сохранилась до сих пор — в СНВ-3 (договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений — Прим. ред.) они так же не учитываются.

Выкатка Ту-22М3М (источник фото)

Начало испытаний Ту-22М3М наверняка вызовет ворох претензий и требований учитывать модернизированные бомбардировщики в лимите носителей. В оставшиеся два года действия СНВ-3 российская сторона, вероятно, будет просто отнекиваться — что проходящие испытания машины не относятся к развёрнутым — и дебатировать вопрос встречными претензиями вплоть до окончания срока действия договора, на продление которого, к сожалению, сейчас надеяться не стоит. Впрочем, в будущем потенциальное включение в зачёт носителей порядка 30 модернизированных Ту-22М3М не станет критической проблемой, так как по их количеству мы отставали от американцев и имели запас в лимитах.

Более интересным, чем установка системы дозаправки, является и перспективный комплекс вооружения Ту-22М3М. В первую очередь, это высокоскоростная противокорабельная ракета Х-32, крылатая ракета большой дальности Х-50 (вероятно, уменьшенный вариант проверенной в Сирии Х-101, которую будут размещать в отсеке Ту-22М3), гиперзвуковая ракета с прямоточным двигателем (не путать с «Кинжалом»). Ну и да, Х-47 М2 «Кинжал», с которым не путать, тоже должен скоро появиться.

Лидеры года

Если с премьерами самолётов было не очень густо, то «Кинжал» стал, конечно, авиационной ракетой года. Из проектов, показанных в ходе первомартовского президентского послания, именно он больше всех был на слуху — вероятно, благодаря наибольшей готовности. «Кинжал» уже побывал на опытно-боевом дежурстве, и на параде 9 мая его показывали, и пуски не раз демонстрировались. Теперь очередь за увеличением количества доработанных МиГ-31К и за освоением новых носителей. МиГ-31 в этом году даже попадался на фото с таинственной чОрной ракетой — вероятно, противоспутниковой (или миниатюрной ракетой-носителем, поскольку она напоминала концепты программы «Ишим»).

Однако раз уж мы говорим об авиационной части 2018 года, нельзя не вспомнить о «Буревестнике». Всё-таки крылатая ракета — это маленький и гордый самолётик-камикадзе. Даже если у неё ядерная силовая установка. Хотя о «Буревестнике», в отличие от «Кинжала», подробностей известно мало, и проект, по всей видимости, ещё на ранней стадии испытаний.

В целом и «Кинжал», и другие продемонстрированные новинки — например, планирующий боевой блок межконтинентальных баллистических ракет «Авангард», сильно подстегнули «гиперзвуковую» тему в 2018 году, и с тех пор она не сходит с передовиц как у нас, так и в Штатах, где в свою очередь анонсировали сразу несколько гиперзвуковых программ — в том числе, авиационные ракеты.

«Ом-ном-ном» года

Главным историческим авиасобытием стали поглощения американским и европейским сверхгигантами бразильцев и канадцев, которые занимали лидирующие позиции в нише ближнемагистральников. Тесные попарные связи были у них уже давно, да и подготовка заключённых в этом году соглашений утекла в прессу ещё в прошлом году. «Эйрбас» фактически оформил приобретение «взрослой» части «Бомбардье». Новое семейство ближнемагистральников CS даже оперативно переименовали в «Эйрбас A220».

Действия европейского гиганта мгновенно привели к вскрытию в штаб-квартире «Боинг» «красного пакета» с заранее подготовленными мерами — заключением в тесные любящие объятья бразильской «Эмбраэр». Ответным шагом станет сосредоточение на совместном продвижении ближнемагистральников серий ERJ, E-Jets/E-Jets E2 и нового военно-транспортного KC-390. Последний, кстати, является определённым козырем американо-бразильского альянса, поскольку евро-канадцам противопоставить тут нечего: A400M — самолёт с трудной историей.

A400M

Конечно, тут экономисты могут возмутиться, что, мол, рассказали мы всё очень топорно, речь идёт не о вульгарном поглощении, а о формировании новых совместных предприятий, которыми владеют обе стороны; что основная цель — маркетинговое продвижение и т. д. Но если смотреть на ситуацию реалистично, то, когда формируется «стратегическое партнёрство» и «совместное предприятие» и одна сторона вносит в общую кассу 80 процентов, нетрудно угадать, кто здесь старший товарищ.

Чёрные страницы года

Тяжело — да и не хочется — вспоминать в праздники о плохом. Кто-то может даже счесть кощунством втягивание в годовые «топы» и «списки» людские трагедии. Однако проигнорировать, забыть о них, на мой взгляд, куда более ужасно. Не будем дебатировать о причинах, просто вспомним о том, что особенно затронуло нашу страну.

В 2018 году в России произошла крупная катастрофа гражданской авиации — 11 февраля разбился Ан-148 «Саратовских авиалиний» с 71 человеком на борту. Третьего февраля в Сирии террористы сбили штурмовик Су-25; лётчик после катапультирования погиб, сражаясь с боевиками. По небоевым причинам разбились в мае Су-30СМ и Ка-52. Наиболее крупная катастрофа произошла 6 марта при посадке Ан-26, когда погибли 39 человек. Семнадцатого сентября при отражении израильского налёта сирийская ПВО ошибочно сбила российский разведывательный Ил-20 с 15 членами экипажа.

Если говорить о мировом контексте, то наиболее крупная авиакатастрофа этого года произошла с военным самолётом — 11 апреля разбился алжирский Ил-76 с 257 людьми на борту. Кроме того, стоит отметить достаточно редкое происшествие — 6 декабря истребитель F/A-18D Корпуса морской пехоты США столкнулся с самолётом-заправщиком KC-130 у побережья Японии.


Переворачивая и закрывая эту чёрную страницу, хочется в наступающем году всем пожелать жизненных взлётов, мягких посадок, а отечественным любителям авиации ещё и удачного и интересного «МАКСа», который пройдёт в конце августа.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях